Научные и технические библиотеки №3 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым-2004»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Третье заседание секции «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Берестова Т.Ф. Стандартизация профессиональной терминологии субъектов информационного пространства: состояние, перспективы развития

Каратыгина Т.Ф. Специальное библиотековедение: силуэт на фоне отечественной библиотечной науки

Хайцева Л.Б. Профильное обслуживание специалистов библиотечной сферы в электронной среде


Совместное заседание секций «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле» и «Формирование и сохранность фондов»

Саразетдинов Р.Г. Поиск механизмов взаимодействия книгораспространителя и библиотеки в эпоху информации. Кто задает тон?

Казаченкова Л.А. Выпуск профессиональной отраслевой литературы по библиотечному делу: опыт Издательской группы «ГРАНД-ФАИР». Насколько сладок пирог?

Иванов В.С. Особенности российского рынка малотиражных региональных изданий

Мельникова Л.П. Новые формы комплектования библиотек в условиях рынка на примере книготоргового предприятия «Мастер-книга»

Зорина С.Ю. Издатели – книготорговцы – библиотеки. Как построить эффективное сотрудничество?


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Гриханов Ю.А. Программа создания системы репозитарных хранилищ малоиспользуемых библиотечных фондов

Горянский И.С., Крылов И.Е., Ануфриев В.И. Новые онлайн-службы для издателей и библиотек в системе автоматизации работы ЦКНБ


Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения»

Миронова И.И. Связанные одной сетью. (Открылся портал общероссийской сети публичных центров правовой информации)

Иващенко Л.А. Библиотека для бизнеса и бизнес в библиотеке

Кусая Е.И. Областная универсальная научная библиотека в системе патентно-информационной деятельности Тульской области

Карауш А.С. Технологический консалтинг в библиотеках


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. АНОНСЫ

Блюменау Д.И. Фундаментальное издание по теории и практике научных коммуникаций

Нарыжная С.М. Заметки преподавателя по поводу монографии Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек»

Беспалова Э.К. Предисловие к книге В.П. Леонова «Библиография как профессия»


Новые
стандарты


Хайцева Л.Б.
Российская государственная библиотека

Профильное обслуживание специалистов
библиотечной сферы в электронной среде

Одна из самых важных и сложных проблем, стоящих перед библиотеками в начале XXI в. – проблема комплектования, хранения и предоставления доступа к электронным ресурсам. Развитие электронных технологий, все большее распространение электронных публикаций в мире, появление Интернета повлекли решительные перемены в деятельности библиотек, необходимость переосмысления ими своей роли и функций в условиях электронной среды.

Ранее основным и единственным ресурсом, на базе которого осуществлялось информационное обслуживание пользователей, был собственный фонд библиотеки. Именно объемом и составом фонда измеряли возможности по организации и удовлетворению информационных потребностей пользователей. По мнению исследователей, электронная среда внесла в сферу фондов новые явления, выходящие за рамки установленных понятий, представлений и терминологии.

Изучение потребностей пользователей показало, что сегодня они нуждаются и в печатных, и в электронных версиях документов. Главное требование к электронным версиям – быстрый и простой доступ к ним, возможность легко находить нужную информацию и получать распечатки текстов. Соотношение электронных ресурсов и бумажных документов составляет сейчас 25% к 75%, т. е. один к трем. В сфере библиотечной проблематики важно наличие ретроспективного файла за 5–10 лет. Исходя из этого электронные ресурсы рассматриваются как одно из документных образований совокупного фонда современной библиотеки наряду с печатными изданиями и микроформами.

С 1999 г. в РГБ для обслуживания электронными ресурсами существует самостоятельное подразделение – отдел использования электронных ресурсов (ИЭР), основная задача которого состоит в обеспечении доступа читателей РГБ и других пользователей к электронным сетевым ресурсам сети, к БД на СD-RОМ; а также в предоставлении пользователям услуг, требующих применения электронной техники. Исключение составляют ресурсы по библиотечному делу. Они целенаправленно формируются на базе специализированного отдела литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению (ОБЛ).

Попутно замечу, что начало обслуживания специалистов библиотечной сферы как особой читательской группы положено еще в начале ХХ в. С 1922 г. в составе Государственного Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека) выделены фонд и справочный аппарат, организован бесплатный доступ к ним сотрудников библиотеки и посторонних лиц, интересующихся вопросами библиотечной специальности.

Читальный зал ОБЛ рассчитан на 70 посадочных мест, в том числе 10 мест оборудованы ПК для свободного доступа к ЭК РГБ и ресурсам Интернета. Фонд ОБЛ, насчитывающий 170 тыс. документов, ежегодно посещают более 8 тыс. читателей: профессора, преподаватели и студенты вузов культуры и искусств, академии печати, библиотечного колледжа, научные работники и аспиранты, сотрудники библиотек.

В 2004 г. совместно с отделом каталогизации ОБЛ изучал эффективность тематического поиска в каталогах РГБ по циклу наук «Библиотековедение. Библиографоведение». Первоначальные результаты свидетельствуют о том, что все читатели ОБЛ – не только молодежь и студенты, но и специалисты с научным стажем работы более 20 лет – используют как карточные каталоги, так и ЭК РГБ. Однако по-прежнему наиболее результативный тематический поиск в научной работе дает систематический карточный каталог ОБЛ. Основные причины неиспользования ЭК РГБ по мнению респондентов, – небольшой хронологический охват документов.

Исследование не завершено, предстоит выявить темы, понятия, отсутствующие в ЭК РГБ по заявленным дисциплинам, более детально проанализировать причины нежелания определенной категории читателей ОБЛ обращаться к ЭК РГБ.

Являясь центром доступа к электронным версиям научной периодики, организуемого РФФИ для консорциума научных библиотек России, ОБЛ предоставляет специалистам библиотечного дела возможность доступа к полным текстам статей из БД ЕВSCO. Последние три года ведется централизованный учет обращений онлайнового доступа к полным текстам документов. В количественном отношении они значительно уступают данным отдела ИЭР РГБ. Однако, учитывая специализированный характер запросов, можно говорить о положительной динамике роста поисков и просмотров рефератов и полных текстов статей. Объемы использования БД EBSCO за 2001–2002 гг. составили от 100 до 200 обращений в год, а по итогам 2003 г. ежемесячно просматривались уже более 50 рефератов и полных текстов статей библиотечной проблематики.

БД охватывает политематические статьи с 1977–1979 гг. по настоящее время. Самые новые публикации соответствуют текущему месяцу текущего года.

Потребители отмечают полноту и оперативность предоставляемого материала и возможность ознакомления с полным текстом заинтересовавшей их статьи в удобном формате, используемом для сетевых публикаций (. html), а также возможность сохранять статьи в формате .doc. Особенности программного обеспечения позволяют выбирать возможности использования изобразительного материала, прилагаемого к статьям. Отбор и оценка соответствия статей теме исследования производится по рефератам, прилагаемым почти к каждой статье объемом более 3 страниц. Универсальность тематики наполнения БД, удобство в работе с операторами позволяют легко находить статьи смежной тематики и вести поиск по синонимам ключевых слов.

Простота пользовательского интерфейса позволяет в случае необходимости использовать и другие БД этой же фирмы при подготовке материала смежной тематики. Её использовали читатели ОБЛ при разработке таких вопросов, как социальная защита библиотекарей за рубежом, виртуальное справочное обслуживание, социальное партнерство библиотек, мультикультурное обслуживание населения.

Особенности поиcковой системы позволяют находить литературу как по ключевым словам темы (не обязательно представленным в заглавии), так и по авторам (по одному и/или нескольким). Преимуществом профильного использования БД EBSCO является количество представленных журналов: по широте охвата она превосходит фонд печатных журналов ОБЛ в десятки раз (на 01. 01. 2004 фонд печатных зарубежных журналов ОБЛ насчитывал 180 названий).

Важное направление в профильном обслуживании специалистов библиотечной сферы электронными ресурсами представляет полнотекстовая специализированная составная часть ЭБ РГБ – OREL (Open Russian Library- b11p /Opel//. rsl. ru). На 01. 01. 04 оцифрованы и выложены на сайте РГБ 200 названий изданий по структуре ЭБ: библиотековедению и библиографоведению.

Следует отметить и совместный проект национальных библиотек РГБ и РНБ «Регистр полнотекстовых и библиографических ресурсов в Интернете для библиотек». Цель проекта – создание каталога полнотекстовых и библиографических ресурсов Интернета на основе метаданных с распределенным доступом. Помимо этого в задачи проекта вошли:

  • определение критериев отбора полнотекстовых и библиографических сетевых ресурсов;

  • разработка единого шаблона для ввода метаданных и методических рекомендаций по заполнению полей, а также сопутствующего программного обеспечения;

  • формирование массива метаданных и организация распределенного доступа к нему.

Поскольку изначально было определено, что Регистр представляет собой профессиональный ресурс, в базу данных включено большое количество ресурсов, способствующих формированию профессионального мировоззрения и ориентирующих специалистов в библиотечной среде.

Специальный и самый обширный раздел посвящен описанию ресурсов по библиотечному делу и информатике в России и за рубежом. Это сайты библиотек, библиотечных ассоциаций и обществ, международных организаций, описания проектов и корпоративных инициатив, полные тексты материалов конференций и журналов по библиотечному делу, стандарты системы СИБИД и другие материалы. Ресурс по библиотечной проблематике является приоритетным в Регистре, предполагается его актуализация на постоянной основе и с максимальной полнотой.

Принципиально новым направлением в профильном обслуживании специалистов библиотечной сферы стало виртуальное обслуживание. Библиотекам еще предстоит определить свое место в процессе предоставления услуг посредством использования Интернет-технологий и виртуального пространства.

Цифровое обслуживание – важная услуга, затрагивающая основы пользовательского поиска и может быть реализована прежде всего посредством справочно-библиографического обслуживания. На страницах профессиональной печати довольно активно обсуждаются вопросы обслуживания потребителей в сетевой среде. Особо важен тот факт, что потребности специалистов библиотечной сферы могут быть обеспечены не только на уровне традиционных ресурсов – собственными фондами библиотек и электронными ресурсами, но и через систему виртуальной справочно-библиографической службы.

В настоящее время в РГБ идет опробование справочно-библиографи-ческого обслуживания удаленных пользователей. Виртуальное обслуживание специалистов библиотечной сферы осуществляется на базе СБА РГБ, доминирующая роль при этом отводится СБА ОБЛ, собственному фонду ОБЛ, специализированным профильным ресурсам Интернета.

  
На главную