УДК 02
Евстигнеева Г.А.
Научная библиотека в
информационном обществе
Любая организация или структура
функционирует в зависимости от социального,
экономического, политического развития
государства и решает задачи, которые перед
ней ставит общество. Не являются
исключением и библиотеки.
В научной литературе наиболее
употребима следующая классификация видов
общества.
К этому периоду относится
становление первых научных библиотек в
России. Первые университетские библиотеки
основаны в ХVIII
в. Вплоть до 1917 г. в России насчитывалось не
более ста научных библиотек, так как
потребность общества в библиотеках была не
слишком велика.
В первые послереволюционные
годы с началом индустриализации количество
научно-технических библиотек возросло в 5–6
раз по сравнению с дореволюционным.
Библиотеки размещались по
территориальному и производственному
принципам. При этом в целях упорядочения их
деятельности были предприняты первые шаги
по разработке плана создания единой
библиотечной сети, обеспечивающей
взаимодействие библиотек и охватывающей
все стороны библиотечной деятельности.
Бурное развитие научно-технических
библиотек приходится на конец 1950-х – начало
1960-х гг. и связано с расцветом науки и
промышленности. В то время вышел ряд
постановлений Совета Министров СССР и ЦК
КПСС, направленных на развитие научных
библиотек с целью поддержки развития науки
в стране и определивших деятельность
научно-технических библиотек на многие
годы.
Важнейшим шагом было создание
ГПНТБ СССР (1958 г.) как библиотеки
государственного значения по обслуживанию
науки и промышленности отечественной и
иностранной литературой,
библиографического и методического центра
научных и технических библиотек, научного
учреждения, головной организации,
осуществляющей координацию закупки
иностранной литературы научно-техническими
библиотеками страны.
С конца 1970-х гг. ведутся
теоретические и практические разработки по
формированию единого библиотечного фонда
страны как совокупности библиотечных
фондов различных уровней. В связи с этим в
центре внимания специалистов такие понятия,
как единый фонд, совокупный
фонд, распределенный
фонд, показывающие, что отдельно взятая
библиотека рассматривается как звено той
или иной библиотечной системы, входящей в
свою очередь в единую библиотечную систему
страны.
В России процесс вхождения в
постиндустриальное общество начался в
конце 1990-х гг. и продолжается сейчас, когда
бизнес в сфере услуг стал не менее, а в ряде
случаев даже более прибыльным, чем в
производственной сфере. Для библиотек в
этот период, несмотря на ограничения в
финансировании, характерно развитие
библиотечных процессов на основе
автоматизированных технологий.
Факторы информационного общества
Чтобы понять перспективы
развития и современное состояние библиотек,
подробнее рассмотрим, как происходит
формирование информационного общества в
России и мире.
Для информационного общества
характерна ведущая роль информации, знаний,
в любом случае – нематериальных активов в
капитализации отдельных предприятий и
национальной экономики в целом. Наглядный
тому пример – компания по производству
программного продукта Майкрософт (Microsoft)
во главе с богатейшим человеком мира Биллом
Гейтсом (Bill
Gates).
Стоимость земельных участков, занятых
заводами и офисами, зданий и всего
оборудования, принадлежащего компании (в
том числе и средств вычислительной техники),
существенно меньше стоимости
нематериальных активов – патентов, ноу хау,
опыта работы с другими компаниями, опыта
подбора, подготовки и переподготовки
кадров и т.п. Стоимость компании сегодня – 45
млрд долларов. Президент компании Билл
Гейтс заявил, что в 2004 г. расходы на НИОКР
увеличатся на 20%.
Предпосылкой для возникновения
информационного общества являются факторы
постиндустриального общества, поскольку
бурный рост наукоемких отраслей
промышленности и сферы услуг приводит к
развитию таких видов деятельности, как
маркетинг, реклама, менеджмент, которые
невозможны без высокого уровня
информационных технологий. Уже в 1960-х гг.
академик А.А. Харкевич утверждал, что для
увеличения производства, например в два
раза, требуется в четыре раза увеличить
объем необходимой для этого информации [2].
В России только начался переход
от индустриального к постиндустриальному
обществу, наиболее развитые страны – в
стадии перехода от постиндустриального
общества к информационному. Нынешнее время
– период, когда способность производить,
приобретать и использовать знания
становится важнейшим фактором
международной конкурентоспособности.
Поэтому в наиболее развитых странах
инвестиции в знания (НИОКР, образование,
информационно-коммуникационные технологии)
по своему объему уже догоняют инвестиции в
основной капитал [1, 3].
Задача вхождения в мировое
информационное сообщество стоит перед
всеми странами мира. Решается эта задача в
каждой стране по-своему в зависимости от
экономического, технологического,
политического, информационного развития.
Выбор стратегии формирования
информационного общества зависит также от
роли страны в мировой цивилизационной и
геополитической схемах сегодня и в будущем.
Задачей России является
преодоление технологической и социальной
отсталости на основе модернизации
компьютерных и коммуникационных
технологий, повышения спроса на информацию
и знания, создания конкурентного
инновационного рынка. Это потребует
развития современной информационной и
телекоммуникационной инфраструктуры,
общенациональной компьютерной сети,
формирования единого информационного и
экономического пространства. Россия
обладает потенциалом, необходимым для
решения этих задач.
Карл Далман, руководитель
программы «Знание в интересах развития»
Института Всемирного банка, считает, что в
инновационной системе у России огромный
потенциал, традиционно развитая
фундаментальная наука и значительные
ресурсы научно-технических кадров.
Тормозят развитие слабая связь науки с
производством, когда фундаментальные
исследования не связаны с потребностями
производственного сектора, а также
недостаточное использование мировых
запасов знаний из-за морально и технически
устаревшей системы их распространения.
Важнейшим фактором
формирования информационного общества
является развитие Интернета и внедрение
сетевых технологий во все сферы жизни
общества. Решение этой стратегической
задачи осуществляется посредством
правительственных программ и проектов.
Программы, направленные на решение
задач
по информатизации общества
Проект «Электронная
Европа» разработан в 1999 г. Европейской
комиссией и направлен на ускорение
процессов вхождения Европы в новую экономику,
основанную на знании. Цель проекта –
развитие сетевых услуг и облегчение
доступа к информации через Интернет в
странах Евросоюза для информатизации всех
сфер развития общества. Ключевая роль при
этом отводится правительству, формирующему
долгосрочные планы в рамках стабильной,
имеющей четкие цели политики.
Общеевропейский правительственный план
состоит из 23 пунктов, основные из них – «электронное
правительство», электронная коммерция,
создание информационного контента [4].
Важнейшее направление проекта – развитие
Интернета. По данным Еврокомиссии в 2001 г.
лидером интернетизации была Ирландия; за
ней с небольшим отрывом – Финляндия; не
слишком отстают и Норвегия, Швеция, Дания (рис.
1) [5].
Рис. 1.
Уровень развития основных Интернет-услуг
(источник: Cap
GeminiErnst
& Young)
Наиболее масштабной программой,
направленной на информатизацию России,
является Федеральная
целевая программа «Электронная Россия»
(2002–2010 гг.) [6], которая должна:
-
обеспечить формирование
нормативной правовой базы в сфере
информационных и коммуникационных
технологий,
-
развить
информационную и телекоммуникационную
инфраструктуру,
-
сформировать условия для
подключения к открытым информационным
системам (в том числе посредством Интернета),
-
обеспечить эффективное
взаимодействие органов государственной
власти и органов местного самоуправления с
гражданами и хозяйствующими субъектами на
основе широкого внедрения информационных и
коммуникационных технологий.
Реализация программы позволит
эффективно использовать интеллектуальный
и кадровый потенциал России в сфере
информационных и коммуникационных
технологий, преодолеть отставание России
от развитых стран по уровню использования и
развития информационных и
коммуникационных технологий, что обеспечит
гармоничное вхождение страны в мировую
экономику и глобальное информационное
сообщество.
Библиотеки принимают активное
участие в этой программе.
Роль библиотек в информационном
обществе
Сегодня в центре внимания
находятся проблемы, связанные с
удовлетворением информационных запросов
читателей: выявление потребностей
пользователей, полнота поступлений
литературы, использование Интернета в
библиотечных процессах, использование
рынка электронных документов. Этот интерес
связан с тенденциями развития мирового
рынка научной информации, который в
последнее десятилетие характеризуется
резким увеличением научных публикаций. В 20-м
столетии число научных публикаций в мире
удваивалось каждые 10–15 лет [7].
Первые научные журналы вышли в
свет в 1665 г.: во Франции – «Журнал для ученых»
(Journal
des Savants),
в Англии – «Философские труды королевского
общества» (Philosophical
Translations
of the
Royal
Society).
В России первым журналом
явилось приложение («Примечания») к газете
«Санкт-Петербургские ведомости» (1728 г.).
Сегодня библиографический
справочник журналов, издающихся в мире, – «Ulrich’s
Plus»
– насчитывает свыше 180 тыс. наименований
журналов, значительная часть которых –
научные.
В результате бурного роста
числа научных публикаций, а также
значительного роста цен на научные издания
к середине 1990-х гг. стало ясно, что
традиционная технология производства и
распространения научной литературы
становится неэффективной. Кроме того, в
последние 10 лет сложилась такая ситуация,
при которой цены на научную литературу
растут быстрее, чем финансирование
библиотек. Это ведет к неизбежному
сокращению закупок литературы и,
следовательно, ухудшению информационного
обеспечения ученых. Иллюстрация к
сказанному – рис. 2, представленный в
материалах Постоянной конференции научных
и университетских библиотек – SCONUL
Standing Conference
of
National and
University
Libraries) [8].
Рис. 2. Влияние
роста цен на закупку научной литературы.
Библиотека всегда была
участником рынка научных публикаций.
В
традиционной системе создания и
распространения научных публикаций,
существующей более ста лет, роль каждого
участника четко определена.
Рис. 3. Взаимодействие участников
информационного рынка
при традиционных технологиях.
В технологии создания и
распространения научной информации
библиотеки выполняют функции
библиографической обработки, хранения
научной литературы и предоставления ее
читателям (рис. 3).
Развитие новых технологий дает
возможность перераспределения ролей. Это
приводит к тому, что каждый из участников
информационного рынка стремится усилить
свои позиции и видит расстановку сил с
выгодной для себя стороны. Издательствам
было бы выгодно, чтобы распространение
информации в электронном виде
осуществлялось практически без участия
библиотек и происходило бы по схеме,
представленной на рис. 4.
Рис. 4. Перспективная технология
производства
и распространения научной информации с
точки зрения издателей.
При такой
технологии издательство получает от автора
(ученого) материал в электронном виде,
редактирует и архивирует его, а затем
передает потребителю – ученому или
специалисту.
Такая модель
сегодня распространена не широко и
практикуется в том случае, если журнал
издается только в электронном виде и
предоставляется в пользование бесплатно
через Интернет. В качестве примера можно
привести совместное с Институтом
физики Великобритании и Немецким
физическим обществом издание реферируемого, полностью
электронного журнала New
Journal of Physics. Бизнес-модель предполагает
оплату публикуемых статей самими авторами
и составляет приблизительно 500 долларов США.
Все большее распространение в
мире приобретает другая модель, при которой
создание и распространение научных
документов в электронном виде происходит,
минуя издательства. Ученые считают такую
схему эффективной (рис. 5).
Рис.
5. Перспективная технология производства и
распространения
научной информации с усилением роли
библиотек.
Университеты считают, что
ученые могут передавать отредактированные
материалы непосредственно в библиотеку
того университета, где они работают. В
вычислительном центре университета и
библиотеке материалы обрабатываются,
снабжаются метаданными, размещаются на
сервере и представляются для доступа
ученым. Эта схема имеет место при
организации доступа как к новейшим трудам и
разработкам университетов, так и к архивным
фондам, которые создаются в рамках
учреждения. Возможна тематическая
архивация, когда ученые одной
специальности участвуют в создании
доступного для всех архива.
Все большее влияние на
формирование рынка научной информации
оказывают проекты, стимулирующие
публикацию без участия коммерческих
издателей. Позиции библиотек при этом
усиливаются. Но происходит это лишь в
случае, если стоящие перед библиотекой
задачи решаются с использованием новых
технологий. Это относится ко всем
библиотечным процессам: формированию фонда,
подходу к сохранности и использованию
документов, обслуживанию читателей,
взаимодействию с другими организациями,
созданию собственных информационных
ресурсов. Ведущую роль при этом играет
использование Интернета.
Интернет в библиотеке
Интернет в
библиотеке является средством, широко
используемым в обслуживании пользователей.
Это доступ к каталогам и ресурсам других
библиотек, к полнотекстовым научным
публикациям, базам данных, научным журналам,
возможность получать копии статей по
системе доставки документов.
С использованием
Интернета появились новые возможности у
сотрудников, занимающихся комплектованием
фондов. Расширилась сфера доступа к
источникам информации о научной литературе.
Теперь у специалистов есть возможность
получить актуальную библиографическую
информацию на сайтах издательств,
коллекторов, книготорговых и
книгораспространительских организаций, а
также оформить заказ на книги и журналы.
Возможность
доступа ко многим сайтам позволяет
библиотекарю сделать наиболее выгодный по
цене и качеству доступа выбор издания или
поставщика. Совместная подписка на журнал и
электронный доступ к нему дает возможность
работать с изданием нескольким читателям
одновременно [9],
что очень важно для журналов, имеющих
высокий спрос, но малую экземплярность в
фонде. Кроме того, современные библиотеки
активно участвуют в процессе создания
информационных ресурсов, что делает этот
рынок еще более обширным и насыщенным.
Новые требования к профессии
Многообразие
новых задач и функций библиотек
предъявляет к профессии библиотекаря новые
требования.
Современной
библиотеке нужны специалисты, имеющие не
только традиционные профессиональные
знания. Библиотекарь должен быть
высокообразованным человеком с широким
кругозором. К примеру, формирование фонда
должно вестись с учетом использования
мировых ресурсов научных электронных
документов. При этом специалист в области
комплектования должен знать тенденции
развития общества, перспективные
направления в науке, рынок печатных и
электронных научных публикаций. Эти знания
необходимы для оптимального подбора
литературы в фонд библиотеки и организации
доступа к нужным электронным публикациям.
Для выбора электронного ресурса специалист
должен иметь представление не только о
содержательной стороне ресурса и его
технических характеристиках, но также о
существующих аналогах.
Не менее
разносторонними знаниями должны обладать
специалисты, занимающиеся обслуживанием
читателей. Чтобы быстро и качественно
выполнить запрос читателя, библиотекарь
должен хорошо знать имеющиеся в
распоряжении библиотеки информационные
источники и уметь сделать правильный выбор
для удовлетворения запроса читателя.
В современных
условиях библиотека перестает быть просто
библиотекой в ее традиционном понимании,
она берет на себя также функции
информационного центра, и сотрудники
библиотеки должны обладать
соответствующими знаниями.
Список источников
-
Колин К.К.
Россия на пути в информационное общество //
Библиотековедение. 2000. № 3. С. 32–38.
-
Харкевич А.А.
Информация и техника // Коммунист. 1962. № 12.
-
Смолян Г.Л.,
Черешкин Д.С. О формировании
информационного общества в России // Информ.
общество. 1998. Вып. 6. С. 8–13.
-
Программа
«Электронная Европа» http://europa.eu.int/information_society/eeuropr/index_en.htm
-
B2B
IBS,
информационно-аналитический журнал Biebiothekdienst
37. Jg. 2003, H. 6. S.
731-739.
-
Федеральная
целевая программа «Электронная Россия» http://www.e-rus.org/articles/text_programm_1.shtml#1
-
Dekker
J. De Solla, Little Science Big Science, http://www.ib.hu-berlin.de/
-
Heike Andermann, Entwicklung von alternatieven Publikationsstrukturen in
Europa und den USA. DFG – Proekt: Perspektiven fuier den Bezug elektronischer
Fachinformation in der Bundesrepublik Deutschland, Biebiothekdienst 37. Jg.
2003, H. 6. S. 731–739.
-
Гончаров М.В.,
Шрайберг Я.Л. Введение в Интернет. Ч. 1.
Общие сведения. М., 2000. 60 с.; Ч. 9. Интернет для
библиотек. Москва, 2001. 80 с.
|