Научные и технические библиотеки №3 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым-2004»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Третье заседание секции «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Берестова Т.Ф. Стандартизация профессиональной терминологии субъектов информационного пространства: состояние, перспективы развития

Каратыгина Т.Ф. Специальное библиотековедение: силуэт на фоне отечественной библиотечной науки

Хайцева Л.Б. Профильное обслуживание специалистов библиотечной сферы в электронной среде


Совместное заседание секций «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле» и «Формирование и сохранность фондов»

Саразетдинов Р.Г. Поиск механизмов взаимодействия книгораспространителя и библиотеки в эпоху информации. Кто задает тон?

Казаченкова Л.А. Выпуск профессиональной отраслевой литературы по библиотечному делу: опыт Издательской группы «ГРАНД-ФАИР». Насколько сладок пирог?

Иванов В.С. Особенности российского рынка малотиражных региональных изданий

Мельникова Л.П. Новые формы комплектования библиотек в условиях рынка на примере книготоргового предприятия «Мастер-книга»

Зорина С.Ю. Издатели – книготорговцы – библиотеки. Как построить эффективное сотрудничество?


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Гриханов Ю.А. Программа создания системы репозитарных хранилищ малоиспользуемых библиотечных фондов

Горянский И.С., Крылов И.Е., Ануфриев В.И. Новые онлайн-службы для издателей и библиотек в системе автоматизации работы ЦКНБ


Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения»

Миронова И.И. Связанные одной сетью. (Открылся портал общероссийской сети публичных центров правовой информации)

Иващенко Л.А. Библиотека для бизнеса и бизнес в библиотеке

Кусая Е.И. Областная универсальная научная библиотека в системе патентно-информационной деятельности Тульской области

Карауш А.С. Технологический консалтинг в библиотеках


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. АНОНСЫ

Блюменау Д.И. Фундаментальное издание по теории и практике научных коммуникаций

Нарыжная С.М. Заметки преподавателя по поводу монографии Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек»

Беспалова Э.К. Предисловие к книге В.П. Леонова «Библиография как профессия»


Новые
стандарты


Горянский И.С., Крылов И.Е., Ануфриев В.И.
Центральный коллектор научных библиотек,
АНО «Головной информационный центр», Москва

Новые онлайн-службы для издателей и библиотек
в системе автоматизации работы ЦКНБ

Задачи по внедрению онлайн-служб
в деятельность ЦКНБ

Создание специализированных онлайн-служб для клиентов ЦКНБ нельзя назвать результатом отдельного направления деятельности по информатизации ЦКНБ, как это бывает в большинстве организаций. Разработчики столкнулись с довольно необычной ситуацией – необходимостью полной переработки всего программного обеспечения и отсутствием необходимости сохранять преемственность в отношении прежних технологических решений. В качестве наиболее оптимального решения изначально выбрана технология «тонкого клиента» на основе веб-интерфейса, что обусловлено следующими причинами.

  1. Разработка, внедрение и сопровождение ПО проводились в форме аутсорсинга АНО «Головной информационный центр» – территориально удаленной организацией, для удобства расположившей серверную часть ПО на собственных серверах (cknb.mto.ru); Интернет-канал связи с ЦКНБ обеспечивал достаточную пропускную способность, что позволило снять с заказчика на этапе внедрения системы все проблемы с администрированием сервера и обновлением ПО.

  2. Невозможность даже кратковременной приостановки работы ЦКНБ на этапе внедрения системы требовала не только поочередной автоматизации рабочих мест, но и оптимизации алгоритма работы отделов, что, в свою очередь, диктовало высокую оперативность внесения изменений в интерфейсы пользователей и логику работы системы. Эта проблема решалась путем размещения всей основной логики системы в одном месте.

  3. Площади здания ЦКНБ и большое количество удаленных друг от друга рабочих мест специалистов также требовали уменьшения затрат на сопровождение ПО.

  4. Существенная часть издательств – клиентов ЦКНБ имела достаточное по скорости подключение к Интернету и могла незамедлительно начать ввод данных через веб-интерфейс, который не должен был прерываться из-за продолжающейся разработки и модификации ПО.

Вообще появление новых онлайн-служб ЦКНБ – это не более чем открытие для доступа через Интернет существующих рабочих мест специалистов ЦКНБ, разработанных с учетом их опыта и пожеланий.


Ведение единой базы данных
библиографической информации ЦКНБ

Первое и основное изменение бизнес-логики ЦКНБ в связи с появлением нового информационного обеспечения заключалось в создании единой библиографической базы данных, общей для всех отделов ЦКНБ и схем комплектования, подмножество которой одновременно использовалось бы в качестве БД номенклатуры. Такое кажущееся естественным решение тем не менее привело к большим сложностям по адаптации «наследия» – разнородных и часто крайне скупых описаний номенклатуры, не всегда позволяющих провести однозначную идентификацию учитываемых библиографических единиц. Основной учет номенклатуры велся и продолжает вестись в ЦКНБ средствами системы «1С: Предприятие», к сожалению, пока недостаточно приспособленной для учета книг. В этой связи начинающиеся в «1С» разработки в части информатизации книгоиздания и книготорговли выглядят очень привлекательно.

Таким образом, создана единая библиографическая база данных – рабочее место библиографа ЦКНБ, которое в несколько измененном виде открыто в Интернете для ввода информации о новых изданиях непосредственно самими издательствами. Доступ для издателей и библиографов ЦКНБ требует авторизации пользователя; каждому издательству доступна только ограниченная часть БД; однако подмножество БД, относящееся к отделу сводного тематического плана (СТП) доступно анонимно в виде открытого для всех Интернет-каталога с системой заказов. Именно эта информация составляет каталоги СТП – система автоматически формирует форматированные данные для верстки типографских оригинал-макетов каталогов.

Каталожная торговля онлайн – логическое продолжение схемы комплектования на основе аннотированных СТП

База данных каталогов СТП традиционно публикуется в трех видах: печатном, на CD–ROM и в Интернете, однако во всех трех случаях работа с каталогами сейчас завершается распечаткой формы заказа и передачей ее в отдел СТП. К появлению следующего СТП (2–04) Интернет-каталог СТП обогатится стандартными функциями «Интернет-магазина»: подача заявки, выставление счета в онлайне; отслеживание прихода платежей и состояния обработки заказа. Кроме того, появится возможность авансовой оплаты заказов с системой лицевых счетов пользователей.


Удаленный доступ библиотек к индивидуальному
тематическому плану в схеме заочного комплектования

Самая первая выполненная в ЦКНБ работа заключалась в создании базы данных тематических профилей библиотек, работающих с ЦКНБ по системе заочного комплектования (проходящих по отделу ОЭ – обязательного экземпляра). Структура тематического профиля выбрана идентичной таблице индивидуального тематического плана (ИТП) библиотеки, заполненные бланки которой хранятся в ЦКНБ. Произведен ввод в БД всех без исключения экземпляров ИТП; разработано рабочее место товароведа отдела ОЭ, организующее доступ к этой БД для ввода, исправления и просмотра данных ИТП. В настоящее время это рабочее место открыто для доступа в Интернете, что дает возможность работающим с ЦКНБ библиотекам самим вводить и корректировать свои ИТП.

Единую библиографическую базу данных ЦКНБ решено было снабдить тематическим классификатором, идентичным используемому в ИТП (он составлен на основе верхних уровней стандартных тематических рубрикаторов УДК и ББК). В результате рабочее место товароведа и библиотекаря-комплектатора дополнилось функцией автоматического подбора книг, соответствующих тематическому профилю библиотеки. Эта функция, безусловно, не исчерпывает логику деятельности отдела ОЭ, однако может существенно облегчить коммуникацию ЦКНБ и заочно комплектуемых им библиотек.


Онлайн-система комплектования библиотек
как развитие системы заочного комплектования

ЦКНБ традиционно представляет систему комплектования библиотек, которая, являясь прямой обязанностью коллектора, законодательно закреплена в Федеральном законе от 29.12.94 г. № 77–ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями 2000, 2002 гг.), Постановлении Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 859 «Об обязательном экземпляре изданий» и, кроме того, упомянута в статье 16 Федерального закона от 29.12.94 г. № 78 ФЗ «О библиотечном деле».

Система комплектования включает:

  • заочное комплектование на основе обязательного экземпляра (существует на протяжении нескольких десятков лет);

  • комплектование на основе сводных аннотированных тематических планов (сравнительно новая система);

  • комплектование московских библиотек в собственном ассортиментном центре.

Две последние системы представляют собой по существу разновидности каталожной торговли; задачи ЦКНБ здесь – предоставление наиболее полного массива экземпляров книг и/или их описаний (полного – как в смысле количества, так и в смысле полноты описаний). Функции отбора книг для заказов выполняют сами комплектуемые организации.

Система заочного комплектования представляется более развитой в части услуг ЦКНБ, который берет на себя функции отбора книг согласно тематическому профилю библиотеки и текущему состоянию ее фондов (включая предыдущие поставки в эту библиотеку). Инструментарий ЦКНБ в этом виде деятельности, безусловно, полезен и самим библиотекам для увеличения эффективности их собственной работы по комплектованию. Первой и основной частью этого инструментария является формируемый в ЦКНБ «поток» описаний новых изданий с подробной и адекватной тематической классификацией. Вторая часть инструментария – информация о тематическом профиле и состоянии фондов комплектуемой библиотеки. Третья часть – средства автоматизации отбора требуемой литературы, включая ее количественные характеристики и оптимизацию использования ресурсов.

Одна из стратегических задач ЦКНБ – создание открытой для использования в Интернете системы комплектования библиотек, включающей в себя описанный инструментарий. Эта система должна быть тесно интегрирована с системами библиотечного учета, находящимися в эксплуатации в самих библиотеках.

  
На главную