Научные и технические библиотеки №3 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым-2004»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Третье заседание секции «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Берестова Т.Ф. Стандартизация профессиональной терминологии субъектов информационного пространства: состояние, перспективы развития

Каратыгина Т.Ф. Специальное библиотековедение: силуэт на фоне отечественной библиотечной науки

Хайцева Л.Б. Профильное обслуживание специалистов библиотечной сферы в электронной среде


Совместное заседание секций «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле» и «Формирование и сохранность фондов»

Саразетдинов Р.Г. Поиск механизмов взаимодействия книгораспространителя и библиотеки в эпоху информации. Кто задает тон?

Казаченкова Л.А. Выпуск профессиональной отраслевой литературы по библиотечному делу: опыт Издательской группы «ГРАНД-ФАИР». Насколько сладок пирог?

Иванов В.С. Особенности российского рынка малотиражных региональных изданий

Мельникова Л.П. Новые формы комплектования библиотек в условиях рынка на примере книготоргового предприятия «Мастер-книга»

Зорина С.Ю. Издатели – книготорговцы – библиотеки. Как построить эффективное сотрудничество?


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Гриханов Ю.А. Программа создания системы репозитарных хранилищ малоиспользуемых библиотечных фондов

Горянский И.С., Крылов И.Е., Ануфриев В.И. Новые онлайн-службы для издателей и библиотек в системе автоматизации работы ЦКНБ


Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения»

Миронова И.И. Связанные одной сетью. (Открылся портал общероссийской сети публичных центров правовой информации)

Иващенко Л.А. Библиотека для бизнеса и бизнес в библиотеке

Кусая Е.И. Областная универсальная научная библиотека в системе патентно-информационной деятельности Тульской области

Карауш А.С. Технологический консалтинг в библиотеках


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. АНОНСЫ

Блюменау Д.И. Фундаментальное издание по теории и практике научных коммуникаций

Нарыжная С.М. Заметки преподавателя по поводу монографии Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек»

Беспалова Э.К. Предисловие к книге В.П. Леонова «Библиография как профессия»


Новые
стандарты


Саразетдинов Р.Г.
Издательская группа «ГРАНД-ФАИР», Москва

Поиск механизмов взаимодействия книгораспространителя
 и библиотеки в эпоху информации.
Кто задает тон?

Информация стала полноценным продуктом современного общества. Сегодня невозможно представить себе отрасль, где бы не внедрялись достижения информационной индустрии. От того, насколько оперативными и качественными сведениями обладает учреждение, насколько быстро умеет предложить их потребителю, во многом зависит его успех и место на рынке конкурирующих организаций.

Библиотеки и издательства, пожалуй, именно те структуры общества, которые напрямую связаны с производством, накоплением, хранением и предоставлением информации. И те, и другие, независимо от форм собственности, крепко-накрепко вплетены в цепочку информация – производитель – потребитель, а в нашем варианте издатель – книгораспространитель – библиотека, поэтому и сотрудничество между ними крайне необходимо и полезно для обеих сторон.

Сейчас многие издающие организации ищут пути взаимодействия с библиотеками. А Издательская группа «ГРАНД-ФАИР» старт этой форме сотрудничества дала еще в 1996 г., когда был организован отдел комплектования библиотек (ОКБ). За восемь лет накоплен большой опыт по различным направлениям: книгоиздание, книгораспространение, комплектование фондов и специальные программы поддержки библиотек. Все это стало возможным благодаря тому, что «ГРАНД-ФАИР» объединяет Издательско-торговый дом «ГРАНД» и Издательство «ФАИР-ПРЕСС», т. е. фактически главные составляющие сотрудничества с библиотеками органично вливаются в основные направления деятельности нашей компании. Более десяти лет она известна на книжном рынке. А это немалый срок для периода становления.

Постоянно работая с библиотеками, мы накопили значительный положительный опыт, но вместе с тем появилось множество проблем, которые без активного участия библиотек решить невозможно. Что же это за проблемы? Главная из них состоит в том, чтобы информация о новых изданиях доходила до библиотек оперативно и в том виде, в каком она удобна для работы именно этих учреждений. А что мы имеем сегодня? Традиционные формы оповещения: электронные рассылки, рассылки прайс-листов, каталогов, через сайты. Вроде все достаточно современно, но… Насколько все это многообразие необходимо библиотекам и в каком виде? Информация должна быть четко структурирована именно под того потребителя, которому она нужна. Можно, конечно, уповать на всеобщую компьютерную грамотность библиотекарей (чего, к сожалению, пока нет), но даже в таком варианте не все складывается успешно. И возникающие проблемы часто совсем не зависят от персональной квалификации библиотекарей, а лежат в другой плоскости, более глобальной – наличия или отсутствия хороших каналов связи, достаточного финансирования библиотек и т.д.

Издатели и книгораспространители ищут потребителя, коим и выступает библиотека. Но та информация, которую они предлагают библиотеке, подчас не может быть востребована. Взять, например, традиционные прайс-листы, сделанные в программе Exell, в которых до 25 тыс. строк. Не всякая библиотека имеет неограниченный объем почтового ящика, чтобы принимать такие файлы, а про факс и говорить не приходится. Рассылка каталогов тоже не убавляет проблем. С ними не всегда удобно работать. А в таком виде рассылается до 95% информации. Новые технологии, в частности возможности Интернет-магазинов, в несколько раз увеличивают цену на книгу, что также не слишком хорошо для библиотек. Кто здесь должен задавать тон? Библиотеки или издатели и книгораспространители? Скорее всего, ни те, ни другие, а только общий тандем, договоренности, согласованность. Словом, пути решения этих и других проблем предстоит искать всем нам совместно.

Каков поисковый опыт Издательской группы «ГРАНД-ФАИР» в данном направлении?

В нашем ОКБ трудятся специалисты с большим опытом работы и высшим библиотечным образованием, что позволяет им быстро находить общий язык с коллегами. Сотрудники ОКБ всегда готовы дать советы по подбору книг для фонда, рассказать о новой литературе и о специализации того или иного издательства, сообщить о бестселлерах, об уровнях цен на книжную продукцию, проконсультировать по вопросам обработки различных изданий и т.д. Более того, ОКБ оказывает и иные справочно-консультативные услуги: рассылку (обычной и электронной почтой) информационных материалов, тематических списков, извещений о книгах, пользующихся повышенным спросом, информирование по телефону о поступлении заказа, ведение различных картотек и многое другое. Словом, ОКБ – это своего рода и методический кабинет для комплектатора.

Сейчас в постоянном режиме комплектуются свыше 70 библиотек различных типов и видов. Среди них:

  • 28 ЦБС Москвы и 12 ЦБС Московской области;

  • 7 региональных (Белгородская, Мурманская ОУНБ и др.);

  • 5 городских столичных библиотек (ЦГПБ им. Н.А. Некрасова, ЦГДБ им. А.П. Гайдара, ЦГЮБ им. М.А. Светлова, Московская городская деловая библиотека, Городская библиотека им. Н.В. Гоголя);

  • федеральные – РГБИ, ВГБИЛ;

  • Национальная библиотека Республики Удмуртия;

  • Национальная библиотека Республики Карелия;

  • Библиотека Российской государственной академии физической культуры;

  • Дорожная научно-техническая библиотека МПС России и НТБ других отраслей;

  • а также множество иных учреждений отрасли культуры.

Комплектование фонда осуществляется в нескольких режимах: начальное, текущее и докомплектование. Ассортимент ОКБ разнообразен, в нем представлена литература, выходящая в более чем 1000 издательствах страны. В выставочном зале для библиотек – около 20 тыс. наименований книг, причем всех жанров и видов, любой ценовой категории – от дешевых до подарочных, рассчитанных на разный возраст и уровень знаний читателей. Здесь вы найдете и информацию о малой печатной библиотечной технике, и о специализированных библиотечных изданиях.

Работа осуществляется на основе договоров на поставку изданий между библиотекой и нашей компанией, при этом учитываются запросы самих библиотек. На каждую книгу заводится карточка заказа, в которой зафиксированы все библиотеки – клиенты ОКБ, их заявки на данное издание и отметки о выполнении. Это дает огромные преимущества: позволяет отследить всю цепочку прохождения книги от производителя до потребителя, лучше узнать картину спроса на те или иные виды изданий со стороны разных типов библиотек, проконтролировать поступление книг заказчику, а при необходимости и дозаказать их дополнительный тираж издательству.

Весь книжный фонд ОКБ формируется на основе изучения спроса библиотек путем анализа запросов текущего комплектования, с учетом особенностей фондов библиотек-клиентов, наличия специализированных (нотно-музыкальных, по искусству, на иностранных языках) отделов, запросов читателей библиотек-клиентов, картотек на отсутствующую литературу. Немаловажным обстоятельством является тот факт, что ОКБ работает с предварительными заказами по сигнальным экземплярам, каталогам и тематическим планам издательств, отслеживает продолжающуюся и сериальную литературу. Этот комплекс мер обеспечивает адекватность фонда ОКБ реальным потребностям библиотек.

Отдавая предпочтение очному комплектованию, специалисты нашей компании понимают, насколько важно расширение контактов с библиотеками, территориально удаленными от центра. Не секрет, что 80% всей выходящей в нашей стране литературы издается в Москве и С.-Петербурге, а большинство населения России проживает как раз за пределами этих мегаполисов. Именно поэтому одна из первоочередных задач – отработка оптимальной технологии работы именно с регионами. Для этого у нас есть все условия: во-первых, уже имеющийся опыт, а во-вторых, отлаженные каналы поставки литературы в любую точку нашей страны.

  
На главную