Научные и технические библиотеки №2 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым–2004»

Секция «Библиотечные кадры, профессия, образование»

Столяров Ю.Н. О работе секции по библиотечному образованию

Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России

Кузнецова Т.Я. Координационный центр дополнительного профессионального библиотечного образования: задачи, функции, основные направления деятельности

Колкова Н.И., Леонидова Г.Ф. Моделирование профессиональной деятельности технологов автоматизированных информационных ресурсов как основа совершенствования образовательных стандартов

Сукиасян Э.Р. Общая и профессиональная культура библиотекаря и динамика развивающегося общества

Земсков А.И. Об организации дистанционного обучения на базе практического опыта, методических наработок и технологий ГПНТБ России


Секция «Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках»

Малицкий Н.А., Елепов Б.С., Мазов Н.А. Функциональные возможности современных библиографических ИПС на Web

Жучков А.В. ЮМОС – новые возможности старой сети


Секция «Электронные библиотеки»

Вегнер Б. О работе секции «Электронные библиотеки» на Конференции «Крым–2004»

Давыдова Н.Р. Фонды электронных документов в библиотеке

Негуляев Е.А. Профессиональная коммуникация российских библиотечных специалистов в области электронных библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С. Работа секции «Корпоративные библиотечно- информационные системы» (Обзор)

Воройский Ф.С., Острая С.А. Информационные ресурсы АРБИКОН – пора подумать об их качестве

>Пурник А.А. Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек: первые результаты и перспективы развития

Григорьев С.А. Корпоративные проекты: мы в ответе за тех, кого вовлекаем


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Электронное библиотековедение

Клюев В.К. Библиотечный маркетинг в новом осмыслении


Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 5

Бродовский А.И., Сбойчаков К.О. Новое поколение системы автоматизации библиотек ИРБИС – ИРБИС64: от электронного каталога к полнотекстовым базам данных 

Дунаевская С.М., Сорокина Л.В. Система автоматизации библиотек ИРБИС: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2003.2 и 2004.1)

Ковязина Е.В. Новые возможности ИРБИС – использование в учебных и практических целях

Казанцева В. П., Вольская Т. А., Матерова Т. В. ИРБИС в крупной вузовской библиотеке: опыт внедрения и перспективы межбиблиотечного взаимодействия

Ржевцева Н.Л. Внедрение системы ИРБИС в библиотеке Севастопольского национального технического университета

Очагова Л.Н., Подморина Е.Б. Автоматизация технологии МБА ГПНТБ России на базе ИРБИС

Колосов К.А. Новые возможности на основе протокола Z39.50 для пользователей ИРБИС


УДК 027. 008. 04 (063)

11-я Международная конференция
«Библиотечные и информационные ресурсы
в современном мире науки, культуры, образования
и бизнеса» – «Крым-2004»

(5-13 июня 2004 Автономная Республика Крым, Украина)

Столяров Ю.Н.
МГУКИ

О работе секции по библиотечному образованию

Работа секции «Библиотечные кадры, профессия, образование» продолжалась три дня: заслушаны несколько десятков докладов, проведена презентация учебника А.И. Земскова и Я.Л. Шрайберга «Электронные библиотеки». Наиболее активными были представители Московского государственного университета культуры и искусств – они сделали около десяти докладов и сообщений.

Заседание секции открыла Т.Я. Кузнецова, заведующая кафедрой библиотековедения и информатики Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Вела заседание ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств профессор Е.Л. Кудрина.

Прелюдией к докладам послужило сообщение директора Библиотечно-информационного института МГУКИ профессора А.М. Мазурицкого, посвященное 70-летию широко известного международной общественности профессора Аркадия Васильевича Соколова. Ученый совет Московского университета культуры и искусств избрал питерского коллегу своим почетным профессором. Юбиляру вручены диплом почетного профессора МГУКИ и университетская мантия.

В ответ А.В. Соколов рассказал о своих связях с МГУКИ и прочел собственное стихотворение о Левобережье, где располагается этот университет. Лекцию, полагающуюся по уставу в таких случаях, он посвятил результатам проведенного в течение пяти лет под его руководством социологического исследования, предметом которого стал психологический портрет современного студенчества. (60% студентов отметили, что им нравится их поколение, 25% дали отрицательный ответ, остальные занимают уклончивую позицию. Негативные черты, отмеченные опрошенными, суть бесцельность, потребительство, прожигание жизни, апатичность, алкоголизм, наркомания, эгоизм, агрессивность, цинизм, неуважение к старшим, равнодушие к идее патриотизма и др. К положительным качествам молодежи около 85% опрошенных отнесли деловитость, уверенность, организованность, целеустремленность, самодостаточность, свободолюбие, жизненную активность, интеллектуализм, стремление к знаниям, патриотизм.)

А.В. Соколов разделил молодежь на три социально-психологические группы. Большую часть составляет неинтеллектуальная масса. Её зеркальным отражением являются люди, которые стремятся к знаниям, творческому и этическому самоопределению. Среди них половина относится к этим ценностям утилитарно, потребительски (интеллектуалы), 20% – альтруистически (интеллигенты), 30% – в пограничной между ними группе (маргиналы). А.В. Соколов убежден, что прогрессивное будущее нации зависит от интеллигентов, и призвал педагогов пестовать именно этот слой студенчества.

Профессор Н.И. Гендина, проректор по научной работе Кемеровского госуниверситета культуры и искусств, сделала доклад «Деятельность вузов культуры и искусств по формированию готовности библиотечных кадров к профессиональному ведению научных исследований». Материалы получены излюбленным этим автором методом контент-анализа, приведшим к выводам о том, что вследствие неунифицированности терминологии имеют место смешение понятий (методология, методы исследования, источниковая база исследования); доморощенные формулировки методов, слабое использование собственно библиотековедческих методов.

В прениях Г.Ф. Гордукалова (СПбГУКИ) выразила идею, что курс «Основы научно-исследовательской работы» надо читать всем без исключения студентам и изменить структуру курса таким образом, чтобы основное внимание уделять раскрытию специальных библиотековедческих методов. И. Линден (Университет штата Род-Айленд, США) предложила обучать методам изучения социального окружения и правильной формулировке цели исследования. В.К. Скнарь (Киев, Госакадемия руководящих кадров культуры и искусств) посчитала целесообразным провести в следующем году методологический семинар в рамках Крымской конференции.

Лично я разделяю это мнение. После рядового доклада на действительно серьезное обсуждение поставленных докладчиком вопросов решительно нет времени. А обсудить надо в первую очередь смысл понятия методология и других ключевых понятий библиотечной сферы, тем более что понятийные проблемы постоянно возникают при прочтении и обсуждении научных докладов. Многие исследователи убеждены в том, что существуют чисто библиотековедческие методы исследования, поэтому требуется пояснить, на чем основывается это убеждение.

Профессор Я.Л. Шрайберг (заведующий кафедрой МГУКИ, первый заместитель директора ГПНТБ России) назвал свой доклад «Некоторые важные мысли об обучении студентов вузов культуры в компьютеризованном обществе». Он предложил всем преподавателям-гуманитариям раз в полгода проходить стажировку в современных библиотечных системах, оснащенных передовыми информационными технологиями, что позволит им преподавать свои дисциплины на уровне последних достижений науки и техники. В качестве примера приведены сведения о составе кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ (зав. кафедрой Я.Л. Шрайберг, все сотрудники – ведущие специалисты ГПНТБ России, Информрегистра, ВИНИТИ).

Этот пример, надо заметить, работает на другую, весьма спорную идею: штатных преподавателей в вузе следует заменить совместителями. Что же касается предложения о прохождении стажировки преподавателями, то это пожелание, конечно, благое.

Другая мысль Я.Л. Шрайберга, высказанная в ответ на вопрос А.М. Мазурицкого – следует ли сокращать преподавание общенаучных (по-видимому, общепрофессиональных) дисциплин в свете стремления усилить прикладную подготовку студентов – состоит в том, что такие дисциплины могут быть сведены к курсам по выбору. На мой взгляд, мысль довольно сомнительная, идущая скорее в русле западной высшей школы.

На первый взгляд, мысль Я.Л. Шрайберга соответствует установке Президента России на усиление практической направленности образования. Но прежде чем ее выдвинуть, В.В. Путин заявил: «Хочу подчеркнуть: российское образование занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима». Да и говоря о повышении требований к профессиональному образованию, он тут же оговорился: «… хочу подчеркнуть, образованию – профессиональному в широком смысле слова». («Послание Федеральному Собранию Российской Федерации» – Рос. газета, 2004, 27 мая).

Вот эту позицию и надо, на мой взгляд, проводить. И потому, что она директивная, и еще более потому, что она разумная и взвешенная.

Еще одна мысль Я.Л. Шрайберга – пересмотреть программу студенческой практики в сторону ее преимущественной компьютеризации. Особенно желательно проведение учебной практики первокурсников на компьютерной фирме. В отклике на это соображение И. Линден (США) заметила, что в США библиотеки компьютеризировались быстрее, чем фирмы, и там библиотечные школы очень хорошо платят фирмам за прохождение практики студентами.

В программу заседаний секции были включены два доклада А.М. Мазурицкого. В одном из них он сообщил о планах Библиотечно-инфор­мационного института (в структуре МГУКИ): активнее внедрять компьютеризацию на базах производственной практики, развивать межкафедральные связи, усилить внимание к заочному образованию; в другом – «Вузы культуры в системе непрерывного библиотечного образования» – о том, что МГУКИ начал реализовывать программу начального библиотечного образования, развивает взаимодействие со средними специальными учебными заведениями. Вузы начали готовить не только специалистов, но и магистров библиотечно-информационных ресурсов.

Здесь проблема состоит в отсутствии должностной сетки в кадровой структуре библиотек, из-за чего неясно, какие библиотечные должности требуют магистерского диплома.

Созданная в 2003 г. в институте кафедра инновационных технологий библиотечно-информационной деятельности поставила задачу восстановить систему переподготовки библиотечных кадров и уже начала успешно ее реализовывать.

Автор этих строк в докладе «Становление вузовского курса «Библиотечный фонд» рассказал о первых шагах кафедры библиотечных фондов и каталогов Московского библиотечного института, отметив выдающуюся роль библиотековедов 1930–1950-х гг. в постепенном обретении кафедрой своего профиля. Подчеркнул, что костяк кафедры составляли самые крупные библиотековеды, отличавшиеся широтой взглядов и прославившиеся трудами не только в области фондоведения, но и в других областях библиотековедения, библиографоведения и книговедения: Е.И. Шамурин, Ю.В. Григорьев, О.С. Чубарьян, В.Н. Денисьев, З.Н. Амбарцумян, А.В. Кленов и др.

Доклад Э.Р. Сукиасяна «Общая и профессиональная культура библиотекаря и динамика развивающегося общества» содержал несколько идей, идущих вразрез с традициями отечественного библиотечного образования (доклад опубликован далее в этом номере).

Одно из предложений Э.Р. Сукиасяна мне показалось исключительно здравым – издать в России учебник профессора Н.Н. Кушнаренко (Харьков) «Документоведение», необходимый для подготовки и библиотекарей, и документоведов. У нас по этой общепрофессиональной дисциплине пока не создано не только учебника, но даже учебного пособия или курса лекций. На Украине же готовится пятое его издание.

Профессор Е.Л. Кудрина в докладе «Формирование учебно-методиче­ского обеспечения нового поколения образовательных стандартов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»: стратегия и тактика деятельности вузов культуры и искусства» осветила историю создания этих стандартов и комплекса учебных программ по ним, предложила стратегическую программу дальнейшей корпоративной деятельности по формированию учебно-методического обеспечения всего набора читаемых дисциплин. По ее мнению, тактически важным для реализации этой программы является развитие системы контрактных заказов на создание учебных изданий, организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в части подготовки традиционных и электронных пособий, создание специализированных структурных подразделений по электронным изданиям.

Выступившая в развитие этих тезисов заведующая кафедрой того же университета Н.И. Колкова в докладе «Моделирование профессиональной деятельности технологов автоматизированных ресурсов как основа совершенствования образовательных стандартов» (доклад подготовлен в соавторстве с Г.Ф. Леонидовой, опубликован далее в этом номере) сообщила, что это направление инициировано в свое время С.А. Сбитневым, а теперь стало общепризнанной квалификацией, узаконенной образовательным стандартом. Основная дисциплина здесь – «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии».

Заведующая кафедрой Киевского национального университета культуры и искусств профессор В.В. Загуменная (доклад «Современные тенденции развития библиотечного образования») усомнилась в целесообразности создания институтов в структуре университетов, поскольку они не очень мобильны, и предложила вернуться к факультетам. Она также отметила, что курс на создание многочисленных филиалов приводит к снижению приема в базовом вузе и заставляет задуматься о целесообразности такой практики.

Доцент токийского университета Тампере К. Катсура поделился своим преподавательским опытом. Основной упор он делает на создание интерактивных страниц и мультимедийных продуктов, считая важнейшими критериями преподавательской деятельности посещаемость занятий, непосредственное общение со студентами, персонально адресованные тесты и контрольные задания. Поэтому наш японский коллега отрицательно относится к учебникам, даже электронным (они долго готовятся и быстро устаревают), предпочитая им оперативные материалы в электронной форме. Из современных технических новинок К. Катсура более всего признает мобильный телефон, используя его для проверки посещаемости, выдачи и проверки заданий, а также отслеживая по нему отзывы о своих занятиях.

Профессор В.К. Степанов (МГУКИ) посвятил свой доклад этапам формирования электронной образовательной среды.

Профессор В.С. Садовская, директор Института дополнительного профессионального образования МГУКИ, в докладе «Позиционирование программ дополнительного профессионального образования» проанализировала четыре фактора выбора таких программ, придавая особо важное значение фактору инноватики (программы по паблик рилейшнз, рекламе, имиджелогии, практической психологии, социальной педагогике). Сейчас институт охватывает своим вниманием 10 регионов мира, в том числе 30 субъектов Российской Федерации, а в перспективе – открытие факультета дистанционного обучения. Говоря о факторе рекламы, В.С. Садовская выразила убеждение, что из всех видов рекламы лучшая – непосредственная передача соответствующей информации из уст в уста.

Заведующая кафедрой МГУКИ К.В. Ивина в докладе «Вузы культуры в системе переподготовки библиотечно-информационных специалистов» поделилась первым опытом такой переподготовки и трудностями, с которыми столкнулась кафедра на первых шагах своей деятельности: отсутствием целевого финансирования, переполненностью рынка образовательных услуг и др. Тем не менее первые успехи на этом поприще, особенно международный семинар в Судаке «Менеджмент информационных систем», воодушевляют и позволяют смотреть в будущее с оптимизмом.

Тему продолжила Г.А. Трубица, исполнительный директор Новосибирского библиотечного общества. В докладе «Роль профессиональной общественной организации в системе повышения квалификации» она рассказала, как при отсутствии в городе вуза культуры Библиотечное общество (основано в 1996 г.) решает задачу повышения квалификации кадров путем семинаров на новые темы: «Имидж библиотеки», «Фандрайзинг» и т.п.

Директор Центра непрерывного образования библиотекарей Молдовы Л. Коргенч  в докладе «Организация и содержание непрерывного образования библиотечных работников Молдовы» отметила, что это направление проводится Школой библиотекономии (создана в 2001 г. под эгидой Ассоциации библиотекарей) на базе факультета журналистики и коммуникационных наук Молдавского госуниверситета. Факультет готовит и библиотекарей-библиографов высшей квалификации. Направление поддерживают государственные органы республики.

Завершила эту часть обмена опытом Т.Я. Кузнецова. В докладе «Координационный центр дополнительного профессионального образования: задачи, функции, основные направления деятельности» она представила широкую панораму системы повышения квалификации библиотечных кадров в России, рассказала об успехах возглавляемой ею кафедры библиотековедения и информатики АПРИКТ, призвала все заинтересованные стороны к согласованной и корпоративной деятельности, показала возможные пути разграничения сфер обязанностей. Федеральная поддержка на уровне целевой программы позволила в течение года повысить квалификацию 1200 человек в разных концах страны и самыми различными формами.

Декан библиотечного факультета Белорусского государственного университета культуры Н.А. Яцевич (доклад «Высшее библиотечное образование в Беларуси: состояние и перспективы») отметил, что в 2004 г. высшему библиотечному образованию в Белоруссии исполнилось 60 лет. В настоящее время на факультете информационно-документных коммуникаций реализуются направления: менеджмент, автоматизированные библиотечно-информационные системы, информационное обеспечение различных сфер, филология и лингвистика, книжная торговля. У студентов есть возможность получить две специальности, что повышает их устойчивость на рынке труда.

Факультет обеспечивает обучение по 16 специализациям; осуществляет трехуровневую подготовку (бакалавр, специалист, магистр), имеет аспирантуру. Магистры по уровню своей квалификации могут занимать должности научных сотрудников, преподавателей высшего и среднего учебного заведения, руководителей библиотеки.

В отличие от России вопрос со статусом магистра здесь решен. В 2001 г. Беларусь присоединилась к Лиссабонской конвенции и намерена стать активным участником «болонского образовательного процесса в Европе». У нас в России и ряде других субъектов СНГ отношение к этому процессу сдержанное, для чего существуют серьезные основания, поэтому мы не спешим к нему присоединяться, хотя под давлением сверху сделать это, по-видимому, придется.

На секции прозвучали и другие доклады. Но всякий обзор, во-первых, имеет границы, во-вторых, до известной степени субъективен; и в данном случае освещены доклады и сообщения, показавшиеся мне наиболее существенными. Другие участники, возможно, выделят другие доклады и расставят несколько иные акценты. Пока что участники Крымской конференции, к сожалению, скупы на подобные обзоры и высказывание своего отношения к услышанному.

  
На главную