Научные и технические библиотеки №5 2004 год
Содержание:

Хургин В.М. О праве граждан на доступ к информации

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Новые тенденции в развитии мирового рынка научных публикаций – роль и место библиотек

Бахтурина Т.А. Терминология современных международных принципов каталогизации

Кудрина Е.Л., Гендина Н.И., Колкова Н.И. Две специальности нового государственного образовательного стандарта в вузах культуры и искусства. К постановке проблемы

Зильберборд А.Л., Соболева Л.В. Патентный фонд Астраханской ОНБ – основной информационный ресурс для исследователей и разработчиков

Чеха О.В. Комплектование библиотеки Белгородского университета потребительской кооперации

Подгайченко Р.В. Записки директора библиотеки. (К 85-летию Зональной научной библиотеки Иркутского государственного университета)


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Бычкова Е.Ф. Итоги и перспективы реализации проекта ГПНТБ России по созданию специализированного информационно-справочного и документального фонда по экологии

Обзор зарубежных веб-сайтов по проблемам экологии. Ч. I


Дискуссионный клуб «Термин»

Васильченко Н.П. Мысли по поводу


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Лукашов И.В. Что профессионально, то и этично

Виноградова Е.Б. В спорах теряется истина

Письмо в редакцию

Обзор журнала «Information Outlook» (2003, Vol. 7, № 6)

Газавэй Л. Архивные материалы и владельцы авторских прав

Клэр Г.С., Харрисон В., Пелицци Т. 12 правил хорошего тона для научно-технических библиотек

Лески Ц. Аутсорсинг как долговременная стратегия

Болжер Л. Подготовиться или пострадать? Планирование последствий катастроф – уменьшение ущерба фондам

Абрам С. Стабильность и сохранность электронных ресурсов и замечательная истинная история Иосифа Флавия


Обзоры. Рецензии

Сукиасян Э.Р. «Эта книга для медленного чтения…»

Коломейчук Е.М. Ценный вклад в развитие информационного и справочно-библиографического обслуживания


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 002

Газавэй Л.

Архивные материалы и владельцы авторских прав

Перевод статьи: Laura Gasaway. Archival Materials and Copyright Ownership. – Information Outlook. 2003. Vol. 7, № 6. P. 7.

Проблема соблюдения авторских прав при работе с архивными документами (фондами) представляет собой всего лишь один из элементов сложной работы с этими материалами, однако эта проблема может оказаться критической в некоторых случаях.

Умение поддерживать в порядке и управляться с коллекциями артефактов, т.е. физически ощутимых творений – это то, что библиотекари изначально делали и делают хорошо, но идентификация различий в правах пользования каждым из хранящихся объектов, умение использовать эти права и умение объяснить пользователю библиотеки все различия и тонкости – непростые проблемы. И суть здесь в коренных различиях между владением физическим объектом и владением авторским правом (правом на интеллектуальную собственность).

В то время как авторское право на какую-либо уникальную, «одноразовую» личную работу, например на письмо или дневник, обозначает и соотносится с литературной «начинкой», с содержанием данной работы, физически ощутимым воплощением этого произведения может быть что угодно: само письмо, напечатанное автором, компьютерный диск или, например, рукописный журнал – действительно, что угодно. Библиотекари и архивисты не всегда понимают эти различия, и в результате недопонимания могут возникать сложности как для самих архивно-библиотечных учреждений, так и для лиц, отвечающих за организацию работы с архивными материалами.

Статус многих документов архивного фонда не определен из-за пробелов в ведении сопроводительных записей, в особенности составленных в прошлые годы.

Рассмотрим достаточно типичный случай, когда владелец (адресат) письма, полученного в свое время от какого-то видного писателя, дарит это письмо библиотеке. Нужно понимать, что акт дарения относится только к физическому объекту, т.е. самому письму и, как правило, не относится (в том смысле, что специально не оговаривается) к акту передачи авторских прав на содержание письма. Современный библиотекарь, пожалуй, уже понимает разницу и осознает, что библиотека получила права владения самим письмом, но не получила прав на содержание работы.

Дело в том, что дарителем в подобной ситуации чаще всего является получатель письма, а не отправитель, т.е. автор. А получатель, не являясь автором, не обладает авторским правом и, следовательно, не может его кому-либо передавать, в том числе и библиотеке.

Получатель письма искренне уверен, что поскольку письмо адресовано ему, то он и является обладателем авторских прав. Даритель же зачастую не является ни отправителем, ни получателем письма и тем более обладателем авторских прав на его содержание. Единственное исключение: даритель – либо законный наследник автора, либо имеется специальное распоряжение автора на этот счет.

 

Типичная для многих библиотек ситуация иллюстрируется судебным разбирательством «Сэлинджер против издательства Рэндом Хауз» (Salinger vs Random House), в которой даритель, получатель писем от известного писателя Дж. Д. Сэлинджера («Над пропастью во ржи», «Catcher in the Rye»), передал их в библиотеку. В суде рассматривалось требование писателя не публиковать эти письма.

Данный процесс был первым в серии последующих судебных разбирательств об ограничении доктрины (принципа) справедливого пользования (fair use doctrine) в применении к неопубликованным работам.

Библиотека получила во владение письма как физические объекты. Однако же г-н Сэлинджер является владельцем авторских прав на содержание этих писем и был вправе запретить их публикацию исследователю, который готовил неавторизованную (т.е. без согласия Сэлинджера) биографию писателя.

Суд подтвердил право г-на Сэлинджера первым опубликовать свои письма и поддержал его запрет на публикацию этих писем третьим лицом; в данном случае принцип справедливого пользования (в целях научных исследований) оказался неприменим.

 

Сегодня многие библиотеки и архивы ведут себя так, будто они владеют авторскими правами на материалы, хранящиеся в их фондах. Зачастую ученым, работающим с архивными материалами, предлагается подписать контракт, дающий им (ученым) право публиковать документ из архива (например фотографию). В связи с этим подчеркнем, что если архивы не получили специальных авторских прав на документы из фонда, то они и сами не имеют права их публиковать, и тем более – давать третьим лицам права на публикацию.

В некоторых случаях речь идет об официальных документах, предназначенных для пользования широкой публикой, – и все равно библиотеки требуют от ученых запрашивать разрешение на их публикацию.

Конечно, библиотеки и архивы регулируют доступ к документам из своих фондов. По ряду причин учреждение может вовсе прекратить выдачу: либо из-за охрупчивания документа, либо по требованию дарителя. И все же следует помнить, что архивы создаются для того, чтобы обеспечивать доступ широкой публики к документам, и нет никаких резонов излишне увлекаться ограничением доступа. Поэтому любые ограничения доступа к официальным архивным материалам (не связанные с угрозой утраты целостности документа) совершенно недопустимы и неправомерны. Если библиотека не является владельцем авторских прав, ей нужно стремиться не ограничивать возможность публикации, а отсылать лиц, желающих опубликовать те или иные материалы, к владельцам авторских прав.

Бывают случаи, когда библиотека становится владельцем авторских прав. Например, писатель дарит свои работы (письма, опубликованные и неопубликованные рукописи, научные записки и т. п.) библиотеке и одновременно передает ей авторские права на эти документы. Сам акт дарения физических предметов обычно не содержит в себе передачу авторских прав, поэтому передача авторских прав оформляется отдельным документом и, подчеркнем, обязательно в письменном виде.

Идеальной ситуацией для библиотеки является передача ей всех авторских прав на все работы – как опубликованные, так и неопубликованные, но такой сценарий не очень часто встречается.

Что же касается опубликованных работ, то, как правило, автор передает их издателю, и издатель остается владельцем авторских прав. Автор может и напрямую передать библиотеке авторские права на неопубликованные работы, рукописи и письма. Это происходит довольно часто.

Зачем библиотеке или архиву нужны авторские права на эти документы? Во-первых, библиотека впоследствии сможет опубликовать их в печатном либо цифровом формате; во-вторых, сможет регулировать процессы воспроизведения и распространения копий этих материалов издательствами, учреждениями образования, музеями и т.д.; в-третьих, авторское право дает библиотеке возможность дополнительно заработать за счет предоставления лицензий на какие-либо виды работ с этими материалами или за счет продажи их копий.

При наличии авторских прав многие библиотеки и музеи воспроизводят художественные работы (на открытках, книжных закладках, майках и т.п.) и продают в своих магазинчиках, киосках.

И наконец, библиотеке может понадобиться авторское право на то или иное произведение как средство для наращивания своих капиталов (особенно, если произведение было куплено): финансовые вложения в предметы искусства всегда считались выгодным делом.

 

Дарители в отдельных случаях могут ограничивать использование даров, даже в случае передачи авторских прав. И владелец авторских прав также может добровольно ограничивать себя: например, библиотека не разрешает доступ к материалам на определенный период времени из соображений защиты права частных лиц на конфиденциальность.

Библиотеки, имеющие дело с дарителями – владельцами авторских прав, должны консультироваться с юристами и вести честные, открытые переговоры с членами семьи автора произведений о том, какие последствия возникают для них при передаче авторских прав в учреждение культуры.

И конечно, само учреждение обязано сформулировать для себя и своих сотрудников правила работы с материалами, на которые имеются авторские права, и с материалами, на которые авторские права в данный момент отсутствуют.

  
На главную