Научные и технические библиотеки №1 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым–2004»

Павлова Н.П. Международный Крымский форум – новое десятилетие, новое название

Шрайберг Я.Л. Мировые тенденции развития библиотечно- информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ. (Ежегодный доклад Конференции «Крым»)

Чепурная Т.С. ИНТАС – доступ к электронным ресурсам для ученых стран СНГ


Специальные лекции

Гениева Е.Ю. Хорхе Борхес – великий библиотекарь?

Соколов А. В. Постсоветское поколение русской интеллигенции – спаситель или погубитель России?


Секция «Автоматизированные библиотечно-информационные ресурсы, системы, технологии»

Рагимова М. А. Поисковые возможности Сводного каталога в Интернете

Карауш А.С., Копытков Д.Ю., Кравчук С.С. Проект Relication: состояние и перспективы

Новосёлов П.В. Современная библиотека: идентификация и защита книг

Паклин А.Г. Новые тенденции в обслуживании абонентов МБА и ДД и сохранность фондов библиотек (на опыте отдела электронной доставки и абонементного обслуживания ГПИБ России)

Колобов О.С., Мешечак Н.А., Карауш А.С. Представление тезауруса MeSH в формате RUSMARC посредством протокола Z39.50 91


Секция “Экологическая информация и экологическая культура”

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции “Экологическая информация и экологическая культура”

Крушанов А.А. Факторы экологизации и деэкологизации общественного сознания 103

Левицкая Л.В., Карауш А.С. Развитие Центра экологической информа­ции в Муниципальной информационной библиотечной системе Томска

Николаева А.А., Егорова Н.В., Маркова Н.В. Информационное обеспечение темы “Экология Республики Карелия” в Научной библиотеке Петрозаводского государственного университета


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Леонов В.П., Беляева И.М. Приглашение к профессиональному диалогу о библиотечном обслуживании

Сукиасян Э.Р. Пособие по библиотечной обработке документа


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

 

Леонов В.П., Беляева И.М.
Библиотека РАН, С.-Петербург

Приглашение к профессиональному диалогу
о библиотечном обслуживании

В серии «Библиотекарь и время» издательства «Либерея» своевременно появилось учебно-методическое пособие «Библиотечное обслуживание» (Бородина В.А. Библиотечное обслуживание. М.: Либерея, 2004. – 168 с.)

Актуальность выхода этого пособия обусловлена изменениями, которые произошли и происходят в библиотечной науке, образовании и практической деятельности. Другими немаловажными факторами, определяющими своевременность этого пособия, являются новый государственный стандарт образования и отсутствие учебника по курсу «Библиотечное обслуживание» в системе библиотечного образования. (Последний учебник по этому курсу вышел в 1996 г. тиражом 3 тыс. экз.).

Но прежде несколько слов об авторе. В.А. Бородина – доцент кафедры социологии и психологии чтения СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук, член Международной ассоциации чтения. В.А. Бородина – признанный и уважаемый специалист с большим опытом научной и педагогической деятельности. Она много лет проработала в библиотеке и поэтому проблемы библиотечного обслуживания знает не по книгам, а изнутри.

В.А. Бородина – автор более 200 публикаций, среди которых 27 книг; ею разработаны авторские учебные курсы: «Психология чтения», «Профессиональное чтение», «Библиотечная журналистика», «Библиотечная психология», «Психологическая служба в библиотеках». Эти курсы пользуются неизменным интересом студентов и библиотекарей-практиков.

Отличительная особенность рецензируемого пособия – диалог автора с читателями. Автор не наставляет, не поучает, а беседует и размышляет вместе с читателем, предлагая ему самому сформировать точку зрения по вопросам библиотечного обслуживания на основе представленного материала. Не секрет, что в области библиотечного обслуживания накоплены значительные ресурсы. Самым привлекательным представляется то, что заочными собеседниками автора пособия могут быть и ученые, и преподаватели, и библиотекари-практики, и студенты, интересующиеся проблемами библиотечного обслуживания. Каждый из них может найти материал, который интересует именно его. Поистине, такие законы Ш.Р. Ранганатана, как «Каждому читателю – его книгу» и «Каждой книге – ее читателя», относятся к этому пособию. Впрочем, и остальные известные законы Ранганатана демонстрируют содержательную и методическую стороны пособия.

Убедительны исходные позиции автора на основе корректных сомнений, терпимости и уважения к иным точкам зрения. Суть авторской позиции – в понимании библиотечного обслуживания всех типов и видов библиотек как деятельности, направленной на помощь в социализации личности и общества. В рамках такого понимания логично и обоснование библиотечного обслуживания в системе интегрированного типа профессии «человек – знаковые системы – человек» и как социопсихолого-педагогической системы.

В.А. Бородина рассматривает библиотечное обслуживание в широком контексте всех видов обслуживания, осуществляемых библиотекой в традиционном и инновационном понимании. Такие исходные позиции автора логично и правомерно позволили дать определение: «Библиотечное обслуживание – это деятельность библиотеки как социального института по предоставлению библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг в многообразных видах и формах в целях удовлетворения и развития различных потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической и информационной деятельности на основе использования мировых документных и электронных информационных ресурсов».

Возможно, это определение, на первый взгляд, покажется перечислительным, но оно убедительно по существу и современному пониманию миссии библиотеки. Дальнейшее изложение материала в пособии наглядно свидетельствует, что за «скучным» термином библиотечное обслуживание скрывается живая, многообразная, интересная и перспективная деятельность библиотеки.

В.А. Бородиной удалось, несмотря на объемный материал по библиотечному обслуживанию, представить это направление комплексно с учетом традиций и новаций в теории и практике библиотечной деятельности.

Логика представления материала – от теории и истории к методике и организации библиотечного обслуживания с выходом на квалитологические и квалиметрические проблемы и далее к практикуму.

Введение автором в библиотековедение терминов квалитология – учение о качестве и квалиметрия – измерение качества и обоснование их конкретными методами и методиками могут дать новый толчок для научно-методического поиска в этой области. Эвристическим потенциалом обладают квалиметрические методики, детально описанные автором.

Пособие насыщено фактическими данными, конкретными методиками, живыми ситуациями, ориентированными на разные типы библиотек и разные типы читателей.

Особая ценность пособия – его практическая направленность. В.А. Бородина дала богатый материал, который можно напрямую использовать в системе библиотечного непрерывного образования. Перечислим лишь некоторые рекомендации: описание разных конфликтных ситуаций и бесед с читателями; библиографический урок и обзор; упражнения, направленные на совершенствование речевой культуры библиотекаря; разнообразные сценарии мероприятий; методики опроса и оценки; проект читательского формуляра; психологическая и коммуникативная модели поведения библиотекаря и читателя и многие другие.

Все изложенное выше дает основание рассматривать это пособие как настольную книгу библиотекаря, обслуживающего читателей.

Но и это еще не все! Достоинство данного пособия – в его нацеленности на перспективу развития библиотечного обслуживания на основе проектной деятельности с учетом традиций и новаций в библиотечном обслуживании. Предложение автора изучать проблемы библиотечного обслуживания в системе: «от эмоций к фактам, критике на основе креативного (творческого) подхода и обобщения с ориентацией на позитивное решение» (кстати, высказанное вскользь; с. 117) вполне может стать руководством к решению многих проблем библиотечного обслуживания.

Таким образом, пособие органично по структуре и содержанию. Оно содержит материал, ранее не включенный в систему библиотековедческого знания. Разнообразные структурно-логические схемы делают его более насыщенным в содержательном и методическом планах. Многие из схем включают и отражают достаточно емкий теоретический материал в компактной форме.

Диалог с читателем происходит и с помощью вопросов и заданий, предлагаемых автором в конце разделов пособия. Проверить собственные знания по библиотечному обслуживанию можно и по вопросам (приложение 11).

Данное пособие представляет собой образовательный ресурс для всех систем библиотечного образования.

Образовательная программа (с. 156–161) содержит эвристический потенциал для освоения знания по библиотечному обслуживанию, содержащегося в других теоретических и методических работах, и для развития и приумножения этого знания.

Любой труд имеет те или иные недочеты. В рецензируемом пособии не все теоретические подходы рассмотрены одинаково обстоятельно. В частности, представлено 12 концепций теоретического осмысления библиотечного обслуживания, но только половина из них сопровождается комментарием.

Во втором разделе, посвященном истории изучения чтения и читателей, особое внимание уделено лишь юному читателю 1920–1930-х гг., а где другие читатели?

Иногда в пособии смущает излишнее наукообразие, увлечение сложными терминами (психосемиотико-коммуникативный подход, биопсихические особенности, характерологическая структура личности, коммуникативно-коммукационный модуль структуры информограммы информационной культуры и т.д.). На с. 31 в таблице 3 повторяется одна и та же характеристика содержания уровня информированности читателей (пункты 3 и 4).

Однако высказанные замечания не снижают значения этой работы для теории и практики библиотечного дела в целом.

Пособие, несомненно, окажется полезным для многих специалистов в области библиотечного обслуживания. Особую ценность оно представляет для студентов, обучающихся заочно.

С выходом этого пособия можно поздравить всех читателей, имеющих профессиональное отношение к библиотечному обслуживанию, а также издательство «Либерея» и, конечно, автора – Валентину Александровну Бородину – и пожелать ей продолжить работу (самостоятельно или в соавторстве) по созданию добротного учебника по библиотечному обслуживанию.

Хотелось бы поддержать мысль автора о такой работе по библиотечному обслуживанию, в которой полно и системно будет рассмотрено и обобщено накопленное многоаспектное знание по нашей профессиональной деятельности.

  
На главную