Научные и технические библиотеки №4 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым-2004»

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Зайцева Е.М. Что нужно современной библиотеке: гипертекстовое лингвистическое пространство или автоматизированные лингвистические системы

Сукиасян Э.Р. Общая концепция и программа развития Библиотечно-библиографической классификации на 2002–2010 гг

Гендина Н.И., Меркулова А.Ш. Подготовка библиотечных кадров в сфере лингвистического обеспечения библиотечной технологии: проблемы совместимости и преемственности содержания среднего, высшего и дополнительного образования


Секция «Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования, исследования и управления»

Любаров В.М. Прогноз трендов развития общества для разработки стратегий в области познания, образования, накопления знаний и библиотечного дела

Грузнова Е.Б. Электронные ресурсы национальной библиотеки как составная часть информационно-образовательного пространства


Секция «Библиотека, муниципальная и краеведческая информация»

Морылева Н.И. Научная библиотека университета в системе создания и распространения краеведческой информации (на примере Научной библиотеки Новгородского университета)

Балашова Н.М. Ресурсный центр по проблемам местного самоуправления и муниципальной информации на базе публичной библиотеки (на материале ЦБС «Киевская», Москва)


Секция «Медицинские и больничные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Проблемы потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций личности в библиотерапии


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Информационная поддержка науки


ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕК

Советы библиотекарям, приступающим к проектированию библиотечных изданий. Обзор зарубежного опыта


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Добровольский В.В. Грустные результаты беспредметной дискуссии

Столяров Ю.Н. Разъяснения даны. Вопросы остались


Поздравление 60 лет Владимиру Павловичу Нечипоренко


Любаров В.М.
Корпорация «Индустрия Интеллекта»,
Россия

Прогноз трендов развития общества
для разработки стратегий в области познания, образования,
накопления знаний и библиотечного дела

Основные тренды, с которыми в ближайшем будущем нам придется столкнуться и которые коренным образом повлияют на нашу систему, вероятно, следующие:

  • информатизация, сокращение периода актуальности информации, скорость удвоения информации;

  • Интернет;

  • электронные книги, электронные библиотеки;

  • авторское право;

  • скорость устаревания знаний, сокращение времени устойчивости теорий.

Для большего понимания того, что нам нужно сделать, чтобы система аналитического обеспечения не отстала от постоянно нарастающего темпа развития тенденций, можно спрогнозировать направление некоторых из них. Задача данного материала – поиск простых, эффективных и, что немаловажно, относительно недорогих решений, позволяющих достойно встретить будущее и вернуть себе утраченную славу развитой и просвещенной нации.

 

Критерий технологический

Развитие информационных технологий происходит с постоянно увеличивающимся темпом, что приводит к ускорению обработки, передачи информации, и ее накоплению. Увеличивается плотность хранения информации. Систематически появляются новые разработки, автоматизируются процессы, которые раньше приходилось делать вручную. В связи с этим некоторые страны вводят новый идеологический принцип в управлении и производстве: «Автоматизировано должно быть все, что может быть автоматизировано. Если можно обойтись без участия человека, то нужно обойтись без участия человека!». Это приводит к непрерывному ускорению ритма жизни, к чему не так-то просто приспособиться.

Процесс обработки информации уже сейчас немыслим без компьютеров. Это наши первые, если не самые главные помощники. Вероятнее всего, и на этом сходятся все специалисты компьютерного рынка, что в ближайшее время компьютерные технологии сделают большой рывок вперед, приобретут принципиально новые пользовательские особенности.

  1. Процессорная техника будет переведена с кристаллов кремния на нанотехнологии – атомы водорода. Качественный скачок можно представить себе как сравнение размеров жилого дома и спичечного коробка.

  2. Мониторы станут плоскими и тонкими. Кроме высококачественного звука и видео появится возможность «понюхать» и потрогать объекты.

  3. Разрешающая способность (т. е. производительность и физические размеры) компьютеров приведет к тому, что компьютер размером с пачку сигарет будет производительней, чем любая современная рабочая станция. Компьютеры будущего будут сопоставимы по габаритам с сегодняшними карманными компьютерами. Каждый ученик сможет приносить его с собой в школу и уносить обратно домой. Использовать такой компьютер без разрешения его хозяина будет довольно проблематично, так как благодаря биометрическим технологиям доступ к каждому ПК удастся надежно заблокировать.

  4. Развитие программного обеспечения позволит вести общение с компьютером, программирование и обработку информации в речевом режиме, следовательно, клавиатура и мышь утратят свою актуальность, компьютер будет видеть, слышать и понимать вас.

  5. Физические объемы записанной информации будут сведены к носителям размером с пятикопеечную монету емкостью десятки и сотни гига- и терабайт.

  6. Уменьшение в размерах и техническое совершенство позволят перевести компьютерную технику на питание от батареек. По оценкам специалистов пальчиковой батареи будет достаточно для работы в течение трех недель. При наличии портативного компьютера у обучающихся отпадет потребность носить с собой кипу тетрадей и по пять-шесть учебников каждый день – их заменят электронные книги. И последнее, но одно из немаловажных новшеств, которое успокоит большинство родителей – глаза не будут болеть от постоянного «общения» с компьютером. Картинку мы будем наблюдать на жидкокристаллических и плазменных панелях самых разных размеров: от занимающих всю поверхность стола до миниатюрных дисплеев в очках.

Образование может стать намного доступнее и дешевле. Оно станет индивидуально настраиваемым под личные специфические способности и потребности обучающегося, как нынешний интерфейс вашего домашнего ПК. Отсюда основной задачей станет необходимость научиться формировать стимулы к самообразованию у большинства населения.

Мир вступает в информационную эру, самыми ликвидными товарами становятся информация, знания и технологии. Лидерами становятся те страны, которые их создают, а аутсайдерами – развивающиеся страны, которые их потребляют. У нашей страны появился реальный шанс вернуть себе утраченные позиции. Но для этого нужно подготовить новое поколение граждан к эффективному существованию в новом мире. Прежде всего – дать такое образование, которое было бы адекватно технологическому процессу, а также дать возможность в течение жизни совершенствовать свои навыки.

Выводы. Через 15 лет значительно возрастет количество пользователей компьютерной техники. Большинство компьютеров будут установлены дома и на работе. При этом они перейдут из разряда офисной техники в разряд приборов, пользоваться которым будет уметь каждый (за счет простоты использования интерфейса). Техническое совершенство позволит иметь мгновенный доступ к любым объемам и видам информации.

 

Критерий Интернет

Рост пользователей Интернета показывает, что в ближайшем будущем все население развитых стран в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни будет вынуждено использовать сеть как средство доступа к информации и средство профессионального роста.

Сейчас жаждущий информации может не ограничиваться утвержденными методиками и программами, а индивидуально осваивать все, что его интересует с помощью ресурсов Интернета. А через 10–15 лет станут совершенно обыденными виртуальные лаборатории и электронные учебники, дистанционное обучение и тестирование, тесное взаимодействие учителей, образовательных учреждений и Интернет-ресурсов. Уже сейчас ведутся разработки по наполнению Интернета образовательными и развивающими программами.

Основная привлекательность Интернета – это невысокая стоимость получения информации, большая пропускная способность и интеграция в мировой аналитический процесс. Такие новшества, как системы конференций, доступ к глобальным библиотекам, базам данных крупнейших университетов, живая работа с преподавателями и другими слушателями, сдача экзаменов в режиме «онлайн», цифровое видео – станут доступны университетам и обычным школам уже в ближайшем будущем.

Вывод. Развитие Интернет-технологий, скорость доступа и качество информации будут играть решающую роль в доминировании на мировом рынке. Поэтому специалисты разных отраслей знаний, использующие качественную и адекватную информацию и принимающие на основании этого решения, будут на порядок эффективней своих отставших соперников. Управлять Интернетом вряд ли удастся кому-нибудь в ближайшем будущем. Этот фрактал естественного роста сметет любые ограничения на своем пути, ибо законы природы сильнее, чем законы, придумываемые людьми.

 

Критерий книжно-библиотечный

Книги и методические указания играют первостепенную роль в процессе познания основ аналитической обработки информации. Начало нынешнего столетия ознаменовалось революцией в мире электронных издательских продуктов. Постепенно они начинают становиться в один ряд с бумажными. Несколько лет назад под термином электронная книга подразумевалось использование специализированных портативных устройств для чтения текстовой информации. Теперь ситуация изменилась – под этим термином подразумевают прежде всего книги, которые представлены в электронном виде.

Использование книги на бумажном носителе в качестве источника учебной методической и научной информации потеряет свое доминирующее положение по причине неудовлетворительной скорости доступа к информации и знаниям и отсутствия интерактивной настройки пользовательского интерфейса (бумага не та, шрифт мелковат и не тот, что мне нравится; картинок нет; да и вообще книга старая и порванная, да еще чьи-то записи на полях). Поэтому в недалеком будущем книги в электронном виде будут вызывать все больший интерес.

Такая стремительно развивающаяся технология, как электронные книги, может полностью изменить наше представление о библиотеках в целом. Уже сейчас стало вполне привычным, когда толстенные энциклопедии, такие, как «Британика», «Энкарта» и «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» преспокойненько переместились на СD и DVD. А главное – информация на диске находится гораздо быстрее, чем в книге. О такой вещи, как соотношение цен, вообще говорить не приходится. Сравните: устройство для чтения – 50 долларов США, диск, который может содержать до 1 млн книг, – еще 20 долларов.

Портативные устройства, позволяющие где угодно читать, слушать или смотреть информацию, загруженную с компьютера или Интернета – хорошая перспектива для развития электронного книжного рынка. Сейчас эти устройства все активнее входят в повседневную жизнь современного делового человека. В 2005 г. прогнозируемый прирост в данном секторе рынка составит 100% и достигнет более 20 млн книг. И спрос на такие устройства будет расти (а на бумажные носители соответственно падать) пропорционально вступлению в дееспособный возраст молодого поколения, которое сейчас, несомненно, превосходит старшее поколение по возможности «общения» с компьютерной техникой и скорости ее освоения.

В 2000 г. некоторые университеты США выдали студентам устройства размером с небольшую книжку, в которых собраны все учебники за весь курс обучения. Прямо на экране можно делать правки, записи или комментарии. К 2015 г. такие устройства никому не будут в диковинку. Приведу еще один пример: Стивен Кинг продавал последнюю свою книгу именно в электронном виде средствами Интернета, не утруждая себя выпуском аналога в полиграфическом исполнении. За право войти на сайт он запросил всего один доллар. И представьте себе, что он получил «гонорар» больше, чем за любую другую опубликованную книгу. (А сколько было сэкономлено бумаги и времени на ее издание!) Любой человек на земном шаре может получить ее в электронном виде, не выходя из дома, за пять минут. И это только первый шаг.

В ближайшие два года должно закончиться оцифровывание (сканирование и перевод в электронный вид) Библиотеки Конгресса США. Невероятной выглядит перспектива за несколько секунд получить «на руки» практически любую книгу, которая когда-либо была напечатана. В то же время существует и ряд проблем, в основном психологического характера. И поэтому окончательный перелом в использовании бумажных носителей наступит не раньше, чем изменятся предубеждения по поводу бумажного аналогового варианта книги и не будут практически опробованы и осознаны все преимущества информации и знаний в цифровом виде. Но, несмотря на это, в настоящее время всемирная сеть уже имеет огромные пользовательские библиотеки научной и художественной литературы.

 

Критерий «экономическая модель и авторское право»

Традиционная экономическая модель вводит понятие о способности или неспособности рынка разрешить стоящую перед обществом задачу. По моему мнению, разрешить этот вопрос самостоятельно не способна ни одна из ныне действующих компаний, даже на тендерной основе. Поэтому вероятнее всего всю проработку вопроса и реализацию должно взять на себя государство, поскольку только оно способно разрешить коллизию авторского и смежных прав на все произведения, представленные в электронном виде в режиме свободного доступа.

 

Критерий скорости накапливания информации

Закон Мура, утверждающий, что производительность процессорной техники удваивается каждые полтора-два года, можно экстраполировать на скорость увеличения информации в электронном виде. Иначе – зачем двукратное увеличение производительности, если нечего обрабатывать? А скорость обработки информации повлечет за собой адекватный по объему поток информации.

Выводы. Скорость накопления информации приведет к информационной инфляции. А это значит, что стоимость единицы информации уменьшится до предела. Информация разложится на количественные и качественные составляющие, что приведет к объектно-ориентированному подходу при ее обработке. Следовательно, значимая информация будет стоить очень дорого, но ее редко бывает больше 20% от общего объема, а информационного шума будет 80% и он не будет стоить ничего. Кстати, в связи с этим любые попытки профессионалов по манипулированию общественным мнением будут существенно скорректированы их же активностью по увеличению информационного шквала на обычного человека. Поскольку психика человека так устроена, что попытки отучить нас мыслить, выливая на наши головы тонны информационного мусора, приведут лишь к ужесточению критериев отбора и усилению деятельности нашего аналитического аппарата; а это чревато тем, что нам придется думать, и совсем не факт, что мы не придумаем, как изменить ситуацию, т. е. результат может получиться обратный ожидаемому. Подумайте!

Предложения. Обеспечить максимально свободный доступ к информации и попыткам формировать информационное поле государства, поскольку народ в целом, т. е. общество, ошибаться не может. Отсюда можно ожидать роста эффективности общества, формирующегося как слепок коллективного бессознательного.

 

Критерий скорости устаревания знаний

Здесь мы плавно подходим к следующему вопросу, который сейчас начинают признавать актуальным. Это вопрос устаревания знаний. Многие недавние выпускники вузов уже столкнулись с проблемой, что полученные ими знания утратили свою жизненную важность и актуальность и совершенно устарели. Человек, желающий достичь вершин, должен будет учиться постоянно и непрерывно.

Парадигмальная устойчивость знаний в ближайшее время пробьет планку пяти лет. (Под парадигмой понимается доминирующая в настоящее время в общественном сознании научная теория.) Приведу пример: теория Маркса доминировала в течение 100 лет. Это не значит, что ныне она перестала быть актуальной, просто она перестала быть доминирующей. Теория Энштейна продержалась 60 лет.

Это означает, что с момента поступления в высшее учебное заведение до момента его окончания знания, получаемые студентом по всем самым современным теориям, безнадежно устаревают. Следовательно, обучение приобретает перманентный характер, поэтому надо принципиально менять его структуру. В идеале – 2 часа, но каждый день. Следовательно, смысл и задача обучения будут сводиться к ознакомлению с накопленными знаниями в данной области, обучению методу научного познания, умению мыслить.

Отсюда следует, что все вузы повышения квалификации и последипломного образования будут более чем востребованы, а качество образования и процесса обучения в них будет единственным критерием, дающим им право на жизнь.

Предложение. Платформа науки образования имеет широкие возможности быть востребованной уже в ближайшие годы. Неиспользование данного потенциала нашего государства и естественно складывающейся мировой конъюнктуры может иметь катастрофические последствия для нации. Использовать представившийся исторический шанс — задача науки и образования, да и общества, в конце концов, если мы хотим состояться как передовая нация и как действительно великое государство.

 

Критерий «демография и миграция»

В настоящее время отток образованных людей из страны превысил все даже наихудшие ожидания специалистов. Получается, что, затрачивая усилия и средства, мы готовим специалистов для развитых стран, а подготовка одного специалиста по нынешним мировым стандартам занимает не менее 15 лет и обходится государству в 100–250 тыс. долларов США.

Демографическая ситуация, сложившаяся в стране, показывает, что в ближайшее время, примерно к 2015 г. население страны резко сократится. Закрытие роддомов по всей стране, начавшееся с 1997 г., приведет к естественному последовательному уменьшению количества детских садов, школ и других учебных заведений, и не факт, что при возрастающей конкуренции и сокращении работников образовательной сферы, в ней останутся самые умные; скорее всего – самые энергичные (нахальные, если хотите), что еще никогда не было достаточным условием показателя уровня ума (уровня приспосабливаемости – да, но не уровня интеллекта). Стало быть, репродуктивное, экономически активное население страны убывает с достаточно высокой скоростью.

Отсюда можно сделать выводы, что, как ни парадоксально, нужно не увеличивать, а уменьшать время на стационарное очное обучение и прерывать его на уровне 15–16 лет. Работу, стажировку, передачу практического опыта нужно начинать как можно раньше (с 14 лет), давая возможность трудиться всем желающим. Хочешь и можешь работать – иди работай. Данное предложение исходит из предположения, что образование должно быть индивидуальным (как одежда, компьютер, мобильный телефон, личная библиотека). Сконцентрироваться необходимо на установлении процедур оценки качества образования, а не на модели установления всеобщих и безусловных правил обучения.

Предложения:

  1. Разрешить процедуру двойного, тройного, N-гражданства. Процедуру налогообложения доходов проводить в месте получения этих самых доходов.

  2. Упростить процедуру получения гражданства. По крайней мере для образованной и экономически активной части желающих. Правда, если таковые имеются в наличии.

  3. Приоритетом и национальной идеей нашего отечества должны стать дети, их образование и воспитание.

 

Выводы – рекомендации

Как известно, процессу познания свойственна неравномерность. Периоды прогресса сменяются застоем, когда существующая картина мира считается почти завершенной, требующей лишь незначительной доработки. Неразрешенные задачи преподносятся как почти решенные, хотя все больше обрастают противоречиями. Со временем такие «почти истины» заводят науку, образование и общество в полосу кризиса. И преодолеть кризис нельзя без изменения глобального представления о мире, без новых инструментов и методов исследования, т. е. без смены парадигмы.

Новая парадигма встречает яростное сопротивление псевдонаучного сообщества, выросшего и работающего в рамках старых представлений. Все гипотезы, затрагивающие общепризнанную картину мира, объявляются антинаучными, бездоказательными, не заслуживающими интереса. Позиции таких консерваторов кажутся им самим абсолютно незыблемыми, но капитуляция неизбежна. Новая парадигма побеждает, так как дает прямые и простые решения застаревших «неразрешимых» проблем. Так, исторически известно, что вершиной кризиса геоцентрической модели мира было ложное описание возвратного движения планет по небосводу – громоздкая теория эпициклов Птолемея. Гелеоцентрическая модель устранила саму проблему, дав этому явлению простое и бесспорное объяснение.

Для развития страны необходимо в корне изменить само представление о процессе приобретения нового знания. И тогда, без сомнения, изменится вся обстановка, которая сейчас сложилась в нашем государстве. То, что сейчас у нас происходит, является непосредственным подтверждением всего вышесказанного. Мы можем сознательно не замечать тренды развития будущего, но самим трендам это все безразлично, они объективны. Они, если хотите, – сама Природа. И еще такое предостережение: давайте постараемся не игнорировать тренды, а то они проигнорируют всех нас и наши представления о мире. Ну, как тогда смотреть в глаза детям и внукам нашим? Чем помянут нас наши потомки?

  
На главную