Научные и технические библиотеки №4 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым-2004»

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Зайцева Е.М. Что нужно современной библиотеке: гипертекстовое лингвистическое пространство или автоматизированные лингвистические системы

Сукиасян Э.Р. Общая концепция и программа развития Библиотечно-библиографической классификации на 2002–2010 гг

Гендина Н.И., Меркулова А.Ш. Подготовка библиотечных кадров в сфере лингвистического обеспечения библиотечной технологии: проблемы совместимости и преемственности содержания среднего, высшего и дополнительного образования


Секция «Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования, исследования и управления»

Любаров В.М. Прогноз трендов развития общества для разработки стратегий в области познания, образования, накопления знаний и библиотечного дела

Грузнова Е.Б. Электронные ресурсы национальной библиотеки как составная часть информационно-образовательного пространства


Секция «Библиотека, муниципальная и краеведческая информация»

Морылева Н.И. Научная библиотека университета в системе создания и распространения краеведческой информации (на примере Научной библиотеки Новгородского университета)

Балашова Н.М. Ресурсный центр по проблемам местного самоуправления и муниципальной информации на базе публичной библиотеки (на материале ЦБС «Киевская», Москва)


Секция «Медицинские и больничные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Проблемы потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций личности в библиотерапии


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Информационная поддержка науки


ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕК

Советы библиотекарям, приступающим к проектированию библиотечных изданий. Обзор зарубежного опыта


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Добровольский В.В. Грустные результаты беспредметной дискуссии

Столяров Ю.Н. Разъяснения даны. Вопросы остались


Поздравление 60 лет Владимиру Павловичу Нечипоренко


Грузнова Е. Б.

Российская национальная библиотека

Электронные ресурсы национальной библиотеки как составная часть информационно-образовательного пространства

28 авг. 2001 г. Правительство Российской Федерации приняло Федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)», направленную на выравнивание информационных возможностей учащихся и повышение качества их образования независимо от места жительства и учебы. Выдвинутая программой задача построения единого информационно-образовательного пространства предполагает интеграцию информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих в себя среди прочего виртуальные библиотеки, распределенные базы данных и т.п.

Анализ исследований, посвященных проблемам реализации указанной задачи, показывает, что основные пути развития образования – в организации дистанционных форм обучения, ориентированных в первую очередь на виртуальную среду конкретного образовательного учреждения, общеобразовательные и специализированные порталы. При этом делается акцент на необходимости развития творческой активности учащихся, их стремления к самообразованию и переосмыслению полученных знаний на протяжении всей жизни.

Однако последнее требование невыполнимо без усвоения навыков ориентации  в той информационной среде, которая выходит далеко за пределы узкопрофильных интересов и определяет нестереотипность деятельности, готовность к принятию самостоятельных и обоснованных решений по широкому кругу вопросов. При выработке таких навыков особую роль играет существующая в стране библиотечная система, которая в рамках создаваемого информационно-образовательного пространства рассматривается как центр накопления, хранения и предоставления информационных ресурсов [1].

Важным звеном этой системы является Российская национальная библиотека, которая традиционно ориентируется на обслуживание разных по образовательному уровню категорий пользователей. Достаточно сказать, что число посещающих РНБ студентов и аспирантов растет с каждым годом, а их доля в общем читательском потоке приближается к 60% [2]. Такая привлекательность РНБ объясняется переходом на единый читательский билет, открывающий студенчеству более широкие возможности.

Особое место РНБ в информационно-образовательном пространстве определяется ее статусом национальной библиотеки, что обусловливает обязательное сочетание таких компонентов, как количественное и качественное содержание фондов, полнота их раскрытия, спектр предоставляемых услуг (в первую очередь – информационно-библиографического характера).

Сегодня в фондах РНБ – около 34 млн документов, включая научные, учебные, учебно-методические и другие виды изданий, представляющих интерес для специалистов самого разного профиля и уровня образования. При этом многие материалы уникальны и могут быть предоставлены только пользователям РНБ. Следовательно, читателям РНБ необходимо получать своевременную и максимально полную информацию о наличии в библиотеке тех или иных документов, условиях их просмотра и копирования. До недавнего времени такими возможностями в полной мере обладали лишь постоянные посетители библиотеки, в основном жители С.-Петербурга и Ленинградской области. Иногородние же читатели (около 40%) вынуждены были довольствоваться устаревшими сведениями, полученными от уже побывавших в северной столице коллег, или обращаться к услугам междугородной телефонной связи.

Появление компьютерных технологий во многом изменило ситуацию. Благодаря Интернету удаленные пользователи РНБ могут ознакомиться с выставленными на ее сайте электронными ресурсами и использовать их в научных и учебных целях.

Сегодня один из наиболее ценных ресурсов для сферы образования – электронные каталоги библиотеки, раскрывающие большую часть фондов, но весьма неоднородные по форме подачи, содержанию, поисковым возможностям. Двухлетние наблюдения за аудиторией, обращающейся к ЭК, показывают изменение отношения к такого рода ресурсам от недоверчиво-пассивного до восторженного и в то же время высокотребовательного, что отчасти объясняется нарастанием процесса информатизации общества.

Прежде всего следует отметить, что появление ЭК стимулировало желание читателей РНБ освоить современную технику, овладеть основами компьютерной грамоты. Это тем более важно, что постоянными читателями РНБ являются преподаватели, ознакомление которых с современными информационными технологиями влечет за собой их внедрение в образовательный процесс. Не случайно в последнее время библиографам, обеспечивающим доступ пользователей к электронным ресурсам, все чаще приходится иметь дело со студентами и аспирантами, получившими задание провести самостоятельный подбор литературы по предложенной теме в ЭК РНБ. Полезность таких заданий не вызывает сомнений, поскольку выполняющий их не только получает представление о богатстве существующего информационного поля, но и лучше овладевает языком своей специальности, ее терминологической базой, во многом определяющей результативность поиска и качество последующей работы.

Доступность ЭК через Интернет означает возможность обращения к каталогу и удаленных пользователей, которые могут самостоятельно овладеть премудростями поиска в каждом из ресурсов благодаря наличию раздела «Помощь». Таким образом, еще до ознакомления со всем спектром материалов по избранной теме любой обратившийся на сайт РНБ получает возможность определить степень освещения в литературе тех или иных вопросов и выработать стратегию и тактику собственного участия в разработке проблемы. Подчеркну, что это существенно не только для исследователей, но и для студентов – ведь завтра они станут специалистами, уровень квалификации которых напрямую зависит от умения самостоятельно ориентироваться в море информации.

Кроме прочего, электронные каталоги РНБ способствуют повышению библиографической культуры населения. Ни для кого не секрет, что в последние годы снизилось качество оформления прикнижных и пристатейных списков литературы. Это связано в частности с тем, что некоторые издатели не обременяют себя соблюдением норм при оформлении титульных листов и ставят читателей перед необходимостью самостоятельно решать вопрос об организации ссылки, что нередко приводит к путанице при поиске рекомендуемых названий в каталогах библиотек. РНБ в настоящее время предлагает свои библиографические записи в качестве эталона для других библиотек. Представленные в ее каталогах описания используются не только профессиональными библиотекарями, исследователями и редакторами, но и преподавателями курсов библиографии.

Помимо ЭК на сайте выставлены созданные сотрудниками библиотеки электронные библиографические указатели, доступные в режиме онлайн; список имеющихся в РНБ машинописных списков литературы по различным темам, информация о которых прежде могла быть получена только при посещении читальных залов; а также список баз данных, предоставляемых читателям в помещениях библиотеки (последний ресурс включает характеристику имеющихся баз). Названные продукты позволяют расширить представления удаленных пользователей об информационном обеспечении интересующей их проблемы и возможных путях отбора источников.

Не менее важным для информационно-образовательного пространства электронным ресурсом РНБ является путеводитель по ресурсам Интернета. Неоднократно отмечалось, что доступ в Интернет далеко не означает обладание профессиональными умениями работы с его ресурсами [3]. Даже продвинутый пользователь не всегда может успешно осуществить поиск интересующего его продукта в объемном и разнообразном веб-потоке.

Поскольку мы вступаем в эпоху информационного общества, необходимо помочь потребителю сориентироваться в Интернет-среде, предлагая ему не только четко систематизированные ссылки на наиболее актуальные и качественные ресурсы, но и характеристику этих ресурсов, и методики, позволяющие самостоятельно использовать их с максимальной отдачей. Разумеется, такого рода систему ссылок стараются делать и другие учреждения, в том числе учебные. Но они в большей мере ориентированы на узкопрофессиональные цели, тогда как продукт РНБ является универсальным и может быть внедрен в любую систему ссылок в качестве готового линка.

Особое внимание следует обратить на ту часть сайта, которая содержит полнотекстовые документы, доступные для просмотра удаленными пользователями. Это не только раздел электронных коллекций, пока представленный лишь одним названием, но и иллюстрированные каталоги проводимых в РНБ выставок, и российско-американский веб-проект «Встреча на границах», и собственно история Российской национальной библиотеки. Названные ресурсы – полноценные источники информации, представляющие интерес в основном для представителей гуманитарных дисциплин (впрочем, здесь можно найти и географические карты, и экологические атласы, и геоботанические карты и другие материалы, прежде всего иллюстративные).

С 2000 г. идет работа по созданию электронных копий документов из фондов РНБ, в первую очередь ценных и редких. Просмотр большей части этих копий возможен пока только в помещениях библиотеки, хотя некоторые материалы доступны через размещенную на сайте БД «Электронные копии документов из фондов РНБ». Кроме того, через виртуальную службу доставки документов заинтересованные лица могут сделать заказ на изготовление таких копий на платной основе, что расширяет возможности удаленных пользователей по приобретению и дальнейшему использованию необходимых им материалов, повышает уровень их обеспеченности актуальной информацией.

Для удовлетворения информационных потребностей удаленных пользователей предназначена и виртуальная справочная служба РНБ, начавшая работу в тестовом режиме в апреле 2004 г. Новая форма библиографического обслуживания призвана обеспечить клиентов квалифицированной помощью при поиске сведений о наличии конкретных изданий в фондах библиотеки и, главным образом, о сетевых ресурсах, содержащих информацию по определенной теме. Таким образом, виртуальная справочная служба – хорошее дополнение к путеводителю по ресурсам Интернета, ориентирующее пользователей на грамотно построенную самостоятельную работу в веб-среде.

Подводя итог, можно сказать, что электронные ресурсы Российской национальной библиотеки представляют собой современный информационный продукт, составляющий важную часть информационного пространства вообще и информационно-образовательного – в частности.


Список литературы

  1. Моисеев В.Б. Элементы информационно-образовательной среды высшего учебного заведения. – Ульяновск, 2002. – С. 34.

  2. Российская национальная библиотека. – 1996–2000. – СПб., 2003. – С. 42–45; Российская национальная библиотека. – 2001. – СПб., 2003. – С. 18.

  3. Еременко Т.В. Вузовская библиотека России в едином информационном пространстве (региональный аспект) // Науч. и техн. б-ки. – 1998. – № 2.

  
На главную