Научные и технические библиотеки №9 2004 год
Содержание:

Карташов Н.С. Механизм разработки региональных библиотечных программ

Дрешер Ю.Н., Атланова Т.А. Корпоративное управление и корпоративная культура в библиотечно-информационной сфере

Захаров А.Г., Алексеев Н.Г. Научная библиотека РАН – элемент метасистемы «Наука»

Сукиасян Э.Р. Сравнительный анализ моделей различных ИПЯ. Статья 1

Мельникова А.А. Комплектование в условиях рынка: взаимодействие библиотек вузов и книготорговых фирм

Осетрова О.В. «Организация информационного обеспечения исследователей в научных библиотеках» – факультативный курс

Гусак О.А., Езова С.А. Самоменеджмент руководителя библиотеки

Нгуен Тхи Донг. Национальная библиотека Вьетнама и проблема подготовки библиотечных работников


24-я КОНФЕРЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ БИБЛИОТЕК ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Виттен И. Программное обеспечение процесса формирования электронной библиотеки

Криль Х. Маркетинг партнерства: новый подход к обеспечению устойчивого развития электронной библиотеки


ЮБИЛЕИ

Пашина Н.А. Научной библиотеке Курского государственного технического университета – 40 лет

Варганова Г.В. Библиотечной серии издательства «Профессия» – 5 лет


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколинский Е.К. Новый международный проект

Коломейчук Е.М. Опыт информационно-библиотечной системы Российской академии наук и проблемы управления деятельностью библиотек


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Мелентьева Ю.П. Международная книговедческая конференция «Книга и мировая цивилизация»


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 025.1

Гусак О.А., Езова С.А.

Самоменеджмент руководителя библиотеки

Пилотное исследование профессиональных возможностей руководителей библиотек Иркутска и Улан-Удэ, проведенное Восточно-Сибирской государственной академией культуры и искусств в 2003 г.

Термин самоменеджмент предложен немецким профессором Лотаром Зайвертом, руководителем Института стратегии и эффективного использования времени (г. Хайдельберг, Германия). В его трактовке самоменеджмент как феномен представляет собой «целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени»; а главная цель самоменеджмента заключается в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни [1, c. 10].

Разработкой проблемы самоменеджмента занимаются Л. Зайверт, В. Зигерт, Л. Ланг, В.М. Андреев, Э.Е. Старобинский и другие ученые.

Самоменеджмент руководителя в интерпретации специалистов включает в себя такие грани, как внешний вид (стиль одежды, прическа, аксессуары, макияж и т.п.); личностные и профессиональные качества; стиль управления; самооценка; делегирование (распределение) полномочий; способность к целеполаганию, т.е. определению перспектив, постановке четких, конкретных целей, выявлению реальных путей и способов их реализации; способность к концентрации личностных ресурсов на том, что должно быть достигнуто; планирование и распределение рабочего времени; рациональное использование информации и коммуникации (ведение совещаний, телефонных переговоров и др.); «менеджмент здоровья» и т.п. [1, c. 106].

Самоменеджмент в управленческой теории и практике – понятие новое и малоизученное, поэтому в 2003 г. предпринята попытка его исследования среди руководителей высшего и среднего звена библиотек Иркутска (Областная универсальная научная библиотека им. И.М. Молчанова-Сибирского, Областная юношеская библиотека им. И.И. Уткина, Областная библиотека для слепых, библиотеки высших учебных заведений, ЦГБ, ЦБС) и Улан-Удэ (Национальная библиотека РБ, библиотеки учебных заведений, Государственная юношеская библиотека им. Д. Батожабая, ЦГБ им. И. Калашникова, ЦБС). Тестирование руководителей библиотек (по 50 в каждом городе) проведено в рамках дипломного исследования студенткой О.А. Гусак (руководитель С.А. Езова). Каждый руководитель отвечал на три теста: тест-опросник «Видите ли вы себя со стороны?» (автор Е.А. Петрова) [2, c. 84–85], тест «Самоменеджмент: насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?» (автор. Л. Зайверт) [1, с. 12–13], тест «Как вы справляетесь с делегированием?» (автор Л. Зайверт) [1, с. 126]. Таким образом изучены три грани самоменеджмента.

В библиотеках Иркутска из 50 опрошенных 38% – руководители высшего звена, 62% – среднего звена; в Улан-Удэ – соответственно 44% и 56%.

Среди различных видов самооценки руководителя значимое место занимает самооценка внешнего вида, взгляд на себя как своими глазами, так и глазами коллег.

Петровой Е.А., автором теста «Видите ли вы себя со стороны?», интерпретированы три уровня самооценки внешнего вида руководителей. Высокий уровень выявлен у 80% руководителей высшего звена в библиотеках Иркутска и 44% – Улан-Удэ. Автор теста следующим образом трактует этот уровень: «Вас можно поздравить. Вы прекрасно видите себя со стороны и способны взглянуть в большинстве ситуаций на себя глазами собеседника. Но, думаем, и в этом случае можно совершенствоваться».

Средний уровень самооценки внешнего вида выявлен у пятой части опрошенных руководителей высшего звена в библиотеках Иркутска и более чем у половины – в Улан-Удэ. Им адресована такая характеристика Е.А. Петровой: «В чем-то Вы абсолютно правы, а в чем-то Ваша самооценка внешнего вида неадекватна. Скорее всего затруднения при построении имиджа возникают лишь в отдельных случаях, которые повторяются не каждый день. Продолжайте совершенствоваться».

Таким образом, наблюдается существенное расхождение между самооценкой своего внешнего вида руководителя как высшего, так и среднего звена в библиотеках Иркутска и Улан-Удэ – она значительно выше у иркутян.

Низкий уровень самооценки не выявлен ни у одного руководителя.

В своей рефлексии руководители хотя и способны посмотреть на себя со стороны, но преимущественно видят себя своими глазами 64% руководителей библиотек Иркутска и 44% – Улан-Удэ; видят себя глазами другого (что важно для построения собственного имиджа) соответственно 30% и 44%; видят себя как собственными, так и чужими глазами 6% и 12%. Причем 63% иркутских библиотекарей высшего звена и 77% улан-удинских видят себя преимущественно своими глазами; а среди руководителей среднего звена 63% иркутских и 18% улан-удинских видят себя своими глазами, т.е. значительно больше руководителей среднего звена в Улан-Удэ способны взглянуть на себя глазами другого человека, а это интерпретируется в тесте как замечательное качество для построения собственного имиджа.

С помощью теста «Самоменеджмент: насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?» выявлено, что умеют планировать свое рабочее время на высоком уровне примерно равное количество библиотечных руководителей Иркутска (10%) и Улан-Удэ (8%), т.е. лишь небольшое количество руководителей может служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время.

Уровень выше среднего в распоряжении своим временем выявлен у 34% библиотечных руководителей Иркутска и у 42% – из Улан-Удэ, у всех у них, в интерпретации Л. Зайверта, хороший самоменеджмент. Средний уровень в распоряжении своим временем присущ большему числу руководителей в библиотеках Иркутска (38%) и меньше – улан-удинцам (26%); все эти руководители пытаются владеть своим временем, но не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.

Зато низкий уровень в распоряжении своим временем присущ большему числу руководителей библиотек Иркутска (30%) по сравнению с руководителями библиотек Улан-Удэ (12%). Последние не планируют свое время и находятся во власти внешних обстоятельств. Они добиваются некоторых своих целей в случае, если, с точки зрения Л. Зайверта, составляют список приоритетов и придерживаются его.

У руководителей высшего звена в библиотеках Иркутска и Улан-Удэ почти одинаковое соотношение высокого (10%), выше среднего (50%), среднего (20%) и низкого уровней (10%) планирования своего рабочего времени. Среди руководителей среднего звена в библиотеках Иркутска в четыре раза больше имеющих низкий уровень планирования своего рабочего времени по сравнению с Улан-Удэ.

Таким образом, менее половины руководителей библиотек Иркутска (42%) и 50% руководителей библиотек Улан-Удэ имеют высокий и выше среднего уровни планирования своего времени, всем остальным предстоит серьезно заняться совершенствованием этого компонента самоменеджмента.

В отношении руководителей библиотек к делегированию полномочий вырисовалась следующая картина.

Высокий уровень делегирования выявлен лишь у одного руководителя среднего звена в библиотеке Улан-Удэ, т.е. он делегирует свои полномочия отлично.

Средний уровень делегирования полномочий, что означает наличие резервов для улучшения делегирования, характерен для 42% библиотечных руководителей высшего звена – иркутян и только 19% улан-удинцев.

Низкий уровень делегирования полномочий (т.е. делегирование представляет для руководителей серьезную проблему, решению которой следует уделить первостепенное внимание) выявлен у 52% иркутских библиотечных руководителей высшего звена и у 81% руководителей высшего звена в библиотеках Улан-Удэ.

Средний уровень делегирования полномочий определен у 42% руководителей среднего звена в библиотеках Иркутска и у 53% – Улан-Удэ. Низкий уровень делегирования полномочий свойствен 58% руководителей среднего звена библиотек Иркутска и 47% – Улан-Удэ.

Попытка определить типологию руководителей библиотек на основе тестирования привела к следующим результатам.

Ни один из опрошенных руководителей библиотек не продемонстрировал показатели высокие или выше среднего уровня по всем трем исследовавшимся критериям.

Показатели высокие или выше среднего уровня по двум из исследовавшихся критериев продемонстрировали 30% руководителей библиотек в Иркутске и 34% – в Улан-Удэ, т.е. почти у каждого третьего руководителя библиотеки более или менее хороший самоменеджмент. Показатели высокие или выше среднего уровня только по одному из исследовавшихся критериев, у 50% опрошенных в Иркутске и у 30% в Улан–Удэ.

Дифференцированный анализ результатов пилотного исследования показал:

высокий уровень самооценки внешнего вида присущ 62% руководителей, средний – 48%;

способны посмотреть на себя глазами другого 37%;

к ним следует добавить 9% – тех, кто смотрит на себя как своим, так и чужим взглядом; итого 46%;

высокий и выше среднего уровни планирования рабочего времени только у 47% руководителей библиотек;

в области делегирования полномочий высокий и средний уровни выявлены всего у 34% руководителей, т.е. эта самая слабая грань самоменеджмента из рассмотренных.

В итоге следует отметить, что в процессе тестирования руководители библиотек проявляли интерес как к тестам, так и к результатам опроса. Хочется надеяться, что результаты исследования будут способствовать развитию у них стремления к освоению самоменеджмента.

 

Список литературы

  1. Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 265 с.

  2. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М., 1999. – С. 84–85.

  
На главную