Колкова Н.И., Леонидова
Г.Ф.
Кемеровский государственный
университет культуры и искусств
Моделирование профессиональной
деятельности
технологов автоматизированных
информационных
ресурсов как основа совершенствования
образовательных стандартов
2003 г. в развитии высшего
библиотечного образования ознаменован
сменой поколений государственных
образовательных стандартов (ГОС).
Разработка образовательных стандартов
второго поколения призвана оказать
кардинальное влияние на повышение качества
подготовки дипломированных специалистов
библиотечно-информационного профиля.
Одним из важнейших достижений
стандартизации высшего библиотечного
образования на современном этапе является
закрепление в новом образовательном
стандарте подготовки специалистов с
квалификацией «Технолог
автоматизированных информационных
ресурсов» (технолог АИР).
Требования к минимуму
содержания основной образовательной
программы технологов АИР в новом
образовательном стандарте раскрыты
федеральным компонентом блока специальных
дисциплин. В его рамках названы такие
учебные дисциплины, как «Автоматизированные
информационно-библиотечные технологии», «Информационные
сети и системы», «Проектирование
автоматизированных библиотечно-информационных
систем», «Информационное обеспечение
автоматизированных библиотечно-информационных
систем», «Лингвистическое обеспечение
автоматизированных библиотечно-информационных
систем», «Программно-техническое
обеспечение автоматизированных
библиотечно-информационных систем».
На освоение специальных
дисциплин ГОС отводит 3100 часов. Требования
к количеству часов, отводимых на изучение
каждой из этих дисциплин, определены
примерным учебным планом подготовки
технологов АИР по специальности 052700 «Библиотечно-информационная
деятельность», который также представлен в
составе ГОС нового поколения.
В настоящее время перед всеми
вузами, взявшими на себя ответственность за
подготовку технологов АИР, стоят задачи
формирования ее полноценного учебно-методического
обеспечения и прежде всего разработки
учебных программ. При этом наряду с
характеристикой содержания разделов и тем
курса каждая учебная программа должна
включать сведения о количестве отводимых
на их изучение часов в разрезе форм
обучения, а также перечень контрольных
вопросов и заданий для самостоятельной
работы, тематику рефератов и курсовых работ,
перечень вопросов к зачету (экзамену),
рекомендуемую литературу, перечень средств
обучения.
Разработчикам учебных программ
необходимо принять многочисленные решения,
каждое из которых должно быть надежно
обосновано. К наиболее ответственным
решениям относятся определение структуры и
содержания учебных программ, выбор форм
обучения по различным темам учебного курса
(лекции; лабораторные, практические и
семинарские занятия; экскурсии;
коллоквиумы; деловые игры и др.) с
оптимальным распределением количества
часов, отводимых на изучение курса в
разрезе выбранных форм обучения.
При поиске ответов на эти
вопросы в области автоматизации
библиотечной деятельности мы провели
исследование массива документов,
представленных в разделах РЖ «Информатика»,
посвященных подготовке информационных и
библиотечных кадров. В составе этих
разделов в качестве объекта исследования
выявлялись рефераты, характеризующие
подготовку (переподготовку, повышение
квалификации) специалистов,
ориентированных на использование в
библиотеке вычислительной техники и
компьютерных технологий. В частности,
методика отбора исходной информации
предусматривала выделение рефератов,
заглавия или тексты которых содержали
ключевые слова, относящиеся к трем
предметным областям: «библиотека», «автоматизация»
и «подготовка (переподготовка, повышение
квалификации) кадров».
Хронологические границы
исследования – 1977–2003 гг. Выбор в качестве
нижней хронологической границы 1977 г.
обоснован тем, что именно в середине 1970-х гг.
начался новый этап развития информационных
технологий, связанный с массовым
производством и внедрением персональных
компьютеров.
Всего по названным направлениям
отобраны для последующего анализа около 400
документов. На их основе создана база
данных, в структуре записей которой
использовались следующие поля:
-
уровень подготовки (переподготовки,
повышения квалификации) кадров (среднее
профессиональное образование, высшее
профессиональное образование);
-
тип учреждения, готовящего
кадры (вуз, институт повышения квалификации,
библиотека);
-
предмет
рассмотрения (АРМ «Библиограф»,
гипертекстовые технологии);
-
аспект рассмотрения (обучение
работе, изучение курса).
Результаты проведенного
микроисследования позволили вскрыть ряд
важных аспектов в развитии подготовки
библиотечных кадров для
автоматизированных библиотечно-информационных
систем (АБИС). Так, анализ распределения
рефератов по хронологическому признаку
показывает, что пик интереса к исследуемой
теме в профессиональной литературе
наблюдался с середины до конца 1980-х гг.
Именно в эти годы в библиотеках и в учебных
заведениях, решающих задачи их кадрового
обеспечения, появились персональные
компьютеры, что закономерно потребовало
выработки новых подходов к развитию
библиотечного образования и определило
существенный рост публикаций по
исследуемой проблеме.
Наличие устойчивого потока
публикаций по подготовке кадров для
автоматизированных библиотечно-информационных
систем отмечается с 1995 г. по настоящее время.
Этому также способствуют определенные
обстоятельства. В частности, в последние
годы определяющим фактором усиления
внимания к проблемам развития библиотечной
школы явилась разработка государственных
образовательных стандартов нового
поколения.
По материалам проведенного
микроисследования распределение массива
отобранных документов по уровню подготовки
(переподготовки, повышения квалификации)
кадров имеет следующий вид: высшее
образование – 48,7%, повышение квалификации
– 35,8%, среднее профессиональное
образование – 4,7%, переподготовка кадров –
1,3%, аспирантура – 1,3%, другое – 9,2%.
Представленные данные показывают, что ядро
публикаций связано с проблемами высшего библиотечного
образования и повышения квалификации
кадров для автоматизированных библиотек
(84,5%).
С позиций географического
признака в составе зарубежных публикаций
обследованного массива документов по
объему выделяются работы американских
авторов. При этом сравнение потоков
отечественных и американских публикаций
позволяет выявить определенную специфику.
Так, лидером в области исследования
проблемы подготовки кадров с высшим
образованием является Россия (СССР) – 73,3%
публикаций; для США этот показатель
составляет 44,0%.
В сфере повышения квалификации
кадров рассматриваемые вопросы наиболее
активно исследуются специалистами США –
38,5% публикаций; в России (СССР) этот
показатель составляет 22,9%. Вопросы
профессиональной подготовки библиотечных
кадров среднего звена освещают в 3,7%
публикаций специалистов США и 1,9% – России (СССР).
Проблему подготовки специалистов в
аспирантуре и интернатуре затрагивают 3,6%
работ американских авторов, российских
работ по этой теме на основе РЖ «Информатика»
не выявлено.
Полученные данные, безусловно,
имеют важное значение для дальнейшего
развития деятельности по стандартизации
библиотечного образования, в частности с
позиций системного подхода, направленного
на рассмотрение высшего, среднего,
послевузовского образования,
переподготовки и повышения квалификации
библиотечных кадров как единого целого.
Однако в ходе проведенного
микроисследования нам не удалось получить
ответа на главный вопрос, связанный с
выявлением документов, раскрывающих пути
оптимального выполнения требований
государственных образовательных
стандартов при формировании учебно-методического
обеспечения подготовки библиотечных и
информационных специалистов.
В этих условиях мы попытались
решить проблему поэтапно, с использованием
метода моделирования. Исходя из того, что в
основе принятия решений при разработке
учебных программ должны лежать требования
к результатам обучения по каждой
конкретной теме и каждой конкретной ее
дидактической единице, а также из
необходимости дифференцировать требования
к приобретаемым студентами знаниям и
умениям с позиций степени их
востребованности в будущей
профессиональной деятельности
предусматривались три этапа работы:
-
формирование когнитивной и
деятельностной моделей требований
государственного образовательного
стандарта высшего профессионального
образования в области культуры и искусства
по специальности 052700 «Библиотечно-информационная
деятельность» для специалистов с
квалификацией «Технолог
автоматизированных информационных
ресурсов»;
-
расширение этих моделей с
учетом новейших достижений в области
информатизации общества, в частности в
области библиотечно-информационной
деятельности;
-
экспертная оценка знаний и
умений технологов АИР с позиций их
дифференциации в соответствии с уровнем
предъявляемых библиотечной практикой
требований к их подготовке, т.е. на
основании деятельностного подхода.
Методика работы на первом этапе
предусматривала выделение в составе
установленного ГОС высшего
профессионального образования (ВПО)
минимума содержания учебных дисциплин
дидактических единиц, характеризующих
знания и умения студентов. Запись
выделенных дидактических единиц
осуществлялась в формализованной форме в
виде однотипных конструкций, содержащих
предмет и аспект рассмотрения, например,
каталоги библиотечные электронные –
знание свойств, каталоги библиотечные электронные
– знание технологии создания, продукты
информационные АБИС – знание тенденций
развития, межбиблиотечный абонемент
электронный – владение технологией.
В результате сформирован банк
дидактических единиц, составляющих
когнитивную и деятельностную модели
требований ГОС ВПО к подготовке технологов
АИР в целом и в разрезе каждой
представленной в нем учебной дисциплины.
Так, в требованиях к минимуму содержания
специальной дисциплины «Автоматизированные
информационно-библиотечные технологии»,
составляющей ядро профессиональной
подготовки технологов АИР, выделено 49
дидактических единиц, характеризующих
состав требований к знаниям и умениям
выпускников в данной предметной области, в
том числе 33 – в области знаний и 16 – в
области умений.
Создание такого базового набора
дидактических единиц позволяет более четко
характеризовать минимум содержания
учебной программы. Однако соотношение
теоретической и практической частей курса
в этом наборе представлено лишь в
обобщенном виде. Для развернутого
представления содержания учебных программ
в соответствии с требованиями ГОС ВПО на
втором этапе работы потребовалось
пополнение полученных когнитивной и
деятельностной моделей за счет записей,
отраженных в БД «Модель деятельности АБИС».
Модель деятельности АБИС,
отраженная в одноименной БД, в свою очередь
создавалась на основе информации,
полученной в результате контент-анализа
текстов как опубликованных, так и
неопубликованных документов, освещающих
теорию и практику деятельности АБИС.
Использованный для создания модели
деятельности АБИС документальный поток
включал: периодические профессиональные
издания; материалы ежегодных Крымских
конференций «Библиотеки и ассоциации в
меняющемся мире: новые технологии и новые
формы сотрудничества»; основополагающие
непериодические профессиональные издания
по вопросам разработки и эксплуатации
автоматизированных библиотечно-информационных
систем и сетей; отчеты о НИР и ОКР по
созданию корпоративных библиотечных сетей.
Дополнительные данные для построения этой
модели получены в ходе анкетирования
руководителей и ведущих специалистов
библиотек различного статуса.
Полученные результаты
оформлены в виде реляционной БД,
представляющей собой совокупность
формализованных записей, отражающих
элементы сегодняшней и перспективной
деятельности библиотек в области автоматизации. Создание такой БД
обеспечивало возможность получения
выборки по любому из полей записи, что, в
свою очередь, позволяло сформировать
массивы данных, характеризующие наполнение
каждой из предметных областей в составе
автоматизированного библиотечного
производства.
При совместном использовании
этих моделей дидактические единицы,
представленные в когнитивной и
деятельностной моделях, выступали как
родовые понятия по отношению к лексическим
единицам БД «Модель деятельности АБИС». Для
каждого из родовых понятий из этой БД
установлены соответствующие видовые
понятия. Например, для дидактической
единицы «сетевые технологии», входящей в
состав учебной программы дисциплины «Автоматизированные
информационно-библиотечные технологии», из
БД «Модель деятельности АБИС» выявлены
такие лексические единицы, как «Интернет-технологии»,
«информационная технология передачи
файлов (FTP)»,
«информационная технология электронной
почты», «информационная технология WWW»
и др. В результате такой процедуры круг
лексических единиц, необходимых для
составления учебной программы, в
значительной степени может быть дополнен и
уточнен.
Такое наращивание объема
когнитивной и деятельностной моделей
позволяет в полной мере установить
наполнение содержания учебной программы,
но все же не дает четкого ответа на многие
важные вопросы, связанные с организацией
обучения по конкретной учебной дисциплине
и созданием его полноценного учебно-методического
обеспечения. В частности, открытыми
остаются вопросы целесообразного
структурирования лекционного материала,
выбора рациональных форм практического
обучения, распределения часов по темам
программы курса и формам обучения,
определения подходов к мотивированному
определению содержания семинарских
занятий, рационального выбора заданий при
практическом обучении в ходе лабораторных
и практических работ, определения состава
учебного материала для организации
самостоятельной работы студентов и,
наконец, проектирования системы надежного
входного, текущего и итогового контроля
знаний и умений студентов.
С целью принятия компетентных
решений по данным вопросам осуществлена
экспертная оценка материала, полученного с
использованием рассмотренных выше БД, на
предмет установления необходимого уровня
погружения студентов в изучаемый материал
и соответствующего ему типа приобретаемых
знаний и умений. В качестве экспертов
выступали работники библиотек,
преподаватели и студенты старших курсов
факультета информационных технологий
Кемеровского государственного
университета культуры и искусств. Так, в
разрезе дисциплины «Автоматизированные
информационно-библиотечные технологии»
экспертам предлагалось определить
принадлежность каждого из видов
библиотечно-информационных технологий в
составе заданного их перечня к одной из
четырех групп:
-
технологии, которыми
технологи АИР должны владеть в
совершенстве с точки зрения и знаний, и
умений;
-
технологии, которые технолог
АИР должен хорошо знать и хорошо уметь
реализовать с использованием какого-либо
конкретного прикладного программного
средства;
-
технологии, которые должны
быть освоены технологом АИР на уровне
знания сущности технологии и умения
воспользоваться при ее реализации каким-либо
из известных программных средств;
-
технологии, о которых технолог
АИР должен лишь иметь представление на
уровне родовидовых связей и общей
характеристики и не обязан владеть
практически.
К технологиям первой группы,
согласно оценке экспертов, относятся
технологии обработки текстовой,
графической, табличной информации;
технологии создания презентаций;
технологии оцифровки информации;
технологии электронной почты; технологии
информационного поиска, в том числе
удаленного, и др. Как видно из приведенного
перечня, все они относятся к информационным
технологиям конечного пользователя. В
условиях информатизации общества наличие
знаний и умений в области этих технологий
все в большей мере становится элементом
информационной культуры современного
человека, тем более специалиста, занятого в
сфере информационной деятельности.
Технологии второй группы – это
технологии специального назначения,
ориентированные на конкретную предметную
область – библиотечную деятельность.
Отсюда требования к глубокому овладению
знаниями и умениями в их сфере. Однако, как
известно, эти технологии располагают в
настоящее время широким набором прикладных
программных средств, обеспечивающих
реализацию задач и функций АБИС. Надежное
овладение всеми представленными на
отечественном и зарубежном рынках пакетами
прикладных программ, безусловно, нереально.
Это обусловливает выдвигаемое экспертами
требование надежного овладения студентами
каким-либо пакетом прикладных программ из
числа тех, которые в наибольшей степени
отвечают требованиям библиотечной
практики на современном уровне, например
ИРБИС.
В составе информационных
технологий третьей группы выделены новые
информационные технологии, связанные с
расширением возможностей библиотек в
создании информационных продуктов и услуг.
К ним относятся технологии: гипертекстовые,
мультимедиа, формирования баз данных,
создания веб-сайтов, настольных
издательских систем и др.
И наконец, к четвертой группе
отнесены технологии, которые принято
называть инструментальными. Именно эти
технологии в качестве инструментов
используются специалистами в области
программирования для автоматизированного
решения библиотечных задач (технологии
программирования с использованием
различных языков и сред программирования,
технологии защиты информации и др.).
Следует заметить, что, по мнению
экспертов, информационные технологии
первой группы не должны изучаться в составе
курса «Автоматизированные библиотечно-информационные
технологии». Наиболее разумным является
продолжение их освоения на уровне вуза
после приобретения необходимых знаний и
умений в общеобразовательных учебных
заведениях в рамках учебной дисциплины «Информатика».
Все остальные технологии должны
выступать объектом изучения в курсе «Автоматизированные
библиотечно-информационные технологии» с
соответствующей степенью глубины.
Результаты экспертной оценки
обсуждаемого перечня информационных
технологий также показали, что большинство
экспертов отмечают целесообразность
весьма широкой теоретической подготовки
технологов АИР в области
автоматизированных библиотечно-информационных
технологий, распространяющейся
практически на весь их заявленный перечень.
Что же касается состава профессиональных
умений технологов АИР в этой сфере, то, по
мнению большинства экспертов, этот
перечень должен быть значительно сужен.
Полученные данные подтверждают
наше представление о технологах АИР как
координаторах и организаторах синхронной
деятельности всех подразделений
автоматизированного библиотечного
производства. Обладая широким спектром
профессиональных знаний, эти специалисты
могут органично входить в контакт со
специалистами другого профиля,
привлекаемыми к работе в условиях
автоматизированной библиотеки:
программистами, электрониками,
администраторами баз и банков данных, веб-дизайнерами,
специалистами по защите информации,
администраторами сетей и др. Но при этом
технологи АИР, безусловно, не могут
практически быть готовыми к решению задач
по всем направлениям деятельности АБИС, в
частности в области программного и
технического обеспечения.
Дифференцированная оценка
состава дидактических единиц учебной
программы с позиций степени их
востребованности в будущей
профессиональной деятельности определяет
возможность корреляции содержания каждой
темы с приоритетными для нее формами
организации учебного процесса. Так,
практическое овладение информационными
технологиями второй группы, безусловно,
должно быть связано с использованием
полного цикла лабораторных работ.
Овладение же информационными технологиями
третьей группы может быть ориентировано на
отдельные лабораторные работы. Изучение
технологий четвертой группы целесообразно
организовать на практических и семинарских
занятиях.
Описанный на примере курса «Автоматизированные
библиотечно-информационные технологии»
подход к разработке учебной программы
может быть распространен на любую учебную
дисциплину подготовки специалистов
данного профиля. В целом использование
полученных результатов может быть связано
как с деятельностью по оптимальной
реализации требований ГОС ВПО в области
культуры и искусства по специальности 052700 «Библиотечно-информационная
деятельность» для специалистов с
квалификацией «Технолог
автоматизированных информационных
ресурсов», так и с дальнейшим его
совершенствованием, в частности с учетом
взаимосвязей на уровне среднего, высшего,
послевузовского образования, а также
переподготовки и повышения квалификации
кадров.
|