УДК 316.344.32
Езова С.А.
К уточнению понятия интеллигенция
Многолик подход к такому
историческому явлению, как интеллигенция в последние годы. От традиционного ее
рассмотрения как образованной части общества, занятой умственным трудом
[1. C. 127], до поиска доказательств, что миф
об интеллигенции как реально существующей (существовавшей) социальной группы
себя исчерпал, а на смену ему приходит миф об элите [2].
Автор подхода к интеллигенции как мифологическому феномену солидарен с
А.И. Солженицыным в том, что слово интеллигенция, давно извращенное и
расплывшееся, лучше признать пока умершим [2. C. 57].
Однако в печати ведутся
дискуссии о ценностной и социальной идентичности гуманитарной интеллигенции, о
ее статусе и имидже; исследуются терминосистема, роль интеллигенции в
реформируемый период российского общества, т.е. ни о поминках, ни о реанимации
этого понятия не может быть и речи.
Далее перейду к логическому
анализу искомых понятий, он не только значим, так как составляет компоненты
методологической части программы научного исследования, но и увлекателен,
поскольку совершаешь путь к основанию, корням, истокам, сути понятия.
Если проследить теоретическое
уточнение понятия интеллигенция в различного рода словарях, то выявляются
следующие его сущностные характеристики. Интеллигенты - это "люди умственного
труда, образованные, живущие интересами политики, литературы и искусств".
Интеллигентный значит просвещенный [3. C. 248].
В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля уточняется, что
интеллигенция - это здравомыслящая часть людей [4. C.
46]. В словаре С.И. Ожегова акцент делается на наличие большой внутренней
культуры у человека, который претендует на интеллигентность. В некоторых
справочных изданиях понятие интеллигенция сужается до совокупности людей,
которые профессионально заняты умственным трудом и имеют высшее образование
[5. C. 107]. Большой энциклопедический словарь
отразил в определении интеллигенция придаваемый ему нередко моральный
смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма
[6. C. 452].
Таким образом, главным
признаком интеллигенции можно считать образованность. Его дополняют такие
характеристики, как внутренняя культура и высокая нравственность.
В сборниках афоризмов, крылатых
слов и выражений термины интеллигенция, интеллигентность как по
количеству высказываний, так и по содержанию представлены нерепрезентативно,
т.е. не отражают многообразие мыслей авторитетных специалистов в этой области.
Далее в поисках критериев
искомого понятия интеллигент, интеллигентный, т.е.
операционализации понятия, я обратилась к определениям, которые, на мой взгляд,
отражают значимые его признаки.
Н.А. Рубакин считал, что
"Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила
чувства, энергия, воля; те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом
общественности. Этих и только этих образованных людей мы можем назвать людьми
интеллигентными в лучшем смысле слова" [7. C. 41].
Он обосновал четыре признака (качества) образованного (интеллигентного)
человека. Основываясь на них, я попыталась нарисовать портрет современника -
библиотечного интеллигента [8].
Работая в дальнейшем с текстом
Н.А. Рубакина, я пришла к выводу, что признаки можно сгруппировать и выделить
три, характеризующие интеллигентного человека: 1) разносторонние знания
(образование, причем полученное и с помощью самообразования); 2) нравственные
принципы "отзывчивость, это умение не делать другим того, чего не желаешь, чтобы
тебе делали", "образованность чувства" [7. C. 49]; 3)
саморазвитие и самореализация, воздействие на других. "Активность, умение
проявлять себя как мыслящую, чувствующую, сознательную личность..."
[7. C. 47-49].
На роль самовоспитания,
самосовершенствования личности и преобразования ею существующего мира в
формировании интеллигентности обращает внимание Я.А. Мильнер-Иринин:
"Благородство характера есть интеллигентность - в настоящем и наивысшем значении
этого слова, т.е. та внутренняя интеллигентность, которая отнюдь не
предопределяется принадлежностью к известной прослойке общества, занятой
исключительно умственным трудом, но вырабатывается и воспитывается в себе
постоянно и неустанно, повседневно и всечасно, создается творческой работой
человека над собственным сознанием в духе принципов истинной человечности"
[9. C. 283-284]. Далее он продолжает: "Истинная
интеллигентность деятельна по природе и столько же выражается в реальном
стремлении к облагораживанию себе подобных, сколько и в стремлении к
интеллектуальному, эстетическому и моральному самосовершенствованию и к
непрерывному разумному улучшению существующего" [9. C.
284].
Опираясь на концепцию отношений
личности В.Н. Мясищева, суть которой заключается в том, что ядро личности
составляет система ее отношений к себе и внешнему миру, и которая является одной
из форм отражения сознанием личности окружающей среды, выделю те из отношений,
которые, на мой взгляд, могут служить признаками интеллигентности: 1) отношение
к знанию (к образованию), 2) отношение к нравственности, 3) отношение к
личностному росту и преобразованию окружающей действительности.
В связи с тем, что проблема
получения образования на госбюджетной основе с каждым годом становится все более
эфемерной, возрастает значимость самообразования личности. Отношение к
непрерывному самообразованию - важнейшая характеристика современного человека.
Нравственная составляющая определяет взаимоотношения человека с самим собой, с
другими людьми, с обществом, с природой и т.д. Главным этическим принципом
личности является уважение человеческого достоинства своего и партнера по
взаимодействию. Личностный рост (самосовершенствование), развитие творческого
потенциала и т.п. определяют удовлетворение "высших" потребностей личности (по
А. Маслоу), обретение конкретного смысла жизни человеком в конкретный момент (по
В. Франклу) и т.д.
Активная жизненная позиция проявляется не только в личностном
росте, но и в благотворном влиянии на других, природу, общество. Таким образом,
третий критерий следует рассматривать как интегративное качество.
Далее попытаюсь через
излюбленный мною способ - систему координат - представить типы людей (в
конкретном случае библиотекарей) в зависимости от критериев интеллигентного
человека. В качестве критериев приняты отношение к нравственности, отношение к
личностному росту и отношение к воздействию на окружающую жизнь.
Подразумевается, что у
библиотекарей во всех четвертях положительное отношение к образованию (наличие
специального или иного образования). На оси х расположим отношение
библиотекаря к личностному росту и влиянию на окружение. На оси у
отношение к нравственным ценностям.
Библиотечному специалисту в первой четверти свойственны
нравственные отношения к себе и читателю, т.е. он уважает себя и читателя,
отзывчив, умеет встать на его место, развивает свой творческий потенциал,
повышает квалификацию, внедряет инновационные способы работы, развивает
информационную культуру читателя и свою собственную, оказывает воздействие на
жизнь того места, где он проживает (села, района и т.д.), т.е. у библиотекаря
только в этой четверти превалируют нравственные нормы и ценности, которые
соответствуют высшим духовным и нравственным
ценностям личности, ему также свойственна высшая человеческая потребность -
это потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.
В библиотечном деле еще
существует такое в высшей степени нравственное явление, как подвижничество. Так,
по результатам исследования национальных просветительских традиций в ракурсе
профессиональной этики в Республике Саха (Якутия), от 80 до 94% библиотекарей
разных возрастных групп считают, что в их библиотеках есть подвижники. Таковыми
их делают оптимизм, преданность профессии, энтузиазм, самоотверженная отдача
делу, бескорыстие, патриотизм, забота о библиотеке, читателях и другие качества
[10. C. 36].
Человек во второй четверти
(если библиотекаря можно заметить в ней, то как исключение) не дорожит своим
именем, честью, не в ладах с совестью, но поскольку у него ярко выраженная
активность, напористость, то он способен не на нравственное возвышение себя и
других, а на разрушение своей личности и личности других, на преступное
поведение.
В третьей четверти поведение
библиотекаря безнравственно (допустим, высокомерное, уничижительное, с подвохом
и т.п.); но поскольку библиотекарь пассивен, не способен направить ни себя, ни
других на совершение тяжких аморальных поступков, он проявляет себя через
циничные замечания, выражения, оскорбления и др.
В четвертой четверти
библиотекарь - нравственный человек, он уважительно относится к себе и читателю,
не оскорбит, не обидит ни словом, ни делом; но он не активен, не созидателен,
поэтому не может существенно влиять на развитие ни себя, ни читателя. Он просто
хороший человек, без творческой жилки, новаций в своем деле.
Таким образом, в первой
четверти наблюдается активно нравственное, интеллигентное поведение; во второй -
безнравственное, вплоть до преступного; в третьей четверти поведение циничное
(пренебрежение нормами общественной морали), в четвертой - поведение
пассивно-нравственное, т.е. человек соблюдает нравственные нормы, но не способен
к саморазвитию, к творческим преобразованиям в профессиональной деятельности.
Библиотекаря в первой
четверти можно охарактеризовать как интеллигентного человека, в четвертой
находится тот, про кого обычно говорят "хороший человек", в третьей четверти
библиотекарь - циничный человек, а вторая четверть - это место для глубоко
безнравственного человека, разрушителя себя и других, в этой четверти
располагаются люди преступного мира.
Если обратиться к результатам
изучения нравственных отношений между библиотекарем и читателем
[11], то налицо пестрая картина, в которую
вплетаются различные типы общения между ними: императивный, манипулятивный и в
меньшей степени диалогический. Причем многие библиотекари игнорируют
человеческое достоинство читателей, проявляют высокомерие, стремятся к
манипуляциям, что явно не свидетельствует об их интеллигентности.
В некоторых зарубежных странах,
преимущественно в тех, где господствовала социалистическая идеология, еще бытует
понятие интеллигенция. В лексиконе большинства западных стран утвердился
термин интеллектуал. В одном из отечественных словарей эти термины
рассматриваются как синонимы [5. C. 107].
По мнению А.В. Соколова,
водоразделом между интеллигентом и интеллектуалом проходит такой критерий, как "антимещанское
этическое самоопределение (чувство совести, стыда, личного достоинства, эмоции
сострадания, благоговения)" [12. C. 15]. В его
интерпретации интеллигент - это хорошо воспитанный интеллектуал, а
интеллектуал - крайне рациональный человек, он плохо воспитан, хотя образован и
талантлив.
На мой взгляд, если у
интеллектуала происходит проявление рассмотренных отношений в первой четверти,
то он интеллигентен. Если у интеллигента выражено проявление интеллектуальных
способностей, естественно, его целесообразно называть и интеллектуалом. В то же
время не каждому интеллектуалу свойственна интеллигентность, и не у каждого
интеллигента проявляются ярко выраженные интеллектуальные способности.
В заключение отмечу, что
проблема библиотечного интеллигента, неоднократно поднимавшаяся на страницах
сборника "Научные и технические библиотеки" А.В. Соколовым, весьма актуальна и
ждет дальнейшего обсуждения и исследования.
Список литературы
1. Осинский И.И. К истории разработки понятия
"интеллигенция" // Вестник Бурятского университета. Серия 5: Философия,
социология, политология, культурология. Вып. 1. - Улан-Удэ: Издательство
Бурятского госуниверситета, 1997. - С. 114-128.
2. Орлов С.Б. Интеллигенция как мифологический феномен.
Историко-социологический анализ // Социолог. исследования. - 2001. - № 11. - С.
51-58.
3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.
Современная версия. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 672 с.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.
1-4. - М.: Русский язык, 1978. - Т. 2. И-О. 1979. - 779 с.
5. Социологический энциклопедический словарь. На русском,
английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор -
академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательская группа ИНФРА. - М.: Норма, 1998. -
С. 107.
6. Большой энциклопедический словарь - 2-е изд., перераб. и
доп. - М.: "Большая российская энциклопедия"; СПб: "Норинт", 1997. - 452 с.
7. Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании. - СПб:
Издание Н.П. Карбасникова, 1913. - С. 41.
8. Езова С.А. О портрете библиотечного интеллигента (К
65-летию Ю.Н. Столярова) // Науч. и техн. б-ки. - 2003. - № 10. - С. 46-51.
9. Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной
человечности. - М.: Наука, 1999. - С. 283-284.
10. Езова С.А. Национальные просветительские традиции в
ракурсе библиотечной этики (по итогам исследования) // Библиотековедение. -
2004. - № 1. - С. 35-38.
11. Езова С.А. Культура общения библиотекарей: Учеб.-метод.
пособие. - М.: Издательство "Либерея", 2004. - 144 с.
12. Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в
гуманитарной высшей школе постсоветской России // Науч. и техн. б-ки. - 2005. -
№ 2. - С. 12-26.
|