ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
Леонов В.П., Беляева И.М.
Библиотека РАН, С.-Петербург
Приглашение к профессиональному
диалогу
о библиотечном обслуживании
В серии «Библиотекарь и время»
издательства «Либерея» своевременно
появилось учебно-методическое
пособие «Библиотечное обслуживание» (Бородина
В.А. Библиотечное обслуживание. М.: Либерея,
2004. – 168 с.)
Актуальность выхода этого
пособия обусловлена изменениями, которые
произошли и происходят в библиотечной
науке, образовании и практической
деятельности. Другими немаловажными
факторами, определяющими своевременность
этого пособия, являются новый
государственный стандарт образования и
отсутствие учебника по курсу «Библиотечное
обслуживание» в системе библиотечного
образования. (Последний учебник по этому
курсу вышел в 1996 г. тиражом 3 тыс. экз.).
Но прежде несколько слов об
авторе. В.А. Бородина – доцент кафедры
социологии и психологии чтения СПбГУКИ,
кандидат педагогических наук, член-корреспондент
Международной академии акмеологических
наук, член Международной ассоциации чтения.
В.А. Бородина – признанный и уважаемый
специалист с большим опытом научной и
педагогической деятельности. Она много лет
проработала в библиотеке и поэтому
проблемы библиотечного обслуживания знает
не по книгам, а изнутри.
В.А. Бородина – автор более 200
публикаций, среди которых 27 книг; ею
разработаны авторские учебные курсы: «Психология
чтения», «Профессиональное чтение», «Библиотечная
журналистика», «Библиотечная психология»,
«Психологическая служба в библиотеках».
Эти курсы пользуются неизменным интересом
студентов и библиотекарей-практиков.
Отличительная особенность
рецензируемого пособия – диалог автора с
читателями. Автор не наставляет, не поучает,
а беседует и размышляет вместе с читателем,
предлагая ему самому сформировать точку
зрения по вопросам библиотечного
обслуживания на основе представленного
материала. Не секрет, что в области
библиотечного обслуживания накоплены
значительные ресурсы. Самым
привлекательным представляется то, что
заочными собеседниками автора пособия
могут быть и ученые, и преподаватели, и
библиотекари-практики, и студенты,
интересующиеся проблемами библиотечного
обслуживания. Каждый из них может найти
материал, который интересует именно его.
Поистине, такие законы Ш.Р. Ранганатана, как
«Каждому читателю – его книгу» и «Каждой
книге – ее читателя», относятся к этому
пособию. Впрочем, и остальные известные
законы Ранганатана демонстрируют
содержательную и методическую стороны
пособия.
Убедительны исходные позиции
автора на основе корректных сомнений,
терпимости и уважения к иным точкам зрения.
Суть авторской позиции – в понимании
библиотечного обслуживания всех типов и
видов библиотек как деятельности,
направленной на помощь в социализации
личности и общества. В рамках такого
понимания логично и обоснование
библиотечного обслуживания в системе
интегрированного типа профессии «человек
– знаковые системы – человек» и как
социопсихолого-педагогической системы.
В.А. Бородина рассматривает
библиотечное обслуживание в широком
контексте всех видов обслуживания,
осуществляемых библиотекой в традиционном
и инновационном понимании. Такие исходные
позиции автора логично и правомерно
позволили дать определение: «Библиотечное
обслуживание – это
деятельность библиотеки как социального
института по предоставлению библиотечно-библиографических
и информационных продуктов и услуг в
многообразных видах и формах в целях
удовлетворения и развития различных
потребностей социальных субъектов
средствами библиотечно-библиографической
и информационной деятельности на основе
использования мировых документных и
электронных информационных ресурсов».
Возможно, это определение, на
первый взгляд, покажется перечислительным,
но оно убедительно по существу и
современному пониманию миссии библиотеки.
Дальнейшее изложение материала в пособии
наглядно свидетельствует, что за «скучным»
термином библиотечное
обслуживание скрывается живая,
многообразная, интересная и перспективная
деятельность библиотеки.
В.А. Бородиной удалось, несмотря
на объемный материал по библиотечному
обслуживанию, представить это направление
комплексно с учетом традиций и новаций в
теории и практике библиотечной
деятельности.
Логика представления материала
– от теории и истории к методике и
организации библиотечного обслуживания с
выходом на квалитологические и
квалиметрические проблемы и далее к
практикуму.
Введение автором в
библиотековедение терминов квалитология
– учение о качестве и квалиметрия
– измерение качества и обоснование их
конкретными методами и методиками могут
дать новый толчок для научно-методического
поиска в этой области. Эвристическим
потенциалом обладают квалиметрические
методики, детально описанные автором.
Пособие насыщено фактическими
данными, конкретными методиками, живыми
ситуациями, ориентированными на разные
типы библиотек и разные типы читателей.
Особая ценность пособия – его
практическая направленность. В.А. Бородина
дала богатый материал, который можно
напрямую использовать в системе
библиотечного непрерывного образования.
Перечислим лишь некоторые рекомендации:
описание разных конфликтных ситуаций и
бесед с читателями; библиографический урок
и обзор; упражнения, направленные на
совершенствование речевой культуры
библиотекаря; разнообразные сценарии
мероприятий; методики опроса и оценки;
проект читательского формуляра;
психологическая и коммуникативная модели
поведения библиотекаря и читателя и многие
другие.
Все изложенное выше дает
основание рассматривать это пособие как
настольную книгу библиотекаря,
обслуживающего читателей.
Но и это еще не все! Достоинство
данного пособия – в его нацеленности на
перспективу развития библиотечного
обслуживания на основе проектной
деятельности с учетом традиций и новаций в
библиотечном обслуживании. Предложение
автора изучать проблемы библиотечного
обслуживания в системе: «от эмоций к фактам,
критике на основе креативного (творческого)
подхода и обобщения с ориентацией на
позитивное решение» (кстати, высказанное
вскользь; с. 117) вполне может стать
руководством к решению многих проблем
библиотечного обслуживания.
Таким образом, пособие
органично по структуре и содержанию. Оно
содержит материал, ранее не включенный в
систему библиотековедческого знания.
Разнообразные структурно-логические схемы
делают его более насыщенным в
содержательном и методическом планах.
Многие из схем включают и отражают
достаточно емкий теоретический материал в
компактной форме.
Диалог
с читателем происходит и с помощью вопросов
и заданий, предлагаемых автором в конце
разделов пособия. Проверить собственные
знания по библиотечному обслуживанию можно
и по вопросам (приложение 11).
Данное пособие представляет
собой образовательный ресурс для всех
систем библиотечного образования.
Образовательная программа (с.
156–161) содержит эвристический потенциал для
освоения знания по библиотечному
обслуживанию, содержащегося в других
теоретических и методических работах, и для
развития и приумножения этого знания.
Любой труд имеет те или иные
недочеты. В рецензируемом пособии не все
теоретические подходы рассмотрены
одинаково обстоятельно. В частности,
представлено 12 концепций теоретического
осмысления библиотечного обслуживания, но
только половина из них сопровождается
комментарием.
Во втором разделе, посвященном
истории изучения чтения и читателей, особое
внимание уделено лишь юному читателю
1920–1930-х гг., а где другие читатели?
Иногда в пособии смущает
излишнее наукообразие, увлечение сложными
терминами (психосемиотико-коммуникативный
подход, биопсихические особенности,
характерологическая структура личности,
коммуникативно-коммукационный модуль
структуры информограммы информационной
культуры и т.д.). На с. 31 в таблице 3
повторяется одна и та же характеристика
содержания уровня информированности
читателей (пункты 3 и 4).
Однако высказанные замечания не
снижают значения этой работы для теории и
практики библиотечного дела в целом.
Пособие, несомненно, окажется
полезным для многих специалистов в области
библиотечного обслуживания. Особую
ценность оно представляет для студентов,
обучающихся заочно.
С выходом этого пособия можно
поздравить всех читателей, имеющих
профессиональное отношение к
библиотечному обслуживанию, а также
издательство «Либерея» и, конечно, автора –
Валентину Александровну Бородину – и пожелать ей продолжить
работу (самостоятельно или в соавторстве)
по созданию добротного учебника по
библиотечному обслуживанию.
Хотелось бы поддержать мысль
автора о такой работе по библиотечному
обслуживанию, в которой полно и системно
будет рассмотрено и обобщено накопленное
многоаспектное знание по нашей
профессиональной деятельности.
|