Научные и технические библиотеки №8 2004 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А. Научная библиотека в информационном обществе

Карташов Н.С. Особенности, виды и проблемы региональных библиотечных программ

Моргенштерн И.Г. Аспекты развития электронной библиографии

Дрешер Ю.Н. Некоторые аспекты социальной роли литературы и механизмы психологического воздействия текста на личность. Современный взгляд на культуру чтения

Забелина О.Б. Формирование информационной культуры студентов университета

Краюшкина Н.Г., Акимова С.А. «Как слово наше отзовется…»

Мельникова А.А. Роль библиотеки морского вуза в системе подготовки специалистов транспортного профиля. (К 60-летию высшего морского образования на Дальнем Востоке)


БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Соммер С. Библиометрический анализ и финансовая поддержка научных исследований частными фондами

Тилвол М. Изучение общения ученых через Интернет


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э.Р. Повышение квалификации: стратегические задачи и тактические действия

Баженова Н.М. В защиту старого имени. (Монолог библиотекаря)


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Шанченко Н.В. К вопросу о профессиональной этике в национальных библиотеках

Езова С.А. О профессиональной этике педагога, обучающего будущих библиотекарей


ЮБИЛЕИ

Петрова Т.А. Дело, которому служит

Лищук Т.А. Библиотеке Ярославской государственной медицинской академии – 60 лет


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 026:656.61

Мельникова А.А.

Роль библиотеки морского вуза в системе подготовки специалистов транспортного профиля

(К 60-летию высшего морского образования
на Дальнем Востоке)

За годы работы Морской государственный университет (МГУ) им. адмирала Г.И. Невельского подготовил более 20 тыс. специалистов высшей квалификации. Его выпускники занимают ключевые посты в управлении экономикой России и края, являются руководителями пароходств, портов и заводов. По сведениям Министерства транспорта РФ сегодня около 15 тыс. российских моряков торгового флота работают под иностранным флагом.

Это неудивительно, так как учебный процесс в университете проводится с использованием самых современных технологий. Во многом успешному течению этого процесса способствует Научно-технический информационный центр (НТИЦ) университета, приоритеты деятельности которого меняются в соответствии с задачами, стоящими перед вузом в целом. Сегодня НТИЦ – важное информационное звено в системе учебной и научной работы вуза.

Определяющим условием качества библиотечного обслуживания читателей является комплектование фонда. Библиотечные фонды НТИЦ содержат литературу, отвечающую современным требованиям высшей школы, и формируются по направлениям: судовождение, судовые энергетические установки, экономика, право, менеджмент, философия, история, языкознание, психология и др.

Особое место принадлежит литературе, отражающей морскую тематику: учебникам, учебным пособиям, монографиям издательств «Транспорт» и «Росконсульт». Существенную роль в пополнении фонда играют материалы, выпускаемые С.-Петербургским и Дальневосточным научно-исследовательскими институтами морского флота. Кроме того, относительно недавно библиотека начала комплектовать фонды электронными изданиями и видеофильмами.

Для оценки качества комплектования НТИЦ проводит собственные исследования, например анкетирование. Цель этой работы – изучить читательские предпочтения студентов и преподавателей, усовершенствовать комплектование фондов, организовать библиотечное информационно-библиографи­ческое обслуживание читателей на современном уровне с использованием как традиционных, так и электронных средств информации.

В 1997–1998 гг. проведен анализ использования учебного фонда. Для этого составлен опросный лист для преподавателей и издан приказ по университету, согласно которому начальники кафедр должны представить в НТИЦ следующие сведения: перечень дисциплин, читаемых на кафедре; распределение дисциплин по факультетам, курсам, группам; количество групп, курсантов, студентов, изучающих данную дисциплину; список литературы, основной и дополнительной, рекомендуемой по данной дисциплине.

За два года проинспектирован весь фонд, проведена работа со всеми кафедрами и определены части фонда, которые необходимо списать, продать или законсервировать.

Одно из направлений работы НТИЦ в области информационного обеспечения – формирование и ведение картотеки книгообеспеченности (традиционной и электронной). Картотека создавалась в 1990-е гг., когда комплектование фондов вуза было на самом низком уровне. Учебники приобретались в 1–2 экземплярах и только для читального зала.

С самого начала  весь учебный материал фиксировался в традиционной карточной картотеке и систематизировался по схеме: факультет, кафедра, дисциплина, литература. В настоящее время эта картотека представляет собой своеобразный «запасной вариант» на случай отключения света или сбоя технического характера и регулярно пополняется. Кроме того, ее используют в тех случаях, когда пользователь не знает точного названия учебного пособия.

Внесение необходимых изменений и дополнений в картотеку (по мере поступлений новой литературы, изменений в учебных планах) производится регулярно и оперативно. При составлении и пополнении картотеки основными документами служат учебные программы университета, учебные планы факультетов, методические указания к изучению дисциплин, списки рекомендуемой литературы, составленные преподавателями.

Исходными данными для электронной картотеки книгообеспеченности являются два электронных каталога: «Дисциплина» и «Учебники». В структуру каталога «Дисциплина» входят название дисциплины, факультет, кафедра, семестр, номер группы, количество студентов, лектор. Структура каталога «Учебники»: название дисциплины, кафедра, фамилия, имя, отчество авторов, заглавие, номер и название части, выходные данные, количество экземпляров. Каталоги снабжены вспомогательным аппаратом (словарь ключевых слов; списки дисциплин, кафедр).

Электронная картотека книгообеспеченности как подсобный справочный аппарат имеет особое значение. Детально продуманная по своей структуре, периодически редактируемая картотека помогает сотрудникам библиотеки проводить многоаспектный анализ состояния обеспеченности литературой учебного процесса, оперативно информировать кафедры вуза о книгообеспеченности отдельных дисциплин, организовывать распределение литературы из учебного фонда по семестрам и группам, выявлять необеспеченные учебниками дисциплины, своевременно изменять политику комплектования учебного фонда, перераспределять финансы на более узкие места книгообеспеченности.

Основные пользователи картотеки – преподаватели вуза; по их заявкам составляются списки учебной литературы. Постоянная связь библиотеки с учебным, научно-методическим отделами и кафедрами университета гарантирует достоверность материалов картотеки. Эти материалы предлагаются для использования на читательском компьютере в отделе обслуживания, где курсанты и студенты имеют возможность произвести поиск необходимых учебников и вывести на печать список рекомендуемой литературы. Кроме того, вся информация о фондах НТИЦ отражается в общей автоматизированной информационно-библиотечной системе МГУ им. Г.И. Невельского. Таким образом, заинтересованные пользователи (преподаватели, аспиранты, студенты, курсанты) могут получить необходимую информацию непосредственно на своем рабочем месте в любое удобное время.

Постоянно решая задачи комплектования, НТИЦ сталкивается и со встречной проблемой – проблемой использования фондов, посещаемости читальных залов. Статистика показывает, что курсанты и студенты идут в библиотеку целеустремленно и сознательно. В то же время лишь часть преподавателей посещает библиотеку постоянно. Это вызвано тем, что преподаватели пользуются ресурсами личных библиотек и литературой, собранной на кафедрах. Отсюда неприятный факт – бывает, что преподаватели рекомендуют литературу, которой нет в библиотеке и на которую они не сделали заказ в отделе комплектования.

Уровень читательской компетентности, несомненно, является одним из аспектов образования. При составлении учебных программ и учебно-методических пособий очень важна библиографическая часть: она очерчивает поле самостоятельной работы студента. К сожалению, не всегда в ней находят должное отражение учебники, пособия и справочники, изданные в последние годы, электронные источники, периодические издания. НТИЦ рекомендует преподавателям при подготовке публикаций уделять особое внимание библиографической части и готов предоставить любую необходимую информацию.

По-прежнему актуальна проблема комплектования фонда по техническим наукам, который обновляется недостаточно полно и оперативно, что связано частично с дефицитом финансирования, частично с отсутствием литературы указанного профиля на книжном рынке. Решение этого вопроса является приоритетным направлением деятельности библиотеки.

Фонд комплектуется в соответствии с предназначением библиотеки и примерно наполовину состоит из учебной литературы. Экземплярность учебников разная и зависит от количества изучающих данную дисциплину, финансовых условий во время приобретения учебника. Разрушение централизованной системы комплектования обострило проблему пополнения фондов в условиях неустойчивого книжного рынка, сокращения выпуска научно-технических изданий, ухудшения финансирования. Библиотеки, поставленные в тяжелейшие финансовые условия, вынуждены сами искать пути и методы приобретения новой литературы.

Деятельность библиотеки вуза приобретает все большее значение в деле воспитания учащихся и сотрудников и в ускорении научно-технического прогресса. Тесная связь библиотеки с кафедрами, лабораториями и другими подразделениями университета, максимальная приближенность к ним, обслуживание относительно стабильного состава читателей, ограниченного рамками одного учреждения и объединенного общностью решаемых задач – все это вместе взятое обеспечивает конкретность в удовлетворении профессиональных потребностей, создает возможность дойти до каждого читателя, содействует сочетанию помощи в подготовке специалистов с воспитательными и образовательными процессами.

Обслуживание читателей в вузовской библиотеке имеет свои специфические особенности. Массовая выдача и сдача учебников приобретают характер широких кампаний, которые продолжаются примерно по месяцу каждая. Причем обслуживание студентов идет строго по расписанию, по факультетам и группам. Запись первокурсников осуществляется заранее по документам приемной комиссии.

Читателям библиотеки предоставляется широкий перечень услуг, как традиционно библиотечных – бесплатных, так и нетрадиционных – платных. Большое значение для улучшения обслуживания читателей имеет автоматизация библиотечных процессов, создание электронного каталога.

Еще одна важная проблема НТИЦ – сохранность фонда. Сохранность не только от несчастных случаев, но и от расхищения и разбазаривания. Необходимо разработать правила, которые надежно защищали бы фонд и гарантировали возвращение в библиотеку любого документа, взятого читателями на дом. Очень важно также исключить вынос материалов из читального зала без разрешения библиотекаря. Поиск решения этой проблемы ведется совместно с учебным отделом. У нас нет средств на дорогостоящее кодирование, временный выход – не обслуживать читателя на одном абонементе, если он задолжал на другом.

НТИЦ ведет работу по выявлению и сохранению раритетов – дореволюционных изданий и книг, изданных в 1920–1940-х гг. Фонд редкой книги систематизируется, вводится в информационную базу данных. Информация о раритетных изданиях выносится на сайт вуза в Интернет.

Единство решения задач по комплектованию и обслуживанию в вузовской библиотеке позволяет формировать ее такой, какой она должна быть в идеале.

Библиотека МГУ им. Г.И. Невельского:

  • является неотъемлемой частью информационной системы вуза и предоставляет возможность получения информации из любого источника без временных и иных ограничений;

  • обеспечивает читателям свободный доступ к информации независимо от их внутривузовского статуса;

  • эффективно отражает содержание имеющихся в ее фондах документов и помогает читателю быстро получить конкретную информацию;

  • обеспечивает долгую жизнь документам особой культурной и исторической значимости не только средствами консервации, но и путем перевода их в электронную форму, что делает их доступными для всех пользователей.

  
На главную