Научные и технические библиотеки №7 2004 год
Содержание:

Земсков А.И., Евстигнеева Г.А., Скорикова И.А. Что придет после электронных библиотек?

Сукиасян Э.Р. Логика развития информационно-поисковых языков

Скипор И.Л., Сбитнева Е.А. Лингвистическое обеспечение корпоративных библиотечно-информационных систем и сетей

Опарина О.Д., Охезина Е.А. Веб-сайт в библиотечной технологии

Григорьева И.И. Информационные технологии и обеспечение сохранности библиотечных фондов

Протопопова Е.Н. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности в малых городах

Нефедова О.Н. Обучение пользователей в вузовской библиотеке


БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Болл Р. Вступительное слово на открытии Второй международной конференции «Библиометрический анализ в науке и исследованиях. Применения, преимущества и ограничения»

Вайнгаарт П. Оценка результатов научных исследований: опасность манипулирования цифрами


ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Клапиюк В.Т. Защита диссертаций в МГУКИ. Итоги 2003 года


НАША ИСТОРИЯ

Матвеева И.Г. Военные библиотеки офицерских собраний дореволюционного Санкт-Петербурга


ЮБИЛЕИ

Абулкаирова Е.Д. Научной библиотеке Казахского национального университета им. аль-Фараби – 70 лет


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Плешкевич Е.А. Каким быть учебнику по документоведению, или запоздавшая рецензия на учебное пособие


Представляем новое издание

Хранители человеческой памяти. (Интервью с главным редактором журнала «Библиотечное дело»)


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Высшее библиотечное образование без отрыва от производственной деятельности

Шаталова Т.Ф. Курсы повышения квалификации директоров и заведующих библиотеками педагогических учебных заведений Северного Кавказа


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 025:65.011.56

Нефедова О.Н.

Обучение пользователей в вузовской библиотеке

Опыт научно-технической библиотеки Национального горного университета (г. Днепропетровск).

В XXI в. благодаря развитию компьютерных технологий и телекоммуникаций информационное общество превратилось в реальность: человечество получило доступ к различным видам информации, возможность общения в режиме реального времени и т. д. В этих условиях важно знать правила доступа к информации, обладать определенной культурой поиска и отбора необходимых источников, уметь пользоваться ими, создавать качественно новую информацию и т. д.

В этой связи приобретают актуальность системная переориентация деятельности библиотеки, соответствующая всесторонняя подготовка библиотечных работников, психологический настрой на восприятие новых информационных технологий.

Значительная работа в этом плане проводится в НТБ Национального горного университета – НГУ (г. Днепропетровск). Ее сотрудники прошли подготовку на курсах компьютерной грамотности при институте непрерывного обучения НГУ и получили соответствующие сертификаты. Они приняли активное участие в научно-практических семинарах, организованных Британским советом; в школе-семинаре «Сучаснi iнформацiйнi технологii для бiблiотек та менеджмент науково-освiтнiх мереж», устроенном при поддержке международной программы «Tempus Tacis»; в научной конференции «Бiблiотечно-iнформацiйна iятельнiсть в украiнському державотвореннi», проведенной в Одессе; в методических совещаниях, организованных Министерством образования и науки Украины.

С помощью Центра непрерывного информационно-библиотечного образования и других организаций на базе научно-технической библиотеки НГУ Украинская библиотечная ассоциация провела семинары: «Комфортнiсть обслуговування користувачiв як показник рiвня роботи бiблiотеки» в рамках проекта «Безперервна iнформацiйно-бiблiотечна освiта: новi освiтнi технологii», «Концепцiя та тратегiя побудови i оптимального розвитку для украiнських бiблiотек. Маркетинговая концепцiя бiблiотеки Нацiональноi iрничоi академii Украiни».

Происходящие перемены отразились на структуре и штатном расписании библиотек. В частности, в НТБ НГУ появилось новое подразделение – отдел по автоматизации и компьютеризации, а также электронный каталог и электронный читальный зал. В штатное расписание введены должности программиста, оператора, техника.

Создание локальной сети, новых рабочих мест для сотрудников библиотеки и читателей, подключение к Интернету потребовали технического переоснащения библиотеки. Пересмотрены программы библиотечно-библиографических занятий, их содержание адаптировано к новым условиям. Введен курс «Основы информатики, библиотековедения и библиографии».

Особого внимания заслуживает проблема воспитания информационной культуры пользователя, что предполагает формирование многообразных навыков:

  • поиск информации (самостоятельное нахождение необходимого источника) – умение пользоваться рекомендательными списками литературы, библиотечными каталогами и картотеками; свободное ориентирование в библиотечных фондах, владение принципами расстановки документов, знание основ систематизации и авторского знака, принципов их использования; умение составлять списки литературы, знание правил описания и соответствующих государственных стандартов;

  • понимание и обработка информации – знание структуры книги и ее справочного аппарата, умение работать с несколькими источниками информации одновременно, знание и понимание основных приемов работы с текстом, умение анализировать и ясно передавать смысл прочитанного;

  • применение полученной информации – способность передавать полученную информацию, составлять план, рабочие записки, оформлять материал, пользоваться дополнительными источниками, составлять обзоры по определенной тематике.

Именно такие навыки и умения должны привить студенческой молодежи библиотечные работники в содружестве с профессорско-преподава­тельским коллективом.

В научно-техническую библиотеку вуза пользователь приходит, имея за плечами определенный объем библиотечных знаний. Студенты первого курса владеют минимумом библиотечной терминологии и могут вполне логично изложить тему задания. Однако, как правило, знания читателей о библиотеке сводятся к умению записать документ в формуляр и определить сроки пользования. И лишь считанные единицы могут свободно оперировать справочно-поисковым аппаратом библиотеки, комфортно чувствовать себя, работая с каталогами и картотеками.

Поэтому неотъемлемой частью работы вузовской библиотеки является информационное просвещение.

Обучение поиску информации неразрывно связано с обучением правилам пользования каталогами, картотеками, справочниками, словарями и другими вспомогательными материалами. Появление компьютерных информационно-поисковых систем в библиотеке требует развития специализированных навыков: понимания представления информации в базах данных, умения выбирать область поиска, пользоваться ключевыми словами.

Использование компьютерных технологий в библиотеке, во-первых – яркий пример применения компьютеров в повседневной жизни, во-вторых – способ грамотного поиска информации, пример ее эффективного хранения и распределения. Читатели убеждаются, что электронный каталог гораздо компактнее, чем традиционный, а поиск в нем быстрее, разнообразнее и удобнее.

Отсюда вытекает необходимое требование к вузовской библиотеке – создание системы непрерывного обучения пользователей информационным технологиям. При выполнении этого условия информационные ресурсы будут доступны и понятны.

Введение соответствующего курса поможет в известной мере преодолеть разрыв между увеличивающимся объемом информации и возможностью ее использования, тем более что он включает в себя информацию об имеющихся в библиотеке базах данных, электронном каталоге и картотеке, электронном читальном зале и т.п.

Внедрение компьютеров в повседневную жизнь и деятельность библиотек изменило традиционные формы и методы сохранности и обработки фонда. Электронная книга в отличие от традиционной обеспечивает сопровождение текста движением видеоизображения, звуком, осуществляет анализ и оценку для читателя, дает возможность скомпоновать текст в зависимости от потребностей, получить дополнительную информацию в соответствующих базах данных, международную информацию.

Обязательной составляющей частью информационного образования является умение создавать новую информацию. При этом пользователь должен представлять ценность созданной им информации. В последнее время большинство вузовских библиотек привлекают студентов для создания электронных каталогов и картотек. Студенты выполняют курсовые и дипломные проекты, связанные с автоматизацией и компьютеризацией библиотеки. Таким образом готовятся грамотные и активные пользователи библиотеки, умеющие работать с информационными ресурсами. И что наиболее важно – пользователю дается право создавать – возможно, впервые – очень необходимую информацию в электронном виде.

Новые тенденции неизбежно потребуют изменения функциональной роли библиотечных работников, что в свою очередь поставит на повестку дня вопросы их профессиональной подготовки, материального стимулирования более сложного и квалифицированного труда.


Список литературы

Галамага Т. Особистiсть та iнформацiйне середовище // Вiсник Книжковоï палати. 2001. № 11. С. 35–37.

Глазунова Л., Семенюк С. Формування iнформацiйноï культури особистостi в умовах функцiонування освiтнього комплексу гуманiтарного профiлю // Там же. 2000. № 7. С. 5–6.

Коляда М. Курс «Iнформацiйне забезпечення аналiзу даних i прогнозування в економiцi як складова iнформацiйноï культури майбутнього економiста» Освiта i управлiння. 2003. № 1. С. 155–161.

Медведева С. До джерел iнформацiï // Бiблiотечний вiсник. № 2. С. 43–45.

Моргенштерн И.Г. Технологический подход к формированию информационной культуры // Науч. и техн. б-ки. 2002. № 5. С. 67–73.

Ткаченко А., Нестерова Л. Информационная культура будущих инженеров // Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 153–158.

  
На главную