УДК 025:65.011.56:37
Кудрина Е.Л., Гендина Н.И., Колкова Н.И.
Две специальности
нового государственного образовательного
стандарта
в вузах культуры и искусства.
К
постановке проблемы
Специальности 05.27.00 «Библиотечно-информационная
деятельность» и 35.14.00 «Прикладная
информатика»: содержание подготовки в
вузах и функциональные обязанности
специалистов современных библиотечно-информационных
учреждений.
|
Развитие библиотечно–информационной
деятельности в контексте информатизации и
строительства информационного общества
характеризуется стремительными
революционными преобразованиями. И хотя
выдача книг пока еще остается доминирующей
услугой библиотечного сервиса, диапазон
принципиально новых информационных
продуктов и услуг, генерируемых в условиях
автоматизированных библиотек, все более
расширяется. Это требует от современного
библиотекаря готовности к кардинальному
обновлению содержания работы на базе
овладения новыми информационными
технологиями.
Соответственно формируются
особые требования к обновлению содержания
подготовки библиотечных кадров. В условиях
автоматизированных библиотечно–информационных
систем существенно возрастает роль
технологов автоматизированных
информационных ресурсов. Эти специалисты
призваны выполнять роль организаторов
скоординированной деятельности
сотрудников функциональных и
обеспечивающих подразделений
автоматизированного библиотечного
производства. При этом технолог АБИС должен
с каждым из них установить такой уровень
профессионального общения, который
обеспечивал бы максимально эффективное
решение задач библиотеки на новой
платформе. В частности, технолог АБИС
призван работать в контакте не только с
библиотекарями (комплектаторами,
систематизаторами, библиографами и т. п.), но
и со специалистами технического профиля.
Эти специалисты, как известно, готовятся не
в вузах культуры и искусства.
Подготовкой кадров,
предметом труда которых является обработка
информации на основе новых информационных
технологий, занимаются различные вузы.
Приведем фрагмент «Классификатора
направлений и специальностей высшего
профессионального образования»,
свидетельствующий о широте диапазона
специальностей данного профиля.
Классификатор направлений и
специальностей
высшего профессионального образования
Код
специальности
|
Наименование
специальности
|
010200
|
Прикладная
математика и информатика
|
075200
|
Компьютерная
безопасность
|
075300
|
Организация
и технология защиты информации
|
075400
|
Комплексная
защита объектов информации
|
075500
|
Комплексное
обеспечение информационной
безопасности автоматизированных
систем
|
075600
|
Информационная
безопасность телекоммуникационных
систем
|
201000
|
Многоканальные
телекоммуникационные системы
|
200300
|
Электронные
приборы и устройства
|
200400
|
Промышленная
электроника
|
200900
|
Сети
связи и системы коммутации
|
210100
|
Управление
и информатика в технических системах
|
210200
|
Автоматизация
технологических процессов и
производств (по отраслям применения)
|
220100
|
Вычислительные
машины, комплексы, системы и сети
|
201800
|
Защищенные
телекоммуникационные системы
|
210800
|
Автономные
информационные и управляющие системы
|
220200
|
Автоматизированные
системы обработки информации и
управления
|
220300
|
Системы
автоматизированного проектирования
|
220400
|
Программное
обеспечение вычислительной техники и
автоматизированных систем
|
220600
|
Организация
и технология защиты информации
|
220700
|
Комплексное
обеспечение информационной
безопасности автоматизированных
систем
|
351400
|
Прикладная
информатика (по областям)
|
351500
|
Математическое
обеспечение и администрирование
информационных систем
|
В какой мере современной
библиотеке необходимы выпускники вузов по
данным специальностям? Этот вопрос
остается в настоящее время открытым.
Проблема усугубляется тем, что в штатном
расписании библиотек не предусмотрены
должности, соответствующие этим
специальностям. Несмотря на отставание
организационно–правовой базы от реальных
потребностей в кадровом обеспечении
современного библиотечного производства,
прогрессивно мыслящие руководители
библиотек изыскивают возможности
включения в штат таких специалистов, как
электронщики, администраторы баз и банков
данных, администраторы сетей, системные и
прикладные программисты, веб-дизайнеры,
менеджеры информационных продуктов и услуг,
специалисты по защите информации т. п.
Обеспечение полноценного
диалога технолога АБИС со всеми другими
специалистами, вкупе обеспечивающими
создание, эксплуатацию и развитие АБИС,
возможно при соблюдении ряда важных
требований к уровню и широте подготовки как
самого технолога АБИС, так и специалистов
другого профиля.
Эти требования сводятся к
вопросу о том, в какой мере технологи АБИС
должны овладеть знаниями и умениями в
области программного и технического
обеспечения.
Как известно, долгие годы велись
дискуссии о том, в рамках какой
специальности должен готовиться технолог
АБИС. Существовали и существуют две
основных точки зрения. Первая сводится к
тому, что такие специалисты должны
выпускаться техническими вузами с
доминированием программно–технической
подготовки и последующим погружением в
библиотечную профессию. Вторая
предполагает подготовку технолога АБИС на
базе вузов культуры и искусства в рамках
высшего библиотечного образования с
усилением программно–технического
компонента.
Всесторонне оценивая аспекты
первого подхода и имея опыт приобщения
электронщиков и программистов к
проблематике библиотечно-информационной
деятельности, мы не считаем его оптимальным:
можно, но очень долго и дорого. Наша точка
зрения однозначна: подготовка технологов
АБИС должна осуществляться в русле
специальности 05.27.00 «Библиотечно-информационная
деятельность».
Введенный в действие с 1 сент. 2003
г. государственный образовательный
стандарт высшего профессионального
образования в области культуры и искусства
предусматривает в рамках специальности
05.27.00 «Библиотечно-информационная
деятельность» наряду с другими
квалификацию «Технолог автоматизированных
информационных ресурсов».
В соответствии с закрепленной
государственным образовательным
стандартом моделью подготовки технологов
автоматизированных информационных
ресурсов в ней нашли свое место учебные
дисциплины, адекватно отражающие
потребности библиотечной практики в
условиях информатизации общества: «Автоматизированные
библиотечно-информационные технологии», «Информационные
сети и системы», «Проектирование
автоматизированных библиотечно-информационных
систем», «Информационное обеспечение АБИС»,
«Лингвистическое обеспечение АБИС», «Программно-техническое
обеспечение АБИС».
Что же касается специалистов
любого другого профиля, привлекаемых для
работы в автоматизированной библиотеке, то
основной проблемой на пути их эффективной
востребованности в этих учреждениях
является отсутствие знаний, определяющих
содержание предметной области –
библиотечного производства.
Между тем в образовательной
сфере сегодня имеются все предпосылки для
решения проблем такого рода. Прежде всего
мы имеем в виду возможности специальности
35.14.00 «Прикладная информатика (по областям)».
Дело в том, что практически все вузы
культуры и искусств наряду с определенным
набором соответствующих специальностей
внедрили и успешно развивают в числе
междисциплинарных именно эту
специальность.
Среди утвержденных
Министерством образования областей
применения этой специальности вузы
культуры и искусств могут выбирать (в
соответствии с региональными и иными
потребностями) один из следующих вариантов:
-
в информационной сфере,
социально-культурной сфере, социальной
инфраструктуре, образовании, социальных
коммуникациях (квалификация «Информатик-аналитик»);
-
в менеджменте (квалификация «Информатик-менеджер»);
-
в экономике (квалификация «Информатик-экономист»).
-
Каждая область применения
выпускников, безусловно, накладывает свой
ощутимый отпечаток на состав
общепрофессиональных и специальных
учебных дисциплин, а также дисциплин
специализации.
С позиций потребностей
библиотек в специалистах, владеющих новыми
информационными технологиями, в
вышеприведенном перечне особо выделяется
область «информационная сфера». Однако
несмотря на кажущуюся близость,
определяемую ориентацией на организацию
работы с информацией, выпускники вузов по
специальности 35.14.00 «Прикладная
информатика (в информационной сфере)»,
поступая на работу в библиотеку, далеко не в
полной мере готовы к решению проблем
автоматизации библиотечного производства
из–за слабого знания предметной области.
Причина коренится в том, что уже
в самом наименовании области применения –
«информационная сфера» заключена
необычайная широта объектов приложения
знаний и умений выпускников. В составе
учреждений информационной сферы наряду с
библиотеками выделяются и многие другие
организации: органы НТИ, информационно-вычислительные
и информационно-аналитические центры,
архивы, справочные службы, музеи, рекламные
агентства, полиграфические предприятия,
СМИ и т. п.
Реальное усиление кадрового
потенциала автоматизированных библиотек
за счет привлечения выпускников
специальностей 35.14.00 «Прикладная
информатика (информационная сфера)» и 05.27.00
«Библиотечно-информационная деятельность»
(квалификация «Технолог
автоматизированных информационных
ресурсов») станет возможным, если их
подготовка в вузах культуры и искусства
будет осуществляться с позиций системного
подхода. Сегодня же названные
специальности развиваются на практике
параллельно, как автономные, хотя зачастую
в условиях одного факультета, усилиями
одних и тех же преподавателей, работающих
на одной и той же материально-технической
базе.
Проблема усугубляется также в
силу ведомственной разобщенности учебно-методических
объединений (УМО), курирующих содержание
подготовки студентов по этим
специальностям. Так, если по специальности
05.27.00 «Библиотечно-информационная
деятельность» содержание подготовки
определяется и утверждается УМО по
образованию в области народного
художественного творчества, социально-культурной
деятельности и информационных ресурсов, то
по специальности 35.14.00 «Прикладная
информатика (по областям применения)»
решения принимаются УМО по образованию в
области историко-архивоведения, прикладной
лингвистики, музейной деятельности и
научно-технической информации. Первое УМО
осуществляет координацию методической
работы вузов, подчиненных Министерству
культуры Российской Федерации, второе –
вузов, подведомственных Министерству
образования Российской Федерации.
Следует заметить, что
рассмотренные выше проблемы адаптации
подготовки студентов по специальности 35.14.00
«Прикладная информатика (в информационной
сфере)» с позиций нужд современных
библиотечно-информационных учреждений не
ограничиваются только квалификацией «Технолог
автоматизированных информационных
ресурсов». Аналогичная ситуация
складывается и при подготовке референтов –
аналитиков информационных ресурсов в
рамках специальности 05.27.00 «Библиотечно-информационная
деятельность» и информатиков-аналитиков в
рамках специальности 35.14.00 «Прикладная
информатика». Тем самым уникальная
возможность усиления кадрового потенциала
библиотечно-информационных учреждений за
счет выпускников, приобретающих
специальность «Прикладная информатика»,
остается не вполне реализованной.
Нам представляется, что если
исходить из интересов развития
автоматизированных библиотек, то повышение
качества подготовки кадров в вузах
культуры и искусства по специальностям
05.27.00 «Библиотечно-информационная
деятельность», квалификация «Технолог
автоматизированных информационных
ресурсов» и 35.14.00 «Прикладная информатика (в
информационной сфере)», должно
осуществляться за счет координации
вышеназванных УМО. Однако эта деятельность
не увенчается успехом, если при
совершенствовании образовательных
стандартов не будет услышан голос
работодателей – библиотек, формирующих
социальный заказ на современного
специалиста.
Не случайно дальновидные
руководители ведущих информационно-библиотечных
центров России вынуждены включаться в
процесс подготовки кадров за счет открытия
специальных кафедр, учебную деятельность
на которых обеспечивают крупные
специалисты-практики. Например, ГПНТБ
России впервые инициировала открытие
специальной кафедры в Московском
государственном университете культуры и
искусств – кафедры информационных
технологий и электронных библиотек. Однако
такой уникальный позитивный опыт вряд ли
можно воспроизвести в регионах. С этой
точки зрения проблема взаимодействия
различных УМО и библиотек-работодателей не
теряет своей актуальности.
Следует заметить, что
формирование аргументированного
социального заказа на подготовку кадров
для автоматизированных библиотек
различных типов и уровней, остается
проблематичным. Каких и сколько
специалистов надо современной
автоматизированной библиотеке, – вопрос
отнюдь не простой. Его решение усугубляется
отсутствием соответствия присваиваемых
выпускникам вузов квалификаций и
номенклатуры должностей, на которые они
могут претендовать в реальных условиях. На
наш взгляд, насущной необходимостью
является приведение в соответствие
содержания нормативных документов
Министерства образования и Министерства
труда.
Однако решения
организационного характера должны иметь
научную аргументацию. В этой связи может
представлять интерес опыт кафедры
технологии автоматизированной обработки
информации Кемеровской государственной
академии культуры и искусств,
реализовавшей функционально-технологический
подход в определении путей оптимизации
подготовки кадров для автоматизированной
информационно-библиотечной системы. В
рамках данного подхода разработана и
экспериментально проверена методика
моделирования деятельности АБИС как основа
для построения модели подготовки технолога
АБИС и выявления потребности библиотек в
других специалистах.
Наверняка и другие вузы
культуры и искусства имеют подобные
исследования и разработки, которые, к
сожалению, не аккумулированы в единый банк
данных и поэтому остаются недоступными. В
этой связи представляется целесообразным
проведение комплексных НИР, объединяющих
усилия всех заинтересованных сторон:
министерств и ведомств, вузов, библиотек-работодателей.
Получение аргументированных
ответов на вопросы оптимизации кадрового
состава библиотек по сути дела означает
возможность ввода в действие значительных
скрытых резервов, способствующих
существенному повышению эффективности
деятельности образовательных учреждений и
качества подготовки дипломированных
специалистов для библиотечно-информационных
учреждений.
|