Научные и технические библиотеки №10 2005 год
Содержание:

Шрайберг Я.Л. Российские электронные библиотечные ресурсы и авторское право

Сколько информации создано в 2003 году?

Торнтон С. Сможете ли вы защитить библиотеку от упразднения?

Еременко Т.В. В погоне за "четырьмя зайцами"

Бородина В.А. Квалитология и квалиметрия библиотечного общения

Сукиасян Э.Р. Слово о Дугласе Фоскетте

НАША ПРОФЕССИЯ

"Первая пятилетка" новой кафедры. (К пятилетию кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ)

Шрайберг Я.Л., Адамьянц А.О. Кафедра информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ. Пять лет деятельности, результаты и перспективы

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Клапиюк В.Т. В диссертационном совете МГУКИ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э.Р. Библиографическая симфония

Швецова-Водка Г.Н. Общее библиографоведение: инновационный подход

ЮБИЛЕИ

Фишман О.П. Двойной юбилей В.Б. Петровского

Гаврилова М.С. Поздравляем коллегу!

Джиадзе З.А. Научная библиотека Северо-Осетинского государственного университета: история и современность

НАШИ АВТОРЫ


УДК 025:65.011.56

Еременко Т.В.

В погоне за "четырьмя зайцами"

В этой статье - анализ современной англоязычной профессиональной библиотечной печати и опыт непосредственного наблюдения и изучения университетских библиотек США на примере библиотечной системы Университета Северной Каролины в Чапел Хилл, в особенности студенческой библиотеки Роберта Хауза. Размышления и выводы ограничены рамками информационного обслуживания студентов в вузовских библиотеках США, но в ряде аспектов они справедливы для любой современной библиотеки.

Исследование проведено под эгидой международной академической программы Фулбрайт по обмену учеными в ноябре 2004 - июне 2005 гг.

Чего хотят американские студенты начала ХXI века?

"Поколение тысячелетия" живет в мире WWW. Большинство американских детей начинают использовать компьютеры в возрасте пяти-восьми лет. К восемнадцати годам практически каждый имеет личный ПК. Они проводят больше времени в Интернете, чем перед телевизором. Будучи школьниками, 94% подростков используют Интернет для выполнения учебных заданий; 24% подростков имеют собственные веб-страницы. Современные школьники и студенты проверяют свою электронную почту по крайней мере два раза в день и обычно имеют не меньше двух адресов. Они в два раза чаще, чем остальные пользователи Интернета, используют Instant Messenger (IM) - программу для общения, аналогичную популярной в России и Европе ICQ.

Исследования в сфере образования показывают, что для выполнения своих учебных заданий все студенты используют Интернет чаще, чем библиотеки [1].

Данная выше характеристика помогает понять, что определяет предпочтения американских студентов в способах нахождения и получения необходимой для учебы в вузе информации, формирует ценности и приоритеты их информационного поведения. Представляется, что их предпочтения концентрируются в таких главных сферах, как комфортность доступа к информации; простота поиска информации; время, затрачиваемое на получение информации; удобная форма информации.

Максимум пользовательских ожиданий в каждой из сфер предпочтений, сформулированный языком пользователей, выглядит примерно так:

  • доступ - через Интернет из любого места в режиме "24 х 7" (24 часа в сутки, 7 дней в неделю);
  • поиск - "как в Google", т.е. по аналогии с поисковыми системами Интернета;
  • время - мгновенно, т.е. в режиме реального времени;
  • форма - полный текст в онлайне (в широком смысле, т.е. не только текстовые документы, но и графика, аудио, видео).

Все социальные институты, вовлеченные в информационно-образовательное пространство, под влиянием этих приоритетов вынуждены основательно переосмысливать принципы и формы своей работы. Для вузовских библиотек информационное поведение студентов - основных пользователей библиотек данного типа - выступает определяющим фактором в организации информационного обслуживания.

Что делают библиотеки?

Возможно ли библиотеке поймать "четырех зайцев", т.е. по максимуму соответствовать имеющимся пользовательским ожиданиям? Противореча известной пословице, американские вузовские библиотеки стараются этого достичь. Интересно проанализировать, как они это делают и с какими трудностями встречаются. Такой анализ позволяет выявить наиболее перспективные тенденции в деятельности одних из самых продвинутых в мировом сообществе библиотек.

Доступ в режиме "24 х 7"

Уже в 1980-е гг. в американском библиотековедении выдвинут принцип доступа к информации "в любое время и из любого места" (Any Time at Any Place). Возможность реализации такого принципа в информационном библиотечном сервисе открылась благодаря широкому внедрению технологий машиночитаемой кооперативной каталогизации и активному продвижению на информационном рынке США коммерческих компаний, производящих электронные информационные ресурсы и интегрированные библиотечно-информационные системы. В результате онлайновые каталоги публичного доступа и базы данных стали знаковым достижением американского библиотечного сервиса этого периода.

Вариацией принципа "в любое время и из любого места" также явилась модель "библиотеки как раз вовремя" (Just-in-Time Library Model), противопоставляемая традиционной модели "библиотеки на всякий случай" (Just-in-Case Library Model). Принципиальное различие между ними состоит в том, что библиотека, организованная по первой модели, способна предоставлять пользователю информацию "когда нужно"; а библиотека второй модели приобретает документы в фонд "на всякий случай", т.е. в расчете на то, что когда-нибудь они могут понадобиться пользователям.

В начале 1990-х гг. важнейшим шагом на пути по воплощению принципа "в любое время и из любого места" и модели "библиотеки как раз вовремя" стало появление WWW. "Всемирная паутина" открыла для библиотек возможность создать свои виртуальные представительства в Интернете - библиотечные веб-сайты. Американские вузовские библиотеки использовали и используют эту возможность в полной мере. Сегодня благодаря содержательным, постоянно обновляемым, стабильным библиотечным веб-сайтам доступ "в любое время и из любого места" к электронным информационным ресурсам вузовских библиотеках США реализован почти идеально. При этом для зарегистрированных пользователей - студентов, преподавателей, сотрудников вузов - отлажена система доступа через эти сайты к коммерческим лицензированным электронным ресурсам практически из любого места земного шара.

Большое исследование, проведенное в 2001-2002 гг. американской Федерацией цифровых библиотек (DLF) и Комитетом по библиотечным и информационным ресурсам (CLIR) и охватившее 3234 пользователя из различных типов вузов, показало, что более 60% онлайновых ресурсов для своего образования студенты находят и получают через библиотечные веб-сайты [2]. Это очень высокая оценка информационного и навигационного потенциала сайтов вузовских библиотек, и чтобы ее не снизить, американские библиотекари постоянно ищут новые решения для дизайна и наполнения сайтов.

Современный дизайн сайта американской вузовской библиотеки внешне скромен и следует принципу дать как можно больше входов в информационные ресурсы и сервисы "с первого клика", т.е. с главной страницы сайта. Такой дизайн часто называют информационным порталом, информационными воротами, исследовательским порталом.

Создание и поддержка сайта вузовской библиотеки - процесс, в котором необходимо учитывать потребности разных групп пользователей, особенности самого вуза, а также интересы возможных посетителей сайта извне. При этом, как считает ряд авторов англоязычной литературы по проблеме, клиенто-ориентированный, или клиенто-центрированный подход к дизайну сайта - один из наиболее эффективных, т.е. удобство и простота использования сайта становятся решающими критериями его оценки.

В крупном австралийском проекте, посвященном дизайну сайтов вузовских библиотек, как основной метод использовались консультации с пользователями [3]. Как итог проекта разработан эвристический перечень вопросов для пользователей, требующих ответов "да" или "нет". Автор проекта Р. Равард указывает, что исследование базировалось на известном перечне вопросов Б. Кивила, предлагаемом от имени Центра технической информации в Канаде (Интернет-адрес центра: http://www3.sympatico. ca/bkeevil/index.html). В Австралии этот перечень вопросов опробован вначале на пяти группах студентов для оценки сайтов пяти австралийских вузовских библиотек, а затем использован для тестирования 50% сайтов вузовских библиотек Австралии, отобранных по принципу произвольной выборки. Эвристический перечень вопросов, созданный для изучения мнения пользователей о веб-сайте вузовской библиотеки, - научно выверенный инструмент, помогающий в формировании и развитии библиотечных сайтов. Полный список из 100 вопросов (на английском языке) имеется в открытом доступе в Интернете: http://alia.org.au/publishing/aarl/32.2/full.text/ raward.html.

Усилия американских вузовских библиотек по обеспечению комфортного доступа к информации через Интернет в режиме "24 х 7" подкрепляются политикой университетов и колледжей США, направленной на обеспечение на кампусах беспроводного доступа к Интернету и все чаще обязывающей студентов иметь личные ноутбуки. К примеру, с 2000 г. Университет Северной Каролины в Чапел Хилл требует наличия у каждого поступившего студента собственного портативного компьютера; а в организации внутренней библиотечной среды система вузовских библиотек университета предусматривает обязательное наличие розеток для подключения компьютеров у всех пользовательских рабочих мест. На всем кампусе Университета Северной Каролины имеется беспроводной доступ в Интернет, что позволяет студентам в любом уголке библиотеки легко входить в глобальную сеть и работать с многообразием ресурсов как открытого доступа, так и баз данных и электронных журналов, оплачиваемых университетом.

Обеспечение доступа в режиме "24 х 7" гарантируется вузовскими библиотеками США не только путем внешнего доступа через библиотечные Интернет-сайты, но и организацией работы библиотек как физически существующего пространства. Тезис о том, что под влиянием новых технологий библиотека постепенно превращается из трехмерной в виртуальную и потребность в физическом посещении библиотеки исчезает, практикой американских вузовских библиотек не подтверждается. Библиотека - одно из самых популярных мест в университетских кампусах, но для сохранения такой выгодной позиции библиотекарям приходится интенсивно развивать спектр современных информационных услуг и обеспечивать комфортность многочасового пребывания пользователей внутри библиотечных зданий.

Принципиальной является установка вузовских библиотек США быть открытыми для пользователей максимально большее количество часов. Например, студенческая библиотека Роберта Хауза Университета Северной Каролины в Чапел Хилл работает в таком режиме: с понедельника по четверг - круглосуточно; в пятницу до 18.00, в субботу - с 10.00 до 18.00, в воскресенье - с 10.00 вновь открывается для круглосуточного обслуживания. Для обеспечения безопасности с 24.00 до 7.00 здесь дежурят сотрудники охраны; в ночное время пользователь должен показать университетскую идентификационную карту при входе и выходе из здания. Библиотека обслуживает более 26 тыс. человек, и ее комфортная внутренняя библиотечная среда ориентирована на все многообразие потребностей современного студента: полностью открытый доступ к фондам, места для индивидуальной работы и комнаты для групповых занятий, зона "информации для всех" с компьютерами публичного доступа, огромный медиа-центр с необходимым оборудованием для прослушивания и просмотра, справочный стол, медиа-лаборатория и коллабораторий для выполнения учебных проектов с привлечением мультимедийных и веб-технологий, залы для группового просмотра фильмов и телепередач, учебный класс для библиотечных занятий... Характерно, что за два последних учебных года статистика посещений этой библиотеки (вход через электронные ворота) увеличилась на 25%.

Поиск "как в Google"

В одном из английских библиотечных исследований по особенностям информационного поиска студентов последним было предложено найти информацию по пятнадцати заданиям. Каждый раз, когда студенты начинали новое задание, их спрашивали, где они будут искать информацию в первую очередь. 45% студентов на первое место поставили поисковую систему Google. Далее с сильным отрывом указывались 10% - онлайновый каталог университетской библиотеки; затем другие поисковые системы: 9% - Yahoo, 6% - Lycos, по 4% - AltaVista, Ask Jeeves и BUBL [4]. Так называемый феномен Гугла (Googling phenomenon) - ситуация, наблюдаемая на протяжении последних лет специалистами в области информации всего мира. Информационное поведение студентов выступает наиболее яркой иллюстрацией феномена Гугла: они или ищут любую информацию в Google, мало зная об альтернативных путях поиска информации; или, попробовав эти пути, все равно возвращаются в Google.

Такие предпочтения студентов все сильнее тревожат библиотечное сообщество США. Поисковые системы Интернета формируют у пользователей определенный шаблон информационного поведения с минимально затрачиваемыми на процесс поиска информации временными и интеллектуальными усилиями. Природа информационного поиска в Интернете такова, что даже самый нелепо сформулированный поисковый запрос может принести сотни ссылок в ответ; при этом пользователь очень быстро привыкает к системе ранжирования результатов по релевантности и отсматривает только первые ссылки. Действительно, трудно не согласиться с мыслью Дж. Найлсена, современного "гуру" по вопросам удобства и простоты использования WWW, что при огромном и все время возрастающем количестве информационных ресурсов Интернета его пользователи нетерпеливы и хотят немедленного результата. Если они в течение примерно минуты не понимают, как найти информацию на конкретном сайте, то покидают его.

У профессионала-библиотекаря, знающего, какие потрясающие возможности для точности и полноты информационного поиска имеются в электронных каталогах и базах данных с их системой ввода информации по полям, использованием контролируемой лексики, применением в поиске булевых операторов и т.п., желание студента получить вместо изощренного инструмента своеобразный "лом" в виде одной строчки для ввода поискового запроса вызывает естественное сопротивление профессионала любителю. Однако в последние годы проводимые библиотеками и другими образовательными институтами исследования показывают, что победа явно склоняется на сторону "лома". Студенты предпочитают сделать поиск как можно быстрее, что не предполагает траты времени на выбор полей, применение режима "продвинутого поиска" и другие подобные усложнения.

Каковы действия американских вузовских библиотек в складывающейся ситуации?

Во-первых, большие программы по развитию информационной грамотности пользователей с разнообразием как в методах и формах обучения, так и в содержании занятий. Ряд специально проведенных исследований, равно как и наблюдения в практике вузовских библиотек, показывают, что студенты переоценивают свой уровень знаний и умений в сфере информационного поиска. Так, в исследовании 2001 г. отмечено: "Поисковые навыки разнятся, и студенты часто оценивают себя как более умелых, нежели они есть на самом деле" [5].

Особенно велика роль библиотекарей как экспертов в поиске научной информации, и именно здесь вузовская библиотека видит свою уникальную нишу на рынке воспитания информационной грамотности. Выраженной тенденцией выступает активная кооперация с университетскими преподавателями. Проводимые библиотекарями занятия со студентами приспосабливаются к конкретному предмету и учебным заданиям по нему. Поэтому привычной практикой является предварительное согласование плана библиотечного занятия с преподавателем по курсу; при этом преподаватель заранее посылает библиотекарю-инструктору задания, выполнение которых будет требовать поиска информации.

Вузовские библиотеки, как правило, располагают в своих зданиях хорошо оборудованными учебными классами для проведения занятий со студентами. К примеру, подобный класс в библиотеке Роберта Хауза Университета Северной Каролины в Чапел Хилл имеет 24 компьютерных места с рабочим местом инструктора, снабженным сенсорной панелью для управления компьютером, DVD- и CD-проигрывателями, светом, проекцией и экраном. Такие же классы имеются в главной библиотеке кампуса - библиотеке Дэйвиса. В 2003/2004 учебном году в системе библиотек Университета Северной Каролины в Чапел Хилл проведены 1022 библиотечных занятия, в которых приняли участие 18 838 человек. Только по курсу "Сочинение на английском языке" класс библиотеки Хауза использовался для библиотечных занятий 384 раза, и преподаватели этого курса высоко оценивали свое сотрудничество с вузовской библиотекой.

Библиотекари обучают и самих преподавателей. Примерами подобных занятий являются семинары по вопросам авторского права, занятия по сканированию текстов для размещения на веб-страницах курсов, консультации по веб-редактированию и т.п.

В целом обучающая, инструктирующая функция вузовской библиотеки в США неуклонно приобретает все больший вес, и это в немалой степени определяется таким фактором, как высокий уровень информационной этики всего американского вузовского сообщества.

Проблема информационной этики в ее взаимосвязи с вопросами библиотечно-информационного обслуживания заслуживает отдельного разговора, выходящего за рамки этой статьи. Здесь же следует в первую очередь подчеркнуть, что непримиримое отношение академического сообщества США к плагиату неизмеримо повышает в глазах студентов ценность самостоятельных навыков поиска и оценки информации. Так называемые кодексы чести, принимаемые студентами и преподавателями практически каждого американского университета, содержат требования выполнять все учебные и научные работы самостоятельно, без получения неразрешенной помощи со стороны и с соответствующими ссылками на использованные ресурсы. Наказание за плагиат чрезвычайно сурово, вплоть до исключения из университета.

Вузовские библиотеки США находятся "в одной лодке" с академическим сообществом, и в своей политике обслуживания пользователей неукоснительно придерживаются принципов информационной этики. На сайте системы библиотек Университета Северной Каролины размещены онлайновые инструктивно-методические материалы для студентов и преподавателей, созданные специалистами библиотек. Знаменательно, что в специальном разделе этого сайта "Библиотечные пособия для самостоятельного изучения" (http://www.lib.unc.edu/instruct/tutorials.html) имеется комплекс таких пособий, как "Цитирование информации", "Оценка информации", "Пособие по информационной этике". В вузовской библиотеке США невозможно представить себе библиографа, помогающего студенту найти текст готового реферата в Интернете или, тем более, пишущего за него учебную работу за плату. А ведь такая практика, к сожалению, имеет место в ряде как вузовских, так и публичных библиотек России.

Наряду с развертыванием программ по развитию информационной грамотности, библиотекари США все активнее высказывают предложения по изменениям в пользовательском интерфейсе интегрированных библиотечно-информационных систем, сводящиеся к максимальному приближению его к интерфейсу поисковых систем Интернета. Дизайн библиотечных сайтов также находится под сильным влиянием интернетизации информационного пространства. В исследовании по использованию онлайнового каталога, проведенном в библиотеках Пенсильванского государственного университета в 2001 г., утверждается: "... представляется ясным, что значительное число пользователей библиотеки не знают - или не имеют желания знать - о сложностях библиотечных каталогов. Мы можем или оставить этих пользователей без внимания, или создать системы, которые не будут требовать специальных знаний для эффективного использования" [6. С. 530]. С. Августин и К. Грин, авторы исследования, проведенного в Иллинойском университете в Чикаго в 2002 г., пишут о результатах изучения удобства использования библиотечных сайтов: "... студенты испытывают трудности в интерпретации библиотечной терминологии, различении библиотечных ресурсов и предпочитают обращаться за помощью" [7].

Ориентация на информационную культуру среднего пользователя Интернета представляется все большему и большему числу библиотечных специалистов США стратегически важной. Это означает ориентацию на пользователей, как правило, не применяющих режим "продвинутого поиска" и сложные формулировки запросов. Создатели поисковых систем Интернета отвечают на такую тенденцию попытками автоматизировать формулировки запросов и переложить бремя точной или, наоборот, исчерпывающей терминологии запроса с пользователя на систему [8]. По всей вероятности, такого же рода задачи библиотекари будут все настойчивее ставить перед проектировщиками интегрированных библиотечно-информационных систем. Сейчас в библиотечной печати США высказываются предложения о сортировке результатов при поиске в электронных каталогах и базах данных по релевантности; о введении в поисковый интерфейс АИБС таких кнопок, как "Найти похожие документы", "Найти больше таких же документов"; о развитии внутренних поисковых машин на библиотечных сайтах.

В режиме реального времени

Исследования того, как студенты ищут информацию в Интернете, свидетельствуют, что в среднем на поиск по определенному вопросу они тратят от 15 до 19 минут [9]. Время, наверное, один из самых больших дефицитов для современных студентов. Их желание получать информацию как можно быстрее заставляет вузовские библиотеки США развивать интерактивные онлайновые формы информационного обслуживания. Одним из наиболее интересных опытов в этом направлении выступает онлайновое справочно-библиографическое обслуживание, базирующееся на широко распространенном в США программном обеспечении AOL Instant Messenger (IM).

В студенческой библиотеке Роберта Хауза Университета Северной Каролины в Чапел Хилл сервис "IM a Librarian" с 2003 г. используется для ответа на вопросы пользователей в реальном времени. Популярность услуги среди пользователей неуклонно растет, примерно 20% всех справок сегодня предоставляется библиотекой именно в этом режиме. Хотя услуга доступна любому пользователю Интернета (информацию см. по адресу: http://www.lib.unc.edu/house/im_a_librarian.html), подавляющее большинство вопросов в "IM a Librarian" задается студентами Университета Северной Каролины. Отвечая на них, библиографы ищут информацию и в готовом виде пересылают ее пользователю или консультируют, как и где информация может быть найдена.

Анализ архива ответов на запросы пользователей в "IM a Librarian" свидетельствует, что примерно каждый третий ответ сопровождается консультацией библиографа по поиску информации; объем консультации варьируется в зависимости от сложности запроса. Характерные особенности информационного поиска студентов:

  • безусловный приоритет онлайновым ресурсам с разочарованием в результатах поиска, если они сводятся только к печатным ресурсам;
  • готовность и желание обучиться новому, предпочтение сделать поиск самостоятельно, а не ждать готового списка источников от библиотекаря;
  • точные критерии количества и типа информационных источников, необходимых для выполнения того или иного учебного задания; критерии задаются преподавателями курсов.

На примере диалога, приведенного ниже с разрешения Лиа Мак-Гиннес, директора библиотеки Роберта Хауза Университета Северной Каролины в Чапел Хилл, можно наглядно представить, как происходит общение, как студенты воспринимают и усваивают новые для них знания (в диалоге "П" означает "пользователь", "Б" - "библиограф").

П: Привет, у меня вопрос.
Б: Привет!
П: Я думаю, что в университете нет журнала "Journal of Visual Impairments & Blindness", или есть?
Б: Сейчас проверю...
П: Если нет, где я могу найти статью онлайн?
Б: На самом деле журнал есть.
П: Классно! Это электронный журнал или мне придется приходить?
Б: Вы ищете конкретную статью? Статьи с 1993 г. доступны через электронный журнал. Чтобы их найти, откройте http://www.lib.unc.edu/ и под ссылкой "Базы данных статей и более" откройте "Поиск электронных журналов".
П: Ага! О! Есть! Думаю, я это уже делал раньше.
Б: Написание чувствительно к регистру букв. Попробуйте ввести слово blindness.
П: Есть! Здорово это работает! Ага, узнал что-то новое, спасибо!
Б: Пожалуйста! Что-то еще, в чем я могу помочь?
П: Спасибо, нет.
Б: Хорошо, удачного вечера.
П: Спасибо! Вам также.

Согласно данным исследования, проведенного библиотечными специалистами Университета Мэрилэнда в 2002 г., определено, что онлайновым интерактивным справочным обслуживанием пользуются по преимуществу студенты. Выделены шесть основных категорий вопросов, задаваемых при обращении к этому сервису: общие о библиотеке ("Где найти каталог?"); фактографические ("Как зовут губернатора Аляски?"); требующие специального поиска ("Какова разница между взглядами консерваторов и либералов на инфляцию и безработицу?"); связанные с исследованием (по сути те же вопросы, которые выше определяются как требующие специального поиска, но полученные от человека, занимающегося детальным изучением определенного вопроса и в этой связи требующего исчерпывающей информации); о правилах и порядках библиотеки ("Как я могу получить книги из другой библиотеки?"); о наличии документов ("Есть ли в библиотеке конкретная книга, журнал, видео и т.д.?").

Исследование показало, что чаще всего задаются вопросы о правилах и порядках в библиотеке (41,25%); далее по убывающей: вопросы, требующие специального поиска (19,66%); о наличии документов (15,59%); фактографические (14,15%); общие о библиотеке (6,24%); связанные с собственной работой (3,12%). В 91,72% случаев пользователи онлайнового интерактивного справочного обслуживания получают удовлетворяющие их ответы [10].

Полный текст в онлайне

Реализация принципа "в любое время и из любого места", о котором говорилось ранее, ограничивается доступом к онлайновым полнотекстовым информационным ресурсам. Основная масса этих ресурсов не принадлежит вузовским библиотекам, а лицензируется ими для доступа в Интернете. Полноценный доступ "в любое время и из любого места" может осуществляться при условии конвертирования документных фондов библиотек в цифровую форму и размещения в WWW. От доступа к "посредникам" между пользователями и фондами, т.е. к электронным каталогам, вузовские библиотеки США сегодня делают следующий принципиальный шаг - к доступу полных текстов. Это - огромная по объему работы задача.

По данным Национального центра образовательной статистики США в 1998 финансовом году академические библиотеки США были держательницами совокупного фонда в 822,0 млн экземпляров и 449,6 млн названий [11. С. 12, 29]. Это примерно в 7,7 раза больше по числу названий, чем совокупный объем фондов вузовских библиотек России (о методике оценки величины фондов отечественных вузовских библиотек см. [12]).

В разработке полнотекстовых цифровых проектов на основе фондов вузовских библиотек США прослеживаются по крайней мере три значительные тенденции: 1) оцифровывание документного наследия, т.е. уникальных источников, как правило, уже не подпадающих под защиту закона об авторском праве; 2) оцифровывание актуальных материалов по учебным курсам, т.е. создание так называемых электронных резервов; 3) партнерские цифровые проекты с компаниями, представляющими поисковые системы Интернета.

По поводу первой тенденции следует отметить, что вузовские библиотеки США уже накопили значительный опыт в создании цифровых библиотек на основе своих фондов редких книг и специальных коллекций. С 1995 г. существует и активно работает американская Федерация цифровых библиотек (DLF), партнерами которой являются 33 библиотеки, из них 27 - вузовские. Только в публичном доступе на сайте DLF (http://www.diglib.org/) открыты 616 цифровых библиотек, созданных партнерами Федерации. Знакомство с их ресурсами помогает понять, что исторические источники и ретроспектива становятся объектами этих проектов в первую очередь. Например, в Гарвардском университете усилиями библиотеки Бэйкера создана база данных оцифрованных изображений американских торговых карточек ХIХ в. (Торговая карточка - Trade Card - небольшая карточка, распространяемая магазинами среди клиентов и потенциальных покупателей. Торговые карточки стали популярны уже в начале XVII в. в Лондоне. Они содержали рекламу товаров и объяснения, как попасть в магазин.) В базе данных - тысяча изображений с каталогизационными записями. Еще один пример, связанный уже с российскими источниками: электронная библиотека Университета Индианы создала БД по "Летописи журнальных статей" с 1956 по 1972 г., с возможностью поиска на русском языке.

Вторая тенденция - развитие электронных резервов - берет начало в середине 1990-х гг. Первые системы электронного резерва появились в 1993-1994 гг. в Государственном университете Сан-Диего, Колорадском государственном университете и Университете Дюка. В настоящее время такие системы представляют собою популярный информационный сервис, активно развиваемый американскими вузовскими библиотеками. Создание и поддержка электронных резервов в отличие от первой тенденции требует от библиотек значительных усилий по соблюдению норм авторского права. В 2001 г. электронные резервы имелись в 50 из 120 библиотек - членов американской Ассоциации научных библиотек (ARL) [13. С. 3]. Созданная в 1999 г. система электронного резерва Университета Северной Каролины в Чапел Хилл с 2001 г. базируется на коммерческом программном продукте Docutek Eres. В январе 2005 г. в электронном резерве представлено более 24 тыс. документов (главным образом pdf-файлы) по 955 курсам (подробнее о развитии электронных резервов см. [14]).

Что касается третьей тенденции, то она только набирает силу. Широко известный Онлайновый компьютерный библиотечный центр (OCLC) регулярно предпринимает прогностическое исследование - "сканирование" - среды, в которой развиваются библиотеки. В 2003 г. в качестве играющих главные роли в формировании инфосферы для библиотек в этом прогнозе указаны веб-сайты самообслуживания для пользователей, такие, как Google, Amazon и т.п. [15].

В самое последнее время пристальное внимание библиотечного сообщества США направлено на гигантский по масштабам цифровой проект, осуществляемый компанией Google в партнерстве с библиотеками Мичиганского, Гарвардского, Стенфордского, Оксфордского университетов и Нью-Йоркской публичной библиотекой. Проект анонсирован в октябре 2004 г. В результате массового сканирования миллионы книг станут доступны в онлайне в базе данных Google Print. Только в Мичиганском университете планируется сканировать 7 млн названий за 6 лет. Тексты книг, не подпадающих под защиту закона об авторском праве, будут представлены в публичном доступе; книги с действующим авторским правом будут представлены библиографическими записями. При этом благодаря соглашению, заключенному с OCLC по использованию Мирового каталога, при поиске определенного издания будет обеспечиваться прямая ссылка на электронный каталог ближайшей местной библиотеки, имеющей эту книгу [16]. В публикациях по проекту высказывается мнение, что вполне вероятна возможность подобных партнерских проектов между библиотеками и другими крупными компаниями по поиску в Интернете, такими, как Yahoo, MSN, Ask Jeeves и др.

Приоритет полного текста в онлайне все ощутимее сказывается и на политике подписки вузовских библиотек на периодические издания. "Твердые копии" постепенно заменяются электронными журналами. Зимой 2005 г. библиотечные специалисты Корнелльского университета инициировали дискуссию о подписке на электронные журналы в листе рассылки по вопросам комплектования (адрес листа рассылки chiefcdo@usc). В дискуссии приняли участие крупные университетские библиотеки, в частности Йельского и Техасского университетов, Иллинойского университета в Урбана-Шампэйн, университетов Аризоны, Южной Каролины, Джорджии.

Анализ мнений, высказанных в ходе дискуссии, выявил следующие тенденции:

1) переход к подписке только на электронные журналы без "твердых копий" идет во всех вузовских библиотеках, однако с разной скоростью: некоторые библиотеки практически полностью отказались от традиционных печатных изданий (Техасский университет), другие занимают очень осторожную позицию (Иллинойский университет в Урбана-Шампэйн);

2) замена печатных периодических изданий электронными происходит в первую очередь в таких предметных областях, как медицина, естественные науки, техника; медленнее этот процесс развертывается в сфере социальных наук; на последнем месте - гуманитарные науки;

3) как правило, при переходе на подписку на электронные журналы вузовские библиотеки совместно с преподавателями создают специальные комитеты или рабочие группы для принятия решений; библиотеки, переходящие на использование только электронных журналов, отмечают, что преподаватели достаточно быстро привыкают к этому виду ресурсов и количество жалоб от них минимально;

4) при заключении лицензионных соглашений с вендорами библиотеки стараются обеспечить гарантированный бессрочный доступ к архивам журналов в тех случаях, когда подписка прекращается; в библиотечных консорциумах могут приниматься решения о том, что хотя бы в одной из библиотек консорциума будет сохраняться подписка на "твердую копию".

К изложенному выше анализу результатов дискуссии стоит добавить, что американские студенты безоговорочно отдают приоритет чтению журнальных статей в онлайне, в связи с чем после реконструкции 2001 г. студенческая библиотека Роберта Хауза Университета Северной Каролины передала большинство переплетенных периодических изданий из своего фонда в главную библиотеку кампуса.

Представленный материал показывает главные тенденции деятельности вузовских библиотек США по информационному обслуживанию студентов:

  • активное развитие библиотечных веб-сайтов как основных каналов доступа к информации в режиме "24 х 7" с клиенто-ориентированным подходом к дизайну сайтов и приближением его к интерфейсу поисковых систем Интернета;
  • усиливающаяся ориентация на информационную культуру среднего пользователя Интернета в пользовательском интерфейсе интегрированных библиотечно-информационных систем;
  • организация комфортной внутренней библиотечной среды для доступа к ресурсам глобальной сети с наличием розеток для подключения компьютеров у всех пользовательских рабочих мест в библиотеке и беспроводным доступом в Интернет;
  • ориентация на режим "24 х 7" в часах работы библиотечных зданий для пользователей;
  • усиление обучающей функции вузовских библиотек при опоре на активную кооперацию с преподавателями в организации занятий и на использование специальных учебных классов внутри библиотечных зданий;
  • пропаганда библиотечными средствами принципов информационной этики академического сообщества США, нетерпимое отношение к плагиату;
  • развитие интерактивных онлайновых форм информационного обслуживания, позволяющих отвечать на запросы пользователей в режиме реального времени;
  • принципиальная установка на онлайновый доступ к полным текстам, реализуемая через оцифровывание документного наследия, создание электронных резервов, масштабные партнерские проекты по оцифровыванию библиотечных фондов и постепенный переход к подписке только на электронные журналы без "твердых копий".

Список источников

1. Toward a New Golden Age in American Education. How the Internet, the Law and Today's Students are Revolutionizing Expectations: National Education Technology Plan 2004 / U.S. Department of Education. - 72 p.

2. Dimensions and Use of the Scholarly Information Environment. A Data Set Assembled by the Digital Library Federation and Outsell, Inc. / Digital Library Federation and the Council on Library and Information Resources [Электронный ресурс] - Washington, D.C., 2002. - Режим доступа: http://www.diglib.org/pubs/scholinfo.

3. Raward, R. Academic library website design principles: development of a checklist // Australian Academic & Research Libraries. - 2001. - 32. - No. 2. - P. 123-136.

4. Griffiths, Jill R., Brophy, Peter. Student searching behaviour in the JISC Information Environment // Ariadne. - 2002, October 10. - Issue 33. - URL: http://www.ariadne.ac.uk/issue33/edner/intro.html.

5. Cmor, D.; Lippold, K. Surfing vs. searching: the Web as a research tool. Presented at the 21st Annual Conference of the Society for Teaching and Learning in Higher Education. - 2001. - URL: http://www.mun.ca/library/research_help/qeii/stlhe/.

6. Novotny, Eric. I don't think I click: A protocol analysis study of use of a library online catalog in the Internet age // College & Research Libraries. - November 2004. - P. 525-537.

7. Augustine, Susan; Greene, Courtney. Discovering how students search a library Web site: a usability case study / University of Illinois at Chicago // College & Research Libraries. - July 2002. - V. 63, No. 4. - P. 354-365.

8. Johnson, F., Griffiths, J.R. and Hartley, R.J. DEvISE: a framework for the evaluation of Internet Search Engines. Resource Report 100. - 2001. - URL: http://www.cerlim.ac.uk/projects/ devise.htm.

9. Craven, J. and Griffiths, J.R. 30,000 different users...30,000 different needs? Design and delivery of distributed resources to your user community // Proceedings of Libraries Without Walls 4: The delivery of library services to distant user. - London, 2002.

10. Arnold, J., Kaske, N. Evaluating the Quality of a Chat service // Portal. - April 2005. - V. 5, No. 2. - P. 177-193.

11. Academic Libraries: 1998 / National Center for Educational Statistics; US Department of Education; Office of Educational Research and Improvement. - NCES 2001-341. - July 2001. - 82 p. + Tables. 198.

12. Еременко Т.В. Информатизация вузовских библиотек в России и США: сравнительный анализ: Монография. - М.: Пашков дом. 2003. - Также доступ к полному тексту по адресу: http://eprints.rclis.org/archive/00002002/01/Eryomenko2003.pdf.

13. Driscoll, L. Electronic reserve: A manual and guide for library staff members. - N.Y.: Haworth Information Press, 2003. - 103 p.

14. Еременко Т.В. Резервные колекции в вузовских библиотеках США // Науч. и техн. б-ки. - 2005. - № 7.

15. Kenney, B. OCLC to library community: time to think differently // Library Journal. - 2004. - V. 129, No 4. - P. 16.

16. Price, Gary. Google Partners with Oxford, Harvard & Others to Digitize Libraries. - December 14, 2004. - URL: http://searchenginewatch.com/searchday/article.php/3447411.

  
На главную