УДК 002
Газавэй Л.
Архивные материалы и владельцы
авторских прав
Перевод статьи: Laura
Gasaway. Archival Materials and Copyright Ownership. – Information Outlook. 2003.
Vol. 7, № 6. P. 7.
|
Проблема соблюдения авторских
прав при работе с архивными документами (фондами)
представляет собой всего лишь один из
элементов сложной работы с этими
материалами, однако эта проблема может
оказаться критической в некоторых случаях.
Умение поддерживать в порядке и
управляться с коллекциями артефактов, т.е.
физически ощутимых творений – это то, что
библиотекари изначально делали и делают
хорошо, но идентификация различий в правах
пользования каждым из хранящихся объектов,
умение использовать эти права и умение
объяснить пользователю библиотеки все
различия и тонкости – непростые проблемы. И
суть здесь в коренных различиях между
владением физическим объектом и владением
авторским правом (правом на
интеллектуальную собственность).
В то время как авторское право
на какую-либо уникальную, «одноразовую»
личную работу, например на письмо или
дневник, обозначает и соотносится с
литературной «начинкой», с содержанием
данной работы, физически ощутимым
воплощением этого произведения может быть
что угодно: само письмо, напечатанное
автором, компьютерный диск или, например,
рукописный журнал – действительно, что
угодно. Библиотекари и архивисты не всегда
понимают эти различия, и в результате
недопонимания могут возникать сложности
как для самих архивно-библиотечных
учреждений, так и для лиц, отвечающих за
организацию работы с архивными материалами.
Статус многих документов
архивного фонда не определен из-за пробелов
в ведении сопроводительных записей, в
особенности составленных в прошлые годы.
Рассмотрим достаточно типичный
случай, когда владелец (адресат) письма,
полученного в свое время от какого-то
видного писателя, дарит это письмо
библиотеке. Нужно понимать, что акт дарения
относится только к физическому объекту, т.е.
самому письму и, как правило, не относится (в
том смысле, что специально не оговаривается)
к акту передачи авторских прав на
содержание письма. Современный
библиотекарь, пожалуй, уже понимает разницу
и осознает, что библиотека получила права
владения самим письмом, но не получила прав
на содержание работы.
Дело в том, что дарителем в
подобной ситуации чаще всего является
получатель письма, а не отправитель, т.е.
автор. А получатель, не являясь автором, не
обладает авторским правом и, следовательно,
не может его кому-либо передавать, в том
числе и библиотеке.
Получатель письма искренне
уверен, что поскольку письмо адресовано ему,
то он и является обладателем авторских прав.
Даритель же зачастую не
является ни отправителем, ни получателем
письма и тем более обладателем авторских
прав на его содержание. Единственное
исключение: даритель – либо законный
наследник автора, либо имеется специальное
распоряжение автора на этот счет.
Типичная для многих
библиотек ситуация иллюстрируется
судебным разбирательством «Сэлинджер
против издательства Рэндом Хауз» (Salinger
vs Random House), в которой даритель, получатель
писем от известного писателя Дж. Д.
Сэлинджера («Над пропастью во ржи», «Catcher
in the Rye»), передал их в библиотеку. В суде
рассматривалось требование писателя не
публиковать эти письма.
Данный процесс был первым в
серии последующих судебных разбирательств
об ограничении доктрины (принципа)
справедливого пользования (fair
use doctrine) в применении к неопубликованным
работам.
Библиотека
получила во владение письма как физические
объекты. Однако же г-н Сэлинджер является
владельцем авторских прав на содержание
этих писем и был вправе запретить их
публикацию исследователю, который готовил
неавторизованную (т.е. без согласия
Сэлинджера) биографию писателя.
Суд подтвердил право г-на
Сэлинджера первым опубликовать свои письма
и поддержал его запрет на публикацию этих
писем третьим лицом; в данном случае
принцип справедливого пользования (в целях
научных исследований) оказался неприменим.
Сегодня многие библиотеки и
архивы ведут себя так, будто они владеют
авторскими правами на материалы,
хранящиеся в их фондах. Зачастую ученым,
работающим с архивными материалами,
предлагается подписать контракт, дающий им
(ученым) право публиковать документ из
архива (например фотографию). В связи с этим
подчеркнем, что если архивы не получили
специальных авторских прав на документы из
фонда, то они и сами не имеют права их
публиковать, и тем более – давать третьим
лицам права на публикацию.
В некоторых случаях речь идет об
официальных документах, предназначенных
для пользования широкой публикой, – и все
равно библиотеки требуют от ученых
запрашивать разрешение на их публикацию.
Конечно, библиотеки и архивы
регулируют доступ к документам из своих
фондов. По ряду причин учреждение может
вовсе прекратить выдачу: либо из-за
охрупчивания документа, либо по требованию
дарителя. И все же следует помнить, что
архивы создаются для того, чтобы
обеспечивать доступ широкой публики к
документам, и нет никаких резонов излишне
увлекаться ограничением доступа. Поэтому
любые ограничения доступа к официальным
архивным материалам (не связанные с угрозой
утраты целостности документа) совершенно
недопустимы и неправомерны. Если
библиотека не является владельцем
авторских прав, ей нужно стремиться не
ограничивать возможность публикации, а
отсылать лиц, желающих опубликовать те или
иные материалы, к владельцам авторских прав.
Бывают случаи, когда библиотека
становится владельцем авторских прав.
Например, писатель дарит свои работы (письма,
опубликованные и неопубликованные
рукописи, научные записки и т. п.) библиотеке
и одновременно передает ей авторские права
на эти документы. Сам акт дарения
физических предметов обычно не содержит в
себе передачу авторских прав, поэтому
передача авторских прав оформляется
отдельным документом и, подчеркнем,
обязательно в письменном виде.
Идеальной ситуацией для
библиотеки является передача ей всех
авторских прав на все работы – как
опубликованные, так и неопубликованные, но
такой сценарий не очень часто встречается.
Что же касается
опубликованных работ, то, как правило, автор
передает их издателю, и издатель остается
владельцем авторских прав. Автор может и
напрямую передать библиотеке авторские
права на неопубликованные работы, рукописи
и письма. Это происходит довольно часто.
Зачем библиотеке или архиву
нужны авторские права на эти документы? Во-первых,
библиотека впоследствии сможет
опубликовать их в печатном либо цифровом
формате; во-вторых, сможет регулировать
процессы воспроизведения и
распространения копий этих материалов
издательствами, учреждениями образования,
музеями и т.д.; в-третьих, авторское право
дает библиотеке возможность дополнительно
заработать за счет предоставления лицензий
на какие-либо виды работ с этими
материалами или за счет продажи их копий.
При наличии авторских прав
многие библиотеки и музеи воспроизводят
художественные работы (на открытках,
книжных закладках, майках и т.п.) и продают в
своих магазинчиках, киосках.
И наконец, библиотеке может
понадобиться авторское право на то или иное
произведение как средство для наращивания
своих капиталов (особенно, если
произведение было куплено): финансовые
вложения в предметы искусства всегда
считались выгодным делом.
Дарители в отдельных случаях
могут ограничивать использование даров,
даже в случае передачи авторских прав. И
владелец авторских прав также может
добровольно ограничивать себя: например,
библиотека не разрешает доступ к
материалам на определенный период времени
из соображений защиты права частных лиц на
конфиденциальность.
Библиотеки, имеющие дело с
дарителями – владельцами авторских прав,
должны консультироваться с юристами и
вести честные, открытые переговоры с
членами семьи автора произведений о том,
какие последствия возникают для них при
передаче авторских прав в учреждение
культуры.
И конечно, само учреждение
обязано сформулировать для себя и своих
сотрудников правила работы с материалами,
на которые имеются авторские права, и с
материалами, на которые авторские права в
данный момент отсутствуют.
|