Научные и технические библиотеки №8 2004 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А. Научная библиотека в информационном обществе

Карташов Н.С. Особенности, виды и проблемы региональных библиотечных программ

Моргенштерн И.Г. Аспекты развития электронной библиографии

Дрешер Ю.Н. Некоторые аспекты социальной роли литературы и механизмы психологического воздействия текста на личность. Современный взгляд на культуру чтения

Забелина О.Б. Формирование информационной культуры студентов университета

Краюшкина Н.Г., Акимова С.А. «Как слово наше отзовется…»

Мельникова А.А. Роль библиотеки морского вуза в системе подготовки специалистов транспортного профиля. (К 60-летию высшего морского образования на Дальнем Востоке)


БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Соммер С. Библиометрический анализ и финансовая поддержка научных исследований частными фондами

Тилвол М. Изучение общения ученых через Интернет


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э.Р. Повышение квалификации: стратегические задачи и тактические действия

Баженова Н.М. В защиту старого имени. (Монолог библиотекаря)


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Шанченко Н.В. К вопросу о профессиональной этике в национальных библиотеках

Езова С.А. О профессиональной этике педагога, обучающего будущих библиотекарей


ЮБИЛЕИ

Петрова Т.А. Дело, которому служит

Лищук Т.А. Библиотеке Ярославской государственной медицинской академии – 60 лет


НАШИ
АВТОРЫ


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

УДК 17+02

Шанченко Н.В.

К вопросу о профессиональной этике
в национальных библиотеках

Библиотека – растущий организм.
Книги служат для того, чтобы ими пользовались.
Каждой книге – ее читателя.
Каждому читателю – его книгу.
Береги время читателя.

Ш.Р. Ранганатан. «Пять законов библиотечной науки».

В последнее время на страницах периодической печати, посвященной библиотечному делу, рассматриваются вопросы профессиональной этики. Проблема обсуждается в нескольких аспектах: коммуникативном, информационном, гуманистическом.

Главная особенность библиотечной работы заключается в том, что библиотекари работают одновременно с документами и с людьми. Они ставят перед собой цель облегчить доступ к информации, комплектуя фонды и предоставляя документы в распоряжение каждому, кто бы он ни был и где бы ни находился. Они поддерживают сохранность фондов как части национального интеллектуального наследия, популяризируют знания и делятся запасом информации, накопленной в стране и за ее пределами.

Коммуникативный аспект обращен прежде всего к проблемам межличностного общения читатель – библиотекарь. Поскольку библиотечное обслуживание рассматривается как промежуточная функция между документными потоками и пользователями, то его главная задача заключается в оперативном и конкретном ответе на вопросы, интересующие пользователя. Исходя из этого к сотрудникам библиотеки предъявляются главные профессиональные требования: высокое качество услуг, уважение к личности пользователя, умение предупреждать конфликты, на основе анализа ситуации привносить новшества, ведущие к развитию библиотеки в целом.

Но кроме коммуникативной библиотека выполняет документально-коммуникационную функцию, которая проявляется при комплектовании и формировании фонда. Вопросы этики в данном случае весьма актуальны в работе национальных библиотек.

В соответствии с «Законом об обязательном экземпляре документов» национальные библиотеки должны получать все документы, издающиеся на территории Российской Федерации. Однако качество содержания получаемой литературы неоднозначно. Кроме научной, художественной нередко приходит не только малоинформативная (так называемая литература одного дня), но зачастую безнравственная и даже опасная. При этом прослеживается следующая закономерность: чем меньше полезной информации содержится в документах, тем легче добиться выполнения «Закона…».

Если обычная библиотека формирует фонды по признакам, отвечающим потребностям пользователей, и вправе ограничить своим Уставом профиль комплектования, то национальная библиотека обязана хранить все, что получает. Однако в связи с хронической нехваткой площадей перед библиотекарями стоит проблема «отсева» документов, приходится определять, что является культурным наследием и подлежит сохранению для будущих поколений. Поэтому с точки зрения профессиональной этики задача заключается в определении системы ценностей для квалифицированного отбора документов, предназначенных для сохранения культурного наследия.

И в то же время, являясь публичными, а значит, открытыми для всех, национальные библиотеки ежедневно обслуживают довольно большое количество посетителей (например РГБ – около 5 тыс. человек). Фонды быстро изнашиваются.

Библиотекари стоят перед выбором: сохранить культурное наследие или выдавать литературу каждому по потребности. В данном случае входят в противоречие две основные функции библиотек: хранение и обслуживание. Для уменьшения изнашиваемости фондов идет оцифровывание получаемых документов. Одновременно развиваются платные услуги с использованием новых технологий, например электронное копирование и электронная доставка документов. Причем определить допустимые пределы использования материала невозможно. Кроме того, появление платных услуг приводит к делению населения на информационно-обеспеченных – тех, кто в состоянии оплатить библиотечные услуги, и информационно-обездоленных – тех, кто не может этого сделать. А задача библиотек – обеспечить равный доступ к информационным ресурсам, необходимым для образования, творчества и прогресса научных знаний.

Также входят в противоречие отношения между национальными библиотеками, получающими бесплатный обязательный экземпляр документов, и издателями, этот экземпляр предоставляющими. От издателей можно слышать утверждение, будто бы библиотечные работники вечно пытаются получить что-то даром, уклониться от платы за предоставленную информацию. Не это ли является главной причиной плохого выполнения «Закона…» производителями документов? Вопрос о том, какие права на использование получаемых документов имеет библиотека, носит этическую окраску и становится все более актуальным.

Следующий, информационный аспект рассматривает прежде всего проблему свободы доступа к информации и ставит вопрос: является ли всеобщий доступ к информационным потокам абсолютным благом? «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» рассматривает свободный доступ как неотъемлемое право личности и предписывает противостоять его ограничению, при этом персонал не несет ответственности за последствия использования полученной информации, содержащейся в документах. Представляется, что сама постановка проблемы носит безнравственный характер. Библиотекари – ответственные работники. Цель их работы заключается в том, чтобы помогать читателям выявлять, получать и использовать полезную информацию. Это, конечно, не относится к литературе, содержащей информацию сомнительного характера.

Здесь же необходимо затронуть вопрос о способе предоставления информации. В настоящее время информацию можно передать на разных носителях. Очевидно, пользователь вправе выбирать способ получения информации. Сейчас же довольно часто идет навязывание электронного предоставления информации. Это касается не только дорогих изданий, но и библиотечных каталогов. Электронный поиск несомненно удобен, но востребованность традиционных каталогов остается высокой.

Наконец, третий, гуманистический аспект отмечает то, что библиотекари трудятся в интересах общества. Их работа носит воспитательные цели и заключается в содействии разностороннему совершенствованию человека во всех сферах его жизнедеятельности. Очевидно, в этом заключается главное предназначение национальных библиотек, которые должны стать гарантами стабильных духовных и культурных ценностей.

Главной функцией национальной библиотеки является обеспечение возможностей для творческого развития, приобщения к культурному наследию, помощь в самообразовании.

  
На главную