Научные и технические библиотеки №11 2005 год
Содержание:

Дрешер Ю.Н., Атланова Т.А. Изучение информационных потребностей и информационного поведения специалистов в структуре деятельности по обеспечению комфортной информационной среды

Ядрова Г.В. Региональные информационные центры как форма ликвидации информационного неравенства

Бычкова Е.Ф. Сводный электронный ресурс по экологии. Приглашение к сотрудничеству

Кочетова О.М. Информационные продукты библиотеки Карагандинского государственного технического университета

Давыдова Л.В., Латкина Л.И. Гибридные библиотеки Финляндии

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Кушнаренко Н.Н. Новый этап институционализации науки о документе

Езова С.А. К уточнению понятия интеллигенция

НАША ИСТОРИЯ

Сукиасян Э.Р. Неизвестные страницы истории: М.В. Баград и его "связи с библиотечной классификацией"

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Литвинова Н.Н. Еще раз об электронном документе. (Размышления по поводу монографии Т.В. Майстрович "Электронный документ как объект библиотечного дела")

Сукиасян Э.Р. Справочник библиотек Москвы

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ. Выпуск 6

Маршак И.Б. Отчетно-выборная конференция Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий. Обзор работы

Бродовский А.И., Попов Е.В., Сбойчаков К.О. ИРБИС64 как инструмент создания и ведения полнотекстовых баз данных

Дунаевская С.М., Сорокина Л.В. Система автоматизации библиотек ИРБИС: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2004.2 и 2005.1)

Очагова Л.Н., Дунаевская С.М. Книгообеспеченность - новый модуль в системе автоматизации библиотек ИРБИС

Баженов И.С., Павлов А.И. АРМы ИРБИС в терминальном режиме

Баженов С.Р., Лаврик О.Л., Редькина Н.С., Черныхаева Р.А. Основные результаты внедрения ИРБИС в ГПНТБ СО РАН: опыт системной работы

НАШИ АВТОРЫ


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

УДК 02

Кушнаренко Н.Н.

Новый этап институционализации науки о документе

Размышления и предложения по названию науки о документе.

Наука - это специализированный вид познавательной деятельности, направленный на создание новых достоверных знаний. Она существует, как известно, в трех основных проявлениях: а) как совокупность знаний; б) как специальная познавательная деятельность; в) как совокупность социальных институтов, обеспечивающих выполнение такой деятельности [1. С. 11].

Науку о документе принято называть документоведением. Этот термин в своей основе имеет сочетание двух слов - документ и ведение, которые, объединяясь, означают совокупность знаний о документе. Понятие документоведение - многоаспектное, структурно разветвленное, касается разных проявлений функционирования документа, не имеет однозначной трактовки, как и базовое понятие документ.

По причине недостаточной определенности собственного объекта, предмета, структуры, законов, закономерностей, методов и понятийно-категориального аппарата наука о документе как совокупность знаний о документе и документной деятельности пребывает на стадии формирования. В своем становлении и развитии она прошла несколько этапов, ярким проявлением чего являются ее названия: документационная наука, книго-архиво-музееведение, библиология, документология, документалистика, делопроизводство, общее и специальное документоведение.

На протяжении многих десятилетий продолжаются дискуссии по поводу точного названия науки, однако до сих пор этот вопрос остается нерешенным по причине динамических процессов дифференциации и интеграции научных дисциплин, изучающих документ. Однозначно определиться в ее названии не смог даже основоположник науки о документе - бельгийский ученый Поль Отле. В "Трактате о документации" (1934 г.) он использовал несколько названий: документационная наука, библиология, документология.

П. Отле подчеркивал: "Мы нуждаемся теперь не только в Библиографии, описании книг, но и Библиологии, т.е. в общей науке и технологии документа. Знания, относящиеся к Книге, Информации и Документации, слишком долго находятся в таком состоянии, в каком была биология сто лет тому назад. В то время существовали многочисленные, не связанные между собой науки о жизни, у которых между тем в качестве общего предмета изучения были живые существа и жизнь (физиология, ботаника, зоология).

Библиология объединила все эти частные науки в одну общую науку. Сейчас для Книги мы располагаем трудами по риторике, библиотековедению, библиографии, книгопечатанию. Но мы не создали еще Библиологию, т.е. общую науку, которая системно охватила бы всю совокупность данных, относящихся к производству, хранению, распространению и использованию рукописей и документов всякого рода. Эта наука заставила бы нас более глубоко размышлять над основами, на которых базируются различные частные дисциплины. Таким образом, необходимо предпринять усилия, чтобы создать библиологию из самостоятельных наук, извлечь из нее все теоретические и практические знания, относящиеся к Книге... Пришло время основать Библиологию - теоретическую, сравнительную, генетическую и абстрактную науку, охватывающую все наличные книги и все формы документов. Как социология, синтез наук об обществе, образовалась из частной социологии, как существует теоретическая и прикладная механика, должна быть образована Библиология - синтез всех наук о Книге, независимая от любых частных аспектов изучения Книги" [2. С. 196-197].

Детальное цитирование идей основателя информатики и документологии связано с тем, что долгое время труды П. Отле были малодоступными для российских и украинских ученых. Лишь благодаря российскому переводу избранных трудов П. Отле, впервые осуществленному в 2004 г., появилась реальная возможность ознакомиться с содержанием "Трактата о документации". Заслуга бельгийского ученого состоит в том, что он первым свыше семидесяти лет назад обосновал объективную необходимость синтезированной науки о документе. Согласно концепции П. Отле документология - это наука, синтезирующая общие знания о книге и документе, в современном понимании - об опубликованных и неопубликованных документах. Однако к реализации идеи формирования интегрированной науки ученые приступили лишь более чем через полвека.

"Проникновение" документов во все сферы человеческой деятельности: науку, образование, управление и т.д. - обусловило объективный рост их типовидового многообразия, формирование документных потоков, массивов, систем документов и документации. Понятие документ приобретает многозначность. Из-за преобладания процессов дифференциации над процессами интеграции на протяжении многих столетий более интенсивно развиваются крупные дисциплины, изучающие специфику создания и функционирования отдельных видов и типов документов. Понятие документ рассматривается в разных концепциях по-разному, формируя преимущественно самостоятельные, хотя и родственные или смежные направления документоведческих исследований.

Вопрос о необходимости формирования обобщающей науки о документе во всех его проявлениях первым из современных специалистов поставил российский ученый-энциклопедист Ю.Н. Столяров [3-8]. По сути именно он стал основателем документоведения как обобщающей науки, синтезирующей теоретические достижения всех дисциплин документально-коммуникационного цикла - информатики, документалистики, книговедения, социальных коммуникаций и т.п.

Следует отдать надлежащее представителям отечественной библиотечной науки, которые в подавляющем большинстве поддержали объективную необходимость широкого толкования понятия документ и развития документоведения как обобщающей, интегрированной научной и учебной дисциплины. Особо подчеркну, что во времена П. Отле именно библиотечные специалисты сыграли главную роль в драматической судьбе документологии, выступив категорически против нее.

Современные библиотечные работники имеют дело не только с книгой, но и с другими видами документов - объектами профессиональной деятельности. Осознание этого состоявшегося факта делает честь отечественным теоретикам и практикам библиотечного дела. Еще в большей степени это должны осознавать современные документоведы, специалисты в области информации, имеющие дело не только с опубликованными, но и с неопубликованными документами. Особенно эта проблема актуализируется в связи с подготовкой бакалавров, специалистов и магистров по новой учебной специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления" (российский вариант), "Документоведение и информационная деятельность" (украинский вариант). Современный документовед, специалист в области информации высшей квалификации, должен владеть знаниями, умениями и навыками работы с документами всех без исключения видов, разновидностей и типов, а не только с управленческими.

Наиболее существенный вклад в разработку общедокументоведческих проблем внесли Ю.Н. Столяров [3-8], Н.Н. Кушнаренко [9-11], Н.Б. Зиновьева [12], С.Г. Кулешов [13-15], Г.Н. Швецова-Водка [16], М.С. Слободяник [17], А.А. Соляник [18] и др. В работах этих авторов значительное внимание уделено определению сущности, функций, свойств, признаков документа, вопросам классификации и типологизации документов, особенностям отдельных их видов и типов (в частности управленческих документов и печатных изданий), закономерностям формирования документных потоков, массивов, фондов, ресурсов и др.

С углублением процессов дифференциации и развитием научных дисциплин, объектом изучения которых является документ, становится очевидным, что они имеют много общих теоретических положений, повторяющихся в каждой из наук, изучающих отдельные виды документов. Как и во времена П. Отле, возникает необходимость формирования интегрированной научной дисциплины, синтезирующей общие знания о документе.

Для обобщающего названия науки о документе предлагаются несколько вариантов: информационно-коммуникационная наука [19], документационно-информационная наука [16], документоведение [3, 9-15, 17, 18, 20], а спустя небольшое время - документология [3-10]. Теоретические поиски развиваются в направлении понимания науки о документе как комплекса научных дисциплин документально-коммуникационного цикла, позднее - как комплексной научной дисциплины, в конце концов - как интегрированной науки. Эти подходы свидетельствуют о понимании объективности интеграционных процессов в развитии научных направлений, исследующих документ.

В начале 1990-х гг. большинство ученых согласились с предложением профессора Ю.Н. Столярова назвать интегрированную науку о документе документоведением. Именно благодаря его многочисленным трудам формируется новое понимание содержания и структуры научной и учебной дисциплины "Документоведение", базирующееся на широкой трактовке содержания понятия документ по сравнению с традиционными - делопроизводительным, управленческим [8].

Утверждению интегрированной науки о документе способствовал выход из печати в 1997 г. первого издания учебника "Документоведение", подготовленного профессором Харьковской государственной академии культуры Н.Н. Кушнаренко [9]. Это первый и единственный учебник, в котором весь комплекс теоретических, методических и организационных проблем документоведения рассмотрен как единое целое; обобщены теоретические концепции разных авторов; представлена собственная интерпретация функций, признаков, свойств, классификации документов; раскрыта специфика печатных и электронных документов, особенности создания и функционирования разных типов и видов документов, документно-коммуникационной системы общества. Учебник выдержал пять переизданий, широко используется не только в Украине, но и в России и других странах СНГ.

Развитию науки о документе также способствовали фундаментальные труды Ю.Н. Столярова, Н.Б. Зиновьевой, С.Г. Кулешова, Г.Н. Швецовой-Водки [6, 12, 15, 16].

Сегодня существуют две концепции документоведения: первая изучает документ в широком, вторая - в узком значении. Параллельное существование двух документоведений - наук с одинаковым названием, но с разным содержанием - придает двоякий смысл дисциплине, создает определенные неудобства, вызывает полемику на страницах периодических изданий. Формирование качественно новой научной дисциплины, изучающей документ как целостность, требует поиска адекватного названия, более емкого, чем документоведение/делопроизводство.

Уточнение названия или переименование научной и учебной дисциплины - вопрос конвенциональный, решаемый путем договоренности между специалистами. При выборе названия для науки о документе в широком значении возможны несколько вариантов: а) заимствовать зарубежный лексический аналог; б) назвать общим документоведением; в) вернуть базовое название - документология; г) оставить существующее название документоведение. Каждый из вариантов требует дальнейшего осмысления. Следует учитывать и то, что на мировом уровне не существует единого названия для науки о документе, как и не существует общего понятия документ. Оно трактуется по-разному в исторических дисциплинах, делопроизводстве, библиотечной и информационной науках. Среди наиболее распространенных названий: документация, документика, документология, документография и др.

В 1999 г. Ю.Н. Столяров предложил переименовать документоведение в широком понимании в документологию [7]. Эта позиция имеет и позитивные, и негативные стороны.

Позитивные: уход от полисемии в названии дисциплины, активно развивающейся и осмысливающей свои собственные предмет и структуру; значительное отличие содержания новой научной дисциплины от традиционного документоведения; ориентация на широкое понимание понятия документ как основного объекта изучения; высокий теоретический уровень обобщения всего, что касается документа; переход со статуса прикладной на уровень фундаментальной научной дисциплины и т.п.

Единодушное принятие нового названия научной дисциплины - документология - сдерживают определенные причины: окончание -логия характерно для теоретических дисциплин; документологию продолжительное время считали теорией документоведения [9. С. 153-154], введение термина с окончанием -логия в определенной степени нарушает принятый в науках документально-коммуникационного цикла терминологический ряд с окончанием -ведение (книговедение, патентоведение, архивоведение, библиотековедение, библиографоведение и т.д.).

В сложившейся ситуации единственно правильным, на мой взгляд, является предложение Ю.Н. Столярова закрепить за наукой о документе в широком значении название документология, за наукой в значении документации (управленческой, административной и др.) оставить название документоведение. Между документологией и документоведением как научными и учебными дисциплинами существует системная взаимосвязь - "общее-частное". Это обеспечит параллельное, взаимосвязанное развитие обеих дисциплин.

Ныне наука о документе находится на стадии своего активного развития: в научном и образовательном пространстве утверждается широкое понимание сущности; уточняются ее объект, собственный предмет, структура, методы, законы и закономерности, связи с другими научными дисциплинами; разрабатывается понятийный аппарат, обеспечивающий формирование терминосистемы. По наличию и уровню развития этих основных составляющих можно определить статус науки о документе как молодой науки, находящейся на этапе своей институционализации.

Переименование научной и учебной дисциплины - неформальный акт. Оно предполагает уточнение ее сути, объекта, предмета, структуры, связей с другими дисциплинами документально-коммуникационного цикла. В этой связи значительный научный и образовательный интерес имеют идеи Ю.Н. Столярова, изложенные в программе курса "Документология", читаемого в Московском государственном университете культуры и искусств [5]. Согласно программе учебная дисциплина состоит из двух разделов.

Первый раздел "Теоретические основы документологии" включает пять тем: значение документа, законы документологии; понятие документ; статусность документа; социальные функции документа; эволюция документа.

Второй раздел "Классификация документа" включает девять тем: основы классификации документа, номинационная составляющая документа, материальная основа документа, сигнификационная составляющая документа, синтакционная составляющая документа, конструкция и реквизиты книги, семантиционная составляющая документа, прагмационная составляющая документа, документ как артефакт.

Предложенная Ю.Н. Столяровым структура составляет, на мой взгляд, квинтэссенцию ядра документологии как новой фундаментальной научной и учебной дисциплины, способствует получению целостного представления о документе как феномене: его сути, социальной роли, функциях, признаках, свойствах как системного объекта; изучению общего, характерного для всех видов и разновидностей документа, документных потоков, массивов и ресурсов.

Новый этап институционализации науки о документе требует дальнейшего системного осмысления всех ее составляющих.

Список литературы

1. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологии в микро- и макромирах Вселенной. - 3-е изд., испр. и доп. / И.И. Юзвишин. - М.: Радио и связь, 1996. - 215 с.

2. Отле П. Библиотека, библиография, документация: Избранные труды пионера информатики / П. Отле; Рос. гос. б-ка; Пер. с англ. и франц. Р.С. Гиляревского и др.; Предисл., сост., коммент. Р.С. Гиляревского. - М.:ФАИР-ПРЕСС, Пашков-дом, 2004. - 350 с. - (Спец. издат. проект для б-к).

3. Столяров Ю.М. Від діловодства - до документознавства, від документознавства - до документології // Вісн. Харк. держ. акад. культури. - 2001. - Вип. 14. - С. 96-104.

4. Столяров Ю.Н. Второй закон документологии // Духовна культура в інформаційному суспільстві: Матеріали міжнар. наук.-теорет. конф., 24-25 січ. /Харк. держ. акад. культури. - Харьков, 2002. - С. 163-166.

5. Столяров Ю.Н. Документология: Программа для студ., обучающихся по специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления" / Ю.Н. Столяров / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: 2004. - 19 с.

6. Столяров Ю.Н. Документный ресурс: Учеб. пособие для студ. вузов / Ю.Н. Столяров; Рецензент: д-р пед. наук, проф. Н.Н. Кушнаренко. - М.: Либерея, 2001. - 152 с.

7. Столяров Ю.Н. О новой научной дисциплине - документологии - и ее предмете // Інформаційна та культурологічна освіта на зламі тисячоліть: Матеріали міжнар. конф. до 70-річчя ХДАК /Харк. держ. акад. культури. - Харьков, 1999. - Ч. 2. - С. 66-71.

8. Столяров Ю.Н. Соціальні комунікації: розвиток в інформаційному просторі // Вісн. ХДАК: Зб. наук. пр. - Харьков, 2000. - Вип. 2. - С. 4-7.

9. Кушнаренко Н.Н. Документоведение: Учебник для вузов. - 4-е изд., стереотип / Н.Н. Кушнаренко. - Киев: Знання, 2004. - 459с. - (Высшее образование ХХІ века).

10. Кушнаренко Н.М. Наука про документ: момент біфуркації // Документознавство. Бібліотекознавство. Інформаційна діяльність: проблеми науки, освіти, практики: Матеріали міжнар. наук.-практ. конф. (Київ, 25-26 трав. 2004 р.). - Киев, 2004. - С. 9-11.

11. Кушнаренко Н. Системна організація змісту та викладання дисциплін документознавчого циклу // Вища шк. - 2001. - № 4-5. - С. 41-52.

12 . Зиновьева Н. Б. Документоведение: Учеб.-метод. пособие / Н.Б. Зиновьева. - М.: Профиздат, 2001. - 208 с.

13. Кулешов С. Г. Документознавство. Історія. Теоретичні основи / С.Г. Кулешов. - Киев: УДНДІАС; ДАКККіМ, 2000. - 161 с.

14. Кулешов С. Новий погляд на структуру документознавства // Вісн. Кн. палати. - 2003. - №10. - С. 24-27.

15. Кулешов С.Г. Управлінське документознавство: Навч пос. / С.Г. Кулешов. - Киев: ДАКККіМ, 2003. - 57 с.

16. Швецова-Водка Г.М. Документ і книга в системі соціальних комунікацій / Г.М. Швецова-Водка; Рівнен. держ. гуманітар. ун-т. - Рівне, РДГУ, 2001. - 438 с.: іл.

17. Слободяник М. Структура сучасного документознавства // Вісн. Кн. палати. - 2003. - № 4. - С. 18-21.

18. Соляник А.А. Документні потоки та масиви: Навч. пос. для вузів культури і мистецтв / А.А. Соляник; Харк. держ. акад. культури. - Харьков: ХДАК, 2000. - 112 с.

19. Соколов А. В. Социальные коммуникации: Учеб. метод. пособие. - Ч.1. / А.В. Соколов. - М.: Профиздат, 2001. - 224 с.

20. Митяев К.Г. Документоведение, его задачи и перспективы // Вопр. архивоведения. - 1964. - № 2. - С. 27-37.

  
На главную