Научные и технические библиотеки №11 2005 год
Содержание:

Дрешер Ю.Н., Атланова Т.А. Изучение информационных потребностей и информационного поведения специалистов в структуре деятельности по обеспечению комфортной информационной среды

Ядрова Г.В. Региональные информационные центры как форма ликвидации информационного неравенства

Бычкова Е.Ф. Сводный электронный ресурс по экологии. Приглашение к сотрудничеству

Кочетова О.М. Информационные продукты библиотеки Карагандинского государственного технического университета

Давыдова Л.В., Латкина Л.И. Гибридные библиотеки Финляндии

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Кушнаренко Н.Н. Новый этап институционализации науки о документе

Езова С.А. К уточнению понятия интеллигенция

НАША ИСТОРИЯ

Сукиасян Э.Р. Неизвестные страницы истории: М.В. Баград и его "связи с библиотечной классификацией"

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Литвинова Н.Н. Еще раз об электронном документе. (Размышления по поводу монографии Т.В. Майстрович "Электронный документ как объект библиотечного дела")

Сукиасян Э.Р. Справочник библиотек Москвы

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ. Выпуск 6

Маршак И.Б. Отчетно-выборная конференция Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий. Обзор работы

Бродовский А.И., Попов Е.В., Сбойчаков К.О. ИРБИС64 как инструмент создания и ведения полнотекстовых баз данных

Дунаевская С.М., Сорокина Л.В. Система автоматизации библиотек ИРБИС: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2004.2 и 2005.1)

Очагова Л.Н., Дунаевская С.М. Книгообеспеченность - новый модуль в системе автоматизации библиотек ИРБИС

Баженов И.С., Павлов А.И. АРМы ИРБИС в терминальном режиме

Баженов С.Р., Лаврик О.Л., Редькина Н.С., Черныхаева Р.А. Основные результаты внедрения ИРБИС в ГПНТБ СО РАН: опыт системной работы

НАШИ АВТОРЫ


УДК 316.344.32

Езова С.А.

К уточнению понятия интеллигенция

Многолик подход к такому историческому явлению, как интеллигенция в последние годы. От традиционного ее рассмотрения как образованной части общества, занятой умственным трудом [1. C. 127], до поиска доказательств, что миф об интеллигенции как реально существующей (существовавшей) социальной группы себя исчерпал, а на смену ему приходит миф об элите [2]. Автор подхода к интеллигенции как мифологическому феномену солидарен с А.И. Солженицыным в том, что слово интеллигенция, давно извращенное и расплывшееся, лучше признать пока умершим [2. C. 57].

Однако в печати ведутся дискуссии о ценностной и социальной идентичности гуманитарной интеллигенции, о ее статусе и имидже; исследуются терминосистема, роль интеллигенции в реформируемый период российского общества, т.е. ни о поминках, ни о реанимации этого понятия не может быть и речи.

Далее перейду к логическому анализу искомых понятий, он не только значим, так как составляет компоненты методологической части программы научного исследования, но и увлекателен, поскольку совершаешь путь к основанию, корням, истокам, сути понятия.

Если проследить теоретическое уточнение понятия интеллигенция в различного рода словарях, то выявляются следующие его сущностные характеристики. Интеллигенты - это "люди умственного труда, образованные, живущие интересами политики, литературы и искусств". Интеллигентный значит просвещенный [3. C. 248]. В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля уточняется, что интеллигенция - это здравомыслящая часть людей [4. C. 46]. В словаре С.И. Ожегова акцент делается на наличие большой внутренней культуры у человека, который претендует на интеллигентность. В некоторых справочных изданиях понятие интеллигенция сужается до совокупности людей, которые профессионально заняты умственным трудом и имеют высшее образование [5. C. 107]. Большой энциклопедический словарь отразил в определении интеллигенция придаваемый ему нередко моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма [6. C. 452].

Таким образом, главным признаком интеллигенции можно считать образованность. Его дополняют такие характеристики, как внутренняя культура и высокая нравственность.

В сборниках афоризмов, крылатых слов и выражений термины интеллигенция, интеллигентность как по количеству высказываний, так и по содержанию представлены нерепрезентативно, т.е. не отражают многообразие мыслей авторитетных специалистов в этой области.

Далее в поисках критериев искомого понятия интеллигент, интеллигентный, т.е. операционализации понятия, я обратилась к определениям, которые, на мой взгляд, отражают значимые его признаки.

Н.А. Рубакин считал, что "Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля; те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих и только этих образованных людей мы можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле слова" [7. C. 41]. Он обосновал четыре признака (качества) образованного (интеллигентного) человека. Основываясь на них, я попыталась нарисовать портрет современника - библиотечного интеллигента [8].

Работая в дальнейшем с текстом Н.А. Рубакина, я пришла к выводу, что признаки можно сгруппировать и выделить три, характеризующие интеллигентного человека: 1) разносторонние знания (образование, причем полученное и с помощью самообразования); 2) нравственные принципы "отзывчивость, это умение не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали", "образованность чувства" [7. C. 49]; 3) саморазвитие и самореализация, воздействие на других. "Активность, умение проявлять себя как мыслящую, чувствующую, сознательную личность..." [7. C. 47-49].

На роль самовоспитания, самосовершенствования личности и преобразования ею существующего мира в формировании интеллигентности обращает внимание Я.А. Мильнер-Иринин: "Благородство характера есть интеллигентность - в настоящем и наивысшем значении этого слова, т.е. та внутренняя интеллигентность, которая отнюдь не предопределяется принадлежностью к известной прослойке общества, занятой исключительно умственным трудом, но вырабатывается и воспитывается в себе постоянно и неустанно, повседневно и всечасно, создается творческой работой человека над собственным сознанием в духе принципов истинной человечности" [9. C. 283-284]. Далее он продолжает: "Истинная интеллигентность деятельна по природе и столько же выражается в реальном стремлении к облагораживанию себе подобных, сколько и в стремлении к интеллектуальному, эстетическому и моральному самосовершенствованию и к непрерывному разумному улучшению существующего" [9. C. 284].

Опираясь на концепцию отношений личности В.Н. Мясищева, суть которой заключается в том, что ядро личности составляет система ее отношений к себе и внешнему миру, и которая является одной из форм отражения сознанием личности окружающей среды, выделю те из отношений, которые, на мой взгляд, могут служить признаками интеллигентности: 1) отношение к знанию (к образованию), 2) отношение к нравственности, 3) отношение к личностному росту и преобразованию окружающей действительности.

В связи с тем, что проблема получения образования на госбюджетной основе с каждым годом становится все более эфемерной, возрастает значимость самообразования личности. Отношение к непрерывному самообразованию - важнейшая характеристика современного человека. Нравственная составляющая определяет взаимоотношения человека с самим собой, с другими людьми, с обществом, с природой и т.д. Главным этическим принципом личности является уважение человеческого достоинства своего и партнера по взаимодействию. Личностный рост (самосовершенствование), развитие творческого потенциала и т.п. определяют удовлетворение "высших" потребностей личности (по А. Маслоу), обретение конкретного смысла жизни человеком в конкретный момент (по В. Франклу) и т.д.

Активная жизненная позиция проявляется не только в личностном росте, но и в благотворном влиянии на других, природу, общество. Таким образом, третий критерий следует рассматривать как интегративное качество.

Далее попытаюсь через излюбленный мною способ - систему координат - представить типы людей (в конкретном случае библиотекарей) в зависимости от критериев интеллигентного человека. В качестве критериев приняты отношение к нравственности, отношение к личностному росту и отношение к воздействию на окружающую жизнь.

Подразумевается, что у библиотекарей во всех четвертях положительное отношение к образованию (наличие специального или иного образования). На оси х расположим отношение библиотекаря к личностному росту и влиянию на окружение. На оси у отношение к нравственным ценностям.

Библиотечному специалисту в первой четверти свойственны нравственные отношения к себе и читателю, т.е. он уважает себя и читателя, отзывчив, умеет встать на его место, развивает свой творческий потенциал, повышает квалификацию, внедряет инновационные способы работы, развивает информационную культуру читателя и свою собственную, оказывает воздействие на жизнь того места, где он проживает (села, района и т.д.), т.е. у библиотекаря только в этой четверти превалируют нравственные нормы и ценности, которые соответствуют высшим духовным и нравственным ценностям личности, ему также свойственна высшая человеческая потребность - это потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.

В библиотечном деле еще существует такое в высшей степени нравственное явление, как подвижничество. Так, по результатам исследования национальных просветительских традиций в ракурсе профессиональной этики в Республике Саха (Якутия), от 80 до 94% библиотекарей разных возрастных групп считают, что в их библиотеках есть подвижники. Таковыми их делают оптимизм, преданность профессии, энтузиазм, самоотверженная отдача делу, бескорыстие, патриотизм, забота о библиотеке, читателях и другие качества [10. C. 36].

Человек во второй четверти (если библиотекаря можно заметить в ней, то как исключение) не дорожит своим именем, честью, не в ладах с совестью, но поскольку у него ярко выраженная активность, напористость, то он способен не на нравственное возвышение себя и других, а на разрушение своей личности и личности других, на преступное поведение.

В третьей четверти поведение библиотекаря безнравственно (допустим, высокомерное, уничижительное, с подвохом и т.п.); но поскольку библиотекарь пассивен, не способен направить ни себя, ни других на совершение тяжких аморальных поступков, он проявляет себя через циничные замечания, выражения, оскорбления и др.

В четвертой четверти библиотекарь - нравственный человек, он уважительно относится к себе и читателю, не оскорбит, не обидит ни словом, ни делом; но он не активен, не созидателен, поэтому не может существенно влиять на развитие ни себя, ни читателя. Он просто хороший человек, без творческой жилки, новаций в своем деле.

Таким образом, в первой четверти наблюдается активно нравственное, интеллигентное поведение; во второй - безнравственное, вплоть до преступного; в третьей четверти поведение циничное (пренебрежение нормами общественной морали), в четвертой - поведение пассивно-нравственное, т.е. человек соблюдает нравственные нормы, но не способен к саморазвитию, к творческим преобразованиям в профессиональной деятельности.

Библиотекаря в первой четверти можно охарактеризовать как интеллигентного человека, в четвертой находится тот, про кого обычно говорят "хороший человек", в третьей четверти библиотекарь - циничный человек, а вторая четверть - это место для глубоко безнравственного человека, разрушителя себя и других, в этой четверти располагаются люди преступного мира.

Если обратиться к результатам изучения нравственных отношений между библиотекарем и читателем [11], то налицо пестрая картина, в которую вплетаются различные типы общения между ними: императивный, манипулятивный и в меньшей степени диалогический. Причем многие библиотекари игнорируют человеческое достоинство читателей, проявляют высокомерие, стремятся к манипуляциям, что явно не свидетельствует об их интеллигентности.

В некоторых зарубежных странах, преимущественно в тех, где господствовала социалистическая идеология, еще бытует понятие интеллигенция. В лексиконе большинства западных стран утвердился термин интеллектуал. В одном из отечественных словарей эти термины рассматриваются как синонимы [5. C. 107].

По мнению А.В. Соколова, водоразделом между интеллигентом и интеллектуалом проходит такой критерий, как "антимещанское этическое самоопределение (чувство совести, стыда, личного достоинства, эмоции сострадания, благоговения)" [12. C. 15]. В его интерпретации интеллигент - это хорошо воспитанный интеллектуал, а интеллектуал - крайне рациональный человек, он плохо воспитан, хотя образован и талантлив.

На мой взгляд, если у интеллектуала происходит проявление рассмотренных отношений в первой четверти, то он интеллигентен. Если у интеллигента выражено проявление интеллектуальных способностей, естественно, его целесообразно называть и интеллектуалом. В то же время не каждому интеллектуалу свойственна интеллигентность, и не у каждого интеллигента проявляются ярко выраженные интеллектуальные способности.

В заключение отмечу, что проблема библиотечного интеллигента, неоднократно поднимавшаяся на страницах сборника "Научные и технические библиотеки" А.В. Соколовым, весьма актуальна и ждет дальнейшего обсуждения и исследования.

Список литературы

1. Осинский И.И. К истории разработки понятия "интеллигенция" // Вестник Бурятского университета. Серия 5: Философия, социология, политология, культурология. Вып. 1. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1997. - С. 114-128.

2. Орлов С.Б. Интеллигенция как мифологический феномен. Историко-социологиче­ский анализ // Социолог. исследования. - 2001. - № 11. - С. 51-58.

3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 672 с.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. - М.: Русский язык, 1978. - Т. 2. И-О. 1979. - 779 с.

5. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательская группа ИНФРА. - М.: Норма, 1998. - С. 107.

6. Большой энциклопедический словарь - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Большая российская энциклопедия"; СПб: "Норинт", 1997. - 452 с.

7. Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании. - СПб: Издание Н.П. Карбасникова, 1913. - С. 41.

8. Езова С.А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю.Н. Столярова) // Науч. и техн. б-ки. - 2003. - № 10. - С. 46-51.

9. Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности. - М.: Наука, 1999. - С. 283-284.

10. Езова С.А. Национальные просветительские традиции в ракурсе библиотечной этики (по итогам исследования) // Библиотековедение. - 2004. - № 1. - С. 35-38.

11. Езова С.А. Культура общения библиотекарей: Учеб.-метод. пособие. - М.: Издательство "Либерея", 2004. - 144 с.

12. Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России // Науч. и техн. б-ки. - 2005. - № 2. - С. 12-26.

  
На главную