Научные и технические библиотеки №8 2004 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А. Научная библиотека в информационном обществе

Карташов Н.С. Особенности, виды и проблемы региональных библиотечных программ

Моргенштерн И.Г. Аспекты развития электронной библиографии

Дрешер Ю.Н. Некоторые аспекты социальной роли литературы и механизмы психологического воздействия текста на личность. Современный взгляд на культуру чтения

Забелина О.Б. Формирование информационной культуры студентов университета

Краюшкина Н.Г., Акимова С.А. «Как слово наше отзовется…»

Мельникова А.А. Роль библиотеки морского вуза в системе подготовки специалистов транспортного профиля. (К 60-летию высшего морского образования на Дальнем Востоке)


БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Соммер С. Библиометрический анализ и финансовая поддержка научных исследований частными фондами

Тилвол М. Изучение общения ученых через Интернет


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э.Р. Повышение квалификации: стратегические задачи и тактические действия

Баженова Н.М. В защиту старого имени. (Монолог библиотекаря)


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Шанченко Н.В. К вопросу о профессиональной этике в национальных библиотеках

Езова С.А. О профессиональной этике педагога, обучающего будущих библиотекарей


ЮБИЛЕИ

Петрова Т.А. Дело, которому служит

Лищук Т.А. Библиотеке Ярославской государственной медицинской академии – 60 лет


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 01.004.13:65.011.56

Моргенштерн И.Г.

Аспекты развития электронной библиографии

Рассмотрены проблемы развития электронной библиографии и библиографических электронных ресурсов в России.

Писать статьи об информационных ресурсах Интернета рискованно – в том смысле, что к моменту публикации их количественные данные и даже качественные характеристики могут измениться, устареть. С другой стороны, этим ресурсам, в том числе библиографическим, присущи устойчивые черты. Даже смененные методические решения представляют интерес для тех производителей ресурсов, которые их применяют. С этой точки зрения обсуждение проблем развития электронной библиографии и библиографических электронных ресурсов продуктивно независимо от времени публикации.

Электронная библиография существует и развивается как реальность. Рабочие места библиографов абсолютного большинства научных и развитых общедоступных библиотек оснащены компьютерами с периферийным оборудованием и программным обеспечением; многие имеют выход в Интернет. Растет объем библиографической электронной продукции.

Предела совершенствованию материально-технического и программного обеспечения библиографической деятельности в электронной среде, очевидно, не существует. Вместе с тем в электронной библиографии происходит перенос центра развития на системное наполнение баз данных. В море производства библиографических электронных ресурсов (БЭР) постепенно формируются профессионально организованные системы. Сошлюсь в качестве весомого примера на «Программу развития ретроспективной национальной библиографии Российской Федерации (на период до 2010 г.)».

При этом, что очень важно, специалисты создают не только электронные аналоги традиционных печатных и карточных библиографических ресурсов, но и такие библиографические источники, существование которых возможно только в электронной среде. Имею в виду такие достоинства этих источников, как возможности непрерывного пополнения и оптимизации, удаленного доступа, богатый поисковый спектр, минимальный библиографический интервал и др.

Однако системное формирование БЭР носит ограниченный характер. Обращение к реальным отечественным БЭР выявляет такое множество проблем их развития и использования, что исчезают основания для мажорного тона в их характеристике. О некоторых проблемах я писал в статье «Электронная библиография» [1], сейчас хочу глубже рассмотреть качественные аспекты состояния отечественных БЭР и их использования.

Дело в том, что федеральные информационные центры и библиотеки в рамках государственной библиографии создают наиболее полные БЭР, отражающие большинство видов документов, однако либо ставят непреодолимый для абсолютного большинства библиотек экономический барьер (ВИНИТИ), либо медленно и ограниченно открывают свои ресурсы. Так, Российская книжная палата (РКП) объявила, что с 2003 г. отечественные библиотеки могут бесплатно получать текущую электронную библиографическую информацию в РУСМАРК [2]. Но о каких именно видах документов, какие сведения о современных сериальных изданиях, за какие сроки – не написано. На титульном экране сайта РКП никаких сведений об этом нет. С 17 сентября 2003 г. открыт «тестовый бесплатный доступ к аналитике РКП для членов АРБИКОН» [3]. По его условиям можно вести поиск до 20 (обычное ограничение) монографий, сериальных изданий, статей из журналов и газет с 2000 г. по автору, заглавию и тематике.

Поиск многих видов документов, особенно ретроспективный, не обеспечен доступными в Интернете базами данных. Имею в виду прежде всего те БЭР, поиск в которых возможен в неограниченном бесплатном онлайновом доступе, либо создаваемые по корпоративным проектам. Для качественной оценки их содержания необходимо, во-первых, разработать типовые модели состава БЭР, во-вторых, определить критерии отбора видов документов для конкретных баз данных, досконально разработанные в традиционной библиографии, в-третьих, найти методы пробельного анализа состава БЭР в целом.

Итак, в первую очередь важно сформировать типовые модели состава БЭР общероссийского и регионального уровней, представленных на сайтах библиотек и информационных организаций. Прежде всего я имею в виду библиографические источники, отражающие современные документы, т. е. последних лет и вновь выходящие.

На общероссийском уровне сложилась система текущего библиографирования большинства видов документов в традиционной государственной библиографии. В электронной библиографии сегодня реально можно осуществить бесплатный поиск новых книг, брошюр и выпусков продолжающихся изданий в электронных каталогах национальных универсальных библиотек – РГБ и РНБ. Доступ к электронному каталогу современных периодических изданий, который ведет РКП, возможен только для членов АРБИКОН (Ассоциация региональных библиотечно-информационных консорциумов), число которых непрерывно растет.

Строго говоря, положение с поиском сериальных изданий вовсе не безнадежное. На сайтах ряда информационных центров и библиотек (ИНИОН и др.) открыты электронные каталоги периодических изданий, представляющие большей частью минимальную информацию о них. Однако описанный эпизод подтверждает, что системность в развитии БЭР формируется с огромным трудом. Только спустя более 10–20 лет с начала создания электронных каталогов и других библиографических баз данных утверждаются первые стандарты, появляются первые межбиблиотечные методические рекомендации, призванные унифицировать или хотя бы упорядочить соответствующие терминологию, организационно-управленческие решения и продукты библиографирования в электронной среде.

На региональном уровне сложной задачей является разработка модели представления БЭР на сайтах областных библиотек. Не вызывает сомнений необходимость ведения ЭК книг и брошюр, сводного ЭК сериальных изданий, а также краеведческого каталога при наличии их паспортов и свободного доступа в Интернете. Весьма полезной является также страница со списком электронных ресурсов, особенно местных (см. сайты Свердловской, Новосибирской и других ОУНБ). Однако в формировании электронных аналогов традиционных универсальной СКС и специальных картотек обнаружились по крайней мере две трудноразрешимые проблемы.

Первая: дефицит рабочего времени, поскольку на подготовку одной записи для библиографической базы данных требуется примерно в два раза больше времени, чем на написание карточки. Вследствие этого библиографическая служба вынуждена либо резко уменьшать количество обрабатываемых изданий, либо искать дополнительные трудовые ресурсы, что нереально.

Вторая проблема: неясность перспективы ведения базы данных на статьи. Рост объема традиционной картотеки сдерживается благодаря регулярной чистке от устаревших публикаций. Насколько мне известно, методика и технология очистки библиографических баз данных еще не рассматривалась, вероятно, по причине новизны этих источников.

Библиотеки, по экономическим причинам не имеющие доступа к базам данных федеральных информационных центров и библиотек, формируют корпоративные источники. Среди них наиболее интенсивно с 2001 г. реализуется проект «Межрегиональная аналитическая роспись статей» (МАРС). Данные о числе участников, количестве обрабатываемых журналов и объеме самой базы данных быстро устаревают. На начало 2004 г. в ведении базы данных участвовали 59 библиотек (БД фактически стала международной, поскольку к проекту присоединились библиотеки Украины, Белоруссии и Казахстана) и обрабатывали более 500 журналов [4]. Объем ее приближается к 130 тыс. библиографических записей. Участники проекта обрабатывают десятки изданий, игнорируемых РКП.

МАРС позволяет вести поиск по классификационным индексам, ключевым словам и предметным рубрикам. Записи снабжаются аннотациями. Интерфейс таков, что пользователь по тематическому запросу может получить ответ в форме библиографического списка только с библиографическими описаниями (указывается также ISSN), но, нажав гиперссылку «Детальная информация», обнаруживает дополнительные элементы записи: аннотацию, предметные рубрики, ключевые слова, пристатейный список и его объем, аббревиатуру библиотеки, подготовившей запись.

Иное дело, что для методического центра МАРС – Научной библиотеки Челябинского государственного университета – возрастает объем работы по контролю качества формируемой базы данных. О внимании, которое уделяется качественным аспектам указанной базы данных, свидетельствуют публикации ее ведущих организаторов [5].

Аналогичные проблемы решают организаторы других корпоративных баз данных.

Исключительно инициативный характер библиографического творчества привел к чрезмерному, мягко говоря, разнообразию программного обеспечения, различию реальных критериев отбора отражаемых документов, состава библиографических записей и других методико-технологических и организационных решений. Понятно, что это значительно затрудняет поиск, проводимый пользователями библиографических услуг самостоятельно.

Н.Е. Каленов, протестировавший ЭК ряда крупных библиотек, пришел к выводу, что ни один из них не рассчитан на рядового пользователя [6, с. 554]. Неслучайно в библиотеках появляются должности библиографа по Интернету. Но и для библиографа чем менее вариативен поиск, тем выше уровень его оптимальности. Для этого библиографы должны обладать сведениями:

  1. о системе существующих БЭР;
  2. их качестве;
  3. доступности.

Рассмотрю указанные факторы:

1. Речь идет о формировании метабиблиографических электронных ресурсов (аналога традиционных указателей или картотек библиографических пособий). Эту задачу лучше всего, на мой взгляд, может решить центральная российская библиотека федерального уровня, обладающая опытом и знанием практической, методической и научной деятельности в области метабиблиографии (библиографии библиографии). Такой библиотекой является РНБ. Преимущество ее и в том, что в ней действуют центр РБА, ее Секция библиографии. Специалисты Информационно-библиографического отдела выпустили справочник для библиотек «World Wide Web – стратегия эффективного поиска» (2001), совместно с РГБ приступили к формированию «Регистра полнотекстовых и библиографических ресурсов WWW для библиотек» [7]. Богатый исторический и современный опыт библиографической деятельности РНБ освещен в сборнике статей «Информационно-библиографическое обслуживание. Вып. 1» (2003). На мой взгляд, именно в РНБ желательно организовать центр информации о БЭР.

2. Качество БЭР, во-первых, можно оценивать по критериям, применяемым для суждения об уровне традиционных библиографических источников: печатных изданий и латентных пособий, библиотечных каталогов и библиографических картотек. Среди этих критериев: полнота в пределах обозначенных хронологических рамок и видов отражаемых документов, состав библиографических записей, поисковые возможности и др.

3. Доступность характеризуется платностью или бесплатностью использования БЭР, требованием регистрации, возможностями копирования, закрытостью по технологическим причинам и другими факторами.

Указанными сведениями должен обладать центр БЭР. Его деятельность можно обрисовать следующим образом: прежде всего он собирает, обрабатывает и организует в специальной базе данных информацию о БЭР библиотек. Чтобы эта информация была надежной, связанные с центром библиотеки,  во-первых, в обязательном порядке снабжают свои БЭР стандартными паспортами, прикрепленными к ним и открывающимися по команде пользователя; во-вторых, своевременно (день в день) сообщают центру об изменениях этих БЭР.

Новые тенденции возникают в организации электронного библиографического обслуживания. Отмечу две из них. Во-первых, заметно стремление специализировать это обслуживание – в особых центрах (РНБ и др.) или залах (РГБ и др.). Полагаю, что наиболее успешно в них ведут поиск специалисты, имеющие специальное образование и опыт СБО. При этом, разумеется, я не пытаюсь отрицать роль квалифицированных программистов в отладке и поддержании поисковых систем в работоспособном состоянии. Во-вторых, возникают совершенно оригинальные формы обслуживания. Я имею в виду прежде всего «Виртуальную справку». Независимо друг от друга в 2000 г. библиографы ЦБС «Киевская» (Москва) и в 2002 г. – Свердловской ОУНБ им. В.Г. Белинского организовали системы заочного СБО. Несмотря на отсутствие рекламы, популярность их настолько велика, что пришлось ограничить ежедневный прием запросов определенной квотой. Запросы поступают от удаленных пользователей, в абсолютном большинстве молодых, не способных самостоятельно найти положительные ответы. Из-за отсутствия обратной связи невозможно судить, насколько пользователи удовлетворены рекомендациями и текстами, но общая полезность и эффективность указанных систем СБО несомненна.

Активное обсуждение проблем развития отечественной электронной библиографии должно способствовать их решению.

 

Список источников

  1. Моргенштерн И.Г. Электронная библиография / И.Г.Моргенштерн // Библиография. – 2003. – № 5. – С. 13–22.

  2. Айгистов Р.А. Российская книжная палата готовит прорыв на информационном поле / Р.А.Айгистов // Библиография. – 2002. – № 5. – С. 3–5.

  3. www.arbicon.ru, раздел «Новости».

  4. //mars.udsu.ru

  5. Зеленина Г.Н. Межрегиональная аналитическая роспись статей / Г.Н. Зеленина, И.В. Крутихин, Л.П. Бесклинская // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 9. – С. 51–60.

  6. Каленов Н.Е. Электронные каталоги библиотек с точки зрения пользователя / Н.Е. Каленов // Б-ки и ассоциации в меняющемся мире. 9-я Междунар. конф. «Крым–2002». – М., 2002. – Т. 2. – С. 553–555.

  7. Жабко Е.Д. Интернет в обслуживании пользователей: о проекте «Регистр полнотекстовых и библиографических ресурсов Интернет для библиотек» / Е.Д. Жабко, Е.Ю. Елисина // Библиотековедение. – 2002. – № 2. – С. 44–50.

  
На главную