Научные и технические библиотеки №5 2004 год
Содержание:

Хургин В.М. О праве граждан на доступ к информации

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Новые тенденции в развитии мирового рынка научных публикаций – роль и место библиотек

Бахтурина Т.А. Терминология современных международных принципов каталогизации

Кудрина Е.Л., Гендина Н.И., Колкова Н.И. Две специальности нового государственного образовательного стандарта в вузах культуры и искусства. К постановке проблемы

Зильберборд А.Л., Соболева Л.В. Патентный фонд Астраханской ОНБ – основной информационный ресурс для исследователей и разработчиков

Чеха О.В. Комплектование библиотеки Белгородского университета потребительской кооперации

Подгайченко Р.В. Записки директора библиотеки. (К 85-летию Зональной научной библиотеки Иркутского государственного университета)


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Бычкова Е.Ф. Итоги и перспективы реализации проекта ГПНТБ России по созданию специализированного информационно-справочного и документального фонда по экологии

Обзор зарубежных веб-сайтов по проблемам экологии. Ч. I


Дискуссионный клуб «Термин»

Васильченко Н.П. Мысли по поводу


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Лукашов И.В. Что профессионально, то и этично

Виноградова Е.Б. В спорах теряется истина

Письмо в редакцию

Обзор журнала «Information Outlook» (2003, Vol. 7, № 6)

Газавэй Л. Архивные материалы и владельцы авторских прав

Клэр Г.С., Харрисон В., Пелицци Т. 12 правил хорошего тона для научно-технических библиотек

Лески Ц. Аутсорсинг как долговременная стратегия

Болжер Л. Подготовиться или пострадать? Планирование последствий катастроф – уменьшение ущерба фондам

Абрам С. Стабильность и сохранность электронных ресурсов и замечательная истинная история Иосифа Флавия


Обзоры. Рецензии

Сукиасян Э.Р. «Эта книга для медленного чтения…»

Коломейчук Е.М. Ценный вклад в развитие информационного и справочно-библиографического обслуживания


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 025.5:002.5+025.5:028

Коломейчук Е.М.

Ценный вклад в развитие информационного
и справочно-библиографического обслуживания

Сборник статей «Информационно-библиографическое обслуживание. История и современное состояние» (Вып. 1 / РНБ; Сост.: Е.Д. Жабко, С.Д. Мангутова. СПб., Изд-во «Российская национальная библиотека», 2003. 192 с.) привлекает внимание прежде всего своевременностью своего появления. Действительно, обновление форм хранения информации и ее носителей, совершенствование методов поиска и средств передачи информации, по существу, задают новый вектор развития информационно-библиографической деятельности современных библиотек. Процессы, происходящие в одном из важнейших направлений библиотечной деятельности, осмысливаются усилиями авторского коллектива.

Подбор статей сборника помогает сформировать объемное представление о сущности и функциях отечественного информационного и справочно-библиографического обслуживания.

В первом разделе «Исторические аспекты развития справочно-библиографического обслуживания» (В.В. Антонов, А.П. Керзум, Н.А. Хмелевская, Е.С. Ронина, Н.А. Сидоренко, Н.К. Леликова) детально показаны особенности формирования систем справочно-библиографического обслуживания крупнейших библиотек России – РНБ и БАН.

Во втором разделе «Направления развития информационного обслуживания в электронной среде» (Е.Д. Жабко, В.А. Минкина, Е.Ю. Елисина, Е.В. Тихонова, С.Д. Мангутова, А.Г. Беглик, В.Г. Войскунский) выявлены тенденции развития информационно-библиографического обслуживания в России и за рубежом, обоснованы положения теории справочно-библиографического обслуживания, предложены продуктивные практические решения.

Привлекает внимание подход к раскрытию в сборнике зарубежного справочно-библиографического обслуживания. Характеристика преобразований технологии в зарубежном справочно-библиографическом обслуживании, его функций, места и роли в общей структуре библиотечной деятельности (Е.Д. Жабко) сочетается с представленными в работах американских специалистов (Дж. Ричардсон, Х. Салливан) анализом современного состояния справочных служб, рассмотрением развития теории справочного обслуживания в США. Причем Е.Д. Жабко показывает, какие проблемы российских библиографов уже нашли приемлемые решения в зарубежной практике.

В обоих разделах сборника широко освещается опыт крупнейших российских библиотек (РГБ, РНБ, БАН) в формировании систем информационного и справочно-библиографического обслуживания. При этом не только показывается самобытность развития библиотечной практики, но и рассматривается целесообразность определенных подходов к организации обслуживания пользователей библиотек информационными ресурсами. Таким образом, по существу, показаны пути использования новых ресурсных возможностей, новых инструментов поиска. Ведь специалисты этих библиотек на конкретных примерах раскрывают изменения ресурсной базы, функций и организации обслуживания. Так, Е.Ю. Елисина прослеживает развитие в РГБ информационного обслуживания на базе электронных ресурсов. При этом детальную характеристику получает выбранный вариант структуры обслуживания – прежде всего в плане результативности решения функциональных задач по обеспечению доступа читателей РГБ и других пользователей к электронным ресурсам сети, БД на CD–ROM, а также в предоставлении пользователям услуг, требующих применения электронной техники.

Подробно исследовано состояние современного информационно-библиографического обслуживания. Здесь, исходя из значимости информационных технологий, выделены особые периоды развития отечественного справочно-библиографического обслуживания: период модернизации, когда использование информационных технологий улучшает обслуживание, повышает его эффективность, но не затрагивает сущностных характеристик; период трансформации, характеризующийся глубоким внедрением информационных технологий и коренными изменениями процессов обслуживания. Период трансформации отечественного справочно-библиографического обслуживания характеризуется такими особенностями, как появление альтернативы использования традиционных или электронных ресурсов, доступ российских библиотек к Интернету, осознание библиографическим сообществом своей новой роли и необходимости развития новых направлений деятельности. Определена и хронологическая граница, разделяющая для отечественных библиотек оба периода, – 1990-е гг.

Особенным достоинством сборника представляется выдвижение ряда положений, значимых для продвижения теории библиографического обслуживания. Так, дано определение справочно-библиографического обслуживания как комплексного вида деятельности (Е.Д. Жабко); предложена поисковая стратегия выполнения запросов пользователей (В.Г. Войскунский); показано обновление структуры справочно-библиографического обслуживания (В.А. Минкина).

В материалах сборника специалисты найдут ответы на острые вопросы повседневной практики информационного и справочно-библиографического обслуживания: каковы направления функционирования специализированных центров правовой информации в системе информационно-правовой поддержки государственного и коммерческого сектора экономики, промышленного производства и системы образования (Е.В. Тихонова); как создать максимально удобный пользовательский интерфейс электронного каталога (В.Г. Войскунский ); как решить проблему организации предметного доступа к информационным массивам при создании краеведческих информационно-поисковых систем (С.Д. Мангутова); как организовать процесс формирования онлайновой части справочно-библиографического фонда (А.Г. Беглик).

В сборнике предлагаются подходы, позволяющие вывести обслуживание пользователей отечественных библиотек на уровень современных требований и прежде всего привести в соответствие с изменениями информационной среды. К примеру, Е. Д. Жабко предлагает способ оценивания деятельности библиотеки по уровню применения информационных технологий; В.А. Минкина раскрывает новые возможности реализации того творческого потенциала профессии, который прежде сдерживался традиционным поисковым аппаратом.

Важно, что в сборнике отчетливо показаны реальные и наиболее целесообразные перспективы развития отечественного информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек. В качестве приоритетных Е.Д. Жабко выделила онлайновый доступ, электронное справочное обслуживание и информационное обучение пользователей. А.Г. Беглик указывает на необходимость использования ресурсов сети World Wide Web в информационном обслуживании локальных и удаленных пользователей библиотек, а Е.В. Тихонова – на активное внедрение компьютерных технологий в целях обеспечения доступности и открытости массива законотворческих актов.

Думается, что сборник статей «Информационно-библиографическое обслуживание. История и современное состояние» займет достойное место среди источников нового знания о закономерностях и сущности информационно-библиографической деятельности библиотек, станет полезным подспорьем в практической работе специалистов.

  
На главную