Научные и технические библиотеки №4 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым-2004»

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Зайцева Е.М. Что нужно современной библиотеке: гипертекстовое лингвистическое пространство или автоматизированные лингвистические системы

Сукиасян Э.Р. Общая концепция и программа развития Библиотечно-библиографической классификации на 2002–2010 гг

Гендина Н.И., Меркулова А.Ш. Подготовка библиотечных кадров в сфере лингвистического обеспечения библиотечной технологии: проблемы совместимости и преемственности содержания среднего, высшего и дополнительного образования


Секция «Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования, исследования и управления»

Любаров В.М. Прогноз трендов развития общества для разработки стратегий в области познания, образования, накопления знаний и библиотечного дела

Грузнова Е.Б. Электронные ресурсы национальной библиотеки как составная часть информационно-образовательного пространства


Секция «Библиотека, муниципальная и краеведческая информация»

Морылева Н.И. Научная библиотека университета в системе создания и распространения краеведческой информации (на примере Научной библиотеки Новгородского университета)

Балашова Н.М. Ресурсный центр по проблемам местного самоуправления и муниципальной информации на базе публичной библиотеки (на материале ЦБС «Киевская», Москва)


Секция «Медицинские и больничные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Проблемы потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций личности в библиотерапии


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Информационная поддержка науки


ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕК

Советы библиотекарям, приступающим к проектированию библиотечных изданий. Обзор зарубежного опыта


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Добровольский В.В. Грустные результаты беспредметной дискуссии

Столяров Ю.Н. Разъяснения даны. Вопросы остались


Поздравление 60 лет Владимиру Павловичу Нечипоренко


ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕК

УДК 727.8.011

Советы библиотекарям,
приступающим к проектированию библиотечных зданий.
Обзор зарубежного опыта

За прошедшие 15–20 лет в мире построено множество новых библиотечных зданий, например: новое здание Британской библиотеки на Сен Панкрас, комплекс зданий Национальной библиотеки Франции на набережной Толбиак (Библиотека им. Ф. Миттерана), университетская библиотека в Дельфте, Публичная библиотека в Гааге.

Можно вспомнить и успешное строительство нового комплекса зданий Российской национальной библиотеки, ведущуюся реконструкцию Пашкова дома и ряда других библиотечных помещений Российской государственной библиотеки, прекрасные здания библиотек в Омске, Ростове-на-Дону и других российских городах.

К сожалению, по ряду причин ГПНТБ России пока не может похвастаться новым зданием; однако подготовленные здесь в свое время материалы по проектированию (в основном по зарубежным публикациям) могут оказаться полезными нашим коллегам при планировании строительства или организации рабочих зон.

За рубежом проектирование библиотек хорошо отлажено; выработаны достаточно четкие и дельные рекомендации библиотекарям – что и как следует делать, чтобы стать во главе процесса проектирования. У нас же на этот счет советов почти нет. Именно поэтому мы решили опубликовать обзор, составленный по материалам наиболее интересных публикаций ведущих зарубежных специалистов. Их советы не утратили актуальности и к ним хорошо бы прислушаться (или хотя бы ознакомиться с ними), конечно, с учетом наших реалий, стандартов, строительных норм и правил.

Первая часть обзора подготовлена по материалам книги Элсуорта Мэзона (Ellsworth Mason. Mason on library buildings. – The Scarecrow press, inc. – Metuchen, N.J. & London, 1980), посвященной проектированию вузовских библиотек, однако его советы и наставления могут быть полезными для всех библиотек.

Э. Мэзон – один из самых крупных и авторитетных специалистов – работает над строительством библиотек около 40 лет и за последние 20 лет планировал и консультировал проекты 120 зданий, но лишь в 8 случаях он отметил нормальное взаимодействие участников процесса планирования.

 

Разработка проекта зданий библиотек –
краткие советы и замечания

Большинство плохих библиотечных зданий – результат того, что клиент не сумел объяснить архитектору, что он хочет и почему.

Комитет планирования. Первый (и один из наиболее важных) этапов – формирование местного комитета планирования и установление процедур переговоров с архитектором (он не может спроектировать здание без постоянного контакта с клиентом).

Роль каждого члена комитета должна быть четко определена. Ключевая фигура комитета – библиотекарь, ибо большая часть проекта связана с библиотечной технологией, в настоящее время необычайно сложной и изощренной. Этого сотрудника следует наполовину освободить от основных обязанностей. Он делает предварительный набросок программы строительства, отвечает за уточнения и детализацию каждого варианта планировок; он же наиболее тесно взаимодействует с приглашаемым консультантом. Если же библиотекарь неспособен к восприятию новых идей и технологий, следует пригласить постоянного консультанта.

Руководитель группы планирования вышестоящей организации, например университета, если речь идет о вузовской библиотеке, должен представлять в комитете идеи развития в целом и перспективу университета, но не вмешиваться в проектирование самой библиотеки. В комитете не должны присутствовать члены вышестоящей администрации (университета или совета попечителей), так как их должности будут придавать ненужный вес их мнению. Однако председатель планирующего комитета должен принимать участие во всех заседаниях администрации или совета попечителей, если обсуждаются проблемы строительства.

Члены комитета, представляющие интересы факультетов, должны знать и отстаивать интересы библиотеки, создавать и поддерживать двухсторонний канал связи библиотеки вуза с факультетами и заниматься проблемами обучения студентов в помещениях библиотеки.

После создания и утверждения сильного планирующего комитета, все переговоры с архитектором, рассмотрение любых идей, жалоб и предложений должны вестись только через комитет, т.е. архитектор не должен обсуждать проект непосредственно с руководством вышестоящей организации.


Консультант. Сразу же после формирования комитета следует назначить консультанта строительства библиотеки. Он должен обеспечивать руководство и постоянный пересмотр проектных документов. Нанимать его на несколько дней – пустая трата денег, так как разнообразные проблемы возникают постоянно и непредсказуемо.

Консультант стоит (в 1978 г.) 250 долларов в сутки плюс расходы. Если он хорош, то сбережет в 10 раз больше своего гонорара. Он ускорит процесс проектирования, позволит архитектору достигнуть наивысшей производительности, оптимизировать полезность здания, сэкономить на эксплуатационных расходах. Он должен быть нанят клиентом, даже если архитектор уже пригласил своего консультанта. Чем раньше консультант проекта прибудет на площадку, тем лучше.

Задачи консультанта: рассмотреть возможности площадки, определить необходимую последовательность проектирования, указать источники информации, рассмотреть будущее всей системы библиотеки, предусмотреть небиблиотечные вопросы, предложить для знакомства построенные здания и кандидатуру архитектора, подготовить переговоры с архитектором, предупредить о ловушках и опасностях.

Консультант будет просматривать исходные, промежуточные и окончательные планы. Часть консультаций он может дать по телефону или ответить по почте, но на всех встречах с архитектором и особенно при обсуждении общей концепции он должен присутствовать.


Источники информации
. Как можно раньше следует начать изучение специальной литературы – она обширна, содержит много повторов и неодинакова по ценности. К счастью, для новичков есть несколько хороших книг.

Keyes D. Metcalf. Planning Academic and Reaserch Library Buildings ( New York, McGraw Hill, 1965) – объемная необычайно тщательная работа повсем мыслимым аспектам проектирования библиотек. Ее следует изучить и держать под рукой для справок все время работы над проектом.

Значительно короче проще Ralph E. Ellsworth, Planning the College and University Library Building ( Boulder, Colo., Pruitt Press, 1968 ). Это отличный сборник статей по специальным аспектам библиотечного строительства.

В административном отделе Американской библиотечной ассоциации (Library Administration Division of the American Library Association) имеются (и могут быть получены по МБА) программы, поэтажные планировки, списки библиотечных консультантов.


Знакомство с библиотечными зданиями
. Изучение литературы надо закрепить осмотром схожих с вашей библиотек, конечно, исключая плохие здания. Посещать следует группой – библиотекарь и еще минимум два члена планирующего комитета, чтобы иметь общую базу для оценок: тщательно изучить все аспекты библиотечной работы, собрать информацию о размерах, форме и марке мебели и оборудования, фамилии консультантов, архитекторов, других толковых специалистов; проанализировать организацию движения в библиотеке, акустику, взаимодействие отдельных элементов. Наиболее полезная информация о достоинствах и недостатках может быть получена от заведующих отделами. Особое внимание – местоположению здания, конструктивным решениям экстерьера и интерьеров, внешней и внутренней отделке, освещению, отоплению.

К этому моменту комитет уже должен иметь на примете архитектора, умеющего строить хорошие здания, и до найма надо осмотреть не менее двух его библиотек. Следует помнить, что архитектор работает не один, поэтому убедитесь, что его команда цела и работоспособна.


Основные решения
. Можно принять совет архитектора по выбору площадки строительства, но зданием пусть не занимается, до тех пор пока программа строительства не будет окончательно закончена и вручена ему.

До начала составления программы администрация университета (вышестоящей организации) должна выработать следующий набор основных исходных данных (твердых, реалистичных и зафиксированных в документе):

  1. Сколько лет библиотека будет работать после ее открытия.

  2. Максимальное количество студентов в университете (с разбивкой по направлениям обучения).

  3. Какой процент от этого количества студентов должен размещаться в библиотеке одновременно.

  4. Максимальное количество книг в библиотеке.

Эти данные берутся не наугад, а вырабатываются ответственными и информированными людьми.


Финансирование
. Это не тот основной вопрос, который надо решать прежде всего. Программа строительства библиотеки базируется на четырех вышеупомянутых принципиальных цифрах, из которых следуют точные данные необходимой полезной площади, легко конвертируемые по формулам в величину общей площади. После этого оценивается примерная стоимость здания и тем самым бюджет.

Разумно выработанные основные решения помогут пересмотреть программу. Если размеры здания уменьшены, аккуратные расчеты покажут, на сколько лет хватит площадей, и можно будет оценить потребности в расширении. Тем не менее чрезвычайно важно спроектировать здание достаточно большим. Судя по современному опыту, большинство библиотек имеют площади, достаточные для хранения менее используемых фондов в течение последующих десяти лет.


Подготовка программы
. Программа строительства библиотеки составляется из эскизов планов отдельных помещений, входящих в комплекс библиотеки. Эскизы подготавливает консультант.

В идеале первые наметки спецификации отдельных единиц здания составляют работники библиотеки, их просматривает консультант, затем еще раз пересматривают на месте (в библиотеке) и, наконец, консультант полностью заканчивает программу с подробным перечнем мебели и оборудования, точными оценками площадей для всех компонент.

Процесс подготовки программы для здания в 20 тыс. кв. м занимает три или четыре месяца.


Сложные зоны
. В проектировании здания особенно сложны три зоны – главный этаж, зона технической обработки и зона специальных (редких) фондов.

Пока еще нет примеров удачного размещения хранилища редких книг в общем здании библиотеки. Не решены проблемы контроля ультрафиолетового излучения из окон и от ламп дневного света, температуры и влажности, фильтрации пыли и предотвращения пожара, опасности водяных и электрических проводок. Здесь путь открыт для творчества.

Пожарники требуют установку спринклерных систем (автоматический душ) по всей библиотеке. Поскольку вода еще более разрушительна для книг, чем огонь, то разумнее упорно сопротивляться спринклерам в пользу дымо- и теплочувствительных датчиков или ионных детекторов. Сигнал от них должен выводиться на пульт охраны для немедленного реагирования. Первые 5 минут критичны для интенсивности пожара.

Освещение в большинстве библиотек плохое, так как архитекторы не понимают его важность, а электроинженеров этому делу сейчас не учат. Поэтому следует самим позаботиться об электроарматуре, дающей хорошо рассеянный свет высокого качества.

Температурный дискомфорт в здании – обычное дело. Нужно тщательно спланировать температурные зоны, продумать расположение датчиков. Попытка экономить на тепле, вентиляции и кондиционировании имеет разрушительные последствия.

Применение электроники: нужно дать возможность подключиться в любом месте на стене. Подпольные проходки должны быть проложены с шагом 2 метра хотя бы по одной оси; кабельные и другие переходы между этажами следует делать в вертикальных каналах.


Стандарты проектирования

Читальные места: 20% от максимального количества студентов для университета с общежитием; 10% – для приезжающих.

Полки: 250 книг на стандартную двустороннюю секцию из 7 полок. Одна двусторонняя секция занимает 1,6 кв. м в стеллажах с шагом 1,35 м.

Потолки: минимум 2,4 м, оптимально 2,55 м; выше 2,85 м не нужно (разве что спецэффекты).

Освещение: 700 люкс высокого качества света в читальных залах и на рабочих местах.

Кондиционирование: t – 24º, влажность – как правило 35%; в фонде редких книг – 21º, влажность – 50%.

Фильтрация воздуха: 85% эффективной фильтрации пыли. В загрязненной атмосфере добавить угольные фильтры. Для фонда редких книг – 95% фильтрации пыли и угольные фильтры.

Нагрузка на пол: 670 кг на кв. м повсюду; 556 кг на кв. м также возможно (за исключением таких фондов, как карты и т.п.)

Шаг колонн: если стеллажи стоят между колоннами, то их шаг должен быть кратным 3 фута плюс 6 дюймов (4 дюйма на две концевые стойки и 2 дюйма на неточности укладки).*

 

Расписание работы по проектированию. Спешка – злейший враг успешного строительства.

Разумное расписание работы для проектирования библиотеки:

изучение литературы – 1 месяц,

осмотр построенных библиотек – 1 месяц,

составление программы – 3 месяца,

разработка техпроекта – 6–7 месяцев,

составление рабочего проекта – 5–8 месяцев в зависимости от величины здания,

конкурс строительных фирм – 1 месяц,

заключение контрактов и установка строительной техники – 1 месяц.

Таким образом, от начала планирования до момента выемки грунта – от 17 до 21 месяца.

Сооружение библиотеки площадью 15–20 тыс. кв. м продлится 1,5 года; площадью 50 тыс. кв. м – 2,5 года; площадью 100 тыс. кв. м – 5 лет.

 

Цены. Разброс цен очень велик, но некое обобщение можно сделать.

Для университетской библиотеки, если земля уже оплачена, проект бюджета по статьям:

стоимость строительства - 72%
мебель ( включая стеллажи),
оборудование
- 15%
оплата архитектора - 5% стоимости проекта и
- 7% стоимости строительства
административные выплаты
(документы, консультанты,
надзор, руководство)
- 2%
непредвиденные расходы - 6%

Стоимость здания высококачественной конструкции и оборудования, с хорошим освещением и современным дизайном интерьеров складывается следующим образом:

конструкция
(за вычетом стен, если они не несущие)
- 18%
инженерные системы (всего) - 33%
в том числе :
 электроснабжение - 11%
 тепло, вентиляция - 17%
 сантехника - 5%

Прочие
(наружные стены, перегородки и отделка,
столярные работы и т.п.)

- 49%

В зависимости от усилий по теплосбережению (термоостекление, системы возврата тепла и т.п.), стоимость библиотечных зданий в 1978 г. составляла (без мебели и оборудования ) от 500 до 600 долларов за кв. м. Можно уменьшить расходы, используя простые материалы и недорогую отделку, экономя на освещении, закупая дешевую мебель и забыв об интерьерах. Эти жертвы воспитают у читателей, в данном случае студентов, соответствующее отношение к библиотеке и приведут к напрасным затратам денег.

Важнейшими факторами, влияющими на стоимость строительства, являются интенсивность торгов при заключении контракта и наличие задержек в ходе строительства. Если необходимо закончить стройку к определенной дате, она может обойтись на 10 % дороже (сверхурочные, привлеченные работники и т.п.).

 

Составление программы строительства библиотеки

Программа строительства содержит много разделов, формулирующих заказ архитектору. Программа помогает библиотекарю держать в памяти свои требования и мысли: за двухлетний период проектирования и строительства программа не раз напомнит о его исходных намерениях. Следует сохранять также вспомогательные документы (расчеты, наброски), чтобы при необходимости восстановить ход тех или иных рассуждений.

Программа – это справочник для архитектора на все время проектирования, и чем проще и яснее она написана, тем чаще к ней будут обращаться. В программе должен быть хороший справочный аппарат, включающий такие элементы, как «Содержание», «Указатель», «Общий список требуемых площадей» и т.п. Помните, что программу могут попросить другие – поэтому напечатайте ее аккуратно и сделайте много копий (Э. Мэзон, например, делал 250 экз.).

При составлении программы следует помнить, что работа будет бесплодной, если не выполнены следующие условия:

  1. Наличие хорошего специалиста-библиотекаря, досконально знающего динамику современной технологии;

  2. Принятие четких административных решений по основным исходным цифрам (см. выше);

  3. Библиотекарь – центральная фигура в команде. Если библиотекарь слаб и не понимает нужд библиотеки или если в обход библиотекаря архитектор получит доступ к начальству (не знающему в деталях того, что происходит), переговоры бесполезны.

Итак, первое условие составления программы – толковый библиотекарь, наделенный соответствующими правами. Если такового нет – берите консультанта, вводите его в курс дела.

В идеале программу должен писать библиотекарь, постоянно советующийся с персоналом библиотеки. Большинство плохих зданий стали таковыми потому, что основная фигура в проектировании не сумела предвидеть, какие движения, какие материалы, какое оборудование и мебель, какие чувства требуются для данного элемента здания.

Целью программы является определение (в понятной для архитектора интеллектуальной форме) библиотечного здания как совокупности отдельных взаимодействующих элементов библиотечной технологии. Каждый элемент должен быть расписан в квадратных метрах и во взаимодействии с другими элементами. Эта информация позволит архитектору скомпоновать здание, зная, какие элементы должны быть вместе на одном этаже, а какие можно отнести в сторонку. Без этого он не определит, сколько этажей должно быть в здании и каков его размер. Из программы архитектор поймет, что делается в данном помещении.

Если в программе ясно показано, какие единицы (элементы) должны составлять библиотеку, каков их размер и как они должны группироваться вместе, что делается в каждом, то начальная стадия планирования строительства в основном завершена. Последующие шаги состоят в том, чтобы заставить архитектора адекватно реагировать на программу, которая обеспечивает библиотекаря базой данных тщательно отработанных идей, показывающих, что он должен требовать от архитектора и почему.

Программа не должна узурпировать функции архитектора, указывая ему, например, сколько этажей будет в здании. Клиент не должен подменять архитектора, это приведет к плачевному результату.

Итак, предполагая, что библиотекарь знает свою работу и понимает, что есть вещи, которых он не знает, программа должна отвечать трем задачам: излагать динамику вышестоящей организации (вуза), формирующей библиотечные операции; указывать архитектору те элементы здания, которые требуют особого внимания; специфицировать каждую единицу здания.

Динамика – это краткая история организации (университета) и ее перспектива на обозримое будущее. Многословие здесь противопоказано. Текст должен быть содержательным, сжатым и фокусироваться на библиотеке и ее нуждах.

Чем больше библиотечных зданий вы осмотрите до начала планирования, тем отчетливее проявятся общие архитектурные недостатки (болезни моды): греческие колонны, монументальные лестницы, 15-метровые потолки. В 1960-е гг. это – дурное освещение, плохая вентиляция и избыток стекла. В настоящее время – освещение (еще хуже), вентиляция (еще хуже) и весь набор антигуманных, алогичных выдумок якобы для энергосбережения.

Правильно и разумно, посетив родственные здания, указать архитектору в программе на общие нерешенные проблемы и попросить его особо заняться ими.

 

Спецификация библиотечных зон – наиболее важная часть программы. Единицы здания (помещения) группируются так, чтобы напоминать архитектору об их взаимосвязи. Абсолютных правил здесь нет.

 

Наиболее простой путь – ознакомиться с программами строительства аналогичных зданий, добавить собственные впечатления от осмотра других библиотек и продумать те вещи, которых нет в старой библиотеке, но должны быть в новой.

Следует подчеркнуть необходимость широкого и многократного (три-четыре раза) обсуждения программы строительства в трудовом коллективе до ее окончательного утверждения. (Каждый вариант нужно размножить и раздать персоналу библиотеки.)

В основе разработки спецификаций зон библиотеки лежат три цифры: общее число читательских мест, общая численность персонала и общее число книг (все это – в период максимального использования библиотеки).

Общая емкость хранилищ может быть оценена либо по амбициозной схеме, т.е. с учетом увеличения поступлений за каждый год, либо по более скромной – считая уровень ежегодных поступлений постоянным. Умножив указанные цифры на проектное время существования библиотеки и добавив имеющиеся сейчас фонды, получим конечный результат.

Планирование емкости нового здания должно учитывать и такие факторы, как большая доступность сетей МБА, кооперативное пользование сериальными изданиями, а также очень реальный факт, что всем нам в будущем придется пользоваться отдаленными хранилищами.

Анализ компьютерных записей отдела обслуживания позволит определить истинную обращаемость каждой книги и дать рекомендации по селективному хранению. Однако несмотря на стремление экономить, мы должны быть уверены, что емкость отдельных элементов хранилища достаточно велика. Она должна вмещать фонд с некоей критической массой, привлекающей пользователя тем, что 60–70% его запросов удовлетворяются на месте и в то время, когда книга ему нужна.

Три основные величины – полная (общая) вместимость, емкость хранилищ и количество рабочих мест - применимы для каждого элемента программы при расчете требующихся мебели, оборудования и занимаемой ими площади.

В этой части программы чрезвычайно важно представить движение людей в каждой единице здания (т.е. ожидаемые потоки) и уровень шума от них. Следует рассмотреть и учесть необходимое и желательное взаиморасположение, т.е. какие помещения должны обязательно соседствовать, а где соседство только желательно. Однако программа не должна содержать ограничений по размещению, если для этого нет видимых резонов.

Проектируемое здание строится для будущего, поэтому размещение должно отвечать стандартной библиотечной практике, а не чьим-то персональным вкусам.

Предпоследний шаг в планировании каждой единицы помещения – детализация мебели, необходимого оборудования, рабочих мест. Эти сведения следует включить в программу: из них архитектор поймет, почему нужна та или иная площадь. Как только он перейдет от предварительных набросков к поэтажным планам, нужно попросить его указать расположение мебели и оборудования; не сделав этого, невозможно понять, подходит данное помещение (по площади, форме) или нет.

На последнем этапе работы следует расписать для каждой единицы здания специальные требования (вентиляция, освещение, шумовые проблемы, угроза пожара, спецзащита любого рода) и включить их в спецификацию каждого помещения.

Конечный шаг – «почистить» программу, составить итоговые таблицы читательских мест, хранилищ, потребных площадей, сделать указатель, содержание и отправить на размножение.

Подготовка программы – это долгий, напряженный процесс, требующий много времени, сил, знаний. Он длится около трех месяцев при условии, что текущая библиотечная работа хорошо поставлена, а новое здание будет вмещать не более одного миллиона томов. Составление программы более объемных и сложных библиотек может потребовать год. В течение всего этого времени вы будете беспрерывно – осознанно или подсознательно – «перемалывать» проблемы строительства библиотеки. Седьмые и восьмые решения этих проблем могут оказаться бесконечно лучше первых, и надо дать время, чтобы ум «разжевал и переварил» их. Половина обычной работы библиотекаря-«проектировщика» должна быть передана другому сотруднику; если этого не сделать – пострадает программа или библиотекарь. Но то, что воплощает хорошо сделанную программу, – само здание – является для библиотекаря величайшим интеллектуальным достижением.

 

Советы Роберта Рольфа (Robert H. Rohlf) – профессионального библиотечного консультанта.

Первый принцип: библиотека должна быть дружелюбна по отношению к читателю; места обслуживания должны располагаться так, чтобы и читателю было удобно, и персоналу хорошо работалось.

Нужно видеть разницу между постоянными читателями и случайными посетителями.

Фонды и рабочие места (например аппараты для чтения микрокопий) следует располагать так, чтобы достигалась максимальная эффективность действий персонала.

Лучше всего планировать библиотеку, моделируя библиотечные зоны квадратами или прямоугольниками вокруг точек обслуживания.

В хорошо спланированной библиотеке кафедра обслуживания должна быть узлом, или центром, от которого радиусами расходятся фонды, читательские места, специальное оборудование и т.п.

 

Персонал должен видеть места, на которых читатель работает с ЭВМ, CD–ROM, микроформами.

Уместные вопросы:

Видит ли читатель кафедру издалека или она заслонена?

Видит ли читатель зону, куда ему надо идти?

Чувствует ли читатель, что его присутствие раздражает персонал?

Далеко ли справочный стол от каталога (от справочных изданий)?

Позволяет ли конструкция здания основному потоку читателей видеть и проходить от справочного стола к зоне обслуживания, открытым фондам и т.п.?

Общий недостаток планировки современных библиотек – невозможность логично расположить фонды так, чтобы читатель без помощи библиотекаря мог найти нужное.

Форма здания должна допускать гибкость в размещении фондов.

Следует помнить, что основной шум в библиотеке исходит от кафедры выдачи и стола справок, и создать читателям возможность работать в тишине. Пользователи открытого фонда также не должны мешать; от полок до читательского места должно быть не более 13–17 м.

Полезно представить три зоны:

шумная – основной поток у кафедры выдачи и справочного стола;

полутихая – справочно-библиографический зал, зал периодики;

тихая – читальные залы.

На каждого читателя приходится от 2 до 3,5 кв. м. В читальном зале лучше поставить «смешанные» столы, т.е. рассчитанные на 1–4 человека.

На сотрудника нужно 10–12 кв. м. Следует предусмотреть зал совещаний (недалеко от кабинета директора), холл для отдыха сотрудников.

Расположение определяется технологией и повторяется на этажах. Должна быть обеспечена прямая видимость читателей с места работы дежурного библиотекаря (не заслоненная полками); из читательской зоны имеется только один выход – вблизи кафедры выдачи, турникет и КПП.

Если число обращений к дежурному библиотекарю фонда открытого доступа более 25% от числа посещений, следует искать ошибки в размещении фонда.

 

«Семь смертных грехов архитектора» сформулировал Эрик Рокуэл (Eric Rockwell – псевдоним).

Гордыня. Архитекторы мыслят на макроуровне, их не волнуют заботы библиотекаря. Отсюда – многоэтажные портики, занимающие 40% территории будущего здания и требующие двух контрольных пунктов; трехэтажный атриум со вторым светом, но темный по вечерам; невозможность поставить ЭВМ – комнаты слишком малы из-за того, что окна библиотеки должны быть вровень с окнами смежного старого здания.

Помните! Когда дом построен – архитектор уходит, а вы остаетесь надолго!

Снобизм. Хромированные потолки, высокоинтеллектуальный черно-серый цвет, трубы канализации внутри помещений – все вам навяжут в угоду архитектурной моде, несмотря на то, что это неудобно пользователю (например неудобные кресла с прямыми спинками). Читателя-налогоплательщика нужно устроить удобно, а архитектор пусть будет скромнее!

Невежество. Недостаточная освещенность помещений, блики на экранах ЭВМ. Приборы освещения должны быть невысокими, доступными с пола.

Близорукость. Изменения библиотечной технологии, читательских потребностей легко прогнозируются. Проект должен обладать гибкостью. Многие библиотеки построены без учета появления компьютерных сетей, не дают возможности подвести электропитание к середине помещения. Архитектор не предусмотрел грузовой лифт  и персонал мучается, перетаскивая все на руках. Заказывает индивидуальный, необычный цвет для техники или оборудования, а при замене возникают лишние проблемы.

Щедрость. Архитектор тратит не свои, а ваши деньги и хочет делать чудеса. Ошибется в стоимости монументального фойе, сэкономит на мебели (Нью-Йоркская библиотека так превысила бюджетную смету, что пришлось в новое здание заносить старую мебель) либо наоборот – закажет непрактичную дорогую мебель.

Опоздание по времени, лишние траты денег. Нужно платить архитектору по конечному результату.

Лень – отец всех перечисленных шести грехов. Посетите архитектора на его рабочем месте; если увидите там хаос, знайте, то же будет и в проекте.

Если архитектор не строил ранее библиотек, можете получить двухэтажный ящик без окон. Если он уже строил библиотеки – поезжайте туда, проведите целый день, поговорите с людьми, спросите о цене и графике работ; возьмите с собой фото– кинокамеру, заметьте хорошее и плохое.

 

Навестите и другие библиотеки, в которых уже есть то, что вы хотели бы получить; определите – что работает, а что не оправдало ожиданий. Подумайте о привлечении консультанта по технологии библиотечного дела, который поможет сделать расчеты.

Запомните: директор библиотеки получит то качество объекта, которое он заслужил! Входите в дело с самого начала, займите лидирующую роль, требуйте лучшего от консультанта, архитектора, поставщиков!


* Российские стандарты иные: шаг несущих колонн 6х6 и 6х9 м по центру оси колонны.

  
На главную