Научные и технические библиотеки №11 2005 год
Содержание:

Дрешер Ю.Н., Атланова Т.А. Изучение информационных потребностей и информационного поведения специалистов в структуре деятельности по обеспечению комфортной информационной среды

Ядрова Г.В. Региональные информационные центры как форма ликвидации информационного неравенства

Бычкова Е.Ф. Сводный электронный ресурс по экологии. Приглашение к сотрудничеству

Кочетова О.М. Информационные продукты библиотеки Карагандинского государственного технического университета

Давыдова Л.В., Латкина Л.И. Гибридные библиотеки Финляндии

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Кушнаренко Н.Н. Новый этап институционализации науки о документе

Езова С.А. К уточнению понятия интеллигенция

НАША ИСТОРИЯ

Сукиасян Э.Р. Неизвестные страницы истории: М.В. Баград и его "связи с библиотечной классификацией"

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Литвинова Н.Н. Еще раз об электронном документе. (Размышления по поводу монографии Т.В. Майстрович "Электронный документ как объект библиотечного дела")

Сукиасян Э.Р. Справочник библиотек Москвы

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ. Выпуск 6

Маршак И.Б. Отчетно-выборная конференция Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий. Обзор работы

Бродовский А.И., Попов Е.В., Сбойчаков К.О. ИРБИС64 как инструмент создания и ведения полнотекстовых баз данных

Дунаевская С.М., Сорокина Л.В. Система автоматизации библиотек ИРБИС: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2004.2 и 2005.1)

Очагова Л.Н., Дунаевская С.М. Книгообеспеченность - новый модуль в системе автоматизации библиотек ИРБИС

Баженов И.С., Павлов А.И. АРМы ИРБИС в терминальном режиме

Баженов С.Р., Лаврик О.Л., Редькина Н.С., Черныхаева Р.А. Основные результаты внедрения ИРБИС в ГПНТБ СО РАН: опыт системной работы

НАШИ АВТОРЫ


УДК 002(1-2)

Ядрова Г.В.

Региональные информационные центры как форма ликвидации информационного неравенства

Человечество находится на стадии построения информационного общества [1]. В становлении общества нового типа четко определились страны-лидеры и страны-аутсайдеры и появилось еще одно измерение богатства и бедности - так называемая доступность глобальных информационных ресурсов.

В странах "Большой семерки" Интернет используют почти 50% жителей. В Украине этот показатель составляет только 1,5 %. По количеству пользователей относительно численности населения Украина занимает 46 место из 50 исследуемых стран [2]. Но это не значит, что Украина не сможет сосредоточить национальный ресурс на создании технологии индустрии знаний и выйти в лидеры стран, формирующих информационное общество.

Чтобы достичь быстрого развития в сфере информационных технологий, необходимо активнее расширять единую информационную структуру государства с наибольшим использованием уже созданного и действующего национального электронного информационного ресурса [3]. При этом нужно учитывать, что такая политика создания информационного общества позволяет повысить региональную конкурентоспособность и помогает решить одну из главных проблем современного общества - проблему информационного неравенства, которое является составляющей социального неравенства.

Как показывает опыт, среди наиболее эффективных форм ликвидации информационного неравенства выделяется организация различных региональных информационных центров, информационных служб, которые оказывают содействие в создании и распространении через локальные сети уникальных информационных электронных учебных и научных ресурсов.

Это положение можно подтвердить конкретным примером. В Крыму в настоящее время функционируют около 600 общеобразовательных учебных заведений (школ, лицеев, гимназий), 138 вузов 2-4-го уровней аккредитации (в том числе филиалов государственных и частных вузов нерегионального подчинения). Ни одно учебное заведение на настоящий момент не обладает информационным электронным ресурсом (в том числе полнотекстовым) научного содержания, превышающим электронные ресурсы Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского [4]. Поэтому организация равного доступа к крупнейшему электронному ресурсу Украины позволит организовать в регионе системность в сфере его изучения, что, как известно, является критерием оценки качества образования и сведет к минимуму "цифровой разрыв" между учебными и научными учреждениями.

Но активное использование информационного ресурса, представленного на сайте Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского через Интернет в учебных заведениях Крыма, пока невозможно в связи с практически полным отсутствием лицензионного программного обеспечения и беспроводного (более дешевого) доступа. Строительство оптоволоконных сетей осуществляют не более двух крупнейших вузов Крыма. Поэтому, чтобы уравнять возможности всех учебных заведений в использовании крупнейшего национального электронного ресурса, т.е. фактически ликвидировать информационное неравенство, вытекающее из финансовых возможностей государства, Центр информационных технологий Межвузовского центра "Крым" взял на себя решение этой задачи при поддержке Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского и Министерства науки и образования Крыма. Доступ к ресурсу будет организован по принципу коллективного использования ресурса в локальных вычислительных сетях учебных заведений.

За короткий промежуток времени (конец 2004 - начало 2005 г.) Центр информационных технологий Межвузовского центра "Крым" создал и передал в общий фонд электронных документов Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского около 4 тыс. полных текстов документов [5]. Центр также разработал [6, 7], запатентовал в государственных органах регистрации и внедрил методику создания нового типа электронного документа [8]. Этот тип документа [7] в полной мере соответствует требованиям утвержденного в Украине "Положения об электронных научных специализированных изданиях" [9].

Первый этап реализации программы по ликвидации информационной бедности региона начат с высших частных и средних общеобразовательных учреждений Крыма. Предварительно проведены необходимые информационные, технологические, управленческие и организационные мероприятия, которые показали, что процесс технологической структуризации ресурса не потребовал никаких финансовых затрат - ресурс представлен на пяти тематических компакт-дисках и распространяется бесплатно на основе договора о сотрудничестве между организациями - участницами проекта; приведенная схема пользования ресурсом в локальной системе персональных компьютеров резко повышает надежность системы предоставления научной и учебной информации пользователям разного (иногда очень низкого) уровня подготовки.

Главное, выявился и второй уровень информационного неравенства, который образуется вследствие отсутствия корпоративной системы распространения информации среди учреждений одной ведомственной принадлежности. Разрыв между технологическими и информационными возможностями различных учебных заведений так велик, что в одной системе крымского региона существуют два уровня образования. Технология организации равного доступа к национальным электронным ресурсам позволяет приблизить отставших к ушедшим вперед, и при этом происходит выравнивание информационных возможностей учащихся всего региона.

Подтвердилось и общепринятое положение, что корпоративные информационные технологии могут и должны развиваться на основе сотрудничества организаций различного статуса и ведомственной принадлежности [10, 11]. Такое сотрудничество позволит организовать научные исследования на стыке наук, что в данном случае является наиболее прогрессивным методом получения практических результатов в области ускорения темпов создания информационного общества.

Проиллюстрирую вышесказанное ещё одним примером. При внедрении технологии локального доступа к национальному электронному ресурсу резко увеличивается производительность информационных систем учреждений образования Крыма при минимальных финансовых затратах государства. Это значит, что шесть модулей с различным программным обеспечением, 20-тысячный полнотекстовый и более чем миллионный (1069 тыс. записей) информационный ресурс поступили в пользование каждого отдельного учебного заведения с затратами только на сопровождение ресурса и обучение персонала. В то же время полученные результаты позволили изучить технологию ликвидации "цифрового разрыва" как внутри страны, так и внутри региона.

Вывод. Одной из наиболее перспективных форм ликвидации информационного неравенства является деятельность региональных информационных центров по распространению общенациональных электронных ресурсов и организация доступа к ним через локальные сети организаций. Кроме того, описанная форма ликвидации информационного неравенства позволяет избежать низкого качества и разрозненности информационных ресурсов, особенно научно-образовательных. Этого вполне достаточно, чтобы резко повысить качество информационного обеспечения учащихся региона и организовать равный доступ к необходимому объему глобального информационного ресурса.

Список источников

1. Концепция движения Москвы к информационному обществу / Предисловие. - С.В. Орлов, Ю.Е. Хохлов. - М.: Институт информ. общества, 2001. - 128 с.

2. URL.: http://www.nbuv.gov.ua/polit/02ciaint.htm (проверено 16.04.2005)

3. Онищенко А.С., Попроцкая В.Г. Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского как многопрофильный научно-исследовательский центр // Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития: Науч.-практ. и теорет. сб. Вып. 2 / Редкол.: А.С. Онищенко (пред.) и др. - К.: НБУВ, 2003. - С. 15 - 39.

4. URL.: http://www.nbuv.gov.ua/ (проверено14.04.2005)

5. URL.: http://www.nbuv.gov.ua/ellib/Crimea/index.html (проверено 16.04.2005)

6. Петров А.В. Составление гнездового толково-словообразовательного словаря отфразеологических дериватов // Культура народов Причерноморья. - 2003. - № 40. - С. 46-54. - URL: http://www.nbuv.gov.ua/ellib/Crimea/Petrov/text/knp40_46-54.pdf(проверено 22.05.2005 г.)

7. Дудченко С.В. Электронный документ как полнотекстовый, справочный и библиографический первоисточник // Культура народов Причерноморья. - Симферополь: Межвузовский центр "Крым". - 2004. - №50. - Т.3. - C. 59-64.

8. URL.: http://www.nbuv.gov.ua/Articles/Kultnar/knp50_59-64.pdf (проверено 16.04.2005)

9. URL.: http://www.nbuv.gov.ua/law/04_vydan.html (проверено 16.04.2005)

10. Ядрова Г.В. Сотрудничество и координация как инструмент создания электронных образовательных ресурсов и новый путь распространения программы "ИРБИС" // Культура народов Причерноморья. - Симферополь: Межвузовский центр "Крым". - 2004. - №48. - Т.2. - C. 10 -14.

11. Ядрова Г.В. Этапы формирования электронной коллекции научного журнала // Библиотечное дело - 2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества: Материалы Десятой междунар. науч. конф., Москва, 20-22 апреля 2005 г. - М., 2005. - С. 242 -244.

  
На главную