Научные и технические библиотеки №3 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым-2004»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Третье заседание секции «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Берестова Т.Ф. Стандартизация профессиональной терминологии субъектов информационного пространства: состояние, перспективы развития

Каратыгина Т.Ф. Специальное библиотековедение: силуэт на фоне отечественной библиотечной науки

Хайцева Л.Б. Профильное обслуживание специалистов библиотечной сферы в электронной среде


Совместное заседание секций «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле» и «Формирование и сохранность фондов»

Саразетдинов Р.Г. Поиск механизмов взаимодействия книгораспространителя и библиотеки в эпоху информации. Кто задает тон?

Казаченкова Л.А. Выпуск профессиональной отраслевой литературы по библиотечному делу: опыт Издательской группы «ГРАНД-ФАИР». Насколько сладок пирог?

Иванов В.С. Особенности российского рынка малотиражных региональных изданий

Мельникова Л.П. Новые формы комплектования библиотек в условиях рынка на примере книготоргового предприятия «Мастер-книга»

Зорина С.Ю. Издатели – книготорговцы – библиотеки. Как построить эффективное сотрудничество?


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Гриханов Ю.А. Программа создания системы репозитарных хранилищ малоиспользуемых библиотечных фондов

Горянский И.С., Крылов И.Е., Ануфриев В.И. Новые онлайн-службы для издателей и библиотек в системе автоматизации работы ЦКНБ


Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения»

Миронова И.И. Связанные одной сетью. (Открылся портал общероссийской сети публичных центров правовой информации)

Иващенко Л.А. Библиотека для бизнеса и бизнес в библиотеке

Кусая Е.И. Областная универсальная научная библиотека в системе патентно-информационной деятельности Тульской области

Карауш А.С. Технологический консалтинг в библиотеках


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. АНОНСЫ

Блюменау Д.И. Фундаментальное издание по теории и практике научных коммуникаций

Нарыжная С.М. Заметки преподавателя по поводу монографии Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек»

Беспалова Э.К. Предисловие к книге В.П. Леонова «Библиография как профессия»


Новые
стандарты


Иващенко Л.А.
РНТБ Казахстана, Алматы

Библиотека для бизнеса и бизнес в библиотеке

Проанализирована деятельность РНТБ Казахстана по информационному обеспечению предпринимательского сектора экономики республики на примере отдела специальных видов технической литературы и документации. Рассмотрены основные ориентиры государственной политики в области стандартизации и перспективы внедрения новых информационных технологий для современного качественного обслуживания пользователей.

Библиотека для бизнеса. В современных условиях практически невозможно провести четкую грань между бизнесом и небизнесом. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан и другими законодательными актами юридические лица независимо от их статуса имеют право на хозяйственную деятельность. Исключение составляют только государственные учреждения, полностью содержащиеся за счет государственного бюджета.

Мы вступили в XXI век, когда быстро развивающийся глобальный рынок создает разнообразие потребителей, требований к продукции, товарам и услугам, организации и управления производством и определяет понятие качество. Настало время, когда благополучие в рыночной среде напрямую связано с высоким и, главное, стабильным качеством продукции, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В новых условиях перед Казахстаном стоит задача стать равноправным партнером в международном товарообмене. Казахстан, как и Россия, делает шаги по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), и проблема качества становится национальной идеей.

Гарантии качества дают внедрение систем менеджмента качества и соблюдение международных норм, правил, требований. Эффективными инструментами в решении проблемы качества товаров, работ и услуг в руках государства являются стандартизация, метрология и сертификация. Предоставлять пользователю специальные виды технической литературы и документации по профилю его деятельности, разъяснять порядок применения международных, региональных, национальных стандартов на территории республики, особенно малому и среднему предпринимательству – одна из задач РНТБ [1].

Следует отметить, что интерес частных компаний, совместных предприятий и коммерческих фирм к фонду спецвидов заметно возрос. Но в ходе встреч с представителями предпринимательского сектора экономики республики зачастую выявляется слабое знание ими законодательства в области стандартизации и сертификации, существующих стандартов и нормативных документов различного уровня, порядка их применения на территории республики.

РНТБ – держатель систематически обновляемого фонда – выполняет миссию по информационному обеспечению стандартами и нормативными документами предприятий, организаций, предпринимательских структур и частных лиц, в том числе и по регионам республики, действуя через свои 12 филиалов либо по прямым договорам с предприятиями [2]. Особую значимость эта деятельность приобрела в последние два-три года в связи с усиленным вниманием органов государственной власти к качеству выпускаемой отечественной продукции и оказываемых услуг, с расширением перечня сертифицируемой продукции и повсеместным внедрением систем менеджмента качества.

В настоящее время в рамках  подготовки Казахстана к вступлению в ВТО в республике совершенствуются правовая и нормативная базы в области качества и безопасности товаров и услуг и их гармонизация с международными и европейскими требованиями. РНТБ вносит в эту работу свою лепту, предоставляя свободный доступ к фондам, организуя выставки, семинары, проводя тематические поиски, рассылая информационные письма всем заинтересованным коллективным пользователям.

В связи с введением в вузах курса по стандартизации, сертификации и метрологии в РНТБ на базе отдела спецвидов организованы лекции и практические тренинги для студентов с целью повышения информационной грамотности будущих менеджеров, которые еще на стадии обучения должны понимать значимость понятия качество и пути его достижения.

Свою деятельность по ориентированию пользователя в огромном объеме специальных видов документов, разъяснению государственной политики в области стандартизации и порядка применения международных, региональных и национальных стандартов на территории Казахстана РНТБ согласует с Госстандартом Республики Казахстан.

Фонд нормативных документов по стандартизации представлен как в традиционном виде, так и на электронных носителях; центр тяжести постепенно перемещается в сторону электронных ресурсов.

С января 2004 г. отдел спецвидов подключился к веб-серверу ВНИИКИ и российскому федеральному фонду стандартов, веб-серверу Госстандарта РК с целью поиска и заказа недостающих в фонде нормативных документов по стандартизации и международных стандартов.

Кроме нормативной документации, деловых людей интересует информация об оборудовании, технических характеристиках, фирмах-производителях, адресах. Это составная часть научно-технической информации, необходимая при подготовке технических и проектных решений, при приобретении отечественного или импортного оборудования. Основными источниками являются документы, объединенные под названием промышленные каталоги и содержащие сведения о промышленной продукции [3].

После нескольких лет затишья потребности в сведениях об оборудовании и изделиях в Казахстане растут и усложняются, поэтому одна из целей РНТБ – информировать отечественного потребителя о фонде промышленных каталогов. К тому же на данный момент РНТБ – единственная библиотека, комплектующая такой фонд по приоритетным направлениям как на традиционных носителях, так и на CD–ROM.

Источники комплектования в основном российские: ЦНТИ «ПОИСК», АО «Информприбор», АО «Информэнерго», «Информэлектро», АО «Машмир», Российский НИИ информационных технологий и систем автоматизированного проектирования (отдел промышленных каталогов), Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности, информационно-коммерческая фирма «Каталог» и др.

В Казахстане информация об оборудовании доводится до потребителя через листовые каталоги рекламного характера, а комплектование фирменными каталогами осуществляется в основном только на различных выставках.

Но следует отметить некоторую подвижку по каталогизации промышленной продукции в Казахстане: Госстандартом РК разработаны соответствующие государственные стандарты, ведется база данных, есть намерение издавать печатный вариант по видам продукции.

Кроме традиционных каталогов, в РНТБ ведется фактографическая БД собственной генерации «Оборудование и материалы», где представлены 12 тыс. записей. Для ответов на фактографические запросы по товарам и производителям используется автоматизированная БД «Компас Конкорд» (17 стран, в том числе и Казахстан).

Еще один вид необходимой информации для предпринимательского сектора – правовая информация. С этой целью регулярно актуализируется по каналам связи БД «Юрист» компании «ЮРИНФО».

Бизнес в библиотеке. Еще совсем недавно такие понятия, как библиотека и бизнес, казались несовместимыми. Жизнь текла размеренно и неторопливо, комплекс работ выверен годами. Но на смену стабильной ситуации пришли тревожные времена. РНТБ приобрела иной статус: Республиканское государственное казенное предприятие с частичным госзаказом и правом на хозяйственную деятельность. Хозяйственную деятельность пришлось осваивать, и сейчас надежным и постоянным источником внебюджетных поступлений являются платные услуги. РНТБ вошла в рынок с хорошей ресурсной базой и знанием потребностей своих пользователей [4]. Качество библиотечных услуг, их конкурентоспособность определяются внедрением тех же основных принципов системы менеджмента качества: ориентация на потребителя, активность высшего руководства, процессный подход, вовлечение работников, постоянное улучшение деятельности организации и др.

Обслуживание осуществляется как в читальном и дисплейном залах, так и в удаленном режиме по запросам индивидуальных пользователей и организаций на договорной основе. Получая информацию, пользователь платит не только за предоставляемую информацию, но и за информационные услуги.

Поступление средств по платным услугам в 2003 г. распределилось следующим образом: договоры (СИО, МБА) с коллективным пользователем – 60,0%, использование фонда – 8,5%, услуги дисплейного зала – 10,6%, копирование – 4,4%, сканирование, распечатка – 12,5%, консультационные, посреднические услуги – 2,0%, другие – 2,0%.

Из этого перечня видно, что большая часть поступлений приходится на договоры, т.е. основная ориентация делается на работу с коллективным пользователем. Всего за год заключается до 500 коллективных договоров. При этом доля договоров на справочно-информационное обслуживание увеличивается с каждым годом, что может говорить о доверии пользователя и повышении качества предоставляемых услуг. Начиная с разовых посещений отдела, представители организаций и частных фирм в дальнейшем заключают договоры на справочно-информационное обслуживание как наиболее привлекательную форму работы, т.е. переходят в разряд коллективных пользователей.

Наиболее востребованы по договорам следующие услуги: использование фонда; тематические выставки; тематические поиски по базам данных; доставка документов – ЭДД, почта; предоставление доступа к удаленным ресурсам Интернета; адресные справки; консультационные и посреднические услуги; актуализация фондов предприятий и организаций; проведение семинаров, лекций, экскурсий; копирование, сканирование; переплет документов и др.

В 2003 г. по ЭДД отправлены 852 документа. Число потребителей этой услуги растет; редкий коллективный пользователь помимо договора на МБА не перечисляет средства на справочно-информационное обслуживание именно благодаря хорошему сервису, в том числе ЭДД.

Хотелось бы отметить, что в связи с восстановлением в организациях служб стандартизации и созданием таких служб во вновь образуемых структурах все больше обращений поступает в отдел с целью актуализации собственных фондов нормативных документов на договорной основе.

В сфере бизнеса, конечно, необходимы все виды информации, и не всегда еще мы можем полностью обеспечить запросы пользователей. Пока освоен в основном сектор обеспечения научно-технической информацией. Недостаточно развита аналитическая работа, не в полной мере освоены информационные ресурсы Интернета. Но библиотека – саморазвивающаяся система, были бы возможности и желание осваивать новое и современное!

Перспективы внедрения новых информационных технологий связаны с расширением доступа к ресурсам Интернета не только предпринимательского сектора экономики Казахстана, но и науки, образования. Библиографические и полнотекстовые БД собственной генерации, приобретенные БД на компакт-дисках  существуют и предоставляются пользователю в комплексе, поэтому стратегия внедрения новых информационных технологий нацелена на максимальное пополнение электронных ресурсов библиотеки, в том числе организацию доступа к полезным для казахстанского пользователя веб-сайтам Интернета.

Учитывая специфику запросов на специальные виды технической литературы и документации, РНТБ проявляет интерес к базам данных ВНИИКИ и другим.

Следующий полезный ресурс – БД Ист Вью. Не секрет, что в настоящий момент в области обучения военным дисциплинам, а также для развивающейся военной науки Республики Казахстан катастрофически не хватает современной научной литературы, методических пособий, учебников, военной периодики [5]. Из электронных ресурсов, доступных через Интернет, представляет интерес полнотекстовая БД по вопросам обороны и безопасности.

Используется и крупнейший энциклопедический ресурс Интернета – РУБРИКОН, в котором кроме различных справочников есть раздел «Бизнес-образование», полнотекстовые электронные версии книг по бизнесу и менеджменту. Нет необходимости доказывать преимущества использования информации, особенно справочно-энциклопедической в электронном виде, но освоить этот раздел в полной мере еще предстоит.

Соискатели на ученую степень проявляют интерес к реферативным БД диссертаций, защищенных в России, которые используются при проведении информационных поисков и анализе научных исследований предшественников. БД укомплектованы с 1993 по 2002 г. и ежегодно пополняются. Фонд диссертаций на микрофишах представлен с 1984 г., но с 1999 г. комплектуется выборочно, в основном по индивидуальным заказам.

В связи с принятой стратегией внедрения новых информационных технологий и электронных ресурсов идут работы по модернизации технического оснащения дисплейного зала.

В заключение хочется сказать, что новые времена и рыночная экономика заставляют и библиотеки пересмотреть свое мировоззрение и библиотечный менеджмент. Хорошо это или плохо? Думается, что все-таки неплохо, когда уходят иждивенческие настроения и развивается творческая мысль, когда библиотека в состоянии компенсировать затраты на комплектование и совершенствование инфраструктуры, приобретать необходимое оборудование, иметь в достатке расходные материалы и социальную программу для своих работников.


Список литературы

  1. Иващенко Л.А. Есть такой отдел в РНТБ! // Новости Госстандарта. – 2002. – № 3. – С. 18–20.

  2. Иващенко Л.А. Специальные виды технической литературы и документации: гарантии качества // Мир библиотеки. – 2003. – № 3. – С. 24–25.

  3. Иващенко Л.А. Информационное обеспечение промышленными каталогами в Республике Казахстан // Там же. – 2004. – № 1. – С. 24–26.

  4. Урмурзина К.Г. Инновационная деятельность РНТБ Казахстана (по итогам Крымских конференций) // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 1. – С. 143–151.

  5. Иващенко Л.А. Информационное обеспечение науки и образования в аспекте современной научно-технической библиотеки // Сб. материалов межведомств. науч.-практ. конф. «Государственные общеобразовательные стандарты образования (ГОСО) по военным специальностям и их место в системе высшего профессионального образования». – Алматы, 2003. – С. 83–90.

  
На главную