Научные и технические библиотеки №2 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым–2004»

Секция «Библиотечные кадры, профессия, образование»

Столяров Ю.Н. О работе секции по библиотечному образованию

Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России

Кузнецова Т.Я. Координационный центр дополнительного профессионального библиотечного образования: задачи, функции, основные направления деятельности

Колкова Н.И., Леонидова Г.Ф. Моделирование профессиональной деятельности технологов автоматизированных информационных ресурсов как основа совершенствования образовательных стандартов

Сукиасян Э.Р. Общая и профессиональная культура библиотекаря и динамика развивающегося общества

Земсков А.И. Об организации дистанционного обучения на базе практического опыта, методических наработок и технологий ГПНТБ России


Секция «Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках»

Малицкий Н.А., Елепов Б.С., Мазов Н.А. Функциональные возможности современных библиографических ИПС на Web

Жучков А.В. ЮМОС – новые возможности старой сети


Секция «Электронные библиотеки»

Вегнер Б. О работе секции «Электронные библиотеки» на Конференции «Крым–2004»

Давыдова Н.Р. Фонды электронных документов в библиотеке

Негуляев Е.А. Профессиональная коммуникация российских библиотечных специалистов в области электронных библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С. Работа секции «Корпоративные библиотечно- информационные системы» (Обзор)

Воройский Ф.С., Острая С.А. Информационные ресурсы АРБИКОН – пора подумать об их качестве

>Пурник А.А. Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек: первые результаты и перспективы развития

Григорьев С.А. Корпоративные проекты: мы в ответе за тех, кого вовлекаем


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Электронное библиотековедение

Клюев В.К. Библиотечный маркетинг в новом осмыслении


Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 5

Бродовский А.И., Сбойчаков К.О. Новое поколение системы автоматизации библиотек ИРБИС – ИРБИС64: от электронного каталога к полнотекстовым базам данных 

Дунаевская С.М., Сорокина Л.В. Система автоматизации библиотек ИРБИС: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2003.2 и 2004.1)

Ковязина Е.В. Новые возможности ИРБИС – использование в учебных и практических целях

Казанцева В. П., Вольская Т. А., Матерова Т. В. ИРБИС в крупной вузовской библиотеке: опыт внедрения и перспективы межбиблиотечного взаимодействия

Ржевцева Н.Л. Внедрение системы ИРБИС в библиотеке Севастопольского национального технического университета

Очагова Л.Н., Подморина Е.Б. Автоматизация технологии МБА ГПНТБ России на базе ИРБИС

Колосов К.А. Новые возможности на основе протокола Z39.50 для пользователей ИРБИС


Очагова Л.Н., Подморина Е.Б.
ГПНТБ России

Автоматизация технологии МБА ГПНТБ России
на базе ИРБИС

В ГПНТБ России система МБА обеспечивает обслуживание удаленных абонентов по их запросам. Автоматизация службы МБА предполагает выполнение следующих функций:

  • ведение БД абонентов;

  • ведение БД заказов от абонентов;

  • подготовку заказа для выполнения: поиск в ЭК, шифровку, направление в нужную службу библиотеки;

  • отслеживание прохождения заказа с фиксированием каждого этапа в БД заказов;

  • регистрацию выдачи литературы, возврата, продления в записях  заказа и абонента;

  • обеспечение денежных расчетов с абонентом за выполнение операций;

  • формирование статистических отчетов работы службы МБА, сопроводительных документов;

  • обеспечение сервисных средств работы с БД заказов и абонентов.

Задача автоматизации МБА решалась в форме разработки нового АРМ в составе ИРБИС, которая является основой для реализации всех библиотечных технологий в ГПНТБ России.

В качестве пользовательского интерфейса за основу взяты интерфейсы АРМ «Каталогизатор» и «Книговыдача». Технология работы с БД МБА также разработана на основе информационно-технологического обеспечения системы ИРБИС, отличительная особенность которой – высокая гибкость в настройке к конкретным требованиям пользователя.

Все функции МБА реализованы на основе единой БД абонентов и заказов. Запись конкретного абонента содержит адресно-справочные данные об абоненте, сведения о денежных перечислениях, кроме того, она связана с записями заказов. В процессе прохождения заказов по этапам обработки запись абонента автоматически пополняется сведениями о выполнении операций выдачи–возврата и стоимостью работы с каждым заказом.

Формирование и ведение записей заказов в БД зависит от использования в работе электронного или карточного каталога, а также от технологии формирования заказа для МБА через Web-ИРБИС. В случае использования ЭК запись заказа формируется автоматически в режиме оформления заказа и пополняется данными из записи ЭК. Далее она модифицируется при выполнении операций выдачи, возврата, продления. Если используется карточный каталог, запись заказа в БД формируется  вручную. При работе с модулем Web-ИРБИС записи заказа поступают в БД в ходе оформления заказа по МБА и далее обрабатываются в зависимости от наличия в ЭК запрашиваемого издания.

В поисковом модуле АРМ МБА можно просматривать и отбирать записи абонентов по видам, ведомственному признаку, стране, городу абонентов – держателей литературы. Записи заказов можно отбирать по виду заказа, коду операции, шифру или наименованию заказываемого издания в ЭК.

В АРМ МБА доступны все БД (или единственная БД) ЭК для проведения поиска и использования библиографических сведений для оформления заказа. В модуле корректировки БД каталога недоступна.

При работе с ЭК пополнение записи заказа библиографическими сведениями об издании (шифровка) выполняется с помощью специального модуля «Оформление заказа» (рис. 1). Запись заказа может быть предварительно создана, содержать номер абонента и присвоенный ей номер заказа. В этом случае нужная запись заказа выбирается в словаре поступивших заказов. Если запись еще не создана, то может быть сформирована автоматически для выбранного абонента под заданным номером.




Рис. 1. Оформление заказа.

В соответствии со сложившейся технологией работы МБА в ГПНТБ России определены этапы прохождения заказов, которые зашифрованы в виде кодов операции в специальном справочнике. Предполагается, что в заказе следует регистрировать каждый этап его обработки. Некоторые коды операций вносятся в запись заказа автоматически при выполнении этих операций в системе, а именно: оформление заказа, выдача, возврат, продление, списание. Другие операции (передача заказа на уточнение, в другой отдел, постановка в очередь, отказ и др.) регистрируются в записях заказа явным образом с помощью специального модуля.

Регистрация выдачи выполняется с помощью специального модуля (рис. 2). При работе с ЭК регистрация выдачи осуществляется одновременно для записей заказа, абонента и выдаваемого издания. Если выдаваемое издание не содержится в ЭК, то факт выдачи фиксируется только в записях заказа и абонента. Кроме того, выдачу можно регистрировать как с использованием инвентарных номеров, так и без них.




Рис. 2. Выполнение выдачи.

Регистрация возврата выполняется также с помощью специального модуля (рис. 3). Возврат регистрируется в записях заказа, абонента, возвращаемого издания. Если издание не содержится в ЭК, то регистрация проводится только в записях заказа и абонента. В этом же модуле можно выполнить операцию продления.



Рис. 3. Оформление возврата.

В соответствии с практикой работы службы МБА ГПНТБ России отдельные виды услуг являются платными. Их стоимость зависит от вида выполненной операции с заказом и вида абонента (значение поля в записи абонента). В специальной записи БД МБА заносятся цены платных операций для разных видов абонента. Эти данные можно корректировать. Списание денег регистрируется в пакетном режиме как в записях абонента, так и в записях заказа. В запись абонента заносится суммарная стоимость работы с конкретным заказом, отслеживается величина остаточной суммы с учетом предоплаты. В записи заказа проставляется стоимость работ конкретных (платных) операций. Для выполнения операций по списанию используется специальный модуль (рис. 4).



Рис. 4. Списание стоимости заказа.

В АРМ МБА выходные данные формируются в виде таблиц или списков с использованием стандартных инструментов системы ИРБИС. Однако для формирования некоторых видов итоговых отчетов этих инструментов оказалось недостаточно. Поэтому инструмент создания выходных форм был доработан.

С использованием стандартных средств и новых возможностей созданы следующие выходные формы для отчетов по работе службы МБА: отчет отдела МБА по основным показателям работы для заданного периода; сведения о списании денег одного абонента для заданного периода; сведения о списании денег для всех абонентов для заданного периода; отчет отдела МБА по электронному копированию для заданного периода.

Как упомянуто выше, все АРМ системы ИРБИС имеют возможность пользовательской настройки. В разработанном АРМ МБА пользователь также может модифицировать все параметрические файлы БД, в частности изменить значения для таких параметров, как справочник кодов операций; значения кодов операций, формируемых автоматически (оформление, выполнение заказа, выполнение списания); справочник видов абонентов; справочник ведомственной принадлежности абонентов; значения цен для разных операций и видов абонента; задания на списание денег по операциям в записях заказа; задание на подсчет итоговой стоимости работы с заказом для записи абонента; таблица переноса данных из записи каталога в запись заказа при оформлении заказа; виды поиска для БД МБА.

 

Переход работы службы МБА ГПНТБ России на разработанный программно-технологический комплекс позволит интегрировать службу МБА в общий программно-технологический комплекс библиотеки. Возможное использование модуля МБА в составе системы ИРБИС другими пользователями создаст предпосылки для его дальнейшего развития.

  
На главную