Научные и технические библиотеки №2 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым–2004»

Секция «Библиотечные кадры, профессия, образование»

Столяров Ю.Н. О работе секции по библиотечному образованию

Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России

Кузнецова Т.Я. Координационный центр дополнительного профессионального библиотечного образования: задачи, функции, основные направления деятельности

Колкова Н.И., Леонидова Г.Ф. Моделирование профессиональной деятельности технологов автоматизированных информационных ресурсов как основа совершенствования образовательных стандартов

Сукиасян Э.Р. Общая и профессиональная культура библиотекаря и динамика развивающегося общества

Земсков А.И. Об организации дистанционного обучения на базе практического опыта, методических наработок и технологий ГПНТБ России


Секция «Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках»

Малицкий Н.А., Елепов Б.С., Мазов Н.А. Функциональные возможности современных библиографических ИПС на Web

Жучков А.В. ЮМОС – новые возможности старой сети


Секция «Электронные библиотеки»

Вегнер Б. О работе секции «Электронные библиотеки» на Конференции «Крым–2004»

Давыдова Н.Р. Фонды электронных документов в библиотеке

Негуляев Е.А. Профессиональная коммуникация российских библиотечных специалистов в области электронных библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С. Работа секции «Корпоративные библиотечно- информационные системы» (Обзор)

Воройский Ф.С., Острая С.А. Информационные ресурсы АРБИКОН – пора подумать об их качестве

>Пурник А.А. Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек: первые результаты и перспективы развития

Григорьев С.А. Корпоративные проекты: мы в ответе за тех, кого вовлекаем


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Электронное библиотековедение

Клюев В.К. Библиотечный маркетинг в новом осмыслении


Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 5

Бродовский А.И., Сбойчаков К.О. Новое поколение системы автоматизации библиотек ИРБИС – ИРБИС64: от электронного каталога к полнотекстовым базам данных 

Дунаевская С.М., Сорокина Л.В. Система автоматизации библиотек ИРБИС: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2003.2 и 2004.1)

Ковязина Е.В. Новые возможности ИРБИС – использование в учебных и практических целях

Казанцева В. П., Вольская Т. А., Матерова Т. В. ИРБИС в крупной вузовской библиотеке: опыт внедрения и перспективы межбиблиотечного взаимодействия

Ржевцева Н.Л. Внедрение системы ИРБИС в библиотеке Севастопольского национального технического университета

Очагова Л.Н., Подморина Е.Б. Автоматизация технологии МБА ГПНТБ России на базе ИРБИС

Колосов К.А. Новые возможности на основе протокола Z39.50 для пользователей ИРБИС


Колкова Н.И., Леонидова Г.Ф.
Кемеровский государственный
университет культуры и искусств

Моделирование профессиональной деятельности
технологов автоматизированных информационных
ресурсов как основа совершенствования
образовательных стандартов

2003 г. в развитии высшего библиотечного образования ознаменован сменой поколений государственных образовательных стандартов (ГОС). Разработка образовательных стандартов второго поколения призвана оказать кардинальное влияние на повышение качества подготовки дипломированных специалистов библиотечно-информационного профиля.

Одним из важнейших достижений стандартизации высшего библиотечного образования на современном этапе является закрепление в новом образовательном стандарте подготовки специалистов с квалификацией «Технолог автоматизированных информационных ресурсов» (технолог АИР).

Требования к минимуму содержания основной образовательной программы технологов АИР в новом образовательном стандарте раскрыты федеральным компонентом блока специальных дисциплин. В его рамках названы такие учебные дисциплины, как «Автоматизированные информационно-библиотечные технологии», «Информационные сети и системы», «Проектирование автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Программно-техническое обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем».

На освоение специальных дисциплин ГОС отводит 3100 часов. Требования к количеству часов, отводимых на изучение каждой из этих дисциплин, определены примерным учебным планом подготовки технологов АИР по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность», который также представлен в составе ГОС нового поколения.

В настоящее время перед всеми вузами, взявшими на себя ответственность за подготовку технологов АИР, стоят задачи формирования ее полноценного учебно-методического обеспечения и прежде всего разработки учебных программ. При этом наряду с характеристикой содержания разделов и тем курса каждая учебная программа должна включать сведения о количестве отводимых на их изучение часов в разрезе форм обучения, а также перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, тематику рефератов и курсовых работ, перечень вопросов к зачету (экзамену), рекомендуемую литературу, перечень средств обучения.

Разработчикам учебных программ необходимо принять многочисленные решения, каждое из которых должно быть надежно обосновано. К наиболее ответственным решениям относятся определение структуры и содержания учебных программ, выбор форм обучения по различным темам учебного курса (лекции; лабораторные, практические и семинарские занятия; экскурсии; коллоквиумы; деловые игры и др.) с оптимальным распределением количества часов, отводимых на изучение курса в разрезе выбранных форм обучения.

При поиске ответов на эти вопросы в области автоматизации библиотечной деятельности мы провели исследование массива документов, представленных в разделах РЖ «Информатика», посвященных подготовке информационных и библиотечных кадров. В составе этих разделов в качестве объекта исследования выявлялись рефераты, характеризующие подготовку (переподготовку, повышение квалификации) специалистов, ориентированных на использование в библиотеке вычислительной техники и компьютерных технологий. В частности, методика отбора исходной информации предусматривала выделение рефератов, заглавия или тексты которых содержали ключевые слова, относящиеся к трем предметным областям: «библиотека», «автоматизация» и «подготовка (переподготовка, повышение квалификации) кадров».

Хронологические границы исследования – 1977–2003 гг. Выбор в качестве нижней хронологической границы 1977 г. обоснован тем, что именно в середине 1970-х гг. начался новый этап развития информационных технологий, связанный с массовым производством и внедрением персональных компьютеров.

Всего по названным направлениям отобраны для последующего анализа около 400 документов. На их основе создана база данных, в структуре записей которой использовались следующие поля:

  • уровень подготовки (переподготовки, повышения квалификации) кадров (среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование);

  • тип учреждения, готовящего кадры (вуз, институт повышения квалификации, библиотека);

  • предмет рассмотрения (АРМ «Библиограф», гипертекстовые технологии);

  • аспект рассмотрения (обучение работе, изучение курса).

Результаты проведенного микроисследования позволили вскрыть ряд важных аспектов в развитии подготовки библиотечных кадров для автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС). Так, анализ распределения рефератов по хронологическому признаку показывает, что пик интереса к исследуемой теме в профессиональной литературе наблюдался с середины до конца 1980-х гг. Именно в эти годы в библиотеках и в учебных заведениях, решающих задачи их кадрового обеспечения, появились персональные компьютеры, что закономерно потребовало выработки новых подходов к развитию библиотечного образования и определило существенный рост публикаций по исследуемой проблеме.

Наличие устойчивого потока публикаций по подготовке кадров для автоматизированных библиотечно-информационных систем отмечается с 1995 г. по настоящее время. Этому также способствуют определенные обстоятельства. В частности, в последние годы определяющим фактором усиления внимания к проблемам развития библиотечной школы явилась разработка государственных образовательных стандартов нового поколения.

По материалам проведенного микроисследования распределение массива отобранных документов по уровню подготовки (переподготовки, повышения квалификации) кадров имеет следующий вид: высшее образование – 48,7%, повышение квалификации – 35,8%, среднее профессиональное образование – 4,7%, переподготовка кадров – 1,3%, аспирантура – 1,3%, другое – 9,2%. Представленные данные показывают, что ядро публикаций связано с проблемами высшего библиотечного образования и повышения квалификации кадров для автоматизированных библиотек (84,5%).

С позиций географического признака в составе зарубежных публикаций обследованного массива документов по объему выделяются работы американских авторов. При этом сравнение потоков отечественных и американских публикаций позволяет выявить определенную специфику. Так, лидером в области исследования проблемы подготовки кадров с высшим образованием является Россия (СССР) – 73,3% публикаций; для США этот показатель составляет 44,0%.

В сфере повышения квалификации кадров рассматриваемые вопросы наиболее активно исследуются специалистами США – 38,5% публикаций; в России (СССР) этот показатель составляет 22,9%. Вопросы профессиональной подготовки библиотечных кадров среднего звена освещают в 3,7% публикаций специалистов США и 1,9% – России (СССР). Проблему подготовки специалистов в аспирантуре и интернатуре затрагивают 3,6% работ американских авторов, российских работ по этой теме на основе РЖ «Информатика» не выявлено.

Полученные данные, безусловно, имеют важное значение для дальнейшего развития деятельности по стандартизации библиотечного образования, в частности с позиций системного подхода, направленного на рассмотрение высшего, среднего, послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров как единого целого. Однако в ходе проведенного микроисследования нам не удалось получить ответа на главный вопрос, связанный с выявлением документов, раскрывающих пути оптимального выполнения требований государственных образовательных стандартов при формировании учебно-методического обеспечения подготовки библиотечных и информационных специалистов.

В этих условиях мы попытались решить проблему поэтапно, с использованием метода моделирования. Исходя из того, что в основе принятия решений при разработке учебных программ должны лежать требования к результатам обучения по каждой конкретной теме и каждой конкретной ее дидактической единице, а также из необходимости дифференцировать требования к приобретаемым студентами знаниям и умениям с позиций степени их востребованности в будущей профессиональной деятельности предусматривались три этапа работы:

  • формирование когнитивной и деятельностной моделей требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» для специалистов с квалификацией «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»;

  • расширение этих моделей с учетом новейших достижений в области информатизации общества, в частности в области библиотечно-информационной деятельности;

  • экспертная оценка знаний и умений технологов АИР с позиций их дифференциации в соответствии с уровнем предъявляемых библиотечной практикой требований к их подготовке, т.е. на основании деятельностного подхода.

Методика работы на первом этапе предусматривала выделение в составе установленного ГОС высшего профессионального образования (ВПО) минимума содержания учебных дисциплин дидактических единиц, характеризующих знания и умения студентов. Запись выделенных дидактических единиц осуществлялась в формализованной форме в виде однотипных конструкций, содержащих предмет и аспект рассмотрения, например, каталоги библиотечные электронные – знание свойств, каталоги библиотечные электронные – знание технологии создания, продукты информационные АБИС – знание тенденций развития, межбиблиотечный абонемент электронный – владение технологией.

В результате сформирован банк дидактических единиц, составляющих когнитивную и деятельностную модели требований ГОС ВПО к подготовке технологов АИР в целом и в разрезе каждой представленной в нем учебной дисциплины. Так, в требованиях к минимуму содержания специальной дисциплины «Автоматизированные информационно-библиотечные технологии», составляющей ядро профессиональной подготовки технологов АИР, выделено 49 дидактических единиц, характеризующих состав требований к знаниям и умениям выпускников в данной предметной области, в том числе 33 – в области знаний и 16 – в области умений.

Создание такого базового набора дидактических единиц позволяет более четко характеризовать минимум содержания учебной программы. Однако соотношение теоретической и практической частей курса в этом наборе представлено лишь в обобщенном виде. Для развернутого представления содержания учебных программ в соответствии с требованиями ГОС ВПО на втором этапе работы потребовалось пополнение полученных когнитивной и деятельностной моделей за счет записей, отраженных в БД «Модель деятельности АБИС».

Модель деятельности АБИС, отраженная в одноименной БД, в свою очередь создавалась на основе информации, полученной в результате контент-анализа текстов как опубликованных, так и неопубликованных документов, освещающих теорию и практику деятельности АБИС. Использованный для создания модели деятельности АБИС документальный поток включал: периодические профессиональные издания; материалы ежегодных Крымских конференций «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»; основополагающие непериодические профессиональные издания по вопросам разработки и эксплуатации автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей; отчеты о НИР и ОКР по созданию корпоративных библиотечных сетей. Дополнительные данные для построения этой модели получены в ходе анкетирования руководителей и ведущих специалистов библиотек различного статуса.

Полученные результаты оформлены в виде реляционной БД, представляющей собой совокупность формализованных записей, отражающих элементы сегодняшней и перспективной деятельности библиотек в области автоматизации. Создание такой БД обеспечивало возможность получения выборки по любому из полей записи, что, в свою очередь, позволяло сформировать массивы данных, характеризующие наполнение каждой из предметных областей в составе автоматизированного библиотечного производства.

При совместном использовании этих моделей дидактические единицы, представленные в когнитивной и деятельностной моделях, выступали как родовые понятия по отношению к лексическим единицам БД «Модель деятельности АБИС». Для каждого из родовых понятий из этой БД установлены соответствующие видовые понятия. Например, для дидактической единицы «сетевые технологии», входящей в состав учебной программы дисциплины «Автоматизированные информационно-библиотечные технологии», из БД «Модель деятельности АБИС» выявлены такие лексические единицы, как «Интернет-технологии», «информационная технология передачи файлов (FTP)», «информационная технология электронной почты», «информационная технология WWW» и др. В результате такой процедуры круг лексических единиц, необходимых для составления учебной программы, в значительной степени может быть дополнен и уточнен.

Такое наращивание объема когнитивной и деятельностной моделей позволяет в полной мере установить наполнение содержания учебной программы, но все же не дает четкого ответа на многие важные вопросы, связанные с организацией обучения по конкретной учебной дисциплине и созданием его полноценного учебно-методического обеспечения. В частности, открытыми остаются вопросы целесообразного структурирования лекционного материала, выбора рациональных форм практического обучения, распределения часов по темам программы курса и формам обучения, определения подходов к мотивированному определению содержания семинарских занятий, рационального выбора заданий при практическом обучении в ходе лабораторных и практических работ, определения состава учебного материала для организации самостоятельной работы студентов и, наконец, проектирования системы надежного входного, текущего и итогового контроля знаний и умений студентов.

С целью принятия компетентных решений по данным вопросам осуществлена экспертная оценка материала, полученного с использованием рассмотренных выше БД, на предмет установления необходимого уровня погружения студентов в изучаемый материал и соответствующего ему типа приобретаемых знаний и умений. В качестве экспертов выступали работники библиотек, преподаватели и студенты старших курсов факультета информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Так, в разрезе дисциплины «Автоматизированные информационно-библиотечные технологии» экспертам предлагалось определить принадлежность каждого из видов библиотечно-информационных технологий в составе заданного их перечня к одной из четырех групп:

  1. технологии, которыми технологи АИР должны владеть в совершенстве с точки зрения и знаний, и умений;

  2. технологии, которые технолог АИР должен хорошо знать и хорошо уметь реализовать с использованием какого-либо конкретного прикладного программного средства;

  3. технологии, которые должны быть освоены технологом АИР на уровне знания сущности технологии и умения воспользоваться при ее реализации каким-либо из известных программных средств;

  4. технологии, о которых технолог АИР должен лишь иметь представление на уровне родовидовых связей и общей характеристики и не обязан владеть практически.

К технологиям первой группы, согласно оценке экспертов, относятся технологии обработки текстовой, графической, табличной информации; технологии создания презентаций; технологии оцифровки информации; технологии электронной почты; технологии информационного поиска, в том числе удаленного, и др. Как видно из приведенного перечня, все они относятся к информационным технологиям конечного пользователя. В условиях информатизации общества наличие знаний и умений в области этих технологий все в большей мере становится элементом информационной культуры современного человека, тем более специалиста, занятого в сфере информационной деятельности.

Технологии второй группы – это технологии специального назначения, ориентированные на конкретную предметную область – библиотечную деятельность. Отсюда требования к глубокому овладению знаниями и умениями в их сфере. Однако, как известно, эти технологии располагают в настоящее время широким набором прикладных программных средств, обеспечивающих реализацию задач и функций АБИС. Надежное овладение всеми представленными на отечественном и зарубежном рынках пакетами прикладных программ, безусловно, нереально. Это обусловливает выдвигаемое экспертами требование надежного овладения студентами каким-либо пакетом прикладных программ из числа тех, которые в наибольшей степени отвечают требованиям библиотечной практики на современном уровне, например ИРБИС.

В составе информационных технологий третьей группы выделены новые информационные технологии, связанные с расширением возможностей библиотек в создании информационных продуктов и услуг. К ним относятся технологии: гипертекстовые, мультимедиа, формирования баз данных, создания веб-сайтов, настольных издательских систем и др.

И наконец, к четвертой группе отнесены технологии, которые принято называть инструментальными. Именно эти технологии в качестве инструментов используются специалистами в области программирования для автоматизированного решения библиотечных задач (технологии программирования с использованием различных языков и сред программирования, технологии защиты информации и др.).

Следует заметить, что, по мнению экспертов, информационные технологии первой группы не должны изучаться в составе курса «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии». Наиболее разумным является продолжение их освоения на уровне вуза после приобретения необходимых знаний и умений в общеобразовательных учебных заведениях в рамках учебной дисциплины «Информатика». Все остальные технологии должны выступать объектом изучения в курсе «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии» с соответствующей степенью глубины.

Результаты экспертной оценки обсуждаемого перечня информационных технологий также показали, что большинство экспертов отмечают целесообразность весьма широкой теоретической подготовки технологов АИР в области автоматизированных библиотечно-информационных технологий, распространяющейся практически на весь их заявленный перечень. Что же касается состава профессиональных умений технологов АИР в этой сфере, то, по мнению большинства экспертов, этот перечень должен быть значительно сужен.

Полученные данные подтверждают наше представление о технологах АИР как координаторах и организаторах синхронной деятельности всех подразделений автоматизированного библиотечного производства. Обладая широким спектром профессиональных знаний, эти специалисты могут органично входить в контакт со специалистами другого профиля, привлекаемыми к работе в условиях автоматизированной библиотеки: программистами, электрониками, администраторами баз и банков данных, веб-дизайнерами, специалистами по защите информации, администраторами сетей и др. Но при этом технологи АИР, безусловно, не могут практически быть готовыми к решению задач по всем направлениям деятельности АБИС, в частности в области программного и технического обеспечения.

Дифференцированная оценка состава дидактических единиц учебной программы с позиций степени их востребованности в будущей профессиональной деятельности определяет возможность корреляции содержания каждой темы с приоритетными для нее формами организации учебного процесса. Так, практическое овладение информационными технологиями второй группы, безусловно, должно быть связано с использованием полного цикла лабораторных работ. Овладение же информационными технологиями третьей группы может быть ориентировано на отдельные лабораторные работы. Изучение технологий четвертой группы целесообразно организовать на практических и семинарских занятиях.

Описанный на примере курса «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии» подход к разработке учебной программы может быть распространен на любую учебную дисциплину подготовки специалистов данного профиля. В целом использование полученных результатов может быть связано как с деятельностью по оптимальной реализации требований ГОС ВПО в области культуры и искусства по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» для специалистов с квалификацией «Технолог автоматизированных информационных ресурсов», так и с дальнейшим его совершенствованием, в частности с учетом взаимосвязей на уровне среднего, высшего, послевузовского образования, а также переподготовки и повышения квалификации кадров.

  
На главную