Научные и технические библиотеки №5 2004 год
Содержание:

Хургин В.М. О праве граждан на доступ к информации

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Новые тенденции в развитии мирового рынка научных публикаций – роль и место библиотек

Бахтурина Т.А. Терминология современных международных принципов каталогизации

Кудрина Е.Л., Гендина Н.И., Колкова Н.И. Две специальности нового государственного образовательного стандарта в вузах культуры и искусства. К постановке проблемы

Зильберборд А.Л., Соболева Л.В. Патентный фонд Астраханской ОНБ – основной информационный ресурс для исследователей и разработчиков

Чеха О.В. Комплектование библиотеки Белгородского университета потребительской кооперации

Подгайченко Р.В. Записки директора библиотеки. (К 85-летию Зональной научной библиотеки Иркутского государственного университета)


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Бычкова Е.Ф. Итоги и перспективы реализации проекта ГПНТБ России по созданию специализированного информационно-справочного и документального фонда по экологии

Обзор зарубежных веб-сайтов по проблемам экологии. Ч. I


Дискуссионный клуб «Термин»

Васильченко Н.П. Мысли по поводу


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Лукашов И.В. Что профессионально, то и этично

Виноградова Е.Б. В спорах теряется истина

Письмо в редакцию

Обзор журнала «Information Outlook» (2003, Vol. 7, № 6)

Газавэй Л. Архивные материалы и владельцы авторских прав

Клэр Г.С., Харрисон В., Пелицци Т. 12 правил хорошего тона для научно-технических библиотек

Лески Ц. Аутсорсинг как долговременная стратегия

Болжер Л. Подготовиться или пострадать? Планирование последствий катастроф – уменьшение ущерба фондам

Абрам С. Стабильность и сохранность электронных ресурсов и замечательная истинная история Иосифа Флавия


Обзоры. Рецензии

Сукиасян Э.Р. «Эта книга для медленного чтения…»

Коломейчук Е.М. Ценный вклад в развитие информационного и справочно-библиографического обслуживания


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 17

Письмо в редакцию

На страницах сборника «Научные и технические библиотеки» обсуждается кодекс библиотечной этики. Меня, как, наверное, и других ваших читателей, материалы дискуссии заставили задуматься: во-первых, о необходимости предъявлять к библиотечному сообществу специальные моральные требования; во-вторых, об их содержании (принципах) и форме (нормах); в-третьих, о реализации и возможных последствиях претворения в жизнь уже принятого Российской библиотечной ассоциацией в 1999 г. Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря.

Поскольку обязанности по исполнению этого документа возложены на каждого библиотекаря-библиографа персонально (а значит, и на меня тоже), я осмелилась поделиться своими соображениями.

Особый этический кодекс предлагается библиотекарю, потому что общество нуждается в защите от его «профессионально ограниченного мышления» (Мелентьева Ю.П. Ответ оппоненту // Науч. и техн. б-ки. 2001. № 12. С. 62–69). Однако непонятно: в чем заключается моральная ограниченность человека, обусловленная нашей специальностью; неизбежна ли она; как библиотечная этика посредством кодекса нейтрализует ее проявления. Не объяснив все это в самом кодексе, нельзя считать его «охранной грамотой».

Также неясно – необходимо ли соблюдать данные этические нормы или достаточно «знать, что мы нарушаем» [Там же]. Выполнять же кодекс РБА сложно как минимум по двум причинам.

Первая – наличие в библиотечном деле этических проблем, имеющих несколько взаимоисключающих решений, каждое из которых утверждает приоритет той или иной нравственной ценности. Например, отвечает ли библиотекарь за последствия использования читателем информации, полученной в библиотеке? Не признавая ответственности, в том числе и моральной, ставишь под угрозу социальную и собственную безопасность; признавая, ограничиваешь доступ к информации, т. е. свободу личности и ее права. Если нет решения, не причиняющего вреда обществу или отдельным его членам, выбор любого из них, не только зафиксированного в кодексе, морально обоснован. Но какой вариант оптимален?

Вторая – отсутствие в большинстве положений кодекса особенностей профессиональной деятельности библиотекаря; а следовательно, специфики моральных качеств и требований, предъявляемых к нему. Например, авторские права, конфиденциальность, уважение к личности имеют значение для представителей и других профессий. Поэтому осуществление идей данного кодекса зависит не только от библиотекарей, а как его соблюдать в условиях реальных библиотек – неизвестно.

Принимая во внимание содержание кодекса РБА, я попыталась определить моральные нормы, которыми руководствуются мои коллеги, профессионалы-практики. Затем я попробовала сформулировать их в виде правил:

  1. Библиотекарь должен активно и честно, применяя все свои знания и опыт, устранять библиотечные (библиографические, административные, психологические и т. п., если их можно ликвидировать посредством библиотеки) барьеры на пути пользователя к нужной тому информации, а в социально опасных случаях, наоборот, создавать их. Максимальная объективность и адекватность потребностям читателя достигается, когда он не только получит искомое, но и останется в твердой уверенности в том, что все препятствия преодолел самостоятельно.

  2. Библиотекарь несет моральную ответственность за последствия использования предоставленной им информации, поэтому имеет право на обоснованный отказ.

  3. Библиотекарь несет моральную ответственность как перед потенциальным читателем, так и перед автором за последствия неиспользования по его вине информации, которая содержится в документах.

  4. Библиотекарь обязан быть внимательным ко всем посетителям библиотеки.

  5. В спорных ситуациях библиотекарь принимает сторону пользователей, но при этом учитывает интересы будущих поколений.

  6. Библиотекарь отстаивает перед органами власти и управления равные права читателей своей библиотеки на информацию, которая есть или будет в данном учреждении, независимо от финансовой обеспеченности пользователей (противодействует введению обязательной дополнительной оплаты основных библиотечных услуг).

  7. Библиотекарь уважает знания, мнения и чувства; бережет труд и время не только своих коллег, но и читателей. Он вправе рассчитывать на аналогичное к себе отношение.

  8. Библиотекарь непрерывно учится, совершенствуя как профессиональные знания, так и эрудицию, для того чтобы понимать пользователей, стимулировать их способности к саморазвитию. Для библиотекаря обязательны желание и умение передавать свои знания, опыт.

  9. Библиотекарь не уничтожает книги, чтобы не сформировать в себе (и в окружающих людях) негативное восприятие их.

  10. Библиотекарь осознает, что в чрезвычайных обстоятельствах он должен рисковать своим здоровьем ради спасения посетителей библиотеки, коллег, фонда и т. д.

Как видите, специальными, характерными исключительно для нашей профессии или области деятельности эти требования не назовешь.

Готова к критике и заранее благодарю тех, кто захочет это сделать. Надеюсь, что дискуссия по поводу этического кодекса библиотекаря продолжится в ваших дальнейших публикациях.

 

От редакции. Это письмо завершает постскриптум: «Если сочтете нужным опубликовать мое письмо, не указывайте, пожалуйста, город, место работы и должность, так как весьма вероятна отрицательная реакция руководства библиотеки».

Выполняя просьбу автора, мы решили опубликовать письмо анонимно.

  
На главную