Научные и технические библиотеки №3 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым-2004»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Третье заседание секции «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Берестова Т.Ф. Стандартизация профессиональной терминологии субъектов информационного пространства: состояние, перспективы развития

Каратыгина Т.Ф. Специальное библиотековедение: силуэт на фоне отечественной библиотечной науки

Хайцева Л.Б. Профильное обслуживание специалистов библиотечной сферы в электронной среде


Совместное заседание секций «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле» и «Формирование и сохранность фондов»

Саразетдинов Р.Г. Поиск механизмов взаимодействия книгораспространителя и библиотеки в эпоху информации. Кто задает тон?

Казаченкова Л.А. Выпуск профессиональной отраслевой литературы по библиотечному делу: опыт Издательской группы «ГРАНД-ФАИР». Насколько сладок пирог?

Иванов В.С. Особенности российского рынка малотиражных региональных изданий

Мельникова Л.П. Новые формы комплектования библиотек в условиях рынка на примере книготоргового предприятия «Мастер-книга»

Зорина С.Ю. Издатели – книготорговцы – библиотеки. Как построить эффективное сотрудничество?


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Гриханов Ю.А. Программа создания системы репозитарных хранилищ малоиспользуемых библиотечных фондов

Горянский И.С., Крылов И.Е., Ануфриев В.И. Новые онлайн-службы для издателей и библиотек в системе автоматизации работы ЦКНБ


Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения»

Миронова И.И. Связанные одной сетью. (Открылся портал общероссийской сети публичных центров правовой информации)

Иващенко Л.А. Библиотека для бизнеса и бизнес в библиотеке

Кусая Е.И. Областная универсальная научная библиотека в системе патентно-информационной деятельности Тульской области

Карауш А.С. Технологический консалтинг в библиотеках


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. АНОНСЫ

Блюменау Д.И. Фундаментальное издание по теории и практике научных коммуникаций

Нарыжная С.М. Заметки преподавателя по поводу монографии Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек»

Беспалова Э.К. Предисловие к книге В.П. Леонова «Библиография как профессия»


Новые
стандарты


Гриханов Ю.А.
Академия переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, Москва

Программа создания системы репозитарных хранилищ малоиспользуемых библиотечных фондов

Настоящая Программа разработана в соответствии с решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 31 июля 2002 г. № 15 «О реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации» и осуществляется под эгидой Минкультуры России.

Ответственный исполнитель – Российская государственная библиотека.

Участники реализации Программы: Российская национальная библиотека, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, БЕН РАН, ИНИОН, ГПНТБ СО РАН, Донская публичная библиотека, Нижегородская областная научная универсальная библиотека, Новосибирская областная универсальная научная библиотека, Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского.


Характеристика проблемной ситуации

С начала книгопечатания постоянно растет поток документальной информации и в библиотеках накапливается неиспользуемая и так называемая малоиспользуемая литература, отдельные экземпляры которой запрашиваются раз в несколько лет, а часто – в несколько десятков лет. Тем не менее подобные пассивные фонды хранят параллельно тысячи научных, специальных и публичных библиотек. Они вынуждены тысячекратно дублировать сохранение этих фондов на случай поступления непредсказуемых единичных читательских требований, так как в библиотечной системе страны нет структур, гарантирующих сосредоточение в минимальной экземплярности малоиспользуемых изданий и их оперативное предоставление другим библиотекам при появлении эпизодических запросов читателей. В фондах 150 тыс. российских библиотек насчитывается более 2 млрд единиц хранения, читатели используют около 1, 4 млрд документов в год, т. е. 600 млн экземпляров хранятся для страховки случайных требований.

Как известно, система МБА практически парализована высокими почтовыми тарифами; электронная доставка документов развивается медленно и тоже очень дорога.

Неуклонно растущее накопление пассивных фондов в значительной мере замедляет удовлетворение читательских требований, затрудняет обеспечение безопасности и сохранности информационных ресурсов страны, вызывает острый дефицит площадей в крупных книгохранилищах и неуклонное увеличение затрат на содержание фондов, капиталовложений на строительство новых зданий.

Эти процессы во всем мире характеризуются как системный книгохранилищный кризис. Его проявления многообразны.

Во-первых, участились возгорания, затопления и другие аварийные ситуации, вызванные перегруженностью хранилищ. В официальной справке Минкультуры России «Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации» (М-во культуры РФ. Отдел библиотек. М., 2000, с. 8) отмечено: «За последние 5 лет в Российской национальной библиотеке произошло 12 аварий, в результате которых пострадали фонды – около 60 тыс. единиц хранения; в Российской государственной библиотеке – 20 аварий; в Государственной публичной исторической библиотеке – 2, в Российской государственной библиотеке по искусству – 4 и т.д.».

Во-вторых, возрастает длительность поиска изданий, запрашиваемых читателем: в крупнейших книгохранилищах страны на выполнение читательского заказа требуется от двух до трех часов.

В-третьих, постоянно увеличивается стоимость библиотечного обслуживания без повышения комфортности и оперативности услуг.

Вместе с тем библиотеки активно оснащаются компьютерным и ксерокопировальным оборудованием, осваивают технологии дистанционного доступа к фондам. Быстро развиваются международные и отечественные программы оцифровки книжного наследия. Все это позволяет радикально сократить неоправданное экономически и технологически дублирование пассивной части фондов.

Во многих странах мира для разрешения углубляющегося книгохранилищного кризиса созданы корпоративные специализированные учреждения – репозитарии, которые обеспечивают прием от библиотек малоиспользуемых изданий на хранение в одном экземпляре и выдачу в случае появления запроса на то или иное произведение. Государственные и кооперативные некоммерческие репозитарные центры действуют в США, Швеции, Франции, Финляндии, Эстонии и многих других странах, избавляя остальные библиотеки от пассивных фондов.

При организации репозитарных хранилищ в России следует учитывать многоуровневую систему библиотек-депозитариев, получающих и обязанных сохранять на основе законодательства Российской Федерации бесплатный обязательный экземпляр документов на федеральном уровне, в субъектах Федерации и в муниципальных образованиях. Эта система насчитывает 19 федеральных депозитариев преимущественно печатных изданий, 8 федеральных депозитариев некнижных материалов и 89 центральных библиотек-депозитариев субъектов Российской Федерации, не считая некоторого количества специализированных депозитариев.

Система депозитарных хранилищ в совокупности образует национальный распределенный библиотечно-информационный фонд, способный удовлетворить 100% запросов российских граждан на отечественные публикации. Вместе с тем по результатам зарубежных и отечественных исследований установлено, что в среднем 25% фондов крупных научных и публичных библиотек относятся к малоиспользуемым, т. е. не запрашиваются читателями в течение десятилетий или заказываются крайне редко – раз в
5 и более лет. Подобные редкие запросы можно было бы удовлетворять с помощью современных средств электронной доставки текстов из предлагаемых настоящей Программой корпоративных хранилищ малоиспользуемых документов, которые следует равномерно разместить по территории страны.


Цель и основные задачи Программы

Генеральная цель Программы – разработка и реализация комплекса мер по созданию системы репозитарных хранилищ библиотечных фондов, обеспечивающих их эффективное и экономичное использование для максимального удовлетворения информационных потребностей общества за счет перераспределения и концентрации малоиспользуемых документов.

Главными задачами создания системы репозитарных хранилищ малоиспользуемых библиотечных фондов являются:

  1. сокращение неоправданных расходов бюджетных средств на параллельное сохранение тысячами библиотек России многомиллионных фондов малоиспользуемой литературы за счет ее планомерного сосредоточения в 1–2 экземплярах в репозитарных хранилищах;

  2. освобождение площади книгохранилищ, занятой в настоящее время миллионами экземпляров малоиспользуемой литературы, для размещения текущих поступлений актуальных изданий и других документов;

  3. обеспечение более эффективного использования библиотечно-информационных ресурсов страны благодаря исключению из книгохранилищ пассивной части фондов, концентрируемых в репозитарных хранилищах на случай единичных запросов.

Решение поставленных задач позволит ускорить формирование Национального распределенного библиотечно-информационного фонда. По данным анализа обращаемости библиотечных фондов количество малоиспользуемой литературы в крупных библиотеках страны превышает 260 млн экземпляров. Исключение этого балласта из книгохранилищ с передачей по одному экземпляру каждого названия в репозитарии высвободит площади в объеме примерно 1 млн 625 тыс. м стеллажных полок. Это позволит сотням библиотек резко сократить потребность в капиталовложениях на строительство новых книгохранилищ.

Одновременно будет получен доход в сотни тысяч рублей от продажи дублетных экземпляров и сэкономлена валюта за счет международного книгообмена исключаемых изданий на новейшую зарубежную литературу.

Концентрация малоиспользуемых документов в центрах репозитарного хранения будет стимулировать развитие теледоступа к фондам с помощью компьютерных коммуникаций, а также позволит библиотекам активизировать работы по консервации книжных памятников.


Организационно-методические основы Программы

Настоящая Программа опирается на законодательство Российской Федерации в области библиотечного дела и развития информационных ресурсов страны, в первую очередь – на Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» и Федеральный закон «О библиотечном деле».

Методическая база реализации Программы включает проекты регламентирующих документов, представленные на утверждение в Российскую библиотечную ассоциацию и органы исполнительной власти: Положение о библиотечно-информационном фонде Российской Федерации; Положение о депонировании документов библиотечно-информационного фонда; Положение о перераспределении документов библиотечно-информационного фонда; Типовое положение о федеральном окружном репозитарии Российской Федерации.

Организационную основу Программы составляет модернизируемая на основе новой концепции и современных информационных технологий система депозитарного хранения фондов, созданная в 1975 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении библиотек-депозитариев».


Состав и географическое размещение репозитариев

Огромная протяженность территории России, недостаточное развитие скоростных коммуникаций между населенными пунктами, в том числе и между библиотечными учреждениями поселений, делают опасным в обозримый период (30 – 50 лет) создание одного национального репозитария по примеру таких стран, как Швеция, Финляндия или Эстония. Однако утвержденные в 1975 г. Правительством РСФСР 16 региональных и более 100 центральных депозитарных библиотек для сосредоточения в них малоиспользуемой литературы создают явно избыточное дублирование пассивных фондов, особенно если учесть Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г., новая редакция в 2001 г.), в соответствии с которым депозитарные функции получили все центральные библиотеки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В условиях Российской Федерации наиболее целесообразно создать
7 репозитарных хранилищ в центрах федеральных округов, которыми являются:

  1. Москва (Центральный округ)
  2. Санкт-Петербург (Северо-Западный округ)
  3. Ростов-на-Дону (Южный округ)
  4. Нижний Новгород (Приволжский округ)
  5. Екатеринбург (Уральский округ)
  6. Новосибирск (Сибирский округ)
  7. Хабаровск (Дальневосточный округ).

В Центральном и Северо-Западном округах следует организовать репозитарные хранилища при национальных библиотеках России (соответственно – РГБ и РНБ), а в остальных федеральных округах – при крупнейших универсальных научных библиотеках, которые исторически обладают максимально полно укомплектованными фондами наибольшей в своих регионах хронологической глубины.

Репозитарные хранилища должны выполнять следующие основные функции:

  • принимать от библиотек округа малоиспользуемые издания, один экземпляр которых депонируется в хранилище, а остальные реализуются путем перераспределения или продажи;

  • вести электронный каталог депонированных изданий, открытый для всеобщего бесплатного пользования;

  • безотказно и оперативно предоставлять депонированные издания в пользование нуждающимся в них библиотекам по межбиблиотечному абонементу, электронной доставке или в виде микро- и ксерокопий – библиотекам-депонентам бесплатно, остальным организациям на платной основе;

  • формировать и отражать на своих сайтах базы данных изданий, предлагаемых для перераспределения и продажи;

  • передавать данные о перераспределяемых изданиях в обменные фонды национальных библиотек – РГБ и РНБ;

  • выполнять заказы читателей своей библиотеки на ксерокопирование требуемых текстов статей и книг;

  • оказывать научно-методическую и консультационную помощь библиотекам по вопросам депонирования, перераспределения и продажи излишков малоиспользуемой литературы.

Предлагаемое создание репозитарных хранилищ в составе крупнейших депозитарных библиотек 7 центров федеральных округов имеет стратегическое значение, так как обеспечивает гарантированное сохранение нескольких полных комплектов национального культурного достояния в случае каких-либо чрезвычайных обстоятельств, притом в разных географических регионах, что важно с позиций информационной безопасности страны.

Кроме того, создание нескольких репозитариев, размещаемых в федеральных округах, оптимально с нескольких точек зрения:

  1. Территориальный состав федеральных округов совпадает с природно-экономическим районированием страны. Это означает большую общность информационных потребностей и ресурсов каждого округа, создает предпосылки для быстрого развития в его пределах современных информационных коммуникаций.

  2. Библиотечные фонды в городах, ставших центрами федеральных округов, являются самыми богатыми в стране по составу и хронологической глубине, что позволит избежать переброски крупных массивов документов.

  3. Библиотеки Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска и Хабаровска (4 из 7 федеральных центров) получают федеральный бесплатный обязательный экземпляр документов, остальные – бесплатный обязательный экземпляр документов субъектов Российской Федерации, благодаря чему должна обеспечиваться максимальная полнота удовлетворения информационных потребностей как внутри округов, так и по стране в целом.


Основные этапы реализации Программы

Программа включает несколько этапов и взаимосвязанных направлений деятельности, которые должны осуществляться параллельно на федеральном уровне и в пределах федеральных округов.

Первый этап работ на федеральном уровне включает подготовку и утверждение нормативных правовых документов и методических материалов, обеспечивающих планомерную структурную реорганизацию библиотечных фондов на основе передачи малоиспользуемых изданий в репозитарные центры.

Вторым этапом будет практический эксперимент по организации репозитарного хранения в масштабах двух крупных территорий – Уральского и Южного федеральных округов. Он будет включать отработку технологии обмена информацией об исключаемой малоиспользуемой литературе, депонирования единичных экземпляров и перераспределения пассивных фондов.

Третий этап составят самостоятельные по срокам и содержанию программы действий библиотек остальных федеральных округов, так как необходимо учитывать, во-первых, масштабы книгохранилищного дефицита, во-вторых, возможности получения или строительства репозитарного хранилища в каждом федеральном округе, в третьих, наличие необходимой компьютерной техники.

 

Первый этап.

Федеральные организационные мероприятия

Разработка нормативных и методических основ для перехода на репозитарную систему хранения и использования пассивных библиотечных фондов, в том числе:

  • разработка Программы создания репозитарных хранилищ библиотечных фондов РФ (2003–2004);

  • подготовка и утверждение Российской библиотечной ассоциацией, федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых документов: о библиотечно-информационном фонде документов, продаже библиотеками излишней литературы, системе депонирования документов, внутригосударственном книгообмене (2004–2005);

  • оценка потребностей сети государственных и муниципальных библиотек в освобождении книгохранилищ от малоиспользуемых документов и потенциальных объемов литературы за старые годы, подлежащих передаче на репозитарное хранение, перераспределению и продаже в масштабе каждого федерального округа (2004–2006);

  • подготовка технического задания на разработку типовой программы ведения сводных баз данных о документах, предлагаемых для книгообмена и депонирования (БД предложений), а также о разыскиваемых документах (БД дезидерат) (2005);

  • создание обменными фондами РГБ и РНБ компьютерной системы сличения БД предложений и БД дезидерат с распечаткой заказов и других документов на передачу найденных документов в соответствующие хранилища (2005–2008);

  • проведение экспериментальной проверки работы системы с участием региональных библиотек РФ (2006–2007).

 

Второй этап.

Эксперимент по организации центров репозитарного хранения библиотечных фондов в Уральском и Южном федеральных округах

Цель и основные задачи эксперимента. Целью эксперимента является практическая отработка более экономичной и эффективной, чем действующая в настоящее время, модели формирования, использования и хранения книжных фондов на основе передачи малоиспользуемых документов в репозитарные хранилища, организуемые в центрах федеральных округов.

Основные задачи эксперимента:

  1. проверить правовой и экономический механизмы организации межведомственного репозитарного центра на правах некоммерческого партнерства;

  2. отработать технологию передачи информации о литературе, предлагаемой библиотеками на репозитарное хранение, имея в виду главным образом обмен данными по компьютерным каналам связи;

  3. определить критерии отбора литературы на репозитарное хранение и ее приема в фонд репозитария;

  4. отработать условия и порядок депонирования малоиспользуемой литературы в федеральном репозитарном центре;

  5. отработать технологию оповещения национальных библиотек страны и региональных депозитарных библиотек о литературе, являющейся излишней в данном регионе и подлежащей реализации частным лицам или списанию в макулатуру;

  6. определить оптимальное материально-техническое и кадровое обеспечение работы репозитария.

Базы проведения эксперимента. В качестве экспериментальных регионов предлагаются Уральский федеральный округ (основная база эксперимента – Свердловская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского) и Южный федеральный округ (основная база эксперимента – Донская публичная библиотека). Выбор обусловлен несколькими обстоятельствами:

во-первых, названные библиотеки накопили с 1975 г. многолетний опыт депозитарного хранения библиотечных фондов, так как были утверждены постановлением Правительства РФ зональными депозитариями в соответствующих экономико-географических районах (Свердловская ОУНБ – по Уральскому, Донская публичная библиотека – по Северо-Кавказскому);

во-вторых, обе библиотеки располагают кадрами высокой квалификации, современной материально-технической базой, включая компьютерные коммуникации и средства электронной доставки документной информации. Крупные научные и публичные библиотеки данных регионов также имеют компьютеры и выход в Интернет, что облегчит дистанционный обмен библиографической информацией, оформление операций по депонированию изданий, а также удаленный доступ к репозитарному фонду в случае поступления запросов на отдельные документы;

в-третьих, Свердловская ОУНБ получила дополнительное хранилище для размещения депозитарного фонда, Донская публичная библиотека оформила землеотвод для строительства дополнительного здания;

в-четвертых, проведенная с 1975 по 1990-е гг. работа по организации в указанных регионах депозитарного хранения фондов значительно сократила их пассивную часть, т.е. не прогнозируется лавинообразное поступление малоиспользуемой литературы в репозитарии.

Экономическое обоснование эксперимента. Экономическая целесообразность эксперимента подтверждается анализом следующих соотношений:

  • общего объема библиотечных фондов регионов,

  • массива малоиспользуемой литературы,

  • потенциальных масштабов ее поступления на депонирование в репозитарные центры,

  • реализации остающихся излишков.

Соответствующие параметры двух баз эксперимента приведены в таблице. Они взяты из исследования «Перспективы развития фондов научных библиотек» (1975 г.).

Суммарные данные о фондах двух баз эксперимента

Парамеры Округ, экземпляров
Уральский Южный
Общий объем библиотечных фондов региона 78 000 000 27 000 000
Малоиспользуемая литература 16 000 000 5 400 000
Ожидаемое депонирование в репозитарии  300 000–400 000   54 000–162 000 
Остающиеся излишки для реализации на местах 15 600 000 5 280 000

Приведенные данные показывают, насколько велик резерв освобождения площади книгохранилищ, если исключить из них малоиспользуемую литературу, часть которой (в одном экземпляре) примут на хранение репозитарные центры, а остальные издания можно будет перераспределить с помощью книгообмена или продать нуждающимся в старой литературе частным лицам и организациям.

Расчеты потенциальной экономии стеллажей в книгохранилищах дают следующие результаты: Уральский федеральный округ – 97, 5 тыс. м, Южный федеральный округ – 33 тыс. м стеллажных полок.

Сравнение суммарных затрат библиотек названных регионов на хранение малоиспользуемых фондов с потенциальной экономией после сдачи единичных экземпляров в репозитарии, а затем продажи или обмена оставшихся миллионов томов, а также списания остатков показывает бесспорную эффективность организации репозитарных хранилищ.

По экспертным оценкам, содержание каждой единицы хранения библиотечного фонда в крупных библиотеках стоит в среднем 1 рубль в год. Следовательно, на сохранение 20 880 000 экз. малоиспользуемых изданий в Уральском и Южном округах (см. таблицу) ежегодно затрачивается примерно 20, 88 млн руб. Планомерное исключение из сотен библиотек указанного количества пассивной литературы позволит получить ряд прямых и косвенных экономических выгод:

  • потенциальное сокращение текущих бюджетных расходов на сумму 20, 88 млн руб. и капитальных вложений на постоянно требующееся расширение площади книгохранилищ;

  • прямые доходы от продажи дублетных и непрофильных книг населению (к сожалению, нет данных о возможных суммах);

  • высвобождение книгохранилищ для повышения комфортности работы в библиотеках;

  • приобретение нужных читателям книг за счет книгообмена;

  • повышение полноты удовлетворения читательских запросов благодаря концентрации максимально полных фондов в депозитариях и репозитарных центрах при быстром развитии электронных способов поиска и доставки требуемых документов.

Потенциальная экономия затрат на параллельное хранение десятков миллионов томов даст возможность руководителям библиотек ускорить их технологическую и кадровую модернизацию.

Достижение поставленных целей позволит решить многие другие важные задачи в сфере формирования информационных ресурсов страны и сохранения ценностей культуры, например:

  • обеспечить наилучшие условия для консервации книжных памятников в центрах депозитарного и репозитарного хранения,

  • создать в кратчайшие сроки систему электронных каталогов в целях исчерпывающего раскрытия имеющихся библиотечных фондов и обеспечения теледоступа к хранящимся в них изданиям,

  • развернуть виртуальный обмен и перераспределение изданий с помощью компьютерных коммуникаций.

Содержание и основные этапы эксперимента. По экспериментальной отработке системы репозитарного хранения библиотечных фондов планируются следующие работы:

  • разработка плана и методических материалов эксперимента;

  • подготовка заявки на включение эксперимента в Федеральную целевую программу «Культура России. 2001–2005 годы»;

  • утверждение положений о депонировании документов, распределенном библиотечно-информационном фонде и перераспределении документов на Генеральной Конференции РБА;

  • организация некоммерческого партнерства «Репозитарный центр» силами заинтересованных библиотек при начальной финансовой поддержке в рамках Федеральной целевой программы «Культура России. 2001–2005 годы»;

  • разработка технологии работы по депонированию малоиспользуемых изданий (компьютерная передача библиографических данных об исключаемой из фондов литературе в региональные и федеральные депозитарии и репозитарные центры, ведение виртуального книгообмена, оформление документации на депонирование литературы депозитариями и репозитарными центрами);

  • анализ потоков информации о литературе, предлагаемой на депонирование, данных о реализации излишков и других сведений о ходе эксперимента;

  • ежегодное подведение итогов практического эксперимента и принятие решений о расширении числа участников, а также о включении в него других регионов;

  • утверждение Министерством культуры Российской Федерации и другими ведомствами, имеющими крупные библиотеки, нормативной документации о распределенном библиотечно-информационном фонде страны и о депонировании изданий.

В намеченных для эксперимента территориях прогнозируется достаточно постепенное нарастание предложений малоиспользуемых изданий, так как сначала руководители библиотек должны увидеть реальные гарантии оперативной доставки нужных читателям книг при поступлении случайных запросов, учитывая большую  удаленность библиотек, особенно в Уральском федеральном округе (Екатеринбург, Курган, Тюмень, Челябинск).

Кроме того, отчуждение и передача новому собственнику, тем более – продажа библиотечных книг сопряжены с решением многих технологических вопросов и документирования всех процессов, что и составит основное содержание практического эксперимента.

Для начала эксперимента базовым библиотекам необходимо укрепить материально-техническое и кадровое обеспечение подразделений, осуществляющих хранение основного фонда и перераспределение неиспользуемой литературы. Потребуется также оснащение репозитарных хранилищ средствами электронной доставки материалов, ксерокопирования и микрофильмирования фондов.

 

Третий этап.

Перспективы организации репозитарных хранилищ
в федеральных округах Российской Федерации

Центральный федеральный округ

Особенности состояния библиотечных фондов этого округа – наиболее угрожающий и хронический недостаток площади книгохранилищ в большинстве библиотек национального значения; наличие самых крупных в стране массивов малоиспользуемой литературы (свыше 21 млн 700 тыс. экз.), которые в большой степени дублируются несколькими десятками библиотек.

Центральный округ включает Москву и 17 прилегающих областей, поэтому концентрация крупных книгохранилищ и, соответственно, пассивных фондов в данном регионе исключительно высока.

Самое катастрофическое положение сложилось в Российской государственной библиотеке, где уже несколько лет 4 млн изданий хранятся в штабелях, а с 2001 г. весь фонд основного книгохранилища закрыт для использования в связи с реконструкцией здания.

По экспертным оценкам в первую очередь следует вывезти в репозитарное хранилище малоиспользуемый фонд иностранной литературы, который составляет: в РГБ – 12,5 млн экз.; в Научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова – 2,5 млн экз.; около 2 млн экз. – в совокупных фондах других крупных библиотек Москвы, не считая книгохранилищ всего округа.

Вторую очередь передачи на репозитарное хранение в Москве может составить отечественная малоиспользуемая литература, объем которой, если учесть примерно стократное дублирование, равен 1,2 млн экз.

В третью очередь следует планировать прием в репозитарий незначительной части пассивного фонда из 17 областей округа. Массив этого фонда достаточно велик (свыше 9 млн экз.), но многолетний опыт показывает, что лишь доли процента изданий из региональных библиотек отсутствуют в фонде РГБ вместе с другими книгохранилищами Москвы. Дублеты пассивного фонда целесообразно перераспределять в системе внутрироссийского книгообмена, использовать в международном книгообмене и продавать населению.

Таким образом, целесообразно планировать срочное строительство Репозитария Центрального федерального округа емкостью от 10 до 15 млн экз. Первая очередь – 5 млн экз.; последующие должны вводиться в строй по мере увеличения потока предложений малоиспользуемых документов различных форматов.

Поступающие дублетные экземпляры также могут реализовываться, а полученные доходы использоваться на развитие Репозитария.

На строительство Репозитария необходимо выделить капитальные вложения из федерального бюджета, планируемого на культуру, науку, образование, развитие промышленности и технологий, так как библиотеки всех перечисленных отраслей получат наибольшие выгоды от работы Репозитария, избавившись от бремени изыскания дополнительных площадей для размещения текущих поступлений литературы.

Финансирование деятельности Репозитария Центрального округа должно вестись за счет пропорциональных долевых отчислений соответствующих министерств Российской Федерации, а также за счет хозрасчетных средств.


Северо-Западный федеральный округ

Библиотеки округа насчитывают примерно 24 млн экз. малоиспользуемой литературы, в том числе имеются крупные фонды зарубежных изданий: только в РНБ и Библиотеке РАН – по 6 млн экз.

Требуемая емкость репозитарного хранилища, если исключить дублетные экземпляры – от 5 до 6 млн экз.

При планировании строительства репозитария в этом округе надо учесть, что в ближайший период вводится в строй новый комплекс зданий РНБ. Это позволит в ближайшие 15–20 лет разместить ожидаемые на репозитарное хранение издания без сооружения дополнительных книгохранилищ, так как большинство документов будут дублетными по отношению к богатейшим фондам РНБ и БАН, комплектуемым на основе обязательного экземпляра с XVIII в.


Приволжский федеральный округ

Состав библиотечной сети этого округа отличается преобладанием национальных библиотек наиболее крупных республик в составе РФ, что обусловило значительное своеобразие их фондов по сравнению с другими регионами страны. С этим связано тяготение библиотек национальных республик к автономному развитию, к сотрудничеству главным образом по признаку этнической близости языковых групп населения.

Названные факторы, как можно предполагать, в обозримый период (15–20 лет) будут препятствовать сколько-нибудь значительной передаче малоиспользуемых фондов на репозитарное хранение. Поэтому имеющийся в Приволжском округе крупный пассивный фонд в объеме 51, 5 млн экз. будет в основном законсервирован в хранилищах действующих библиотек. Лишь незначительная его часть (1–2 тыс. экз. в год) может поступать на хранение в репозитарное хранилище Нижегородской областной библиотеки, которой для этих целей необходима дополнительная пристройка на 200–300 тыс. экз.


Сибирский федеральный округ

Положение с размещением пассивных фондов в округе хорошо отрегулировано в результате многолетней работы библиотек Сибири по организации депозитарного хранения книжных фондов и благодаря тому, что в Новосибирске создана межведомственная система библиотек, принимающих на хранение малоиспользуемую литературу по соответствующим отраслям знания. Систему возглавляет и координирует ГПНТБ СО РАН, которая нуждается лишь в строительстве дополнительного хранилища и развитии электронной доставки документов.


Дальневосточный федеральный округ

Объем малоиспользуемой литературы в округе не превышает 10 млн экз. Большая удаленность библиотек друг от друга и затрудненность коммуникаций между ними практически исключают возможность передачи на репозитарное хранение значительных массивов имеющегося пассивного фонда.

Депозитарий округа – Дальневосточная государственная научная библиотека в Хабаровске – получает с 1970-х гг. федеральный бесплатный экземпляр изданий, следовательно, обладает высокой полнотой состава фонда, что также уменьшает вероятность крупных поступлений лакун в ее репозитарное хранилище.


Заключение

Представленный в Программе предварительный анализ статистических данных и экспертные оценки состояния библиотечных фондов позволяют сделать вывод о принципиальной возможности сравнительно быстрого и экономичного разрешения книгохранилищного кризиса в Российской Федерации.

Во-первых, только в Центральном федеральном округе экстренно необходимо изыскать или построить крупное репозитарное хранилище (на 12–15 млн единиц хранения). В остальных округах крупнейшие региональные библиотеки, которым предлагается поручить функции репозитарных центров, в одних случаях завершают строительство новых зданий (Российская национальная библиотека в С.-Петербурге), в других получили дополнительные помещения (Свердловская ОУНБ) или планируют сооружение пристройки (ГПНТБ СО РАН, Донская публичная библиотека), а в ряде округов депозитарные библиотеки могут принимать небольшие партии малоиспользуемых изданий на имеющиеся площади, так как в ближайшие 5–7 лет не прогнозируется массированный сброс подобной литературы, поскольку библиотеки продолжают испытывать острый недостаток поступлений в фонды и всячески стремятся сохранить существующий уровень книгообеспеченности читателей.

Во-вторых, в Программе предусмотрено создание репозитарных хранилищ на базе крупнейших библиотек депозитарного типа, получавших многие десятилетия бесплатный обязательный экземпляр,  что гарантирует наличие в них максимально полных фондов. Тем самым не потребуется перемещать сколько-нибудь значительные массивы литературы (если практически вся основная масса изданий имеется в депозитариях, на депонирование в репозитарное хранилище придется принимать лишь единичные экземпляры, а излишние дублеты можно будет реализовать по усмотрению их владельцев).

В-третьих, намеченное Программой предварительное перераспределение неиспользуемых изданий в районах, городах и субъектах Российской Федерации до направления сведений о них в репозитарий, а также применение компьютерной технологии информирования о документах, предлагаемых на депонирование и книгообмен, обеспечат минимальную загрузку репозитарных центров работой по проверке данных об исключаемой из фондов литературе. За счет этого минимизируются также общие затраты труда и средств на депонирование малоиспользуемых изданий.

В-четвертых, введение системы репозитарного хранения малоиспользуемых фондов взаимовыгодно для всех ее участников. Библиотеки, исключающие пассивную часть фондов, повышают их актуальность и оперативность выполнения запросов читателей на востребованные издания; освобождают резерв полезной площади помещений для удобного размещения новых поступлений и повышения комфортности зоны обслуживания пользователей; одновременно они могут получить дополнительные средства от продажи излишков литературы, не востребованных в процессе перераспределения, либо использовать их для выгодного книгообмена. Со своей стороны библиотеки-депозитарии и многие научные и специальные библиотеки заинтересованы в просмотре электронных баз данных об исключаемых изданиях для заполнения лакун в своих фондах.

Таким образом, реализация предложенной Программы в целом позволит сделать библиотечно-информационные ресурсы страны более актуализированными, упорядоченными и экономичными. Это явится объективно необходимой ступенью к подготовке распределенных библиотечно-информационных фондов Российской Федерации к вхождению в мегапроект «Электронная Россия».

  
На главную