Научные и технические библиотеки №5 2004 год
Содержание:

Хургин В.М. О праве граждан на доступ к информации

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Новые тенденции в развитии мирового рынка научных публикаций – роль и место библиотек

Бахтурина Т.А. Терминология современных международных принципов каталогизации

Кудрина Е.Л., Гендина Н.И., Колкова Н.И. Две специальности нового государственного образовательного стандарта в вузах культуры и искусства. К постановке проблемы

Зильберборд А.Л., Соболева Л.В. Патентный фонд Астраханской ОНБ – основной информационный ресурс для исследователей и разработчиков

Чеха О.В. Комплектование библиотеки Белгородского университета потребительской кооперации

Подгайченко Р.В. Записки директора библиотеки. (К 85-летию Зональной научной библиотеки Иркутского государственного университета)


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Бычкова Е.Ф. Итоги и перспективы реализации проекта ГПНТБ России по созданию специализированного информационно-справочного и документального фонда по экологии

Обзор зарубежных веб-сайтов по проблемам экологии. Ч. I


Дискуссионный клуб «Термин»

Васильченко Н.П. Мысли по поводу


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Лукашов И.В. Что профессионально, то и этично

Виноградова Е.Б. В спорах теряется истина

Письмо в редакцию

Обзор журнала «Information Outlook» (2003, Vol. 7, № 6)

Газавэй Л. Архивные материалы и владельцы авторских прав

Клэр Г.С., Харрисон В., Пелицци Т. 12 правил хорошего тона для научно-технических библиотек

Лески Ц. Аутсорсинг как долговременная стратегия

Болжер Л. Подготовиться или пострадать? Планирование последствий катастроф – уменьшение ущерба фондам

Абрам С. Стабильность и сохранность электронных ресурсов и замечательная истинная история Иосифа Флавия


Обзоры. Рецензии

Сукиасян Э.Р. «Эта книга для медленного чтения…»

Коломейчук Е.М. Ценный вклад в развитие информационного и справочно-библиографического обслуживания


НАШИ
АВТОРЫ


В статье Лори Болжер (Laurie Bolger) – заведующей отделом сохранности Клубной библиотеки Университета Нью-Йорка – предложен план мероприятий, направленных на снижение ущерба, который могут причинить библиотекам наводнения, пожары и другие чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия.

Автор подчеркивает, что четко составленный план соответствующих действий всего коллектива библиотеки и регулярная актуализация этого плана помогут уменьшить последствия беды и обеспечить сохранность фондов.

 

УДК 025.1:658.012.2

Болжер Л.

Подготовиться или пострадать?
Планирование последствий катастроф –
уменьшение ущерба фондам

Сокращенный перевод статьи: Laurie Bolger. Scared or prepared? Disaster planning makes the difference. – Information Outlook. Vol. 7, № 6. P. 27 – 30.

Небесным покровителем библиотекарей и архивистов считается Св. Лаврентий (Laurence the Librarian). В 258 г. его, молодого человека редкой красоты и благородства, папа Сикст II назначил архидьяконом, отвечающим за церковные сокровища, в том числе и за драгоценные книги. Однако алчный префект Рима попытался конфисковать эти сокровища и приказал Лаврентию сдать в муниципальную казну все ценности. Юный хранитель не подчинился приказу (появившись в римском суде в окружении толпы городских бедняков, он утверждал, что они-то и являются настоящим сокровищем церкви), и в наказание за непослушание был приговорен к сожжению на медленном огне.

Символы Св. Лаврентия – раскрытая книга и решетка.

В наше время от библиотекарей не требуется столь мученических усилий по защите фондов.

Первый и непреложный закон поведения в нештатной ситуации – забота о сохранении жизни и здоровья людей. Сначала – люди, любые ценности – потом.

Тем не менее рассмотрим меры по снижению уровня опасности для фондов библиотек в ходе катастроф и после них.


Типичные виды несчастных случаев

Если чрезвычайное положение (ЧП) можно определить как набор условий, требующих немедленного действия, то несчастный случай (НС) можно определить как крупное ЧП, стечение обстоятельств, которые препятствуют работе организации и выполнению ею своих ключевых функций, иногда в течение длительного времени.

К несчастным случаям можно отнести события различного уровня сложности:

  • протечки в крыше здания или в санитарно-техническом оборудовании, которые можно починить силами персонала библиотеки;

  • прорывы в основной системе водоснабжения, в результате которых может отключиться электропитание и впоследствии потребуется широкомасштабная обработка литературы в сторонних организациях;

  • крупные катастрофы, такие, как землетрясения, в ходе которых прекращаются абсолютно все виды работ, выходят из строя все системы снабжения и жизнеобеспечения, а разрушения принимают массовый характер.

Сильные штормы могут породить повреждения в результате воздействия ветра или воды. При этом наводнение может быть очень разрушительным для библиотечных фондов.

Неприятности меньшего масштаба могут происходить из-за поломок сантехники, неисправности систем пожаротушения и централизованного кондиционирования воздуха.

Вне зависимости от конкретной причины бедствия серьезную проблему представляет плесень, которая всегда сопровождает повышенную влажность в книжном хранилище.

Огонь может наделать еще больше бед, чем вода. Дело не только в пагубном воздействии высокой температуры, дыма и ядовитых газов; процесс пожаротушения сопровождается иногда еще большим ущербом, чем сам огонь.

Причиной пожара могут быть как природные явления – молния или землетрясения, так и бытовые – старая либо неисправная электропроводка, неправильное пользование нагревательными приборами, скопление горючих материалов, поджог.

Многие несчастные случаи обусловлены природными явлениями: ветром, водой или огнем. Кроме этого, никто из сегодняшних библиотекарей не имеет права забывать об опасности, которой могут подвергнуться библиотеки из-за террористических актов. Массовые разрушения, вызванные бомбами или взрывами (такими, как в зданиях Всемирного торгового центра), биотерроризмом (например, попытка заразить сибирской язвой некоторые помещения Конгресса США) или другими враждебными актами, наносят невосполнимый ущерб.

Планирование мероприятий по снижению ущерба от таких ЧП и сегодня, и, к сожалению, в будущем еще надолго останется огромной проблемой для библиотекарей.


Рекомендации по снижению ущерба

Разработка плана необходимых шагов и действий и его распространение в печатной форме – это обязательный элемент подготовки к возможным ЧП и НС. Способствуя предотвращению паники и облегчая процесс принятия решений, такой план позволит существенно снизить ущерб для библиотечных фондов и уменьшить расходы по восстановлению функционирования библиотеки. Среди прочих пунктов план должен включать:

1. Распределение обязанностей. Следует назначить сотрудника, ответственного за разработку плана и его обновление.

Спасательная команда должна быть сформирована из сотрудников основных подразделений библиотеки, в том числе из отделов специальных коллекций (редких книг) и комплектования. Кроме того, полезно включить в команду специалистов по инженерным системам библиотеки и специалистов по безопасности.

2. Предварительные исследования. Спасательная команда должна систематически просматривать статьи плана аварийно-восстановительных работ, изучать соответствующие планы других учреждений, посещать специальные семинары и т. п.

3. Установление связи с местными спасательными службами. Нужно наладить контакты с местными аварийными службами, такими, как пожарные команды. Их специалисты осмотрят помещения библиотеки, изучат расположение фондов. Помимо этого, службы спасения различной подчиненности помогут библиотеке определить наиболее уязвимые места в случае различных катастроф – наводнений или землетрясений. Нужно также определить собственную позицию по отношению к федеральным службам спасения.

4. Цели и задачи, стоящие перед каждым членом команды. Должны проводиться перекрестные тренировки по оказанию взаимной помощи (помимо собственных обязанностей каждого из членов команды). Можно назначить одного из членов команды связующим (координатором) и разработать цепочку команд.

Существенная часть подготовительной работы – составление хорошего телефонного справочника, содержащего в том числе и домашние телефоны членов команды, контактную информацию о местных поставщиках товаров, оборудования и услуг, специалистах по просушке и сохранности. Естественно, что любой список окажется эффективным только при условии его регулярного обновления.

Нужно установить реалистичные сроки завершения разработки отдельных статей плана и плана в целом.

5. Регулярное проведение осмотра фондов и уточнение приоритетов спасения документов. Определив состав фондов, следует уточнить такие факторы, как потребительская ценность и стоимость документов, их значимость для научных исследований, наличие юридических или финансовых обязательств по отношению к другим организациям:

  • высшие приоритеты имеют уникальные документы, которые невозможно заменить, либо документы, необходимые для научных исследований, выполняемых библиотекой, а также особо ценные документы. Именно их следует обеспечить максимально возможной защитой и включить в список спасаемых в первую очередь при несчастном случае;

  • следующий уровень приоритета – это документы, которые трудно или очень дорого заменить. Эти документы нужно защищать в пределах возможностей персонала библиотеки и имеющихся средств;

  • низший приоритет – документы, которые не очень сложно или не очень дорого заменить. Они в определенном смысле являются расходными материалами и при этом составляют основную массу фондов. На них обращаем внимание после спасения документов первых двух групп.

6. Определение источников потенциальной опасности и ее оценка. Обзор уязвимых мест весьма существен для идентификации возможных типов несчастий, оценки возможности их возникновения и суждения о потенциальном уровне ущерба для работы библиотеки. На этом этапе следует предпринять все возможные меры по устранению причин возникновения нештатной ситуации и защите библиотечных систем.

7. Проведите оценку финансовых аспектов. Спасательная команда должна иметь общее представление о том, какими финансовыми средствами располагает библиотека в случае чрезвычайной ситуации. Проблемы страхования нужно изучить очень тщательно, чтобы понять адекватность имеющегося договора и разобраться в том, какие процедуры начнет страхователь, если несчастье все-таки произойдет. При этом необходимо провести самую детальную инвентаризацию фонда и, если нужно, сфотографировать все особо ценные объекты.

8. Выполнение плана. Предельно важно обеспечить возможность реализации составленного плана. Инструкции должны быть краткими, четкими и понятными. Поскольку никакой план, даже составленный самым тщательным образом, не может предвидеть все возможные повороты событий, он должен быть достаточно гибким и подходящим для различных ситуаций.

Следует проводить регулярные тренировки персонала и перекрестные проверки для поддержания уровня высокой готовности.

После разработки план нужно утвердить у вышестоящей администрации. Все члены спасательной команды должны иметь две копии плана: одну из них держать на работе, другую – дома.

В легкодоступных местах помещений библиотеки следует хранить запасы необходимых материалов и инструментов для быстрого разворачивания спасательных работ.

9. План необходимо проверять и пересматривать регулярно. Совершенно обязательно регулярно обновлять план вне зависимости от того, случилось несчастье или нет. Фамилии членов команды, их телефоны, контактные телефоны, адреса поставщиков – все это может довольно часто меняться; также может измениться состав фондов, назначение помещений в здании библиотеки; может меняться оборудование и устанавливаться новое.

Даже самый хороший по идеям план, если он не актуален, окажется ненужным в момент несчастья.


Заключение

Совершенно невозможно полностью подготовиться ко всем видам опасностей и поддерживать эту готовность постоянно. Но в любом случае мы не должны, не имеем права забывать об ответственности за вверенные нам фонды. Мы должны реалистично оценить уязвимость наших коллекций и познакомиться с теми шагами, которые нужно предпринять в случае чрезвычайной ситуации.

Нет ничего, что могло бы заменить хорошую подготовку, если несчастье все же произойдет. Время, затраченное на разработку эффективного плана, окупится с лихвой, если будет обеспечена сохранность доверенных нам фондов.

 

Хорошая новость состоит в том, что вам не нужно начинать все с белого листа. Существуют уважаемые и авторитетные организации, профессионально занимающиеся обеспечением сохранности, которые окажут вам любую необходимую помощь – людьми, распечатками материалов, компьютерными файлами. Они помогут подготовить план, подходящий именно вашей организации; поэтому, не будучи по сути своей святыми вообще и Св. Лаврентием в частности, давайте немедленно приступать к делу!

  
На главную