Научные и технические библиотеки №2 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым–2004»

Секция «Библиотечные кадры, профессия, образование»

Столяров Ю.Н. О работе секции по библиотечному образованию

Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России

Кузнецова Т.Я. Координационный центр дополнительного профессионального библиотечного образования: задачи, функции, основные направления деятельности

Колкова Н.И., Леонидова Г.Ф. Моделирование профессиональной деятельности технологов автоматизированных информационных ресурсов как основа совершенствования образовательных стандартов

Сукиасян Э.Р. Общая и профессиональная культура библиотекаря и динамика развивающегося общества

Земсков А.И. Об организации дистанционного обучения на базе практического опыта, методических наработок и технологий ГПНТБ России


Секция «Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках»

Малицкий Н.А., Елепов Б.С., Мазов Н.А. Функциональные возможности современных библиографических ИПС на Web

Жучков А.В. ЮМОС – новые возможности старой сети


Секция «Электронные библиотеки»

Вегнер Б. О работе секции «Электронные библиотеки» на Конференции «Крым–2004»

Давыдова Н.Р. Фонды электронных документов в библиотеке

Негуляев Е.А. Профессиональная коммуникация российских библиотечных специалистов в области электронных библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С. Работа секции «Корпоративные библиотечно- информационные системы» (Обзор)

Воройский Ф.С., Острая С.А. Информационные ресурсы АРБИКОН – пора подумать об их качестве

>Пурник А.А. Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек: первые результаты и перспективы развития

Григорьев С.А. Корпоративные проекты: мы в ответе за тех, кого вовлекаем


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Электронное библиотековедение

Клюев В.К. Библиотечный маркетинг в новом осмыслении


Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 5

Бродовский А.И., Сбойчаков К.О. Новое поколение системы автоматизации библиотек ИРБИС – ИРБИС64: от электронного каталога к полнотекстовым базам данных 

Дунаевская С.М., Сорокина Л.В. Система автоматизации библиотек ИРБИС: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2003.2 и 2004.1)

Ковязина Е.В. Новые возможности ИРБИС – использование в учебных и практических целях

Казанцева В. П., Вольская Т. А., Матерова Т. В. ИРБИС в крупной вузовской библиотеке: опыт внедрения и перспективы межбиблиотечного взаимодействия

Ржевцева Н.Л. Внедрение системы ИРБИС в библиотеке Севастопольского национального технического университета

Очагова Л.Н., Подморина Е.Б. Автоматизация технологии МБА ГПНТБ России на базе ИРБИС

Колосов К.А. Новые возможности на основе протокола Z39.50 для пользователей ИРБИС


Земсков А.И.
ГПНТБ России

Об организации дистанционного обучения
на базе практического опыта, методических наработок
и технологий ГПНТБ России

Быстрое изменение окружающего нас мира – идет ли речь о технологических достижениях или изменениях политической и экономической основы общества – вызывает потребность в расширении возможностей для обучения, в том числе для непрерывного образования. Не критикуя ни одну из сложившихся систем образования – американскую, европейскую или складывающуюся сейчас в России – можно сказать, что введение новых и в первую очередь дистанционных систем образования будет на пользу обществу в целом.

Постоянное увеличение общего количества студентов, усложнение их состава – как по возрасту, так и по уровню начальной подготовки – требуют индивидуального подхода, который также уместнее осуществлять в режиме дистанционного обучения.

В этом докладе кратко проанализировано формирование национальной инфраструктуры, способной обеспечить дистанционное обучение. Более детально рассмотрены практический опыт, методические наработки и технологии ГПНТБ России, дающие возможность перейти от теоретизирования к практическому внедрению.

Естественный вопрос, возникающий при обсуждении возможностей внедрения новых систем, – готовность инфраструктуры. К 2004 г. в России, по-видимому, сложилась достаточно благоприятная конъюнктура.

На заседании по случаю десятилетия Рунет (7 апр. 2004 г.) руководитель Федерального агентства связи и коммуникаций Л. Д. Рейман отметил, что 2003 г. для российского Интернета стал особенно успешным. Количество наименований русскоязычных ресурсов в сети достигло 235 тыс. Число пользователей Интернета, регулярно выходящих в сеть, выросло на 35% и составило 14 млн человек, а рост трафика превысил 180%.

Одной из наиболее позитивных тенденций  развития российской части всемирной паутины явилась востребованность национального контента: в настоящее время до 70% трафика замыкается внутри России. Динамика развития российской инфраструктуры за 2000–2003 гг. показана на рис. 1.

В целом можно считать, что уровень развития и состояние национальной инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий уже достигли некоего порога, достаточного для формирования потенциальной массовой аудитории.

Рис.1. Динамика развития российской инфраструктуры за 2000–2003 гг.


Вселяют надежду на новые технологические прорывы совершенно сказочные темпы развития мобильной связи. (В России в 2003 г. было более 40 млн трубок, к концу 2004 г. – 50–55 млн трубок.) Благодаря этим темпам может сформироваться совершенно новая база, на которой Россия буквально ворвется в мир высоких технологий обучения, важно лишь не упустить время. Многое будет определяться развитием технологии сетей третьего поколения по доступу к Интернету (3G) и выдачей лицензий на пользование частотами.

При оценке возможностей дистанционного обучения не менее важный вопрос – наличие подготовленной учебно-методической и технологической базы для организации процесса. Нужно сказать, что такая база в России существует – многие российские библиотеки и университеты уже развернули подготовку к внедрению этой формы обучения, «центры кристаллизации» имеются. В целом развитие Рунета (а значит, и потенциальный объем сетевых учебных ресурсов и пунктов обслуживания массового пользователя) хорошо характеризует график на рис. 2.

Перейду от страны в целом к рассмотрению готовности конкретных организаций и учреждений вести работу по дистанционному обучению, в частности о готовности ГПНТБ России.

В ГПНТБ России среди зарегистрированных читателей значительную долю (70–75%) сейчас составляют читатели, имеющие непосредственное отношение к процессу обучения. Это студенты (52–57%), аспиранты 8–10%), профессора (1,5–2,0%), кандидаты наук (7–9%), научные сотрудники (2–3%). В сумме их абсолютная численность составляет 130–150 тыс. человек, т. е. численность нескольких (10–15) крупных университетов.

Рис. 2. Динамика роста количества доменных имен с момента создания домена RU (по данным РосНИИРОС, www.ripn.ru)


Опыт дистанционного обслуживания удаленных пользователей через Интернет в библиотеке имеется. Уже сейчас количество обслуживаемых удаленных пользователей в 3–4 раза превосходит количество локальных читателей. Географическое распределение удаленных пользователей оказалось весьма широким, вплоть до Австралии и Полинезии.

Селекционирование, отбор ресурсов на разных стадиях жизненного цикла издания в библиотеке – штатная библиотечная технология, которая используется в процессе комплектования литературы, последующей селекции и отбора изданий для организации депозитарного хранения или использования в широкомасштабных проектах микрофильмирования или оцифровки. Поэтому отбор учебно-методических материалов не должен доставлять трудностей библиотекарю.

То же можно сказать относительно уровня освоения библиотекарями технологии дифференцированного обслуживания пользователей. Она чаще используется в специальных библиотеках крупных организаций для осуществления информационного обслуживания руководства и ведущих специалистов по заранее установленным темам или другим критериям подбора. В том же ряду стоят процессы составления клиппингов или подготовка дайджестов на базе выборок из полнотекстовых документов. Подбор учебных курсов и проведение строго персонализованной, индивидуально подобранной методологии преподавания – знакомая для библиотек процедура.

Основные задачи на данном этапе подготовки к проведению удаленного обучения:

  1. разработка методических основ преподавания, учебно-методиче­ских материалов;

  2. разработка технологии предоставления доступа к учебным курсам дистанционного обучения;

  3. определение целевой аудитории;

  4. маркетинг и разработка бизнес-планов.


Рассмотрим эти задачи подробнее.

1.   Разработка методических основ преподавания, учебно-методиче­ских материалов. В этом вопросе, как мне кажется, очень важно не мудрствовать излишне, а начинать «от жизни». Инициатива проф. Я.Л. Шрайберга и проф. Т.Г. Киселевой по открытию в 1999 г. на базе ГПНТБ России кафедры электронных библиотечно-информационных технологий МГУКИ оказалась удивительно плодотворной. Мы начали преподавание с традиционных технологий – лекций, семинаров, практических занятий. Особенность состояла в том, что преподавание вели и ведут крупные специалисты, знающие не понаслышке практику – специфику работы большой библиотеки. За 2–3 года подготовлены сначала многочисленные иллюстративные слайды (transparency), помогающие усвоению учебного материала, а затем и файлы в формате Power point.

В 2002 г. выпущено учебное пособие по курсу «Электронные библиотеки» (авторы – Я.Л. Шрайберг, А.И. Земсков), а в 2003 г. силами тех же авторов и многих других сотрудников ГПНТБ России и Российской Академии наук, подготовлен, а издательством «Кнорус» выпущен многоцелевой компакт-диск, содержащий курс лекций, учебное пособие, хрестоматию (сборник полнотекстовых материалов по тематике курса). Программное обеспечение допускает возможность внесения необходимых правок и изменений в текст, тем самым адаптируя систему к новым требованиям или к локальным условиям.

На примере курса «Электронные библиотеки» и ряда других курсов, подготовленных кафедрой, можно смело сказать, что создана полностью автоматизированная система преподавания и обучения с использованием электронных полнотекстовых ресурсов и иллюстративного материала. Указанная подборка материалов представляет собой хороший прототип отдельного и опробованного набора курсовых электронных материалов, пригодных для использования в качестве основы сетевого курса.

2. Разработка технологии предоставления доступа к учебным курсам дистанционного обучения. До этого нужно определиться с принципиальным вопросом платности или бесплатности доступа. Мое мнение – ввиду общедоступности сети и неготовности к соблюдению нашим обществом авторских прав пока что следует делать дистанционное обучение платным с самого начала. Это значит, что в конструкцию сайта должны быть внесены соответствующие барьеры и разработаны методики и процедуры авторизации, проверки аутентичности, технология проверки усвоения материала студентами, технология организации групповых занятий для устранения эффекта отчужденности.

3. Определение целевой аудитории. Курс «Электронные библиотеки», созданный в ГПНТБ России, изначально предназначался для студентов МГУКИ – будущих библиотекарей и работников центров информации. Однако же совершенно ясно, что целевая аудитория этого курса не может быть ограничена студентами гуманитарного профиля. Поскольку основу курса составляют принципы работы библиотек вообще, в том числе и научно-технических, то знание и умение работать с сетевыми материалами, на мой взгляд, совершенно необходимы и студентам всех других специализаций – ведь электронная библиотека не ограничивает никоим образом тематику обслуживания. Поэтому с обеих сторон «виртуальной кафедры обслуживания» (со стороны сотрудников, занятых библиотечным обслуживанием и со стороны пользователей) могут быть специалисты любого профиля. Можно сказать более категорично: вне зависимости от избранной специальности умение пользоваться сетевыми ресурсами – признак современного цивилизованного, образованного человека.

4. Маркетинг и разработка бизнес-планов. С этого можно было бы начинать анализ, если бы речь велась о чисто коммерческом проекте. Однако для нас организация дистанционного обучения – это не способ заработать на существование или улучшить жизнь сотрудников ГПНТБ России (хотя они, безусловно, этого заслуживают). Дистанционное обучение – это естественное продолжение основных, ключевых функций библиотеки в эру освоения сетевых технологий. Точно так же, как в системе массового обслуживания, мы стремимся к максимально возможному в реальных условиях переносу функций к пользователю в офис или на дом, хотели бы наладить систему «доставки знаний на дом». В этом докладе намечены лишь некоторые проблемы формирования цельной системы.

Оставляю для дальнейшего обсуждения интереснейшую задачу формирования «распределенного сетевого университета», опирающуюся на технологию распределения задач и усилий различных библиотек  в единую, стройную систему, способную удовлетворить потребность любого пользователя. Все элементы такой системы библиотечного взаимодействия – от традиционного МБА, электронной доставки документов и до современных кооперативных систем коллективного пользования – уже существуют. Можно в этой связи отметить поддержанные грантами РФФИ и Института «Открытое общество» работы по программе создания Корпоративной сети московских библиотек, Национальный центр Либнет, практику работы ассоциации АРБИКОН и многие другие состоявшиеся коллективные проекты. Важно лишь применить этот опыт именно к задачам дистанционного обучения, может получиться очень интересная коллективная система.

  
На главную