Научные и технические библиотеки №8 2004 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А. Научная библиотека в информационном обществе

Карташов Н.С. Особенности, виды и проблемы региональных библиотечных программ

Моргенштерн И.Г. Аспекты развития электронной библиографии

Дрешер Ю.Н. Некоторые аспекты социальной роли литературы и механизмы психологического воздействия текста на личность. Современный взгляд на культуру чтения

Забелина О.Б. Формирование информационной культуры студентов университета

Краюшкина Н.Г., Акимова С.А. «Как слово наше отзовется…»

Мельникова А.А. Роль библиотеки морского вуза в системе подготовки специалистов транспортного профиля. (К 60-летию высшего морского образования на Дальнем Востоке)


БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Соммер С. Библиометрический анализ и финансовая поддержка научных исследований частными фондами

Тилвол М. Изучение общения ученых через Интернет


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э.Р. Повышение квалификации: стратегические задачи и тактические действия

Баженова Н.М. В защиту старого имени. (Монолог библиотекаря)


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Шанченко Н.В. К вопросу о профессиональной этике в национальных библиотеках

Езова С.А. О профессиональной этике педагога, обучающего будущих библиотекарей


ЮБИЛЕИ

Петрова Т.А. Дело, которому служит

Лищук Т.А. Библиотеке Ярославской государственной медицинской академии – 60 лет


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 02

Евстигнеева Г.А.

Научная библиотека в информационном обществе

Любая организация или структура функционирует в зависимости от социального, экономического, политического развития государства и решает задачи, которые перед ней ставит общество. Не являются исключением и библиотеки.

В научной литературе наиболее употребима следующая классификация видов общества.

  • Доиндустриальное общество (его называют также аграрное), где доминирует производство продуктов сельского хозяйства.

К этому периоду относится становление первых научных библиотек в России. Первые университетские библиотеки основаны в ХVIII в. Вплоть до 1917 г. в России насчитывалось не более ста научных библиотек, так как потребность общества в библиотеках была не слишком велика.

  • Индустриальное общество, в котором преобладает промышленное производство, что неизбежно требует развития науки и как следствие – научных библиотек.

В первые послереволюционные годы с началом индустриализации количество научно-технических библиотек возросло в 5–6 раз по сравнению с дореволюционным. Библиотеки размещались по территориальному и производственному принципам. При этом в целях упорядочения их деятельности были предприняты первые шаги по разработке плана создания единой библиотечной сети, обеспечивающей взаимодействие библиотек и охватывающей все стороны библиотечной деятельности.

Бурное развитие научно-технических библиотек приходится на конец 1950-х – начало 1960-х гг. и связано с расцветом науки и промышленности. В то время вышел ряд постановлений Совета Министров СССР и ЦК КПСС, направленных на развитие научных библиотек с целью поддержки развития науки в стране и определивших деятельность научно-технических библиотек на многие годы.

Важнейшим шагом было создание ГПНТБ СССР (1958 г.) как библиотеки государственного значения по обслуживанию науки и промышленности отечественной и иностранной литературой, библиографического и методического центра научных и технических библиотек, научного учреждения, головной организации, осуществляющей координацию закупки иностранной литературы научно-техническими библиотеками страны.

С конца 1970-х гг. ведутся теоретические и практические разработки по формированию единого библиотечного фонда страны как совокупности библиотечных фондов различных уровней. В связи с этим в центре внимания специалистов такие понятия, как единый фонд, совокупный фонд, распределенный фонд, показывающие, что отдельно взятая библиотека рассматривается как звено той или иной библиотечной системы, входящей в свою очередь в единую библиотечную систему страны.

  • Постиндустриальное общество. Его главной характеристикой является приоритетное развитие сферы услуг, которое превалирует над объемами промышленного и сельскохозяйственного производства.

В России процесс вхождения в постиндустриальное общество начался в конце 1990-х гг. и продолжается сейчас, когда бизнес в сфере услуг стал не менее, а в ряде случаев даже более прибыльным, чем в производственной сфере. Для библиотек в этот период, несмотря на ограничения в финансировании, характерно развитие библиотечных процессов на основе автоматизированных технологий.

  • Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания [1].

 

Факторы информационного общества

Чтобы понять перспективы развития и современное состояние библиотек, подробнее рассмотрим, как происходит формирование информационного общества в России и мире.

Для информационного общества характерна ведущая роль информации, знаний, в любом случае – нематериальных активов в капитализации отдельных предприятий и национальной экономики в целом. Наглядный тому пример – компания по производству программного продукта Майкрософт (Microsoft) во главе с богатейшим человеком мира Биллом Гейтсом (Bill Gates). Стоимость земельных участков, занятых заводами и офисами, зданий и всего оборудования, принадлежащего компании (в том числе и средств вычислительной техники), существенно меньше стоимости нематериальных активов – патентов, ноу хау, опыта работы с другими компаниями, опыта подбора, подготовки и переподготовки кадров и т.п. Стоимость компании сегодня – 45 млрд долларов. Президент компании Билл Гейтс заявил, что в 2004 г. расходы на НИОКР увеличатся на 20%.

 

Предпосылкой для возникновения информационного общества являются факторы постиндустриального общества, поскольку бурный рост наукоемких отраслей промышленности и сферы услуг приводит к развитию таких видов деятельности, как маркетинг, реклама, менеджмент, которые невозможны без высокого уровня информационных технологий. Уже в 1960-х гг. академик А.А. Харкевич утверждал, что для увеличения производства, например в два раза, требуется в четыре раза увеличить объем необходимой для этого информации [2].

В России только начался переход от индустриального к постиндустриальному обществу, наиболее развитые страны – в стадии перехода от постиндустриального общества к информационному. Нынешнее время – период, когда способность производить, приобретать и использовать знания становится важнейшим фактором международной конкурентоспособности. Поэтому в наиболее развитых странах инвестиции в знания (НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии) по своему объему уже догоняют инвестиции в основной капитал [1, 3].

Задача вхождения в мировое информационное сообщество стоит перед всеми странами мира. Решается эта задача в каждой стране по-своему в зависимости от экономического, технологического, политического, информационного развития. Выбор стратегии формирования информационного общества зависит также от роли страны в мировой цивилизационной и геополитической схемах сегодня и в будущем.

Задачей России является преодоление технологической и социальной отсталости на основе модернизации компьютерных и коммуникационных технологий, повышения спроса на информацию и знания, создания конкурентного инновационного рынка. Это потребует развития современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, общенациональной компьютерной сети, формирования единого информационного и экономического пространства. Россия обладает потенциалом, необходимым для решения этих задач.

Карл Далман, руководитель программы «Знание в интересах развития» Института Всемирного банка, считает, что в инновационной системе у России огромный потенциал, традиционно развитая фундаментальная наука и значительные ресурсы научно-технических кадров. Тормозят развитие слабая связь науки с производством, когда фундаментальные исследования не связаны с потребностями производственного сектора, а также недостаточное использование мировых запасов знаний из-за морально и технически устаревшей системы их распространения.

Важнейшим фактором формирования информационного общества является развитие Интернета и внедрение сетевых технологий во все сферы жизни общества. Решение этой стратегической задачи осуществляется посредством правительственных программ и проектов.

 

Программы, направленные на решение задач
по информатизации общества

Проект «Электронная Европа» разработан в 1999 г. Европейской комиссией и направлен на ускорение процессов вхождения Европы в новую экономику, основанную на знании. Цель проекта – развитие сетевых услуг и облегчение доступа к информации через Интернет в странах Евросоюза для информатизации всех сфер развития общества. Ключевая роль при этом отводится правительству, формирующему долгосрочные планы в рамках стабильной, имеющей четкие цели политики. Общеевропейский правительственный план состоит из 23 пунктов, основные из них – «электронное правительство», электронная коммерция, создание информационного контента [4].

Важнейшее направление проекта – развитие Интернета. По данным Еврокомиссии в 2001 г. лидером интернетизации была Ирландия; за ней с небольшим отрывом – Финляндия; не слишком отстают и Норвегия, Швеция, Дания (рис. 1) [5].


Рис. 1. Уровень развития основных Интернет-услуг
(источник:
Cap GeminiErnst & Young)


Наиболее масштабной программой, направленной на информатизацию России, является Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002–2010 гг.) [6], которая должна:

  • обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий,

  • развить информационную и телекоммуникационную инфраструктуру,

  • сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством Интернета),

  • обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Реализация программы позволит эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере информационных и коммуникационных технологий, преодолеть отставание России от развитых стран по уровню использования и развития информационных и коммуникационных технологий, что обеспечит гармоничное вхождение страны в мировую экономику и глобальное информационное сообщество.

Библиотеки принимают активное участие в этой программе.

 

Роль библиотек в информационном обществе

Сегодня в центре внимания находятся проблемы, связанные с удовлетворением информационных запросов читателей: выявление потребностей пользователей, полнота поступлений литературы, использование Интернета в библиотечных процессах, использование рынка электронных документов. Этот интерес связан с тенденциями развития мирового рынка научной информации, который в последнее десятилетие характеризуется резким увеличением научных публикаций. В 20-м столетии число научных публикаций в мире удваивалось каждые 10–15 лет [7].

Первые научные журналы вышли в свет в 1665 г.: во Франции – «Журнал для ученых» (Journal des Savants), в Англии – «Философские труды королевского общества» (Philosophical Translations of the Royal Society).

В России первым журналом явилось приложение («Примечания») к газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1728 г.).

Сегодня библиографический справочник журналов, издающихся в мире, – «Ulrich’s Plus» – насчитывает свыше 180 тыс. наименований журналов, значительная часть которых – научные.

 

В результате бурного роста числа научных публикаций, а также значительного роста цен на научные издания к середине 1990-х гг. стало ясно, что традиционная технология производства и распространения научной литературы становится неэффективной. Кроме того, в последние 10 лет сложилась такая ситуация, при которой цены на научную литературу растут быстрее, чем финансирование библиотек. Это ведет к неизбежному сокращению закупок литературы и, следовательно, ухудшению информационного обеспечения ученых. Иллюстрация к сказанному – рис. 2, представленный в материалах Постоянной конференции научных и университетских библиотек – SCONUL Standing Conference of National and University Libraries) [8].

Рис. 2. Влияние роста цен на закупку научной литературы.


Библиотека всегда была участником рынка научных публикаций.

В традиционной системе создания и распространения научных публикаций, существующей более ста лет, роль каждого участника четко определена.

Рис. 3. Взаимодействие участников информационного рынка
при традиционных технологиях.


В технологии создания и распространения научной информации библиотеки выполняют функции библиографической обработки, хранения научной литературы и предоставления ее читателям (рис. 3).

Развитие новых технологий дает возможность перераспределения ролей. Это приводит к тому, что каждый из участников информационного рынка стремится усилить свои позиции и видит расстановку сил с выгодной для себя стороны. Издательствам было бы выгодно, чтобы распространение информации в электронном виде осуществлялось практически без участия библиотек и происходило бы по схеме, представленной на рис. 4.

Рис. 4. Перспективная технология производства
и распространения научной информации с точки зрения издателей.


При такой технологии издательство получает от автора (ученого) материал в электронном виде, редактирует и архивирует его, а затем передает потребителю – ученому или специалисту.

Такая модель сегодня распространена не широко и практикуется в том случае, если журнал издается только в электронном виде и предоставляется в пользование бесплатно через Интернет. В качестве примера можно привести совместное с Институтом физики Великобритании и Немецким физическим обществом  издание реферируемого, полностью электронного журнала New Journal of Physics. Бизнес-модель предполагает оплату публикуемых статей самими авторами и составляет приблизительно 500 долларов США.

Все большее распространение в мире приобретает другая модель, при которой создание и распространение научных документов в электронном виде происходит, минуя издательства. Ученые считают такую схему эффективной (рис. 5).

Рис. 5. Перспективная технология производства и распространения  
научной информации с усилением роли библиотек.

Университеты считают, что ученые могут передавать отредактированные материалы непосредственно в библиотеку того университета, где они работают. В вычислительном центре университета и библиотеке материалы обрабатываются, снабжаются метаданными, размещаются на сервере и представляются для доступа ученым. Эта схема имеет место при организации доступа как к новейшим трудам и разработкам университетов, так и к архивным фондам, которые создаются в рамках учреждения. Возможна тематическая архивация, когда ученые одной специальности участвуют в создании доступного для всех архива.

Все большее влияние на формирование рынка научной информации оказывают проекты, стимулирующие публикацию без участия коммерческих издателей. Позиции библиотек при этом усиливаются. Но происходит это лишь в случае, если стоящие перед библиотекой задачи решаются с использованием новых технологий. Это относится ко всем библиотечным процессам: формированию фонда, подходу к сохранности и использованию документов, обслуживанию читателей, взаимодействию с другими организациями, созданию собственных информационных ресурсов. Ведущую роль при этом играет использование Интернета.

 

Интернет в библиотеке

Интернет в библиотеке является средством, широко используемым в обслуживании пользователей. Это доступ к каталогам и ресурсам других библиотек, к полнотекстовым научным публикациям, базам данных, научным журналам, возможность получать копии статей по системе доставки документов.

С использованием Интернета появились новые возможности у сотрудников, занимающихся комплектованием фондов. Расширилась сфера доступа к источникам информации о научной литературе. Теперь у специалистов есть возможность получить актуальную библиографическую информацию на сайтах издательств, коллекторов, книготорговых и книгораспространительских организаций, а также оформить заказ на книги и журналы.

Возможность доступа ко многим сайтам позволяет библиотекарю сделать наиболее выгодный по цене и качеству доступа выбор издания или поставщика. Совместная подписка на журнал и электронный доступ к нему дает возможность работать с изданием нескольким читателям одновременно [9], что очень важно для журналов, имеющих высокий спрос, но малую экземплярность в фонде. Кроме того, современные библиотеки активно участвуют в процессе создания информационных ресурсов, что делает этот рынок еще более обширным и насыщенным.

 

Новые требования к профессии

Многообразие новых задач и функций библиотек предъявляет к профессии библиотекаря новые требования.

Современной библиотеке нужны специалисты, имеющие не только традиционные профессиональные знания. Библиотекарь должен быть высокообразованным человеком с широким кругозором. К примеру, формирование фонда должно вестись с учетом использования мировых ресурсов научных электронных документов. При этом специалист в области комплектования должен знать тенденции развития общества, перспективные направления в науке, рынок печатных и электронных научных публикаций. Эти знания необходимы для оптимального подбора литературы в фонд библиотеки и организации доступа к нужным электронным публикациям. Для выбора электронного ресурса специалист должен иметь представление не только о содержательной стороне ресурса и его технических характеристиках, но также о существующих аналогах.

Не менее разносторонними знаниями должны обладать специалисты, занимающиеся обслуживанием читателей. Чтобы быстро и качественно выполнить запрос читателя, библиотекарь должен хорошо знать имеющиеся в распоряжении библиотеки информационные источники и уметь сделать правильный выбор для удовлетворения запроса читателя.

В современных условиях библиотека перестает быть просто библиотекой в ее традиционном понимании, она берет на себя также функции информационного центра, и сотрудники библиотеки должны обладать соответствующими знаниями.

 

Список источников

  1. Колин К.К. Россия на пути в информационное общество // Библиотековедение. 2000. № 3. С. 32–38.

  2. Харкевич А.А. Информация и техника // Коммунист. 1962. № 12.

  3. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. О формировании информационного общества в России // Информ. общество. 1998. Вып. 6. С. 8–13.

  4. Программа «Электронная Европа» http://europa.eu.int/information_society/eeuropr/index_en.htm

  5. B2B IBS, информационно-аналитический журнал Biebiothekdienst 37. Jg. 2003, H. 6. S. 731-739.

  6. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» http://www.e-rus.org/articles/text_programm_1.shtml#1

  7. Dekker J. De Solla, Little Science Big Science, http://www.ib.hu-berlin.de/

  8. Heike Andermann, Entwicklung von alternatieven Publikationsstrukturen in Europa und den USA. DFG – Proekt: Perspektiven fuier den Bezug elektronischer Fachinformation in der Bundesrepublik Deutschland, Biebiothekdienst 37. Jg. 2003, H. 6. S. 731–739.

  9. Гончаров М.В., Шрайберг Я.Л. Введение в Интернет. Ч. 1. Общие сведения. М., 2000. 60 с.; Ч. 9. Интернет для библиотек. Москва, 2001. 80 с.

  
На главную