Научные и технические библиотеки №3 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым-2004»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Третье заседание секции «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Берестова Т.Ф. Стандартизация профессиональной терминологии субъектов информационного пространства: состояние, перспективы развития

Каратыгина Т.Ф. Специальное библиотековедение: силуэт на фоне отечественной библиотечной науки

Хайцева Л.Б. Профильное обслуживание специалистов библиотечной сферы в электронной среде


Совместное заседание секций «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле» и «Формирование и сохранность фондов»

Саразетдинов Р.Г. Поиск механизмов взаимодействия книгораспространителя и библиотеки в эпоху информации. Кто задает тон?

Казаченкова Л.А. Выпуск профессиональной отраслевой литературы по библиотечному делу: опыт Издательской группы «ГРАНД-ФАИР». Насколько сладок пирог?

Иванов В.С. Особенности российского рынка малотиражных региональных изданий

Мельникова Л.П. Новые формы комплектования библиотек в условиях рынка на примере книготоргового предприятия «Мастер-книга»

Зорина С.Ю. Издатели – книготорговцы – библиотеки. Как построить эффективное сотрудничество?


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Гриханов Ю.А. Программа создания системы репозитарных хранилищ малоиспользуемых библиотечных фондов

Горянский И.С., Крылов И.Е., Ануфриев В.И. Новые онлайн-службы для издателей и библиотек в системе автоматизации работы ЦКНБ


Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения»

Миронова И.И. Связанные одной сетью. (Открылся портал общероссийской сети публичных центров правовой информации)

Иващенко Л.А. Библиотека для бизнеса и бизнес в библиотеке

Кусая Е.И. Областная универсальная научная библиотека в системе патентно-информационной деятельности Тульской области

Карауш А.С. Технологический консалтинг в библиотеках


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. АНОНСЫ

Блюменау Д.И. Фундаментальное издание по теории и практике научных коммуникаций

Нарыжная С.М. Заметки преподавателя по поводу монографии Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек»

Беспалова Э.К. Предисловие к книге В.П. Леонова «Библиография как профессия»


Новые
стандарты


Иванов В.С.
ОАО «Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ»

Особенности российского рынка
малотиражных региональных изданий

Сформулируем определение рынка малотиражных изданий в классическом понимании термина: это система взаимоотношений между производителем (в данном случае издателем малотиражной литературы) и потенциальным потребителем (в первую очередь – библиотечным сообществом). Система, регулирующая спрос и предложение на малотиражную литературу. Если же спрос и предложение не регулируются, значит, системы нет.

Основной вывод по этой теме можно сформулировать следующим образом: главной особенностью российского рынка малотиражной литературы, на мой взгляд, является его отсутствие – в классическом понимании.

Проиллюстрирую этот вывод на конкретном примере. Два года назад, на конференции «Крым» присутствовала представительница одной из книжных структур США, которая располагала суммой в 100 тыс. долларов для закупки специализированной литературы по нефтегазовой и химической отраслям. Она вела переговоры с книгораспространителями, которых на конференции собралось немало, но найти необходимую литературу так и не смогла.

Что такое 100 тыс. долларов в пересчете на экземпляры? Это примерно 35-45 тыс. книг, или 2 груженых КамАЗа. Американка была потрясена: есть потребность, имеются соответствующие средства – но она не может решить стоящую перед ней задачу.

Теперь остановимся на особенностях ситуации с малотиражной литературой в разрезе основных составляющих рынка: производители, потребители и их отношения.

Основные производители малотиражной литературы – это небольшие региональные издательства, рассредоточенные по необъятной территории 87 субъектов Российской Федерации. Я не оговорился – 87. Дело в том, что несколько сотен наиболее крупных издателей, сосредоточенных еще в двух субъектах Федерации – Москве и С.-Петербурге, по какой-то причине называются центральными. Видимо, потому, что в рамках официальной статистики они издают около 66% наименований книг, а по тиражам – более 90%.

Такая диспропорция в территориальном размещении российской издательской деятельности – очень важная особенность в становлении рынка малотиражных изданий. Дело в том, что эта диспропорция имеет, в силу ряда причин, ярко выраженные экономические последствия.

По нашим наблюдениям, в каждом из 87 субъектов РФ, называемых регионами, более-менее устойчиво работают по нескольку десятков небольших издающих организаций в форме ООО, ИЧП, ПБЮЛ и ряда госпредприятий и учреждений. В связи с отменой лицензирования издательской деятельности затруднен даже их точный подсчет. По нашим же данным, только стабильных региональных издательских структур около 2,5–3 тыс. (цифры заимствованы из анализа показателей по местному обязательному экземпляру). Однако в официальную статистику попадают далеко не все издатели. Реальное число региональных издающих организаций намного больше – 10–15 тыс. Называя 2,5–3 тыс., я имел в виду нашу экспертную оценку тех региональных издающих организаций, которые по разным причинам не находят сегодня своего потенциального российского или зарубежного потребителя.

Отдельную группу в структуре издающих организаций составляют редакционно-издательские отделы вузов. Сегодня в стране 350 государственных вузов, 250 ведомственных и около 300 негосударственных, т.е. всего около 900. Точный анализ их издательской деятельности отсутствует, но, по нашим данным, в среднем они выпускают по 70 наименований учебной, методической, научной и справочной литературы в год. Таким образом, это еще 60–70 тыс. наименований изданий, неучтенных официальной статистикой. (20–25 тыс. этих изданий – наш товар.)

Потребность вузов во взаимоинформировании и книгообмене, в регулярном сопоставительном анализе массива издательской продукции как важнейшем индикаторе научного уровня и качества образования не вызывает сомнений. Если бы можно было оперативно собрать издания региональных вузов, вероятно, набрались бы те самые два КамАЗа, о которых я говорил выше.

Помимо вузов существует большое количество других издающих организаций, например библиотечные издательства, которые представляют достаточно заметный издательский потенциал. В середине 2003 г. ЦКБ «БИБКОМ» провел опрос среди издающих библиотек о готовности включиться в Сводный тематический темплан-каталог «Литература библиотечной тематики». На тот момент 15 библиотек выразили желание быть представленными в этом информационном продукте (сегодня их значительно больше), и в ноябре 2003 г. вышел в свет пилотный выпуск каталога, включивший около 200 наименований книг и брошюр.

Полной картины пока нет, эти данные весьма условны, и мы только в самом начале пути изучения рынка малотиражной литературы. Тем не менее это еще один из источников, пополняющий сектор специализированной книги.

Таким образом, еще одной характеристикой, или особенностью рынка малотиражных региональных изданий является его колоссальный ассортимент, оставшийся вне поля зрения официальной статистики. Этот ассортимент составляет не менее 150–200 тыс. наименований издательской продукции, имеющей в потенциале спрос от нескольких десятков до нескольких сотен экземпляров.

Именно в этом смысле у нас нет рынка малотиражной литературы.

С учетом всего сказанного становится очевидной потребность в создании общероссийской системы распространения малотиражных изданий на базе существующих технологий, одной из которых является механизм сводного тематического планирования.

Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ» совместно с Министерством образования уже предпринял первые шаги, разработав проектную документацию по созданию сводного каталога «Книги российских вузов в наличии и производстве». Главная наша задача – содействовать формированию рынка научной и профессиональной литературы, характеризующей в значительной степени интеллектуальный потенциал российской системы высшего образования, создать единое информационное пространство по вопросам издательской деятельности вузов, сформировать устойчивый спрос на продукцию редакционно-издательских подразделений вузов России. Уже около 150 вузов выразили согласие участвовать в этом каталоге, который вышел в свет в сентябре 2004 г.

С другой стороны, издания эти малотиражные (от 200 до 1 тыс. экз.), ориентированы на узкую группу потребителей, и по нашим расчетам составляют 75–100 млн долларов в год, т.е. менее 10% от общего рынка основной продукции. Возможно, этими экономическими показателями объясняется тот феномен, что рынок малотиражной литературы у нас фактически не сформирован. Распространение малотиражной литературы общепринятыми методами нерентабельно.

Но ведь это нужная литература. Профессиональные мероприятия книжного рынка показывают устойчивый интерес читателей к малотиражной литературе регионов. Вместе с тем на книжном рынке зачастую нелегко отыскать информацию как о самих издательствах, так и о выпущенных ими книгах.

Значит, возникает ряд вопросов о том, как свести производителя с потребителем, как донести необходимую информацию до адресата, как найти покупателя по всей России. Вопросы не из простых. И здесь нам помогает наш опыт работы с библиотечным сообществом.

Мы давно работаем и дружим с библиотеками, знаем их потребности, являемся членами библиотечных ассоциаций. Мы наблюдаем процесс трансформации современных библиотек в информационные центры, расширения их функций; понимаем, что библиотекарь сегодня – это информационный посредник, который владеет знаниями, умениями и навыками квалифицированного обслуживания потребителей информации. Значит, именно в библиотеках прежде всего должна быть сосредоточена информация и о специализированной малотиражной литературе. Мы же выступаем в роли посредника по сбору этой информации.

Следующий шаг – маркетинговые исследования. Кто потребитель этой литературы? Каковы его особенности? Чего он хочет? Что ищет? Прежде чем организовать реализацию, необходимо в цифрах, в аналитике проклассифицировать потребителя этой продукции. Конечно, значимый потребитель – библиотека, но только выявление адресата проблему в целом не решает. Наш опыт работы с литературой библиотечной тематики показывает, что специализированную книгу необходимо продвигать на рынок, используя специальные технологии, искать пути ее представления, позиционирования. И здесь у нас есть свои «ноу-хау».

Далее возникает вопрос о том, кто может распространять малотиражную литературу. Продавать эту издательскую продукцию через розничную торговую сеть явно нецелесообразно: книжные магазины в продаже этого рода литературы не заинтересованы.

На наш взгляд, наиболее реальны для продвижения малотиражной литературы технологии дистанционной торговли, которыми в полной мере владеет Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ». Структуры государственного книгораспространения, существовавшие в прежние годы, давно рухнули. Те, что пришли им на смену, занимаются прежде и охотнее всего массовой литературой.

Конечно, для решения всех этих и многих других проблем требуется время. Мы уже начали работу по привлечению региональных издательств на ярмарки по типам литературы. Первый опыт в этом плане – организация коллективного стенда библиотек и региональных издательств на ноябрьской (2003 г.) ярмарке «Non/fiction № 5». Целью экспозиции было позиционировать региональную, в том числе малотиражную литературу. Мы представляли Рязанскую, Орловскую, Ярославскую, Тульскую и Тверскую области, издателей Дальневосточного региона. Нужно сказать, что интерес посетителей к издательской деятельности регионов высок и удивил даже нас, одновременно показав, что мы выбрали верное направление в своей деятельности. У стенда было полно посетителей, а выставленные экземпляры книг приходилось в буквальном смысле слова защищать. Это ли не подтверждение тому, что спрос в этой области явно не соответствует предложению?

  
На главную