УДК 025:65.011.56
Нефедова О.Н.
Обучение пользователей в
вузовской библиотеке
Опыт научно-технической библиотеки
Национального горного университета (г.
Днепропетровск).
|
В XXI
в. благодаря развитию компьютерных
технологий и телекоммуникаций
информационное общество превратилось в
реальность: человечество получило доступ к
различным видам информации, возможность
общения в режиме реального времени и т. д. В
этих условиях важно знать правила доступа к
информации, обладать определенной
культурой поиска и отбора необходимых
источников, уметь пользоваться ими,
создавать качественно новую информацию и т.
д.
В этой связи приобретают
актуальность системная переориентация
деятельности библиотеки, соответствующая
всесторонняя подготовка библиотечных
работников, психологический настрой на
восприятие новых информационных
технологий.
Значительная работа в этом
плане проводится в НТБ Национального
горного университета – НГУ (г.
Днепропетровск). Ее сотрудники прошли
подготовку на курсах компьютерной
грамотности при институте непрерывного
обучения НГУ и получили соответствующие
сертификаты. Они приняли активное участие в
научно-практических семинарах,
организованных Британским советом; в школе-семинаре
«Сучаснi
iнформацiйнi
технологii
для бiблiотек
та менеджмент науково-освiтнiх
мереж», устроенном при поддержке
международной программы «Tempus
Tacis»;
в научной конференции «Бiблiотечно-iнформацiйна
iятельнiсть
в украiнському
державотвореннi»,
проведенной в Одессе; в методических
совещаниях, организованных Министерством
образования и науки Украины.
С помощью Центра непрерывного
информационно-библиотечного образования и
других организаций на базе научно-технической
библиотеки НГУ Украинская библиотечная
ассоциация провела семинары: «Комфортнiсть
обслуговування користувачiв
як показник рiвня
роботи бiблiотеки»
в рамках проекта «Безперервна iнформацiйно-бiблiотечна
освiта: новi
освiтнi технологii»,
«Концепцiя
та тратегiя
побудови i
оптимального розвитку для украiнських
бiблiотек. Маркетинговая концепцiя бiблiотеки
Нацiональноi
iрничоi
академii
Украiни».
Происходящие перемены
отразились на структуре и штатном
расписании библиотек. В частности, в НТБ НГУ
появилось новое подразделение – отдел по
автоматизации и компьютеризации, а также
электронный каталог и электронный
читальный зал. В штатное расписание введены
должности программиста, оператора, техника.
Создание локальной сети, новых
рабочих мест для сотрудников библиотеки и
читателей, подключение к Интернету
потребовали технического переоснащения
библиотеки. Пересмотрены программы
библиотечно-библиографических
занятий, их содержание адаптировано к новым
условиям. Введен курс «Основы информатики,
библиотековедения и библиографии».
Особого внимания заслуживает
проблема воспитания информационной
культуры пользователя, что предполагает
формирование многообразных навыков:
-
поиск информации (самостоятельное
нахождение необходимого источника) –
умение пользоваться рекомендательными
списками литературы, библиотечными
каталогами и картотеками; свободное
ориентирование в библиотечных фондах,
владение принципами расстановки
документов, знание основ систематизации и
авторского знака, принципов их
использования; умение составлять списки
литературы, знание правил описания и
соответствующих государственных
стандартов;
-
понимание и обработка
информации – знание структуры книги и ее
справочного аппарата, умение работать с
несколькими источниками информации
одновременно, знание и понимание основных
приемов работы с текстом, умение
анализировать и ясно передавать смысл
прочитанного;
-
применение полученной
информации – способность передавать
полученную информацию, составлять план,
рабочие записки, оформлять материал,
пользоваться дополнительными источниками,
составлять обзоры по определенной тематике.
Именно такие навыки и умения
должны привить студенческой молодежи
библиотечные работники в содружестве с
профессорско-преподавательским
коллективом.
В научно-техническую
библиотеку вуза пользователь приходит,
имея за плечами определенный объем
библиотечных знаний. Студенты первого
курса владеют минимумом библиотечной
терминологии и могут вполне логично
изложить тему задания. Однако, как правило,
знания читателей о библиотеке сводятся к
умению записать документ в формуляр и
определить сроки пользования. И лишь
считанные единицы могут свободно
оперировать справочно-поисковым аппаратом
библиотеки, комфортно чувствовать себя,
работая с каталогами и картотеками.
Поэтому неотъемлемой частью
работы вузовской библиотеки является
информационное просвещение.
Обучение поиску информации
неразрывно связано с обучением правилам
пользования каталогами, картотеками,
справочниками, словарями и другими
вспомогательными материалами. Появление
компьютерных информационно-поисковых
систем в библиотеке требует развития
специализированных навыков: понимания
представления информации в базах данных,
умения выбирать область поиска,
пользоваться ключевыми словами.
Использование компьютерных
технологий в библиотеке, во-первых – яркий
пример применения компьютеров в
повседневной жизни, во-вторых – способ
грамотного поиска информации, пример ее
эффективного хранения и распределения.
Читатели убеждаются, что электронный
каталог гораздо компактнее, чем
традиционный, а поиск в нем быстрее,
разнообразнее и удобнее.
Отсюда вытекает необходимое
требование к вузовской библиотеке –
создание системы непрерывного обучения
пользователей информационным технологиям.
При выполнении этого условия
информационные ресурсы будут доступны и
понятны.
Введение соответствующего
курса поможет в известной мере преодолеть
разрыв между увеличивающимся объемом
информации и возможностью ее использования,
тем более что он включает в себя информацию
об имеющихся в библиотеке базах данных,
электронном каталоге и картотеке,
электронном читальном зале и т.п.
Внедрение компьютеров в
повседневную жизнь и деятельность
библиотек изменило традиционные формы и
методы сохранности и обработки фонда.
Электронная книга в отличие от
традиционной обеспечивает сопровождение
текста движением видеоизображения, звуком,
осуществляет анализ и оценку для читателя,
дает возможность скомпоновать текст в
зависимости от потребностей, получить
дополнительную информацию в
соответствующих базах данных,
международную информацию.
Обязательной составляющей
частью информационного образования
является умение создавать новую информацию.
При этом пользователь должен представлять
ценность созданной им информации. В
последнее время большинство вузовских
библиотек привлекают студентов для
создания электронных каталогов и картотек.
Студенты выполняют курсовые и дипломные
проекты, связанные с автоматизацией и
компьютеризацией библиотеки. Таким образом
готовятся грамотные и активные
пользователи библиотеки, умеющие работать
с информационными ресурсами. И что наиболее
важно – пользователю дается право
создавать – возможно, впервые – очень
необходимую информацию в электронном виде.
Новые тенденции неизбежно
потребуют изменения функциональной роли
библиотечных работников, что в свою очередь
поставит на повестку дня вопросы их
профессиональной подготовки,
материального стимулирования более
сложного и квалифицированного труда.
Список литературы
Галамага Т.
Особистiсть
та iнформацiйне
середовище // Вiсник
Книжковоï палати. 2001.
№ 11. С. 35–37.
Глазунова Л.,
Семенюк С. Формування iнформацiйноï
культури особистостi
в умовах функцiонування
освiтнього
комплексу гуманiтарного
профiлю //
Там же. 2000. № 7. С. 5–6.
Коляда М.
Курс «Iнформацiйне
забезпечення аналiзу
даних i
прогнозування в економiцi
як складова iнформацiйноï
культури майбутнього економiста»
Освiта i управлiння.
2003. № 1. С.
155–161.
Медведева С.
До джерел iнформацiï
// Бiблiотечний вiсник.
№ 2. С. 43–45.
Моргенштерн И.Г.
Технологический подход к формированию
информационной культуры // Науч. и техн. б-ки.
2002. № 5. С. 67–73.
Ткаченко А.,
Нестерова Л. Информационная культура
будущих инженеров // Высшее образование в
России. 2003. № 1. С. 153–158.
|