Научные и технические библиотеки №8 2004 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А. Научная библиотека в информационном обществе

Карташов Н.С. Особенности, виды и проблемы региональных библиотечных программ

Моргенштерн И.Г. Аспекты развития электронной библиографии

Дрешер Ю.Н. Некоторые аспекты социальной роли литературы и механизмы психологического воздействия текста на личность. Современный взгляд на культуру чтения

Забелина О.Б. Формирование информационной культуры студентов университета

Краюшкина Н.Г., Акимова С.А. «Как слово наше отзовется…»

Мельникова А.А. Роль библиотеки морского вуза в системе подготовки специалистов транспортного профиля. (К 60-летию высшего морского образования на Дальнем Востоке)


БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Соммер С. Библиометрический анализ и финансовая поддержка научных исследований частными фондами

Тилвол М. Изучение общения ученых через Интернет


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э.Р. Повышение квалификации: стратегические задачи и тактические действия

Баженова Н.М. В защиту старого имени. (Монолог библиотекаря)


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Шанченко Н.В. К вопросу о профессиональной этике в национальных библиотеках

Езова С.А. О профессиональной этике педагога, обучающего будущих библиотекарей


ЮБИЛЕИ

Петрова Т.А. Дело, которому служит

Лищук Т.А. Библиотеке Ярославской государственной медицинской академии – 60 лет


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 80+02

Краюшкина Н.Г., Акимова С.А.

«Как слово наше отзовется…»

Опыт библиотеки Нижегородской государственной медицинской академии по привлечению студентов к проблемам русского языка.

Негативные языковые процессы в библиотечной среде, названные Н.Н. Литвиновой [1], – лишь отражение болезненных изменений, которые переживает русский язык в целом. Разумеется, библиотеки в этой ситуации «противостоят нашествию безграмотности» не только «достойным уровнем собственных публикаций». Что же может сделать библиотека, «болеющая за стержневой элемент культуры и духовности нации – ее язык»?

Ежедневно общаясь со студентами Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА) – читателями библиотеки, помогая подбирать материал к рефератам, докладам, сообщениям, библиотекари нередко отмечают низкий уровень речевой культуры студентов. А как больной может доверять врачу, если тот не умеет ясно изложить свои мысли, грамотно построить беседу с пациентом? Ведь слово в медицинской практике является не только средством общения, но и мощным лечебным фактором. Кто возьмет на себя ответственность за обучение студентов-медиков правильной и красивой речи в бытовом и профессиональном общении, бережному отношению к языку при использовании медицинских терминов?

Конечно, среди настоящих врачей, составляющих издавна часть российской интеллигенции, владение нормами языка считается естественным признаком образованного человека. Подобного склада преподаватели в самом процессе обучения подают студентам пример уважения к языку, а для некоторых ученых пограничные проблемы медицины и лингвистики являются объектом научной работы (так, ректор НижГМА член-корреспондент РАМН, профессор В.В. Шкарин – автор ряда исследований по терминологии в эпидемиологии [2,3]). Однако не подлежит сомнению, что в негуманитарном вузе именно библиотека может стать объединяющим центром воспитания речевой культуры молодежи.

Визитная карточка библиотеки НижГМА – ставшие уже традиционными Далевские чтения, в рамках которых в марте 2004 г. прошла третья студенческая конференция по проблемам речевой культуры «Жизнь происходит от слова». Обращение к творческому наследию В.И. Даля не случайно: писатель, этнограф, лексикограф, – создатель уникального «Толкового словаря живого великорусского языка», он был в то же время замечательным врачом; десять лет его жизни прошли на нижегородской земле.

Первую конференцию, посвященную 200-летию со дня рождения В.И. Даля, библиотека провела совместно с кафедрами социально-гуманитарных наук и русского языка в ноябре 2001 г., названного ЮНЕСКО Годом В.И. Даля.

В результате интенсивного поиска, предпринятого сотрудниками библиотеки и студентами, появились материалы о Дале – враче и чиновнике, его административной и творческой деятельности в Нижнем Новгороде. На конференции сделан обзор выставки-просмотра «Мичман, врач, чиновник и... литератор», отразившей разные грани личности В.И. Даля, прозвучали доклады студентов, показан видеоролик о праздновании юбилея писателя в нашем городе. Закончилась конференция нетрадиционно: студенты фармацевтического факультета представили аудитории инсценировку «Собирал человек слова» (фрагменты биографии Даля).

Многочисленные положительные отзывы о конференции студентов, преподавателей, ректората медицинской академии убедили библиотеку в необходимости продолжить начатое дело.

В декабре 2002 г. сотрудники библиотеки и кафедры русского языка НижГМА провели в рамках Далевских чтений вторую студенческую конференцию. Во вступительном слове ученого секретаря Нижегородского института развития образования канд. филолог. наук, доцента Л.В. Агафонцевой «Русская речь на изломе эпох» высказана мысль, общая для всех участников конференции: свободное владение устной и письменной формами литературного языка должно оставаться обязательным для каждого русского человека.

На конференции прозвучали доклады студентов, познакомившие слушателей с основными периодами жизни и творчества Даля («В.И. Даль: летопись жизни», «Даль и Пушкин: как судьбы их переплелись»), проблемами нормативности русского языка и его жаргонизации («О неизбежности жаргона», «Не говори шершавым языком»), этимологией фамилий некоторых профессоров НижГМА («Неизвестное об известном: этимология некоторых медицинских терминов и фамилий врачей»). Завершил работу конференции обзор выставки литературы «Как слово наше отзовется…».

На третьих Далевских чтениях тематика докладов расширена. Обсуждались проблемы: «В.И. Даль о чистоте русского языка», «Общая речевая культура», «Профессиональная речевая культура», «Вопросы медицинской терминологии». В рамках чтений прошли кафедральные заседания научных студенческих кружков, где заслушаны доклады, лучшие из которых прозвучали затем на конференции.

Студенческая конференция «Жизнь происходит от слова» состоялась 3 марта 2004 г. Ее открыл ректор НижГМА профессор В.В. Шкарин. В своем выступлении он проиллюстрировал важность сохранения чистоты русского языка результатами собственных исследований [2, 3].

Ректор и многие присутствовавшие на конференции преподаватели и гости отметили высокий уровень представленных докладов. Студенты НижГМА предложили к обсуждению вопросы на первый взгляд не медицинские: «Мы сохраним тебя, русская речь» и «Культура речи врача» (Е. Угрюмова), «Сила сказанного слова» (А. Белова, А. Маркушина), «Культура речи современной молодежи» (А. Ярцева), «Экологический кризис русского языка» (И. Тюканько). Выступавшие убеждены, что для медика особенно важно правильно говорить на родном языке: от вовремя сказанного слова, правильно употребленного термина иногда зависит жизнь человека.

Интерес к терминологическим проблемам отразился в докладах «Исторические аспекты становления анатомической терминологии» (С. Миронов), «Развитие химической терминологии» (О. Мартынова, Г. Семячкин, Е. Решетова), «Проблема иностранной терминологии в медицинской научной литературе» (Ю. Григорьева), «Эпидемия терминотворчества» (Н. Горохова) и др.

«Изюминкой» конференции стало остроумное, талантливое выступление, подготовленное факультетом обучения иностранных студентов, – инсценировка «В.И. Даль глазами студентов-иностранцев». Звучали русские пословицы, приметы (вывод: «Если левая ладонь чешется – лучше терпи, а то денег не будет!»), замечания о предках Даля («А он ведь тоже был нерусский!»), о его пребывании в Нижнем Новгороде («Десять лет здесь прожил, почти как мы!»).

Подведение итогов конференции прозвучало в выступлении заведующей кафедрой русского языка И.М. Грицевской. От ректора НижГМА проф. В.В. Шкарина авторы докладов получили благодарность и книги: «Энциклопедия русского слова», «Толковый словарь русского языка: Современная версия» В.И. Даля, «Словарь медицинских терминов». По результатам конференции будет издан сборник студенческих докладов.

Конечно, все вышеизложенное – лишь один из частных способов решения общенациональной проблемы сохранения русского языка в масштабе отдельно взятого вуза. Однако трехлетний опыт убеждает нас, что именно такая активная форма работы с читателями, как студенческая конференция, особенно эффективна для достижения цели, поставленной перед собой библиотекой: привлечь внимание студентов к языку, на котором они говорят и пишут, помочь молодым людям осознать свою роль в процессе развития этого языка, свою ответственность за его настоящее и будущее.

Думается, что старательность и увлеченность, проявляемые авторами при подготовке выступлений, сделают следующие Далевские чтения еще более интересными, вдохновят их участников на новые исследования.

«Кажется, теперь только настает желанная пора для истинного изучения и развития нашего языка», – эти слова В.И. Даля звучат по-прежнему современно.

В заключение мы хотели бы обратиться к коллегам – сотрудникам библиотек с предложением поделиться собственным опытом, высказать свое мнение по теме.

 

Список литературы

  1. Литвинова Н.Н. Российские библиотеки в современной языковой ситуации // Науч. и техн. б-ки. 2003. № 10. С. 5–11.

  2. Шкарин В.В. Кто ясно мыслит – тот ясно излагает (о проблеме терминологии в эпидемиологии) / В.В. Шкарин, Н.А. Давыдова, Н.А. Колмакова // Журн. микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. 2002. № 4. С. 98–102.

  3. Шкарин В.В. О культуре научной медицинской лексики / В.В. Шкарин, Ю.В. Григорьева, Н.М. Горохова // Нижегор. мед. журн. 2004. № 2.

  
На главную