Научные и технические библиотеки №2 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым–2004»

Секция «Библиотечные кадры, профессия, образование»

Столяров Ю.Н. О работе секции по библиотечному образованию

Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России

Кузнецова Т.Я. Координационный центр дополнительного профессионального библиотечного образования: задачи, функции, основные направления деятельности

Колкова Н.И., Леонидова Г.Ф. Моделирование профессиональной деятельности технологов автоматизированных информационных ресурсов как основа совершенствования образовательных стандартов

Сукиасян Э.Р. Общая и профессиональная культура библиотекаря и динамика развивающегося общества

Земсков А.И. Об организации дистанционного обучения на базе практического опыта, методических наработок и технологий ГПНТБ России


Секция «Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках»

Малицкий Н.А., Елепов Б.С., Мазов Н.А. Функциональные возможности современных библиографических ИПС на Web

Жучков А.В. ЮМОС – новые возможности старой сети


Секция «Электронные библиотеки»

Вегнер Б. О работе секции «Электронные библиотеки» на Конференции «Крым–2004»

Давыдова Н.Р. Фонды электронных документов в библиотеке

Негуляев Е.А. Профессиональная коммуникация российских библиотечных специалистов в области электронных библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С. Работа секции «Корпоративные библиотечно- информационные системы» (Обзор)

Воройский Ф.С., Острая С.А. Информационные ресурсы АРБИКОН – пора подумать об их качестве

>Пурник А.А. Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек: первые результаты и перспективы развития

Григорьев С.А. Корпоративные проекты: мы в ответе за тех, кого вовлекаем


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Электронное библиотековедение

Клюев В.К. Библиотечный маркетинг в новом осмыслении


Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 5

Бродовский А.И., Сбойчаков К.О. Новое поколение системы автоматизации библиотек ИРБИС – ИРБИС64: от электронного каталога к полнотекстовым базам данных 

Дунаевская С.М., Сорокина Л.В. Система автоматизации библиотек ИРБИС: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2003.2 и 2004.1)

Ковязина Е.В. Новые возможности ИРБИС – использование в учебных и практических целях

Казанцева В. П., Вольская Т. А., Матерова Т. В. ИРБИС в крупной вузовской библиотеке: опыт внедрения и перспективы межбиблиотечного взаимодействия

Ржевцева Н.Л. Внедрение системы ИРБИС в библиотеке Севастопольского национального технического университета

Очагова Л.Н., Подморина Е.Б. Автоматизация технологии МБА ГПНТБ России на базе ИРБИС

Колосов К.А. Новые возможности на основе протокола Z39.50 для пользователей ИРБИС


Клюев В.К.
МГУКИ, РГБ

Библиотечный маркетинг в новом осмыслении

В настоящее время имеется обширный массив переводной и отечественной литературы, посвященной библиотечно-информационному маркетингу, раскрывающей концептуально-теоретические и прикладные аспекты реализации маркетингового подхода при решении стратегических и тактических задач библиотеки. Несмотря на это, выпущенная в свет издательством «Либерея» в серии «Библиотекарь и время. XXI век» книга профессора И.М. Сусловой «Практический маркетинг в библиотеках» (М., 2005. 144 с.) давно ожидалась и будет интенсивно востребована в профессиональной библиотечной среде. В ней представлен новый уровень авторского осмысления и изложена целостная концепция маркетингового подхода к библиотечной деятельности с позиции некоммерческого маркетинга.

Распространение маркетинговых концепций на неприбыльные учреждения отражает общемировую тенденцию в развитии теории и практики маркетинга. Эта тенденция завоевывает все более уверенные позиции в нашей стране в силу объективной необходимости придать социальную направленность осуществляющимся широкомасштабным экономическим реформам. Однако долгое время организационно-методические основы функционирования российских библиотек в режиме некоммерческого маркетинга не были полноаспектно изучены и описаны.

Являясь ведущим разработчиком современной парадигмы управления деятельностью отечественных библиотек – библиотечного менеджмента, И.М. Суслова целенаправленно обосновывает сущность профильного маркетинга. Она активно отстаивает свои научные позиции в многочисленных постановочных и аналитических статьях по данной проблематике, успешно способствует преодолению существующих еще антимаркетинговых стереотипов аргументированными выступлениями на разноуровневых научно-практических конференциях и методических семинарах.

Формирующаяся концепция социально-ориентированного маркетингового подхода в библиотечном менеджменте последовательно излагалась И.М. Сусловой в подготовленных ею учебных изданиях: пособии «Маркетинг в сфере культуры» (М., 1998. – 48 с.), монографическом учебнике «Основы библиотечного менеджмента» (М.: Либерея, 2000. С. 40–65), комплексном пособии «Библиотека в системе некоммерческого маркетинга» (М.: Профиздат, 2003. 160 с.).

В новом обобщающем учебно-методическом пособии этого плодотворного исследователя, авторитетного ученого и талантливого педагога впервые аккумулирован и системно изложен как единое целое весь спектр практического маркетинга в библиотеке. Управление библиотекой рассматривается сквозь призму некоммерческого маркетинга, и обоснованность такого теоретико-методолоческого подхода предметно доказана целым рядом факторов. Применение маркетинга библиотеками позволяет наиболее полно реализовать цели библиотечной деятельности, адаптироваться к сложным условиям внешней среды, обеспечить ресурсную поддержку. При этом, как убедительно показано автором, данные преимущества выступают на первый план, если речь идет именно о маркетинге некоммерческом, поскольку его целевые установки на максимальное удовлетворение потребностей пользователей совпадают с миссией библиотеки.

В книге детально прокомментированы базовые понятия, обоснованы принципы маркетинга в управлении библиотекой, показаны природа маркетинга и его место в современной библиотеке; раскрыты маркетинговые принципы организации библиотечного обслуживания, обоснована роль маркетинговых исследований в развитии библиотеки, представлены оптимальные направления маркетинговых коммуникаций в библиотечной деятельности. Можно с полным основанием утверждать, что изложенный материал реально способствует переходу от эпизодического применения элементов маркетинга в деятельности библиотек к его систематической профессиональной организации на научной основе. Структурированная и описанная в пособии целостная концепция профильного маркетинга адаптирует теорию и методологию некоммерческого маркетинга к практике работы библиотек, что объективно помогает преодолению оставшихся антимаркетинговых стереотипов у руководителей и открывает пути достижения социальной эффективности библиотечной деятельности.

В книге рассмотрена эволюция маркетинга в рамках основных концепций (совершенствование производства и продукции, интенсификация коммерческих усилий, общий и социально-этический маркетинг), олицетворяющих различные периоды в развитии экономики и основные социальные, экономические, политические перемены в течение прошедшего столетия. На этом фоне проанализировано формирование маркетинга в библиотечном деле, общее и особенное в развитии маркетинговых подходов в сфере библиотечной деятельности. Обобщен практический опыт библиотек по формированию комплекса маркетинга.

Много внимания уделено проблеме библиотечного обслуживания в контексте маркетинга услуг. Выделены функционально-технологические и психологические аспекты библиотечной рекламы. Отдельный раздел пособия посвящен вопросам практической интеграции библиотечного и книжного маркетинга (в том числе при комплектовании фонда библиотек).

Особо отмечу тот факт, что материал книги во многом инновационен и имеет ярко выраженный прогностический характер. Это открывает широкие перспективы для творческого внедрения маркетингового инструментария в повседневную деятельность российских библиотек.

Среди некоторых непринципиальных замечаний укажу на не очень четкую, на мой взгляд, дифференциацию и фактическое отсутствие профилирования содержания пяти основных выделенных этапов маркетингового исследования (с. 66–67). В частности, целесообразно было бы более рельефно представить их градацию, шире прокомментировать наполнение маркетинговыми процедурами. Кроме того, фактически не раскрыт блок «сбор информации» (с. 70), который по смыслу во многом дублируется здесь этапом «отбор источников информации» (с. 67). Данные обстоятельства затрудняют восприятие технологии маркетингового исследования в сфере библиотечно-информационной деятельности.

В заключение констатирую, что книга И.М. Сусловой «Практический маркетинг в библиотеках» представляет собой ценное научное и дидактическое пособие для руководителей и функциональных специалистов библиотек, преподавателей и студентов профильных учебных заведений, библиотековедов-исследователей. Заслугой автора являются убедительные доказательства того, что маркетинговая концепция управления библиотекой позволяет успешно решать сложные, а подчас и противоречивые управленческие задачи: сохранить стабильность, устойчивость функционирования, общедоступность и одновременно обеспечить адаптацию библиотеки к сложным условиям внешней среды. Это становится возможным благодаря таким характеристикам маркетингового управления, как тщательное исследование потребностей реальных и потенциальных пользователей, построение оптимальной структуры их формирования и удовлетворения, освоение инноваций, создание позитивного общественного мнения о библиотечной деятельности и поддержание высокого имиджа библиотеки.

  
На главную