Научные и технические библиотеки №5 2004 год
Содержание:

Хургин В.М. О праве граждан на доступ к информации

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Новые тенденции в развитии мирового рынка научных публикаций – роль и место библиотек

Бахтурина Т.А. Терминология современных международных принципов каталогизации

Кудрина Е.Л., Гендина Н.И., Колкова Н.И. Две специальности нового государственного образовательного стандарта в вузах культуры и искусства. К постановке проблемы

Зильберборд А.Л., Соболева Л.В. Патентный фонд Астраханской ОНБ – основной информационный ресурс для исследователей и разработчиков

Чеха О.В. Комплектование библиотеки Белгородского университета потребительской кооперации

Подгайченко Р.В. Записки директора библиотеки. (К 85-летию Зональной научной библиотеки Иркутского государственного университета)


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Бычкова Е.Ф. Итоги и перспективы реализации проекта ГПНТБ России по созданию специализированного информационно-справочного и документального фонда по экологии

Обзор зарубежных веб-сайтов по проблемам экологии. Ч. I


Дискуссионный клуб «Термин»

Васильченко Н.П. Мысли по поводу


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Лукашов И.В. Что профессионально, то и этично

Виноградова Е.Б. В спорах теряется истина

Письмо в редакцию

Обзор журнала «Information Outlook» (2003, Vol. 7, № 6)

Газавэй Л. Архивные материалы и владельцы авторских прав

Клэр Г.С., Харрисон В., Пелицци Т. 12 правил хорошего тона для научно-технических библиотек

Лески Ц. Аутсорсинг как долговременная стратегия

Болжер Л. Подготовиться или пострадать? Планирование последствий катастроф – уменьшение ущерба фондам

Абрам С. Стабильность и сохранность электронных ресурсов и замечательная истинная история Иосифа Флавия


Обзоры. Рецензии

Сукиасян Э.Р. «Эта книга для медленного чтения…»

Коломейчук Е.М. Ценный вклад в развитие информационного и справочно-библиографического обслуживания


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 025:65.011.56:37

Кудрина Е.Л., Гендина Н.И., Колкова Н.И.

Две специальности
нового государственного образовательного стандарта
в вузах культуры и искусства.
К постановке проблемы

Специальности 05.27.00 «Библиотечно-информа­ционная деятельность» и 35.14.00 «Прикладная информатика»: содержание подготовки в вузах и функциональные обязанности специалистов современных библиотечно-информационных учреждений.

Развитие библиотечно–информационной деятельности в контексте информатизации и строительства информационного общества характеризуется стремительными революционными преобразованиями. И хотя выдача книг пока еще остается доминирующей услугой библиотечного сервиса, диапазон принципиально новых информационных продуктов и услуг, генерируемых в условиях автоматизированных библиотек, все более расширяется. Это требует от современного библиотекаря готовности к кардинальному обновлению содержания работы на базе овладения новыми информационными технологиями.

Соответственно формируются особые требования к обновлению содержания подготовки библиотечных кадров. В условиях автоматизированных библиотечно–информационных систем существенно возрастает роль технологов автоматизированных информационных ресурсов. Эти специалисты призваны выполнять роль организаторов скоординированной деятельности сотрудников функциональных и обеспечивающих подразделений автоматизированного библиотечного производства. При этом технолог АБИС должен с каждым из них установить такой уровень профессионального общения, который обеспечивал бы максимально эффективное решение задач библиотеки на новой платформе. В частности, технолог АБИС призван работать в контакте не только с библиотекарями (комплектаторами, систематизаторами, библиографами и т. п.), но и со специалистами технического профиля. Эти специалисты, как известно, готовятся не в вузах культуры и искусства.

Подготовкой кадров, предметом труда которых является обработка информации на основе новых информационных технологий, занимаются различные вузы. Приведем фрагмент «Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования», свидетельствующий о широте диапазона специальностей данного профиля.

Классификатор направлений и специальностей
высшего профессионального образования

Код
специальности
Наименование специальности
010200 Прикладная математика и информатика
075200 Компьютерная безопасность
075300 Организация и технология защиты информации
075400 Комплексная защита объектов информации
075500 Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
075600 Информационная безопасность телекоммуникационных систем
201000 Многоканальные телекоммуникационные системы
200300 Электронные приборы и устройства
200400 Промышленная электроника
200900 Сети связи и системы коммутации
210100 Управление и информатика в технических системах
210200 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям применения)
220100 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
201800 Защищенные телекоммуникационные системы
210800 Автономные информационные и управляющие системы
220200 Автоматизированные системы обработки информации и управления
220300 Системы автоматизированного проектирования
220400 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
220600 Организация и технология защиты информации
220700 Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
351400 Прикладная информатика (по областям)
351500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

В какой мере современной библиотеке необходимы выпускники вузов по данным специальностям? Этот вопрос остается в настоящее время открытым. Проблема усугубляется тем, что в штатном расписании библиотек не предусмотрены должности, соответствующие этим специальностям. Несмотря на отставание организационно–правовой базы от реальных потребностей в кадровом обеспечении современного библиотечного производства, прогрессивно мыслящие руководители библиотек изыскивают возможности включения в штат таких специалистов, как электронщики, администраторы баз и банков данных, администраторы сетей, системные и прикладные программисты, веб-дизайнеры, менеджеры информационных продуктов и услуг, специалисты по защите информации т. п.

Обеспечение полноценного диалога технолога АБИС со всеми другими специалистами, вкупе обеспечивающими создание, эксплуатацию и развитие АБИС, возможно при соблюдении ряда важных требований к уровню и широте подготовки как самого технолога АБИС, так и специалистов другого профиля.

Эти требования сводятся к вопросу о том, в какой мере технологи АБИС должны овладеть знаниями и умениями в области программного и технического обеспечения.

Как известно, долгие годы велись дискуссии о том, в рамках какой специальности должен готовиться технолог АБИС. Существовали и существуют две основных точки зрения. Первая сводится к тому, что такие специалисты должны выпускаться техническими вузами с доминированием программно–технической подготовки и последующим погружением в библиотечную профессию. Вторая предполагает подготовку технолога АБИС на базе вузов культуры и искусства в рамках высшего библиотечного образования с усилением программно–технического компонента.

Всесторонне оценивая аспекты первого подхода и имея опыт приобщения электронщиков и программистов к проблематике библиотечно-информационной деятельности, мы не считаем его оптимальным: можно, но очень долго и дорого. Наша точка зрения однозначна: подготовка технологов АБИС должна осуществляться в русле специальности 05.27.00 «Библиотечно-информационная деятельность».

Введенный в действие с 1 сент. 2003 г. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства предусматривает в рамках специальности 05.27.00 «Библиотечно-информационная деятельность» наряду с другими квалификацию «Технолог автоматизированных информационных ресурсов».

В соответствии с закрепленной государственным образовательным стандартом моделью подготовки технологов автоматизированных информационных ресурсов в ней нашли свое место учебные дисциплины, адекватно отражающие потребности библиотечной практики в условиях информатизации общества: «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии», «Информационные сети и системы», «Проектирование автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Информационное обеспечение АБИС», «Лингвистическое обеспечение АБИС», «Программно-техническое обеспечение АБИС».

Что же касается специалистов любого другого профиля, привлекаемых для работы в автоматизированной библиотеке, то основной проблемой на пути их эффективной востребованности в этих учреждениях является отсутствие знаний, определяющих содержание предметной области – библиотечного производства.

Между тем в образовательной сфере сегодня имеются все предпосылки для решения проблем такого рода. Прежде всего мы имеем в виду возможности специальности 35.14.00 «Прикладная информатика (по областям)». Дело в том, что практически все вузы культуры и искусств наряду с определенным набором соответствующих специальностей внедрили и успешно развивают в числе междисциплинарных именно эту специальность.

Среди утвержденных Министерством образования областей применения этой специальности вузы культуры и искусств могут выбирать (в соответствии с региональными и иными потребностями) один из следующих вариантов:

  • в информационной сфере, социально-культурной сфере, социальной инфраструктуре, образовании, социальных коммуникациях (квалификация «Информатик-аналитик»);

  • в менеджменте (квалификация «Информатик-менеджер»);

  • в экономике (квалификация «Информатик-экономист»).

  • Каждая область применения выпускников, безусловно, накладывает свой ощутимый отпечаток на состав общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, а также дисциплин специализации.

С позиций потребностей библиотек в специалистах, владеющих новыми информационными технологиями, в вышеприведенном перечне особо выделяется область «информационная сфера». Однако несмотря на кажущуюся близость, определяемую ориентацией на организацию работы с информацией, выпускники вузов по специальности 35.14.00 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», поступая на работу в библиотеку, далеко не в полной мере готовы к решению проблем автоматизации библиотечного производства из–за слабого знания предметной области.

Причина коренится в том, что уже в самом наименовании области применения – «информационная сфера» заключена необычайная широта объектов приложения знаний и умений выпускников. В составе учреждений информационной сферы наряду с библиотеками выделяются и многие другие организации: органы НТИ, информационно-вычислительные и информационно-аналитические центры, архивы, справочные службы, музеи, рекламные агентства, полиграфические предприятия, СМИ и т. п.

Реальное усиление кадрового потенциала автоматизированных библиотек за счет привлечения выпускников специальностей 35.14.00 «Прикладная информатика (информационная сфера)» и 05.27.00 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «Технолог автоматизированных информационных ресурсов») станет возможным, если их подготовка в вузах культуры и искусства будет осуществляться с позиций системного подхода. Сегодня же названные специальности развиваются на практике параллельно, как автономные, хотя зачастую в условиях одного факультета, усилиями одних и тех же преподавателей, работающих на одной и той же материально-технической базе.

Проблема усугубляется также в силу ведомственной разобщенности учебно-методических объединений (УМО), курирующих содержание подготовки студентов по этим специальностям. Так, если по специальности 05.27.00 «Библиотечно-информационная деятельность» содержание подготовки определяется и утверждается УМО по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, то по специальности 35.14.00 «Прикладная информатика (по областям применения)» решения принимаются УМО по образованию в области историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейной деятельности и научно-технической информации. Первое УМО осуществляет координацию методической работы вузов, подчиненных Министерству культуры Российской Федерации, второе – вузов, подведомственных Министерству образования Российской Федерации.

Следует заметить, что рассмотренные выше проблемы адаптации подготовки студентов по специальности 35.14.00 «Прикладная информатика (в информационной сфере)» с позиций нужд современных библиотечно-информационных учреждений не ограничиваются только квалификацией «Технолог автоматизированных информационных ресурсов». Аналогичная ситуация складывается и при подготовке референтов – аналитиков информационных ресурсов в рамках специальности 05.27.00 «Библиотечно-информационная деятельность» и информатиков-аналитиков в рамках специальности 35.14.00 «Прикладная информатика». Тем самым уникальная возможность усиления кадрового потенциала библиотечно-информационных учреждений за счет выпускников, приобретающих специальность «Прикладная информатика», остается не вполне реализованной.

Нам представляется, что если исходить из интересов развития автоматизированных библиотек, то повышение качества подготовки кадров в вузах культуры и искусства по специальностям 05.27.00 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация «Технолог автоматизированных информационных ресурсов» и 35.14.00 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», должно осуществляться за счет координации вышеназванных УМО. Однако эта деятельность не увенчается успехом, если при совершенствовании образовательных стандартов не будет услышан голос работодателей – библиотек, формирующих социальный заказ на современного специалиста.

Не случайно дальновидные руководители ведущих информационно-библиотечных центров России вынуждены включаться в процесс подготовки кадров за счет открытия специальных кафедр, учебную деятельность на которых обеспечивают крупные специалисты-практики. Например, ГПНТБ России впервые инициировала открытие специальной кафедры в Московском государственном университете культуры и искусств – кафедры информационных технологий и электронных библиотек. Однако такой уникальный позитивный опыт вряд ли можно воспроизвести в регионах. С этой точки зрения проблема взаимодействия различных УМО и библиотек-работодателей не теряет своей актуальности.

Следует заметить, что формирование аргументированного социального заказа на подготовку кадров для автоматизированных библиотек различных типов и уровней, остается проблематичным. Каких и сколько специалистов надо современной автоматизированной библиотеке, – вопрос отнюдь не простой. Его решение усугубляется отсутствием соответствия присваиваемых выпускникам вузов квалификаций и номенклатуры должностей, на которые они могут претендовать в реальных условиях. На наш взгляд, насущной необходимостью является приведение в соответствие содержания нормативных документов Министерства образования и Министерства труда.

Однако решения организационного характера должны иметь научную аргументацию. В этой связи может представлять интерес опыт кафедры технологии автоматизированной обработки информации Кемеровской государственной академии культуры и искусств, реализовавшей функционально-технологический подход в определении путей оптимизации подготовки кадров для автоматизированной информационно-библиотечной системы. В рамках данного подхода разработана и экспериментально проверена методика моделирования деятельности АБИС как основа для построения модели подготовки технолога АБИС и выявления потребности библиотек в других специалистах.

Наверняка и другие вузы культуры и искусства имеют подобные исследования и разработки, которые, к сожалению, не аккумулированы в единый банк данных и поэтому остаются недоступными. В этой связи представляется целесообразным проведение комплексных НИР, объединяющих усилия всех заинтересованных сторон: министерств и ведомств, вузов, библиотек-работодателей.

Получение аргументированных ответов на вопросы оптимизации кадрового состава библиотек по сути дела означает возможность ввода в действие значительных скрытых резервов, способствующих существенному повышению эффективности деятельности образовательных учреждений и качества подготовки дипломированных специалистов для библиотечно-информационных учреждений.

  
На главную