Научные и технические библиотеки №1 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым–2004»

Павлова Н.П. Международный Крымский форум – новое десятилетие, новое название

Шрайберг Я.Л. Мировые тенденции развития библиотечно- информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ. (Ежегодный доклад Конференции «Крым»)

Чепурная Т.С. ИНТАС – доступ к электронным ресурсам для ученых стран СНГ


Специальные лекции

Гениева Е.Ю. Хорхе Борхес – великий библиотекарь?

Соколов А. В. Постсоветское поколение русской интеллигенции – спаситель или погубитель России?


Секция «Автоматизированные библиотечно-информационные ресурсы, системы, технологии»

Рагимова М. А. Поисковые возможности Сводного каталога в Интернете

Карауш А.С., Копытков Д.Ю., Кравчук С.С. Проект Relication: состояние и перспективы

Новосёлов П.В. Современная библиотека: идентификация и защита книг

Паклин А.Г. Новые тенденции в обслуживании абонентов МБА и ДД и сохранность фондов библиотек (на опыте отдела электронной доставки и абонементного обслуживания ГПИБ России)

Колобов О.С., Мешечак Н.А., Карауш А.С. Представление тезауруса MeSH в формате RUSMARC посредством протокола Z39.50 91


Секция “Экологическая информация и экологическая культура”

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции “Экологическая информация и экологическая культура”

Крушанов А.А. Факторы экологизации и деэкологизации общественного сознания 103

Левицкая Л.В., Карауш А.С. Развитие Центра экологической информа­ции в Муниципальной информационной библиотечной системе Томска

Николаева А.А., Егорова Н.В., Маркова Н.В. Информационное обеспечение темы “Экология Республики Карелия” в Научной библиотеке Петрозаводского государственного университета


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Леонов В.П., Беляева И.М. Приглашение к профессиональному диалогу о библиотечном обслуживании

Сукиасян Э.Р. Пособие по библиотечной обработке документа


Соколов А. В.
С.-Петербургский гуманитарный
университет профсоюзов

Постсоветское поколение русской интеллигенции –
спаситель или погубитель России?

В 1990-е гг. расцвела российская эсхатология (учение о конце света и человечества), излюбленными мотивами которой являются три заупокойных плача:

1. Гибель русского народа и российского государства. В художественной литературе давно перевелись оптимистические произведения. Заглядывая в будущее, наши талантливые писатели (В. Войнович, А. Кабаков, В. Пелевин, Т. Толстая и многие другие) видят диких уродов, бессмысленно уничтожающих друг друга. Солидные историки и философы констатируют: «Россия погружается в бездну» (И.Я. Фроянов); «Россия разгромлена, и в современных условиях она обречена на деградацию, распад, колонизацию» (А.А. Зиновьев). «Прощай, Россия, – восклицает симпатизирующий нам итальянский журналист Джульетто Кьеза, – в этой России нет сил, интеллектуального потенциала, планов на будущее».

2. Конец русской интеллигенции. Социолог культуры Л. Д. Гудков еще в 1992 г. предсказывал «уход интеллигенции с исторической сцены». В 1999 г. другой лидер социологической науки Н. Е. Покровский обнародовал вывод: «Волею исторического случая мы оказались свидетелями и участниками окончательного разрушения интеллигенции и ухода её с исторической арены». Сменить русского интеллигента должен интеллектуал западноевропейского образца, выполняющий в обществе, по словам Д.А. Гранина, «совсем иную должность».

3. Деградация молодежи. Выдающийся политолог-прогнозист А.С. Панарин вынес суровый приговор: «деморализация и дезориентация молодого поколения несомненны…»; «духовная атмосфера порождает активистов не созидания, а разрушения, разложения и растления». Другой социальный философ провозгласил, что сознание российской молодежи «заражено бациллами примитивного потребительства, поклонения чужим идолам, пренебрежением к национальным ценностям» (В.Р. Веселов). Кинорежиссер С.С. Говорухин подытожил: «России уготовано позорное будущее… Растет новое – глупое, необразованное воровское племя. Растет нация рабов. Удел её, в конечном счете, – служить иностранцам».

Нетрудно приумножить печальные жалобы и апокалипсические пророчества. К сожалению, они не беспочвенны. Невозможно отрицать факты, свидетельствующие о глобальном кризисе России. Проанализировав социально-экономическую динамику России в ХХ веке, академик Н.П. Федоренко показал, что в десятилетие 1991–2000 гг. прирост валового внутреннего продукта был отрицательным и составил –31,8%, в то время как во все предыдущие десятилетия, и при царе, и при советской власти он неизменно был положительным и никогда ниже +46,9% не опускался. Отрицательным оказался и прирост производственных фондов – 2,7%, хотя в тяжелейшие 1911–1920 гг. он составлял +6,3%, а в 1941–1950 гг. +25,5%. [цит. по 1]. О разочаровании в демократии и недоверии к политическим деятелям свидетельствует массовое пренебрежение граждан своими обязанностями (неявка на избирательные пункты, неуплата налогов, неуважение к государственной символике и т. п. ). Социальная несправедливость, беззащитность и озлобленность обманутого и ограбленного населения, разгул бюрократии и преступности, культ пошлости, бесстыдства и агрессии давно стали обыденностью постсоветской России. Не будем вспоминать об оскорбленной национальной гордости, утрате статуса сверхдержавы и т. п.

Всякий кризис, как и любая болезнь, может закончиться двояко: либо выздоровлением, либо летальным исходом. Что ожидает Россию в наступившем столетии? Утрата интеллигенции означает утрату русской культуры, потому что создание, хранение и распространение культурных ценностей всегда были социальной функцией именно интеллигенции. Но воспроизводство интеллигенции прекратится, если усугубятся деградация и одичание молодежи, сопровождающиеся депопуляцией. В итоге Россия обретет далеко не пышные похороны.

Академик Н.П. Федоренко пришел к выводу: «К благополучной жизни нас выведет один-единственный путь – духовное возрождение России… Никакой волшебный, тем более импортированный, экономический механизм не осыплет нас в мгновение ока манной небесной. Нам нужно готовиться к тяжелой, кропотливой и долгой работе по воспитанию Личности» [2]. Очевидно, что подобную социально-педагогическую задачу может выполнить единственный субъект – гуманитарная интеллигенция. Стало быть, благополучный исход возможен только в том случае, если сформируется молодая русская интеллигенция и если она захочет, сумеет и сможет преодолеть глобальный кризис, унаследованный от отцов и дедов. Короче говоря, в качестве спасителя России может выступить только постсоветское поколение гуманитарной русской интеллигенции, находящееся сейчас на студенческой скамье.

В 2000–2004 гг. я занимался изучением ценностных ориентаций и культурно-нравственных характеристик петербургского гуманитарного студенчества. Использовались различные социологические инструменты: анонимные массовые опросы по закрытым вопросам; интервью с открытыми вопросами; ведение дневников (самофотография); мысленный эксперимент («письма из будущего»); конструирование и сопоставление социально-психологических портретов различных поколений русской интеллигенции.

В общей сложности в исследовании, названном «Постсоветское поколение русской интеллигенции», в качестве респондентов участвовали около 1500 студентов очного и заочного обучения с первого по пятый курс. Основными, но не единственными опытными базами были Гуманитарный университет профсоюзов и Университет культуры и искусств. Полученные данные показали существенное отличие постсоветского студенчества от их сверстников 1980-х и 1960-х гг., т.е. от поколений «отцов» и «дедов», что не удивительно. Позволяют они ответить в общей форме и на интересующий нас вопрос: сможет ли постсоветское поколение вывести страну из кризиса? Для этого необходимы три условия: А. Хотеть, Б. Уметь, В. Мочь. Посмотрим, выполняются ли эти условия.

А. Хотят ли? Возможно, что постсоветская молодежь настолько привыкла, адаптировалась, приспособилась к существованию в условиях глобального кризиса, о котором с ужасом пишут отцы и деды, что вовсе не желает ничего другого. Нет, это не так.

Морально-нравственный климат в России оценили как «нормальный» лишь 5% студентов; 30% надеются, что атмосфера постепенно улучшится сама собой; 65% призывают общественность и правительство к принятию «срочных и действенных мер». Разгул преступности привел к тому, что около четверти студентов не ощущают себя в безопасности даже дома; половина полагает, что безопасно дома, но не на улице, и лишь оставшиеся 25% не озабочены угрозами со стороны преступников и хулиганов. Государственная власть не пользуется ни доверием, ни авторитетом. Менее 3% сообщили, вероятно, в шутку, что они верят в существование чиновников, помышляющих о благе народа, а не о собственном благополучии; уважают и ценят российских политиков не больше 6% опрошенных; 37% считают, что это «жадные и вредные демагоги»; остальные к ним безразличны.

Многие молодые люди предъявляют старшим поколениям серьезные претензии: «Ценности социалистического периода разрушены, все свели к материальному благополучию. Вся «культура» в России сведена к пропаганде насилия и секса, и никто не препятствует этому. Радио, телевидение, печатная продукция систематически и неуклонно уничтожают человеческое в человеке. Политики манипулируют молодежью» (Т.С.) (Здесь и далее привожу только инициалы авторов цитируемых высказываний, поскольку они не были предназначены для публикации.)

Нельзя не посочувствовать молодым людям, безжалостно брошенным либеральными демократами на произвол судьбы в надежде, что их спасет «невидимая рука» рыночной конкуренции. Прав авторитетный исследователь молодежных проблем И.М. Ильинский, который сделал в своей недавней монографии вывод: «Главной заботой абсолютного большинства молодежи сегодня является борьба за выживание… При этом каждый вынужден рассчитывать только на себя, своих близких. Фактически молодежь с её бедами и проблемами брошена на произвол судьбы» [3, c. 235]. Тем не менее она вовсе не чужда патриотизму.

Патриотические чувства – важная предпосылка для желания вывести свою страну из кризиса. Наши исследования показали, что по критерию патриотизма постсоветское студенчество делится на три группы. Первая группа – потенциальные эмигранты, готовые «поменять гражданство, если это окажется выгодным и полезным для меня» (25–40% среди студентов-очников и 10–15% среди заочников). Вторая группа – патриотическая часть студенчества (35–45%), которых «будущее страны глубоко волнует, ибо судьба России – это моя судьба». Третью группу образуют оставшиеся юноши и девушки, предпочитающие «заниматься своими делами, не задумываясь о будущем страны». Эту схему необходимо дополнить и конкретизировать.

Одна треть студентов согласилась со стихом И.С. Никитина «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью»; со словами В.С. Печерина (философа и поэта XIX в.) «Как сладостно отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтоженья» солидаризировались менее 5% русофобов. Столько же заявили, что они стыдятся и истории России, и истории СССР; около 40% гордятся историей России, но стыдятся истории Советского Союза, и лишь половина студентов безоговорочно гордится историей Отечества. Объяснением антипатриотических настроений могут служить слова одной из умных студенток: «Мы любим свою страну, но мы не гордимся ею. Мне не понять, почему те люди, которые прошли войну и покалеченными вернулись домой, сейчас влачат жалкое существование. Я не могу смириться с тем, что ради удовлетворения чьих-то политических амбиций на смерть идут тысячи молодых людей, гибнут дети. Мне стыдно за свою страну» (А.П.).

Трудно что-либо возразить на эти упреки. Но все-таки добрая половина молодых людей, может быть, негодуя и стыдясь, испытывает врожденную, иррациональную «любовь к родному пепелищу». Об этих чувствах говорят признания: «Я верю в будущее своей страны и горжусь, что являюсь её гражданином»; «Равнодушный человек, не любящий свою Родину, на мой взгляд, хуже всего»; «Я даже за миллион долларов никуда не уеду из Петербурга». Поэтически одаренные студенты обращаются к музам:

Я стою у истока
Волшебной реки.
С нарастаньем потока
Заблестят огоньки,
Все сильней и сильней
Будет сила огня,
Это – наша Россия.
Что она для меня?
Она – сила и мощь,
Она песнь и душа,
Золотой чудный дождь,
Что ловлю, чуть дыша.
Я её не отдам,
В ней живу, в ней пою,
Я её не продам,
Потому что люблю. (Е.С.)

Приятно цитировать подобные эмоциональные высказывания, но все-таки далеко не всех волнует судьба Отечества. Патриотически настроенный студент резонно замечает: «Человек, лишенный патриотизма, не только не будет защищать Родину на поле брани, но легко продаст и свои силы, и свой ум, и, если сможет, богатства страны тем, кто дороже даст, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках» (Е.К.). Конечно, такому человеку больше подходит роль погубителя, а не спасителя России.

К счастью, как показали наши диалоги с постсоветскими студентами, таких людей немного даже среди потенциальных эмигрантов, видимо, не более 15%. Остальные, хотя и по разным мотивам: кто-то ради спокойствия семьи, кто-то ради успешности делового предпринимательства, кто-то из бескорыстного патриотизма – искренно желают преодоления затяжного кризиса, переживаемого нашей страной. Однако мало хотеть, нужно еще уметь и мочь. Рассмотрим эти аспекты.

Б. Сумеют ли? Глобальный кризис, охвативший Россию, вряд ли можно излечить простыми доморощенными или импортированными средствами. Требуются новаторские нетривиальные подходы, учитывающие, с одной стороны, внешние геополитические, глобалистические, экологические, научно-технические тенденции, а с другой – национально-культурную идентичность русского народа. Обладает ли постсоветское студенчество нужной эрудицией, творческими способностями, интеллектуальным потенциалом? Мы не беремся сейчас дать окончательный ответ на этот весьма сложный и малоизученный вопрос. В нашем распоряжении имеется только «информация к размышлению», представляющаяся небезынтересной.

Постсоветское поколение кажется наиболее образованным и интеллектуально развитым среди поколений русской интеллигенции. Три четверти студентов-очников – это интеллигенты во втором или третьем поколении, с детства приобщенные к книжной культуре (40% располагают хорошо укомплектованной семейной библиотекой более 500 томов). Заботливые родители обеспечили им возможности для дополнительного, внешкольного интеллектуального, художественно-эстетического, физического развития (примерно четыре пятых контингента очников). У студентов-заочников стартовые условия не столь благоприятны, но по уровню креативности и этическому самосознанию они не уступают своим коллегам на факультетах дневного обучения. К сожалению, они не могут сказать о себе «продолжаю пополнять семейную библиотеку, которую начал собирать мой прадедушка в начале ХХ века». Очники же часто вспоминают о привязанности к чтению, воспитанной с детства. Несмотря на постоянное удорожание книжной продукции, половина студентов собирают личные библиотеки и с этой целью регулярно приобретают научную и справочную литературу; 23% покупают художественные переводные бестселлеры, 17% – книги современных авторов, но никто не собирает классическую отечественную литературу. В общем «непокупателями» являются 27% студенческой молодежи.

Особенностью постсоветского поколения является, можно сказать, культ знания. Различаются три понимания смысла образования и учебной деятельности. Первое: учеба – интерес и удовольствие наряду с другими интересными занятиями, например, «Мне доставляет удовольствие работать, учиться, мне хочется быть интересной, быть образованной и современной. А для этого надо учиться, познавать мир и все новое» (А.Б.). Или такое признание одной первокурсницы:

«Исток учебного труда
не только в университете;
Учусь везде, учусь всегда,
Учусь всему, что есть на свете!
И мне не важен результат.
Вся жизнь в учебе – мой формат» (Е.Л.).

Второе понимание свойственно и очникам, и заочникам, здесь знание ценится как интеллектуальный капитал, востребованный современностью. Например: «Сегодня побеждает самый эрудированный, самый образованный и развитой во многих областях» (Е.Б.); «Сейчас нужен настоящий диплом, а не купленные «корочки». Как говорится, владеешь информацией – владеешь ситуацией» (М.Г.).

Третье понимание сводится к тому, что учеба – это бремя, которое волей-неволей приходится влачить. Такой подход оправдан для перегруженных работой и семьей заочников. Вряд ли можно ожидать неподдельного увлечения вузовскими контрольными заданиями от педагога-хореографа, который ведет такой образ жизни: «С утра в школе занимаюсь со своими детками, днем бегу на уроки в хореографический лицей, а вечером в театр, где танцую сама. Поздно вечером прихожу домой и падаю без сил» (Н.Ш.). Есть, конечно, ленивые разгильдяи и легкомысленные девушки, стремящиеся с наименьшими усилиями «спихнуть» сессию и заняться чем-то другим, но процент таких «отбросов интеллигентности» очень невелик.

Все студенты понимают, что знаний, полученных в вузе, будет недостаточно в практической жизни, что дипломы «устаревают» и необходимо непрерывное обновление накопленных знаний. «Только бездарности останавливаются на достигнутом», – написал один из студентов. Готовность к постградуальному «доучиванию и переучиванию» обнаружили две трети студентов всех категорий. Показательно, что 40%, а в некоторых гуманитарных специальностях 50% студентов планируют получить второе высшее образование, некоторые одновременно обучаются в двух вузах или посещают различные курсы. Стремление к коллекционированию вузовских дипломов распространено в постсоветском студенчестве подобно интеллектуальной моде. Даже одна треть первокурсников, не познавших еще толком свою первую специальность, уже мечтает о второй. Перспектива «вечного студента» и непрерывного образования, вероятная смена специальности и профессии никого не смущают. Полноценное и всестороннее образование – предпосылка успешной интеллектуальной деятельности постсоветского студенчества и, будем надеяться, разработки эффективных антикризисных мер.

Второй культовой ценностью постсоветского поколения, помимо знания, является свобода. Свобода – одна из главных гуманистических ценностей, необходимая черта духовной жизни интеллигентного человека. Выдающийся философ Серебряного века С.Л. Франк прекрасно выразил эту мысль: «Всякий отказ от свободы есть духовное самоубийство, всякое покушение на свободу другого есть покушение на убийство в нем человека, на противоестественное истребление в нем «образа и подобия Божия» и превращение его в животное» [4]. Постсоветское поколение несомненно поколение свободолюбивое. О свободе и независимости студенты высказывались следующим образом: «Я не люблю, когда ограничивают мою свободу. Мне необходимо чувствовать себя независимой» (Ю.М.); «Люблю все решения принимать сама. Я всегда умела ставить цели и достигать их» (О.Б.); «Всякий человек имеет право на самостоятельный, индивидуальный жизненный опыт, когда все ошибки он познает самостоятельно и учится на них» (Ю.К.); «Я больше всего боюсь потерять независимость, независимость от окружающих, от работы, от событий. Мы сами делаем свою судьбу. Поэтому я могу в некотором смысле ощущать себя творцом, художником, который создает и совершенствует удивительное произведение – собственное Я» (И.П.).

Свобода самореализации создает иллюзию всемогущества своего разума и своей воли – «если только захотеть, если только не робеть …». Более половины студентов в массовых опросах согласились с тем, что «человек создан для счастья, как птица для полета», т.е. выразили готовность стать архитекторами своей судьбы. Правда, одна треть призналась «я – фаталист». Надо заметить, что абсолютная свобода, перерастающая в неограниченную волю, таит в себе зло и опасность. Свобода должна сопрягаться с долгом и чувством ответственности – еще одним важным качеством разумного интеллигента. Умелое сочетание свободы и долга свойственно зрелым взрослым людям, это качество именуется взрослость. Если с точки зрения этого качества сравнить поколение «дедов» и поколение «детей», обнаружится абсурдная картина: романтические дедушки с подростковым менталитетом и удивительно взрослые внуки.

На заре советской власти была провозглашена задача: вырастить «нового человека», носителя коммунистической нравственности и преданного борца за идеалы коммунизма. Такими «новыми людьми» и были нынешние деды – молодежь 1960-х гг. Простого советского человека отличали героизм и подростковый менталитет.

Молодежь 1960-х гг. хорошо помнила героику Великой Отечественной войны, участвовала в послевоенном строительстве, на её счету были целина и комсомольские стройки, спортивные победы, победы в космосе и много других героических свершений. Гордость за свою Родину и патриотическое служение ей были искренним переживанием и жизненным стимулом для миллионов молодых людей. Рядом с героизмом – святая простота: готовность трудиться на благо общества без расчета на вознаграждение. Бескорыстный коммунистический труд, субботники и воскресники, дежурства и рейды, третий трудовой семестр, десятки тысяч комсомольцев-добровольцев – разве было где-нибудь когда-нибудь нечто подобное? Романтика дальних странствий и трудовых будней вытесняла семейную идиллию и расчетливую предусмотрительность, а мещанские солидные добродетели презирались и отвергались как смертный грех.

Подростковый менталитет проявлялся не только в прекрасной романтической увлеченности, но и в коллективизме симпатий и антипатий, следовании за лидерами, а главное – в некритичности восприятия действительности и самого себя. Простой советский человек скромен и непритязателен, это стойкий и послушный боец, беззаветно преданный «своим» и непримиримо воюющий с «чужими». Еще одна, поистине экзотическая особенность шестидесятников – это почитание ценностей старшего поколения.

Обычный для прогрессивно развивающихся обществ конфликт «отцов и детей» в данном случае отсутствовал. Дети охотно и безоговорочно принимали культурное наследие отцов, вставали под их знамена, повторяли их символ веры: коммунизм – светлое будущее всего человечества. Подростковый менталитет – наилучшая психологическая амуниция для идеального солдата, но он не годится для серьезных строителей «светлого будущего». В 1980-е гг. вставшие у власти интеллигенты-шестидесятники, романтики-утописты, стойко следовавшие ленинским курсом, привели страну не к коммунизму, а к глобальному кризису.

Внукам поневоле пришлось расстаться с юношеской беззаботностью. Они обрели самостоятельность и уверенность в себе, целенаправленность и напористость, предприимчивость и находчивость. Вот их реплики: «Мы четко знаем, чего мы хотим»; «Целеустремленность – вот что определяет наше поколение»; «Бесцельная жизнь – бессмыслица»; «Чувствую в себе огромный потенциал»; «Верим, что все будет по нашему сценарию». Эти молодые люди знают и умеют многое, их интеллектуального и нравственного потенциала, абстрактно говоря, достаточно, чтобы обеспечить благополучный выход России из кризисной ситуации. Но где гарантия, что они смогут это сделать в реальной жизни?

В. Смогут ли? Для того чтобы реально преломить негативные тенденции, нужны целеустремленность и воля, трудолюбие и оптимизм, нужна психическая энергия, которую Л. Н. Гумилев назвал в свое время пассионарностью. Многие авторитетные ученые приходят к пессимистическому выводу, что формируется «молодое поколение, желающее хорошо жить и все иметь, но не желающее и не умеющее трудиться интенсивно, добросовестно, качественно… Для абсолютного большинства молодежи труд не имеет смысла, не является естественным компонентом жизни, носит характер повинности, принудительности… В перспективе Россию может ожидать появление целого поколения людей, не обладающих ни знаниями, ни квалификацией, ни желанием трудиться вообще – поколения отшельников, поколения забытых и заброшенных, прокаженных и отверженных» [3, c. 229, 232].

Думается, этот мрачный прогноз справедлив по отношению к некоторым маргинальным группам, но не ко всей постсоветской молодежи в целом. Во всяком случае, участников наших диалогов (а они достаточно представительная выборка современного студенчества) нельзя заподозрить в иждивенческо-паразитических настроениях. Напротив, они готовы к самоутверждению личными усилиями, ибо верят, что «мечты сбываются не у везунчиков, а у целеустремленных, трудолюбивых людей» (М.И.).

Для оценки уровня пассионарности студенческой молодежи нами проведено массовое тестирование опросным методом. Оказалось, что к страте пассионарных личностей, обладающих повышенной энергетикой, относятся 60–65% опрошенных; пассивных, субпассионарных индивидов – около 10%, остальные – люди со средним энергетическим уровнем. Ощущение глобального кризиса, которое, как уже говорилось, переживают 95% опрошенных, вовсе не вредит оптимистическим ожиданиям. Удивительно, но факт: 95% студентов младших и старших курсов уверены, что «завтра будет лучше, чем сегодня», и лишь 5% угрюмо проворчали «сегодня стало хуже, чем вчера». Юношеский оптимизм – чудесная вещь, но он не в ладу с логикой. 40% оптимистов заявили, что они допускают возможность в ближайшее время конца света и страшного суда. Другие опросы позволили уточнить соотношение оптимистов и пессимистов в студенческой среде. Пессимистических взглядов на будущее России придерживаются 17–20% студентов, причем даже не все потенциальные эмигранты их разделяют.

Замечательной чертой постсоветского поколения интеллигентов и интеллектуалов является готовность к трудовому подвижничеству. В футурологических эссе то и дело мелькают «работа требует 100% отдачи, но я не представляю без нее своей жизни»; «нет ничего радостнее любимой работы»; «работаю без выходных с 8 до 24 часов»; «погружаясь в работу, забываешь обо всем» и т. п. Создается впечатление, что образованные молодые люди залогом жизненного успеха считают не удачу или поддержку состоятельных родителей, а добросовестный личный труд. Например: «Жизнь удается потому, что я работаю над этим каждый день и прикладываю немало усилий» (В.Н.); «Я всегда хотела добиться всего сама, а не прятаться за спину родителей или будущего мужа» (В.П.). «Я не люблю, когда мне говорят, что мы в нашей жизни лишь бездумные и безвольные куклы в руках судьбы. Я считаю, что все в наших руках. Это не значит, что для воплощения в жизнь своей мечты можно идти по головам. По характеру я скорее альтруист и люблю помогать людям. В ответ на мою открытость и помощь окружающие люди помогают мне» (М.Т.). Прекрасные предпосылки для творческой самореализации: трудолюбие, целеустремленность, независимость! Однако эти прекрасные предпосылки на первый взгляд кажутся несовместимыми с результатами массовых опросов.

Всем категориям студентов были заданы, среди прочих, два вопроса:

  1. Какую работу Вы бы предпочли?

А. Творческую, интересную, но с оплатой на прожиточном уровне;

Б. Рутинное, но хорошо оплачиваемое исполнительство;

  1. Какая поговорка Вам ближе?

А. Зарабатывай хлеб в поте лица своего;

Б. Без труда не вынешь и рыбку из пруда;

В. Дураков работа любит.

Оказалось, что две трети гуманитариев предпочитают доходное исполнительство, а одна треть – творческую самореализацию; исключение – творческие специальности (искусствоведы, хореографы, актеры), где соотношение обратное. Зарабатывать хлеб тяжелым трудом согласились около 10% опрошенных; 19,5% посчитали, что работа любит дураков. Как сочетаются эти данные с трудовым энтузиазмом? Дело в том, что талантливые молодые люди действительно готовы к самоотверженному труду, если этот труд гарантирует не только творческую самореализацию, но и достойную оплату. Если же их вынуждают заниматься «дурацким» делом, то за это нужно хорошо платить. Сыграла свою роль и атмосфера рыночности, отрицающая самоценность творческой инициативы и поощряющая работника заниматься не реализацией личных талантов и способностей, а тем, что пользуется спросом. Идеал трудоустройства выражен фразой: «Очень здорово, когда работа – это хобби и страсть в жизни» (М.Ч.).

Очевидно, что одним из условий преодоления российского кризиса является смена политической элиты. Если у власти будут по-прежнему оставаться продажные демагоги, алчные олигархи и коррумпированные чиновники, существенных изменений в стране не произойдет. Несмотря на то, что молодежь болезненно переживает свою незащищенность и невостребованность перед лицом безжалостной рыночной конкуренции, она неизменно остается политически пассивной. Характерна реплика: «Не существует честных политиков, каждый из них преследует выгодную конкретно для него цель, пользуясь при этом далеко не всегда честными методами. Политика и мораль несовместимы – это аксиома. Невозможно быть хорошим политиком и добродетельным человеком; относительная политическая пассивность – залог нравственности человека» (А.С.).

Массовые опросы и футурологические «письма из будущего» показали, что живо интересуется политикой один человек из десяти; две трети в политике не разбираются, но исправно выполняют свой гражданский долг (ходят на выборы, платят налоги); 23% сознательно и принципиально дистанцируются от политических игр. Удивляет, что никто не желает вести активного диалога с властями, никто не видит себя в оппозиции к существующему режиму ни сейчас, ни в будущем. Более половины считают, что протестовать бесполезно, и лишь 13% готовы принять участие в митингах и демонстрациях в защиту своих прав. Выходит, что постсоветское студенчество хотело бы преодолеть российский кризис, не потревожив спокойствия начальства. Во всяком случае, оно, в отличие от дореволюционных студентов царской России, не будет инициатором ни реформ, ни революций.

 

Подведем итоги. Известный отечественный социолог В.Н. Шубкин высказывает в своих публикациях следующее убийственно суровое пророчество: «В целом, если экстраполировать современные тенденции в будущее, то можно заметить такие перемены: общий рост безнадежности, неверие в возможность решения социально-политических вопросов, отчуждение от труда, разочарование в демократии … Социальный и моральный климат в стране изменится не в лучшую сторону, когда нынешние студенты станут элитой общества. Общество будет более прагматичным, более жестоким и циничным, более лживым и беспощадным к слабым» [5]. К счастью, будущее страны принадлежит не разочарованным «отцам» и «дедам», оставляющим страну своим жизнерадостным и энергичным детям в состоянии глобального кризиса, а этим самым детям и прежде всего их интеллектуальному авангарду, нынешнему студенчеству.

Этому авангарду был прямо задан вопрос: «Выведет ли ваше поколение Россию из кризиса?» 10% уклонились от ответа. Мнения остальных распределились следующим образом: 40% ответили отрицательно, причем скептики делятся на две примерно равные группы: абсолютные пессимисты, которые не видят никаких шансов «шагнуть на уровень европейских стран», и относительные пессимисты, которые возлагают надежду не на свое, а на пост-постсоветское поколение. Например: «Скорее всего, из кризиса дано будет вывести страну нашим детям, может быть, внукам. Наша участь и судьба – быть платформой, основой для их успеха» (Е.К.).; «Нам надо воспитать поколение людей, любящих свою страну так же, как себя самого» (Н.К.); «Я верю в следующее поколение, в его действия» (К.И.).

Половина выпускников (студенты пятого курса) уверенно заявили: «Наше поколение обязательно выведет страну из кризиса, оно не боится изменений, не боится делать ошибки, не боится критики. Постсоветское поколение выбирает жизнь в свободной стране и сделает все, чтобы эта жизнь была счастливой. Для этого есть и мужество, и профессионализм, воля и решительность» (А.Ш.); «Будущее страны – за грамотными, духовно развитыми, болеющими за страну людьми. Есть надежда, что постсоветское поколение сможет вывести страну из кризиса, и мы наконец-то сможем гордиться своей страной и её делами» (И.Л.); «Постсоветское поколение представляет собой прекрасно образованных и знающих себе цену людей. Людей с огромным потенциалом и жаждой работы. Они верят в себя и свои силы, упорно добиваются поставленной цели. Именно в их умах должна оформиться та новая идеология, которая должна вывести Россию из состояния страны третьего мира» (О.О.).

Кто все-таки прав? Социологи-пессимисты или студенты-оптимисты? Нужен авторитетный арбитр, и пусть им будет академик-экономист
Н.П. Федоренко. Напомню его слова, цитированные ранее: «К благополучной жизни нас выведет один-единственный путь – духовное возрождение России… Нам нужно готовиться к тяжелой, кропотливой и долгой работе по воспитанию Личности». Социологи-пессимисты не предвидят духовного возрождения страны. Студенты не только идут по этому пути, но и формируются как Личность (с большой буквы). Думаю, что они смогут стать спасителями России.


Список литературы

  1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. – М., 2002. – С. 13.

  2. Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. – М., 2000. – С. 301.

  3. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. – М., 2002.

  4. Франк С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию. – Париж, 1930. – С. 240.

  5. Шубкин В.Н. Молодое поколение в кризисном обществе // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. – М., 1995. – С. 58, 59.

  
На главную