Научные и технические библиотеки №2 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым–2004»

Секция «Библиотечные кадры, профессия, образование»

Столяров Ю.Н. О работе секции по библиотечному образованию

Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России

Кузнецова Т.Я. Координационный центр дополнительного профессионального библиотечного образования: задачи, функции, основные направления деятельности

Колкова Н.И., Леонидова Г.Ф. Моделирование профессиональной деятельности технологов автоматизированных информационных ресурсов как основа совершенствования образовательных стандартов

Сукиасян Э.Р. Общая и профессиональная культура библиотекаря и динамика развивающегося общества

Земсков А.И. Об организации дистанционного обучения на базе практического опыта, методических наработок и технологий ГПНТБ России


Секция «Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках»

Малицкий Н.А., Елепов Б.С., Мазов Н.А. Функциональные возможности современных библиографических ИПС на Web

Жучков А.В. ЮМОС – новые возможности старой сети


Секция «Электронные библиотеки»

Вегнер Б. О работе секции «Электронные библиотеки» на Конференции «Крым–2004»

Давыдова Н.Р. Фонды электронных документов в библиотеке

Негуляев Е.А. Профессиональная коммуникация российских библиотечных специалистов в области электронных библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С. Работа секции «Корпоративные библиотечно- информационные системы» (Обзор)

Воройский Ф.С., Острая С.А. Информационные ресурсы АРБИКОН – пора подумать об их качестве

>Пурник А.А. Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек: первые результаты и перспективы развития

Григорьев С.А. Корпоративные проекты: мы в ответе за тех, кого вовлекаем


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Электронное библиотековедение

Клюев В.К. Библиотечный маркетинг в новом осмыслении


Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 5

Бродовский А.И., Сбойчаков К.О. Новое поколение системы автоматизации библиотек ИРБИС – ИРБИС64: от электронного каталога к полнотекстовым базам данных 

Дунаевская С.М., Сорокина Л.В. Система автоматизации библиотек ИРБИС: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2003.2 и 2004.1)

Ковязина Е.В. Новые возможности ИРБИС – использование в учебных и практических целях

Казанцева В. П., Вольская Т. А., Матерова Т. В. ИРБИС в крупной вузовской библиотеке: опыт внедрения и перспективы межбиблиотечного взаимодействия

Ржевцева Н.Л. Внедрение системы ИРБИС в библиотеке Севастопольского национального технического университета

Очагова Л.Н., Подморина Е.Б. Автоматизация технологии МБА ГПНТБ России на базе ИРБИС

Колосов К.А. Новые возможности на основе протокола Z39.50 для пользователей ИРБИС


Кузнецова Т.Я.
Академия переподготовки
работников искусства,
культуры и туризма, Москва

Координационный центр дополнительного
профессионального библиотечного образования:
задачи, функции, основные направления деятельности

Динамичные преобразования библиотечного дела, которые обусловлены его технологической модернизацией и повышением социальной роли библиотек в жизни современного общества, ставшего на путь информатизации, являются основным фактором формирования новых профессиональ­ных требований, предъявляемых к библиотечным работникам.

Важнейшее условие адаптации библиотекарей к решению новых производственных задач – это систематическое повышение квалификации и переподготовка кадров, осуществляемые в рамках дополнительного профессионального библиотечного образования. Сегодня оно становится интегральным фокусом отраслевой образовательной системы, поскольку позволяет наиболее полно реализовать принцип непрерывности профессионального образования, столь важного для развития кадрового библиотечного потенциала.

Не менее важна и компенсирующая роль дополнительного профессионального библиотечного образования в восполнении у молодых специалистов недостающих знаний, вызванных имеющимся сегодня разрывом между образовательным процессом, осуществляемым средней и высшей профессиональными школами и динамично развивающейся библиотечной практикой. Кроме того, рост кадрового состава отрасли (за последние годы на 3,5%) осуществлен в основном за счет специалистов  без библиотечного образования. Для них освоение профессионального мастерства, возможное главным образом в системе дополнительного образования (переподготовки), – важнейшее условие адаптации в новом профессиональном сообществе, гарантия социальной защиты и будущего служебного роста.

В современных условиях дополнительное профессиональное библиотечное образование выступает также в качестве действенного инструмента реорганизации библиотечного дела в целом, это площадка освоения новых идей, концепций, технологий: сегодня в его недрах инновационный библиотечный опыт аккумулируется, а затем транслируется и внедряется в практическую деятельность.

Объективная востребованность регулярного повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров послужила предпосылкой создания разветвленной образовательной сети. Современная структура дополнительного профессионального библиотечного образования представлена следующими звеньями: 

  • образовательные учреждения высшего и дополнительного образования в сфере культуры федерального и регионального уровней: Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), Кемеровская государственная академия культуры и искусства и др.;

  • образовательные подразделения федеральных библиотек (учебные центры Российской государственной библиотеки, Российской националь­ной библиотеки и др.);

  • межрегиональные центры непрерывного образования (Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования при ГПНТБ Сибирского отделения РАН);

  • курсы повышения квалификации работников культуры и искусства, учебно-методические центры, центры непрерывного образования при региональных органах управления культуры;

  • центральные библиотеки регионов России (национальные, краевые, областные универсальные научные, детские и юношеские);

  • зональные библиотеки университетов;

  • инновационные образовательные структуры различной ведомственной принадлежности: Региональный инновационный центр при Главном управлении культуры и искусства Омской области, Школа андрагогики Псковской региональной ассоциации образования взрослых и др.;

  • муниципальные библиотечные системы (городские и районные).

В связи с этим возникла острая потребность в координации деятельности указанных образовательных структур, устранении неоправданного дублирования в их учебных мероприятиях, которые во многом носят бессистемный, фрагментарный характер. Необходимо также обеспечивать последовательность и преемственность в передаче опробованных и инновационных знаний, активно внедрять новые образовательные технологии, в том числе дистанционное обучение. Не менее важно устранить имеющиеся сегодня огромные диспропорции в организации, масштабах и систематичности образовательных мероприятий в различных регионах (количество библиотекарей, повысивших свою квалификацию за последние три года, колеблется в пределах от 9,4% в Курской области до 80,6% в Новосибирской области).

Государственная политика в области дополнительного библиотечного профессионального образования сегодня направлена на создание многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, отвечающей задачам поступательной модернизации библиотечного дела, обеспечение согласованного взаимодействия образовательных структур федерального и регионального уровней, координацию их деятельности с учетом выполнения государственного заказа на подготовку кадров новой формации.

Решение этой важной государственной задачи возможно только при наличии Координационного центра федерального уровня. Такой центр создан по решению Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 5 марта 2003 г. на базе ведущего учреждения дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусства – АПРИКТ, более 30 лет возглавляющего систему повышения квалификации отрасли.

Основная цель деятельности Координационного центра – содействие реализации государственной кадровой библиотечной политики путем консолидации образовательного потенциала отрасли и обеспечение согласованного взаимодействия всех структур сферы дополнительного профессионального библиотечного образования (ДПО).


Задачи и функции
Координационного центра:

  • разработка и реализация стратегии развития системы повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров;

  • участие в формировании государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров;

  • оказание научной, учебно-методической и консалтинговой помощи учреждениям, занимающимся переподготовкой и повышением квалификации библиотечных кадров на федеральном и региональном уровнях; содействие формированию учебно-методических центров непрерывного образования в федеральных округах страны;

  • координация деятельности образовательных структур по формированию системы учебных планов, программ и проектов в сфере библиотечного дополнительного профессионального образования; организация работы по созданию типовых учебных планов с федеральным компонентом и обеспечение их трансляции в регионы;

  • создание информационно-ресурсной базы ДПО: учебно-образователь­ной документации, электронных учебников, баз данных инновационных образовательных программ и проектов;

  • внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс, в том числе дистанционного обучения;

  • организация и поддержка экспериментальных учебных баз в области повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров;

  • разработка и внедрение комплексной системы управления качеством учебного процесса; содействие профессиональной общественной сертификации образовательных программ, предлагаемых альтернативными образовательными структурами;

  • стимулирование творческой конкуренции между образовательными структурами; организация и проведение конкурсов на лучшие образовательные проекты и программы;

  • осуществление мониторинга реализации программ ДПО на федеральном и региональном уровнях; анализ эффективности работы образовательных структур и обобщение опыта учебной деятельности;

  • развитие корпоративных межведомственных и международных связей в области дополнительного профессионального библиотечного образования.

В качестве основных направлений деятельности Центра в рамках реализации обозначенных функций планируется содействие созданию в федеральных округах учебно-методических центров ДПО образования, развитию новых форм адаптационного обучения с учетом задач модернизации библиотек, в частности методическое обеспечение организации региональных школ инновационного библиотечного опыта, проблемно-ориентированных образовательных семинаров по магистральным направлениям реформирования библиотечных систем. Это будет способствовать позитивной тенденции диверсификации повышения квалификации библиотечных кадров в организационном, методическом и функциональном аспектах, а также стимулировать творческий подход к учебному процессу.

Центр намечает оказывать консалтинговую помощь всем нуждающимся в ней структурам ДПО, транслировать в регионы типовые учебные планы и программы с федеральным компонентом, помогая тем самым расширению содержательного диапазона и повышению качества учебных курсов, реализуемых региональными образовательными центрами.

Предусматривается оказание соответствующей поддержки в формировании системы перспективного планирования переподготовки и основных форм повышения квалификации на федеральном и региональном уровнях в целях обеспечения определенной последовательности и систематичности обучения различных категорий библиотечных работников.

Центр планирует помогать в развитии новейших образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения на корпоративных, межведомственных основах, в освоении методик опережающего обучения, нацеленного на получение знаний долговременного использования.

Таков далеко не полный перечень основных направлений деятельности Координационного центра. Мы убеждены, что его создание будет способствовать формированию системы дополнительного профессионального библиотечного образования в стране и содействовать координации в этой очень важной сфере профессиональных коммуникаций на федеральном и региональном уровнях.

  
На главную