УДК 17
Письмо в
редакцию
На страницах сборника «Научные
и технические библиотеки» обсуждается
кодекс библиотечной этики. Меня, как,
наверное, и других ваших читателей,
материалы дискуссии заставили задуматься:
во-первых, о необходимости предъявлять к
библиотечному сообществу специальные
моральные требования; во-вторых, об их
содержании (принципах) и форме (нормах); в-третьих,
о реализации и возможных последствиях
претворения в жизнь уже принятого
Российской библиотечной ассоциацией в 1999 г.
Кодекса профессиональной этики
российского библиотекаря.
Поскольку обязанности по
исполнению этого документа возложены на
каждого библиотекаря-библиографа
персонально (а значит, и на меня тоже), я
осмелилась поделиться своими
соображениями.
Особый
этический кодекс предлагается
библиотекарю, потому что общество
нуждается в защите от его «профессионально
ограниченного мышления» (Мелентьева Ю.П.
Ответ оппоненту // Науч. и техн. б-ки. 2001. № 12.
С. 62–69). Однако непонятно: в чем заключается
моральная ограниченность человека,
обусловленная нашей специальностью;
неизбежна ли она; как библиотечная этика
посредством кодекса нейтрализует ее
проявления. Не объяснив все это в самом
кодексе, нельзя считать его «охранной
грамотой».
Также неясно – необходимо ли
соблюдать данные этические нормы или
достаточно «знать, что мы нарушаем» [Там же].
Выполнять же кодекс РБА сложно как минимум
по двум причинам.
Первая – наличие в библиотечном
деле этических проблем, имеющих несколько
взаимоисключающих решений, каждое из
которых утверждает приоритет той или иной
нравственной ценности. Например, отвечает
ли библиотекарь за последствия
использования читателем информации,
полученной в библиотеке? Не признавая
ответственности, в том числе и моральной,
ставишь под угрозу социальную и
собственную безопасность; признавая,
ограничиваешь доступ к информации, т. е.
свободу личности и ее права. Если нет
решения, не причиняющего вреда обществу или
отдельным его членам, выбор любого из них,
не только зафиксированного в кодексе,
морально обоснован. Но какой вариант
оптимален?
Вторая – отсутствие в
большинстве положений кодекса
особенностей профессиональной
деятельности библиотекаря; а следовательно,
специфики моральных качеств и требований,
предъявляемых к нему. Например, авторские
права, конфиденциальность, уважение к
личности имеют значение для представителей
и других профессий. Поэтому осуществление
идей данного кодекса зависит не только от
библиотекарей, а как его соблюдать в
условиях реальных библиотек – неизвестно.
Принимая
во внимание содержание кодекса РБА, я
попыталась определить моральные нормы,
которыми руководствуются мои коллеги,
профессионалы-практики. Затем я
попробовала сформулировать их в виде
правил:
-
Библиотекарь должен активно и
честно, применяя все свои знания и опыт,
устранять библиотечные (библиографические,
административные, психологические и т. п.,
если их можно ликвидировать посредством
библиотеки) барьеры на пути пользователя к
нужной тому информации, а в социально
опасных случаях, наоборот, создавать их.
Максимальная объективность и адекватность
потребностям читателя достигается, когда
он не только получит искомое, но и останется
в твердой уверенности в том, что все
препятствия преодолел самостоятельно.
-
Библиотекарь несет моральную
ответственность за последствия
использования предоставленной им
информации, поэтому имеет право на
обоснованный отказ.
-
Библиотекарь несет моральную
ответственность как перед потенциальным
читателем, так и перед автором за
последствия неиспользования по его вине
информации, которая содержится в
документах.
-
Библиотекарь обязан быть
внимательным ко всем посетителям
библиотеки.
-
В спорных ситуациях
библиотекарь принимает сторону
пользователей, но при этом учитывает
интересы будущих поколений.
-
Библиотекарь отстаивает перед
органами власти и управления равные права
читателей своей библиотеки на информацию,
которая есть или будет в данном учреждении,
независимо от финансовой обеспеченности
пользователей (противодействует введению
обязательной дополнительной оплаты
основных библиотечных услуг).
-
Библиотекарь уважает знания,
мнения и чувства; бережет труд и время не
только своих коллег, но и читателей. Он
вправе рассчитывать на аналогичное к себе
отношение.
-
Библиотекарь непрерывно
учится, совершенствуя как профессиональные
знания, так и эрудицию, для того чтобы
понимать пользователей, стимулировать их
способности к саморазвитию. Для
библиотекаря обязательны желание и умение
передавать свои знания, опыт.
-
Библиотекарь не уничтожает
книги, чтобы не сформировать в себе (и в
окружающих людях) негативное восприятие их.
-
Библиотекарь осознает, что в
чрезвычайных обстоятельствах он должен
рисковать своим здоровьем ради спасения
посетителей библиотеки, коллег, фонда и т. д.
Как видите, специальными,
характерными исключительно для нашей
профессии или области деятельности эти
требования не назовешь.
Готова к критике и заранее
благодарю тех, кто захочет это сделать.
Надеюсь, что дискуссия по поводу этического
кодекса библиотекаря продолжится в ваших
дальнейших публикациях.
От редакции. Это письмо завершает
постскриптум: «Если сочтете нужным
опубликовать мое письмо, не указывайте,
пожалуйста, город, место работы и должность,
так как весьма вероятна отрицательная
реакция руководства библиотеки».
Выполняя
просьбу автора, мы решили опубликовать
письмо анонимно.
|