Научные и технические библиотеки №5 2004 год
Содержание:

Хургин В.М. О праве граждан на доступ к информации

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Новые тенденции в развитии мирового рынка научных публикаций – роль и место библиотек

Бахтурина Т.А. Терминология современных международных принципов каталогизации

Кудрина Е.Л., Гендина Н.И., Колкова Н.И. Две специальности нового государственного образовательного стандарта в вузах культуры и искусства. К постановке проблемы

Зильберборд А.Л., Соболева Л.В. Патентный фонд Астраханской ОНБ – основной информационный ресурс для исследователей и разработчиков

Чеха О.В. Комплектование библиотеки Белгородского университета потребительской кооперации

Подгайченко Р.В. Записки директора библиотеки. (К 85-летию Зональной научной библиотеки Иркутского государственного университета)


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Бычкова Е.Ф. Итоги и перспективы реализации проекта ГПНТБ России по созданию специализированного информационно-справочного и документального фонда по экологии

Обзор зарубежных веб-сайтов по проблемам экологии. Ч. I


Дискуссионный клуб «Термин»

Васильченко Н.П. Мысли по поводу


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Лукашов И.В. Что профессионально, то и этично

Виноградова Е.Б. В спорах теряется истина

Письмо в редакцию

Обзор журнала «Information Outlook» (2003, Vol. 7, № 6)

Газавэй Л. Архивные материалы и владельцы авторских прав

Клэр Г.С., Харрисон В., Пелицци Т. 12 правил хорошего тона для научно-технических библиотек

Лески Ц. Аутсорсинг как долговременная стратегия

Болжер Л. Подготовиться или пострадать? Планирование последствий катастроф – уменьшение ущерба фондам

Абрам С. Стабильность и сохранность электронных ресурсов и замечательная истинная история Иосифа Флавия


Обзоры. Рецензии

Сукиасян Э.Р. «Эта книга для медленного чтения…»

Коломейчук Е.М. Ценный вклад в развитие информационного и справочно-библиографического обслуживания


НАШИ
АВТОРЫ


Обзоры. Рецензии

УДК 02

Сукиасян Э.Р.

«Эта книга для медленного чтения…»

Валерий Павлович Леонов подарил читателям свою очередную книгу: «Пространство библиотеки. Библиотечная симфония» (М.: Наука, 2003. 121 с.).

Жанр этого произведения автор определяет как симфонию в прозе – «Слово и музыка составляют два аспекта изучения одного и того же предмета» (с. 7). Отсюда и желание следовать канонам симфонического жанра. В книге нет глав, но есть четыре классические части симфонии: «Allegro moderato. Библиотека как метатекст», «Andante. Синтаксис библиотеки», «Largo. Границы библиотеки» и «Finale. Allegro. Библиотечный финал».

Симфонию, понятно, нельзя «перелистывать». Книга, о которой мы пишем, как предупреждает автор, для медленного чтения. Дойдя до какой-то страницы, читатель возвращается к началу книги и всё вновь перечитывает (здесь хочется сказать «и слушает»), обнаруживая при этом странным образом упущенные при первом чтении поразительные мысли автора, беседующего в твоем присутствии с мыслителями прошлого и настоящего, «приглашенными» к дискуссии о сущности Библиотеки… Мы встречаемся на страницах книги с Майклом Полани и Карлом Поппером, Осипом Мандельштамом и Владимиром Набоковым, Марселем Прустом и Умберто Эко. Пять бессмертных законов Ш.Р. Ранганатана соседствуют с высказываниями современных специалистов. Мы страдаем и радуемся вместе с автором – точно так же, как чувствовали бы себя, слушая музыку.

«Библиотека для человека, помимо материального, есть еще и духовный инструмент… Лично для меня Библиотека не только понятие профессиональное, но и категория нравственная». Отсюда: «Интуитивно я понимаю, что существует некое таинство рождения библиотекаря внутри человеческой личности. Мне всегда это представлялось нормальным и естественным: специалист прежде всего обязан чувствовать себя личностью, а затем уже профессионалом» (с. 9). Перейти на следующую приходится усилием воли: хочется остановиться здесь подольше, понять, согласиться и запомнить многое навсегда. И так – до самого «финала»…

В.П. Леонов не скрывает, что написанию новой книги способствовал «биографический импульс»: «Пожар в феврале 1988 г. в Библиотеке Академии наук СССР (БАН), восстановительные работы, возбуждение уголовного дела по ложному обвинению в продаже библиотечных книг за границу – все происшедшее казалось нереальным, выбивало почву из-под ног, оставило глубокий след во мне, не давало покоя, мешало жить, возникла очевидная потребность освободиться от того, что накопилось, переработать и выразить в документальной форме. Так в 1996 г. появился «Библиотечный синдром». Дальше – больше. Публикация книги и рецензии на нее послужили толчком к осмыслению отечественной библиотечной истории, а затем и желанию разобраться, почему же так сложилась судьба моей многострадальной библиотеки» (с.10-11).

Две предшествующие книги В.П. Леонова вызвали большой общественный резонанс. Читатели сборника «Научные и технические библиотеки» уже в 1996 г. (№ 12. С. 51–59) могли познакомиться с заключительными страницами книги В.П. Леонова «Библиотечный синдром: Записки директора БАН» (СПб. : Облик, 1996. 629 с.). Публикация фрагментов книги была продолжена (1997. № 3. С. 57–64; № 5. С. 54–62; № 8. С. 45–53; 1998. № 3. С. 88–100; № 11. С. 33–44). Сборник опубликовал развернутую рецензию А.В. Соколова «Правда о БАН: документы и аргументы» (1997. № 10. С. 46–61). На очередную книгу В.П. Леонова «Судьба библиотеки в России: Роман-исследование» (Спб.: БАН, 2000. 415 с.) сборник отозвался рецензией Л.С. Лукьяновой (2002. № 1. С. 111–113).

Тот, кто не знает В.П. Леонова, может подумать, что с февраля 1988 г., когда произошел пожар в БАН, вошедший в историю мирового библиотековедения, Валерий Павлович сконцентрировался «на судьбах родной библиотеки». Такое мнение было бы глубоко ошибочным. Опубликованная им, например, в 1995 г. монография «Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций» (СПб., 1995. 139 с.) исключительно интересна своим оригинальным подходом к вопросам, казалось бы, давно «упорядоченным» в теории. Но она не имеет непосредственного отношения к пожару… Как видный ученый, теоретик библиотечной и информационной науки, руководитель крупнейшей научной библиотеки в стране, В.П. Леонов на протяжении нескольких десятилетий непрерывно пишет интереснейшие монографии, статьи (в том числе опубликованные на страницах нашего сборника), выступает с докладами на национальных и международных конференциях.

 

«Данная книга, – пишет автор – ни в коей мере не претендует на завершение библиотечной трилогии, поскольку в моих сочинениях нет сюжетного единства… Это не попытка написать теоретический труд по библиотековедению и библиографоведению. Я убежден, что комплексная библиотечная наука, при наличии необходимых предпосылок, вырастает из себя самой, изнутри. Её нельзя создать «кооперативными» методами, используя социологию, литературоведение, лингвистику, информатику. Другие науки её сами за нас не создадут, но она, формируясь изнутри, соприкасается с ними и крепнет» (с. 11).

Общая формальная модель библиотеки (предмет первой части симфонии) строится на посылке: библиотека – некоторое пространство, включающее в себя собрание всех текстов, созданных человечеством за всю историю его развития. Метатекст – текст о тексте, поэтому «библиотека есть текст вторичный, через который обеспечивается доступ к текстам первичным». Но в пространстве текстов обитают библиотекари: «Они разные, эти люди, у каждого из них свой характер, свое понимание библиотеки, свой путь, которому они следуют. Для немногих библиотека – цель и смысл жизни.., возможность соприкоснуться с красотой и гармонией книги. Для большинства – обычная работа: сохранение, разыскание, поиски, нахождение нужного читателю материала» (с. 19).

Библиотека – место, где происходит пересечение мира читателя с миром текстов, знания личностного и знания объективного. Автор удивительно оригинально анализирует мир читающего, восприятие текста при чтении, проблемы, возникающие в случае личных пристрастий или предвзятости читателя. «Можно бесконечно долго изучать библиотеку в некотором выбранном направлении и в соответствии с заранее сформулированными принципами. И дело не в том, как далеко мы продвинулись по намеченному пути, а в том, насколько нам удалось понять библиотеку» (с. 33). Хотелось остановиться на этом фрагменте страницы, но, как говорится, «нет сил», так как ниже читаем: «Как это ни странно прозвучит, библиотеку надо сначала угадать, понять… А для того, чтобы угадать и понять, ее нужно… полюбить».

Разве можно не полюбить библиотеку, если вместе с автором начать рассматривать фотографии библиотечных интерьеров? Меня настолько поразило восприятие автором некоторых описанных им фотографий, что захотелось на них взглянуть самому. Удивительный факт: рассматриваемый В.П. Леоновым небольшой альбом (Griliches D.A. Library. The drama within. – Albuquerque: Univ. of New Mexico Press, 1997. 132 p.) оказался в кабинете библиотековедения РГБ! Через десять минут пришлось оставить «Библиотечную симфонию» и углубиться в «Библиотечную драматургию». Да, Валерий Павлович прав: поражает удивительная аккуратность причесок, подтянутость, симпатичность людей, отдающихся своему делу с любовью… Что ими двигало, почему и сейчас это своеобразие сохранилось? – спрашивает автор. А сохранилось ли? Я поднимаю голову и рассматриваю тех, кого хорошо знаю, вижу почти каждый день. Вы дважды правы, Валерий Павлович: как приятно смотреть на тех, кто любит свою работу!

Неловко бесконечно пересказывать и приводить цитаты. Но позволю себе еще одну. «Книжный финал» симфонии звучит потрясающе позитивно: «Книга бессмертна. Бессмертна и библиотека. Конечно, будут меняться её функции, соотношение печатных, рукописных и электронных документов, будет совершенствоваться профессиональная подготовка, но как хранительница знаний библиотека являет собой залог и форму спасения человечества, залог его возрождения и развития… В понимании бесконечности и неисчерпаемости библиотеки как объекта исследования – источник непрерывного профессионального обновления библиотечно-библиографической науки, источник её дальнейшего развития» (с. 117).

Тот, кто хочет глубже понять свою профессию, «дело, которому служишь», должен обязательно прочитать эту книгу. Всего 121 страница. Они никого не оставят равнодушным.

 

От редакции. Книгу В.П. Леонова можно приобрести по адресу:

107564, Москва, 3-я Гражданская ул., 3
тел. (095) 168-35-75, 168–87–55
email: info@setbook.ru
Валерия Шефер

  
На главную