Научные и технические библиотеки №3 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым-2004»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Третье заседание секции «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Берестова Т.Ф. Стандартизация профессиональной терминологии субъектов информационного пространства: состояние, перспективы развития

Каратыгина Т.Ф. Специальное библиотековедение: силуэт на фоне отечественной библиотечной науки

Хайцева Л.Б. Профильное обслуживание специалистов библиотечной сферы в электронной среде


Совместное заседание секций «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле» и «Формирование и сохранность фондов»

Саразетдинов Р.Г. Поиск механизмов взаимодействия книгораспространителя и библиотеки в эпоху информации. Кто задает тон?

Казаченкова Л.А. Выпуск профессиональной отраслевой литературы по библиотечному делу: опыт Издательской группы «ГРАНД-ФАИР». Насколько сладок пирог?

Иванов В.С. Особенности российского рынка малотиражных региональных изданий

Мельникова Л.П. Новые формы комплектования библиотек в условиях рынка на примере книготоргового предприятия «Мастер-книга»

Зорина С.Ю. Издатели – книготорговцы – библиотеки. Как построить эффективное сотрудничество?


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Гриханов Ю.А. Программа создания системы репозитарных хранилищ малоиспользуемых библиотечных фондов

Горянский И.С., Крылов И.Е., Ануфриев В.И. Новые онлайн-службы для издателей и библиотек в системе автоматизации работы ЦКНБ


Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения»

Миронова И.И. Связанные одной сетью. (Открылся портал общероссийской сети публичных центров правовой информации)

Иващенко Л.А. Библиотека для бизнеса и бизнес в библиотеке

Кусая Е.И. Областная универсальная научная библиотека в системе патентно-информационной деятельности Тульской области

Карауш А.С. Технологический консалтинг в библиотеках


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. АНОНСЫ

Блюменау Д.И. Фундаментальное издание по теории и практике научных коммуникаций

Нарыжная С.М. Заметки преподавателя по поводу монографии Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек»

Беспалова Э.К. Предисловие к книге В.П. Леонова «Библиография как профессия»


Новые
стандарты


От редакции. В начале 2005 г. вышла в свет новая книга директора Библиотеки Российской Академии наук, профессора В.П. Леонова «Библиография как профессия» (М., Наука, 2005. 128 с.). В качестве анонса этого издания мы публикуем предисловие к книге, написанное Э.К. Беспаловой, профессором МГУКИ. Текст перепечатан в нашем сборнике с любезного разрешения Э.К. Беспаловой и по согласованию с В.П. Леоновым.

 

Беспалова Э.К.

Предисловие к книге В.П. Леонова
«Библиография как профессия»

В.П. Леонов – автор интересных книг о Библиотеке Российской Академии наук, библиотеке как пространстве в мире документальной культуры и знания, специфике библиотечно-библиографических процессов, особенностях методов аннотирования и реферирования. Теперь его внимание обращено к библиографии.

Своевременна ли новая книга В.П. Леонова? И почему возник этот вопрос? Писать книгу о библиографии как профессии в то время, когда только и слышишь, что библиография умирает, что это анахронизм, с которым электронный век расстается без раздумий и сожалений, может быть, даже и не заметив потери, особенно ответственно. Может быть, сам факт создания книги и позиция автора – это результат парадоксальности авторского мышления, столь свойственной В.П. Леонову, а теперь выраженной в поступке? Как бы то ни было, надо было найти доказательную позицию, которая не сводилась бы к тривиальному утверждению, что человечество не столь расточительно, чтобы терять феномены культуры.

Терять ли? Может быть преобразовать, ориентируя на новые потребности? Но и сохранить, узнать в новом обличье устойчивую суть явления. Вспомним ставшее на заре информатизации хрестоматийным высказывание: «старое вино в новых бутылках». Уже тогда встала проблема узнавания библиографической сути, метода, результата, взятых на вооружение информатикой. Библиографический метод, освоенный и обогащенный ею, есть закономерный процесс преобразования феномена культуры для создания новой сферы общественной интеллектуальной практики. Но и обратное обогащение – если библиографы способны верно оценить перспективы новых связей и отрешиться от традиций и консервативных методик.

С почти полувековой ретроспективной дистанции нельзя не удивиться устойчивости попыток определить, какая из новых научных отраслей (или одна, но различно называемая) выполняет функцию обобщающей по отношению к исторически определившимся, в числе которых и библиография. Информатика? Социальная информатика, техническая информатика, теория социальных коммуникаций?

Впрочем, острота агрессивной дискуссионности тоже ушла в прошлое. Вызрело спокойно-уравновешенное осознание, что каждый караван идет своей дорогой, не теряя других из виду, что требование современной научной парадигмы формировать специалиста с новым типом мышления отвечает не только специфике эры электронных коммуникаций, новых информационных технологий, меняющих практический облик всех отраслей, но и их научное знание, границы которого становятся все менее определенными. Пришло понимание, что каждая научная отрасль развивается относительно самостоятельно, но при этом растет значение научного диалогизма и нельзя только углубляться в себя, как того требовала наука ушедшего века. Все происходит на фоне развивающегося диалога культур. Эти процессы – действительно порождение эры электронных коммуникаций, сблизивших культуры и расширивших познавательные горизонты. Но тенденция ухода в техницизм создает сложности бытования  привычного феномена.

Так происходит с библиографией, с ее феноменом – библиографической информацией. Почти что зримое «растворение» ее в окружающих документ информационных данных и приводит к идее ее умирания, тогда как дело обстоит наоборот. Профессионал не может не узнать свой феномен в новом облике. А само богатство окружения лишь подчеркивает исторически накапливающиеся связи библиографии со смежными отраслями и требованиями общественной среды.

Суть библиографии, выраженная в феномене библиографической информации, не может исчезнуть, а ее новое практическое бытование заставляет задуматься о сохранении профессионализма и расширении общественных задач библиографии, обогащении ее методико-методологического аппарата. Так, практика компьютерной эры обострила потребность в осмыслении библиографии как профессии.

Книга В.П. Леонова более чем своевременна, она написана в защиту чести традиционной библиографии и в преддверии осознания научным сообществом ее новых задач и возможностей. Сам автор прекрасно видит перспективу развития библиографии как профессии в совершенствовании методов мыслительных процедур оперирования знаниевыми блоками и связями, которые накладываются на профессиональную информационно-документную подготовку кадров. Конечно, онтологический и гносеологический смысл нового пути описан здесь весьма приблизительно.

Парадоксальность ситуации на которую так чутко прореагировал В.П. Леонов, заключается в том, что в годы расцвета и признания библиографии, прежде всего библиотечной, не так уж много задумывались о библиографии как профессии. Даже сферы ее бытования – книжная торговля, издательское, архивное дело, средства массовой информации – воспринимались как автономные. Библиограф как субъект библиографии был объектом внимания, но не профессия в целом.

Специальная подготовка библиографов в 1940–1950-е гг. прожила недолго, хотя дала прекрасные плоды. Именно и прежде всего потому, что профессионализм библиографии был ограничен рамками библиотечного дела. Появился библиотекарь-библиограф и тонкие грани библиографической профессии были принесены в жертву возможностями более широкого использования новых кадров. Углубление и совершенствование собственно библиографической подготовки ограничилось отраслевой специализацией.

Это был путь, который мог подвести отечественных библиографов к глубинному оперированию методиками поиска блоков знания и установления смысловых связей там, где их мог не установить пользователь. В этом и состоит общественно значимая роль профессии. Не только отработанная методика поиска в документных базах, а сложное, зачастую интуитивное «угадывание» связей в системе «знание». Надо было пройти короткий этап приобретений, а затем потерь в формировании библиографической профессии, чтобы со временем понять, что именно мы потеряли, закрыв библиографические факультеты.

Надо было также пройти этап теоретического осмысления единой природы феномена библиографии – библиографической информации, что было сделано теоретиками в 1970-е гг., чтобы осознать широту библиографической профессии, создающей культурный феномен в сфере документальной коммуникации.

Накопленное к новому тысячелетию теоретическое отражение и практический опыт библиографии, расширение ее методологического арсенала, обогащение технологических возможностей и стремление к конструктивному диалогу с философией, гуманитарным, естественнонаучным и техническим знанием позволяют говорить об устойчивой и перспективной форме существования библиографической профессии. Отечественный и зарубежный опыт истории ее формирования различен, современное состояние – тоже. Профессия живет еще во многом в старой парадигме, но и «переживает» переход к новой. Автор поясняет, что нас ожидает переход от «что-библиографии» (описание ее структуры) к «как-библиографии» (описание процессов) и далее как создание «почему-библиографии» (описание наблюдаемых явлений).

Отметим научную чуткость автора: он уже отдал дань «как-библиографии» в книге, посвященной библиотечно-библиографическим процессам, а теперь развивает идеи «почему-библиографии», ибо только на этом уровне профессионализации формируется «мир библиографа» – понятие, им же введенное. Оно шире, чем только профессионализм и общая гуманитарная подготовка. Это тот индивидуальный тезаурус – сплав различных знаний и методов оперирования ими, куда входят и творческие, и этические начала личности, и особенности научного и технократического мышления, не чуждого интуиции. Это способность к практической (в общении с потребителем) и научной (в осмыслении и теоретическом отражении) герменевтике как проверенной ходом истории методологии понимания, вхождения в суть проблемы, установления связей.

Отметим корректность автора в оценке различий путей и судеб библиографии как профессии в нашей стране и за рубежом. Зарубежный опыт с его ярко выраженным прагматизмом, остановившись на уровне «как-библиографии», с развитием новых информационных технологий отдает приоритет «информационному окружению» библиографической информации и разрабатывает знаниевые базы данных. Библиографическая коммуникация сведена к минимуму, но она не может исчезнуть, коль скоро общество пользуется документом. Утратить библиографическую сущность в принципе нельзя, можно перестать ее замечать.

Для отечественных специалистов, постоянно тяготеющих к «почему-библиографии», характерно усиление внимания к научной составляющей библиографии. На этой позиции стоит и В.П. Леонов. Для него библиография одновременно и профессия, и класс наук. Именно поэтому к библиографии применимы парадигмальные характеристики, и как наука она должна войти (и входит) в современную научную парадигму, основанную на полиметодологизме, диалогизме, новом научном мышлении субъекта, практическом автоматизме использования электронных информационных технологий и т.д. И смысл этих парадигмальных изменений один – новые масштабы использования накопленного человечеством знания, новые формы его аналитико-синтетической переработки и оперативного использования в решении новых задач.

Наверное, ставшее традиционным внимание отечественных библиографов к научной составляющей профессии ведет к некоему оттоку профессиональных сил от развития прагматических начал библиографии, но способствует формированию мира библиографа. Вхождение в класс информационно-науковедческих отраслей на основе свободной (мягкой) методологии теории и практики библиографии – это уже реальный процесс. Высокая планка, задаваемая отечественным библиографоведением, и есть основа, ведущая к «почему-библиографии», ибо почему – главный вопрос науки.

Разные пути вхождения в мировой информационный процесс не отрицают единства цели. Она диктует усилением роли интеллектуального фактора в развитии человеческой цивилизации, роли знания в общественном прогрессе. Автор отмечает наличие знаниевых баз данных в зарубежной практике, четкую их прагматическую ориентированность на различные типы потребностей. Если тут есть элементы «почему-библиографии», то они идут от практики: библиографоведения за рубежом нет. Тем проще утерять библиографическую основу информационных систем, если она не поддерживается теорией.

Есть общая категория и наиболее значимая культурно-историческая реалия, которая задает смысл информационным процессам, это – знание. Библиографы долго привязывали себя к системе документ, документ-потребитель, весьма робко входя в мир знания. Но еще В.Г. Анастасевич в начале XIX в. писал, что библиография – это наука знать книги по их содержанию. Отсюда и берут начало некоторые методы и методики библиографии. Конкретная, но и развернутая позиция В.П. Леонова по вопросу о роли библиографии в современной научной ситуации высказана в центральных главах книги «представление знаний и библиография» и «Библиографическая трансформация знаний».

Информатизация общества и информационные процессы в науке с середины XX в. требуют от библиографии новых темпов развития. Наше отставание в практике стало разительным, наше превосходство в теории не требовало доказательств. Есть ли здесь положительные моменты? Да, мы сохранили библиографа, библиографический менталитет, библиографию как профессию, понятие о мире библиографа.

Социальная перспектива выражена в факте действия стандарта на информационно-библиографическое образование в высшей школе. Перспектива ясна: пройдет период освоения новых технологий, технократические увлечения потеряют силу и авторитет, наступит потребность в расширении гуманитарных и гуманистических начал знания; и библиография как высокий уровень практического абстрагирования от системы «знание», ее помощник и регулятор отношений в ней обретет новую силу.

Парадоксальное утверждение В.П. Леонова – «Чтобы ни случилось, полагаю, что нет никакой опасности думать, что библиографии пришел конец» – после сказанного выше обретает прямой смысл. Оригинальное подтверждение своего понимания библиографии автор видит в старых текстах, впервые опубликованных в его новой книге – «Библиография как профессия».

  
На главную