Научные и технические библиотеки №4 2005 год
Содержание:

11-я Международная конференция «Крым-2004»

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Зайцева Е.М. Что нужно современной библиотеке: гипертекстовое лингвистическое пространство или автоматизированные лингвистические системы

Сукиасян Э.Р. Общая концепция и программа развития Библиотечно-библиографической классификации на 2002–2010 гг

Гендина Н.И., Меркулова А.Ш. Подготовка библиотечных кадров в сфере лингвистического обеспечения библиотечной технологии: проблемы совместимости и преемственности содержания среднего, высшего и дополнительного образования


Секция «Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования, исследования и управления»

Любаров В.М. Прогноз трендов развития общества для разработки стратегий в области познания, образования, накопления знаний и библиотечного дела

Грузнова Е.Б. Электронные ресурсы национальной библиотеки как составная часть информационно-образовательного пространства


Секция «Библиотека, муниципальная и краеведческая информация»

Морылева Н.И. Научная библиотека университета в системе создания и распространения краеведческой информации (на примере Научной библиотеки Новгородского университета)

Балашова Н.М. Ресурсный центр по проблемам местного самоуправления и муниципальной информации на базе публичной библиотеки (на материале ЦБС «Киевская», Москва)


Секция «Медицинские и больничные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Проблемы потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций личности в библиотерапии


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Информационная поддержка науки


ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕК

Советы библиотекарям, приступающим к проектированию библиотечных изданий. Обзор зарубежного опыта


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Добровольский В.В. Грустные результаты беспредметной дискуссии

Столяров Ю.Н. Разъяснения даны. Вопросы остались


Поздравление 60 лет Владимиру Павловичу Нечипоренко


Морылева Н.И.
Научная библиотека Новгородского
государственного университета
им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород

Научная библиотека университета в системе создания
и распространения краеведческой информации
(на примере Научной библиотеки
Новгородского университета)

В современном культурно-информационном пространстве библиотекам необходимо стать центрами сбора, хранения, научной переработки и распространения информации, только тогда они будут адекватно задействованы в тех социально-культурных и научно-образовательных процессах, которые протекают в нашем обществе.

В условиях стремительно возрастающего значения высшего образования и науки в современном мире, когда резко увеличивается спрос на информацию, особая роль ложится на плечи университетских библиотек. На протяжении многих веков эти библиотеки осуществляли связь времен, посредством книги передавая духовную сущность человечества новым поколениям. В XXI в. доступ к глобальным информационным системам делает университетские библиотеки основой научно-образовательного процесса, вызывая к жизни, наряду с традиционными, инновационные формы работы.

Обладая фундаментальными информационными ресурсами своих библиотек, региональные университеты становятся генераторами образовательной и научно-исследовательской деятельности в области изучения, воссоздания и развития локального, регионального культурно-исторического наследия через единство истории, быта, природы, искусства, языка, фольклора. Ведь сохранение и воспитание культурной и исторической национальной памяти – одна из наиболее ответственных задач, стоящих перед национальными культурами как на макроуровне, так и на локальном и региональном уровнях.

В Новгородском государственном университете (НовГУ), недавно отметившем свое 10-летие, имеется целый ряд объединений, которые дают возможность студентам – получить образование, ученым – подготовиться к проведению и организовать качественную научно-исследовательскую деятельность в области изучения исторических и социально-культурных процессов региона. Одновременно эти объединения являются источником пополнения местных культурных сил, развивающих культурное наследие Новгородского региона. Среди этих объединений:

учебно-научный Центр изучения культуры Гуманитарного института, в состав которого входят лаборатории этнологии и культуры, фольклора, археологии, социально-экономической истории Северо-Запада России XIX–XX вв., фразеологии и диалектики русского языка. Сотрудники Центра разработали целый ряд курсов для студентов Гуманитарного института: «Интеллектуальные традиции России и Новгородской земли XIX–XX веков», «История провинциальной интеллигенции», «История Великого Новгорода IX–XXI веков» и др. На базе Центра студенты выполняют рефераты, курсовые, дипломные работы. По проблемам, разрабатываемым в лабораториях соискателями, аспирантами, защищаются диссертации, издаются учебные пособия и монографии, проводятся экспедиции, конференции, готовятся доклады;

Новгородский центр творческой интеллигенции им. В.В. Сороки – первого президента НовГУ, объединяющий в своих стенах местные культурные силы, которые способствуют подъему общественных инициатив по сохранению и созданию регионального, культурного наследия. Здесь проходят краеведческие культурно-образовательные мероприятия – выставки, вечера, посвященные знаменитым людям региона и региональным историческим событиям, презентации местных изданий и краеведческих документов, конференции;

музей НовГУ, собирающий в своих фондах печатные и неопубликованные документы (как личные, так и служебные), фотографии, материальные предметы, относящиеся к истории университета и истории образования Великого Новгорода; материалы музея широко используются на местных выставках и праздниках;

университетское научное общество (УНО) «Academia Lichudiana» при кафедре всеобщей истории Гуманитарного института, исследующее традиции образования и книжной культуры эпохи Нового времени в Новгороде.

В эту коллективную научно-практическую деятельность междисциплинарного характера – сложную, открытую, многослойную, динамичную – вносят свой вклад не только преподаватели, ученые, студенты университета, но и сотрудники Научной библиотеки НовГУ. Они вводят в мировой информационный оборот краеведческую информацию, созданную в результате этой комплексной деятельности, дают сотрудникам университета возможность пользоваться краеведческой информацией, подготовленной другими учреждениями, и сами создают краеведческие информационные продукты.

В Новгородской области, как и в других регионах России, краеведческой библиотечной работой по традиции занимается областная универсальная научная библиотека. Понимая неэффективность дублирования ее деятельности, НБ НовГУ постаралась наладить краеведческую библиотечную работу в той нише, которая выпала из сферы интересов ОУНБ: собирать, сохранять, научно обрабатывать и распространять краеведческую информацию об истории образования Великого Новгорода как части истории культуры региона.

НБ НовГУ проводит постоянный сбор текущей и ретроспективной краеведческой информации по истории университета и вошедших в него учебных заведений. (НовГУ создан в 1993 г. путем слияния всех вузов города. В него вошли Новгородский политехнический институт, Академия сельского хозяйства, Новгородский государственный педагогический институт, ставший в 1918 г. правопреемником Новгородской духовной семинарии, основанной в 1740 г., и унаследовавший ее учебные корпуса и Фундаментальную библиотеку, куда входили знаменитые книжные собрания XVIII в., в частности собрание Феофана Прокоповича. История этого книжного собрания тоже входит в сферу краеведческой библиотечной работы университетской библиотеки.)

Задачи краеведческой библиотечной работы НБ НовГУ:

  • обеспечивать доступность краеведческих информационных ресурсов университета как в самом регионе, так и за его пределами;

  • распространять краеведческие знания об истории и культуре региона, истории образования Великого Новгорода, информировать об истории и современном состоянии НовГУ;

  • формировать и развивать информационные краеведческие потребности студентов, сотрудников, преподавателей университета и жителей региона через средства масс-медиа и Интернет;

  • обеспечивать учебный процесс краеведческой информацией по курсам, связанным с преподаванием «Новгородики», для формирования объективных и достоверных знаний о регионе;

  • распространять краеведческую информацию по результатам научно-исследовательской деятельности НовГУ в области краеведения;

  • участвовать в краеведческих научно-исследовательских работах.

Для выполнения этих задач НБ НовГУ сосредоточивает в своих фондах собрания трудов профессорско-преподавательского состава университета, включая местные издания и краеведческие документы, опубликованные в других регионах.

С 1993 г. издательско-полиграфический центр университета выпустил 1339 изданий: монографии, сборники научных трудов, учебную литературу, научно-популярные издания.

НБ НовГУ собирает печатные документы о своих сотрудниках, истории университета и истории образования региона в целом; постоянно использует неопубликованные документы музея НовГУ, вводя их в краеведческую информацию, создаваемую в ходе краеведческой библиотечной работы.

На основе всех имеющихся в НБ документов с 1994 г. справочно-библиографический отдел ведет электронную БД «Труды профессорско-преподавательского состава НовГУ», включающую более 12 тыс. библиографических записей. Карточные картотеки, которые велись по этой тематике в вузах города, законсервированы, предстоит их реконверсия. То же положение с картотекой «Высшая школа»: до 1994 г. – традиционная, далее – электронная БД, куда входят библиографические записи на краеведческие документы и местные источники по истории и персоналиям НовГУ, истории высшего образования региона (около 200 библиографических записей). Цель создания этих БД – организация конкретной информационной среды, которая обеспечит удаленному пользователю возможность самостоятельно знакомиться с краеведческой информацией. Для доступа к этим БД используется национальный коммуникативный формат RUSMARK.

Распространяя краеведческую информацию, университетская библиотека предоставляет своим читателям возможность пользоваться базами данных, содержащими краеведческую информацию, созданную другими учреждениями. В юридическом читальном зале через работающий там Центр правовой информации читатели библиотеки имеют доступ к полнотекстовым БД на официальные местные документы и правовые акты регионального значения.

С 2000 г. СБО издает биобиблиографические указатели, посвященные ученым НовГУ – признанным научным российским сообществом создателям научных школ. Изданы 9 указателей, 3 находятся в стадии подготовки. Работа осуществляется на плановой основе: 2–3 указателя в год.

В целях расширения и повышения надежности фактографической краеведческой информации НБ НовГУ ведет обширную научно-исследователь­скую работу. Ее объектами являются: собрание книг, краеведческих документов и местных изданий в собственном фонде редких книг; история усадебных библиотек Новгородской губернии; региональная биографика, генеалогия, история семей; история Фундаментальной библиотеки Новгородской духовной семинарии; исследования в области образования и книжной культуры Нового времени в Новгороде.

Результатом этой научно-исследовательской работы стал ряд информационных продуктов научного, библиографического, учебного и научно-популярного характера.

Так, по результатам НИР И. Л. Григорьевой (руководителя УНО «Аcademia Lihudiana») и Н. В. Солоникова (библиографа НБ НовГУ) СБО выпустил библиографический указатель «История книги и образования в Великом Новгороде», куда вошли сведения о совместной деятельности УНО и университетской библиотеки и список публикаций Солоникова и Григорьевой с 1997 по 2001 г.

В мае 1998 г. университетская библиотека организовала и провела научную конференцию «Первые лихудовские чтения», посвященную братьям Иоаникию и Софронию Лихудам, основавшим в 1706 г. Новгородскую школу по типу ими же основанной в Москве Славяно-греко-латинской академии (1695 г.). По уровню и сути образования это была высшая школа, поэтому в 2006 г. НовГу собирается праздновать 300-летие высшего образования в Великом Новгороде. Университет издал сборник статей «Лихудовские чтения» (2001 г.).

Сотрудники НБ НовГУ выступают с докладами о своих исследованиях на различных научных конференциях. Статьи о результатах НИР специалистов университетской библиотеки публикуются в различных научных сборниках, научной и научно-популярной периодике, журнале «Вестник НовГУ», газете «Новгородский университет».

В своей научно-исследовательской деятельности НБ НовГУ прошла путь от исследовательского краеведения, накопления библиографического и фактографического материала к популяризации знаний о крае, совершив переход от библиотечных форм пропаганды книги к пропаганде конкретных знаний по региональной истории. При этом библиотека использует традиционные формы библиографической и массовой работы – устные и письменные обзоры, презентации книг, встречи, вечера – и опирается на результаты своих научно-исследовательских работ и созданные базы данных.

Для быстрого распространения краеведческой информации, скорейшего введения новых изданий в информационный оборот и источниковедческую базу НБ НовГУ систематически готовит письменные обзоры на издания учебно-научного Центра изучения культуры и размещает их в журнале «Чело», газете «Новгородский университет».

Для обеспечения краеведческой информацией учебных курсов, связанных с «Новгородикой», проводится цикл обзоров, бесед, вечеров, подготовленных на основе изучения фонда редких книг НБ НовГУ и других источников и объединенных под общим названием «Исторические размышления».

Книжные выставки – еще одно традиционное направление распространения краеведческой информации. Все они проходят в тесной кооперации и взаимодействии с музеем НовГУ. Например, выставка, посвященная гуманитарному образованию, включила в себя экспозиции: книг и публикаций по истории гуманитарного образования в регионе (фонд музея и библиотеки), трудов преподавателей НовГУ по гуманитарным проблемам (фонд музея и библиотеки), фотографий титульных листов печатных и рукописных книг библиотеки Новгородской духовной семинарии (книги Лихудов, Прокоповича, Амвросия Юшкевича – основателя семинарии), публикаций об истории Фундаментальной библиотеки Новгородской духовной семинарии (фонд музея и библиотеки), электронную БД «Труды профессорско-преподаватель­ского состава НовГУ» и др. Именно эта выставка стала краеугольным камнем созданного музеем НовГУ веб-сайта «От бересты до компьютера», посвященного истории образования в регионе с IX по XXI век.

Для организации краеведческой информации НБ НовГУ создает собственные цифровые и аудиовизуальные продукты, например видеомемораты (меморат – письменная запись устных воспоминаний). Воспользовавшись современными технологиями, библиотека сделала (совместно с телевизионным объединением «Новгородский университет») профессиональную запись вечера воспоминаний, организованного Новгородским центром творческой интеллигенции им. В.В. Сороки, музеем НовГУ и университетской библиотекой к 10-летию университета.

Еще одно направление распространения краеведческой информации с помощью Интернета – создание иллюстрированных электронных эссе, посвященных известным людям, историческим событиям (в рамках истории НовГУ). «Время собирать камни» – так называется эссе, посвященное Р.М. Шерайзиной, ректору Института непрерывного педагогического образования. НБ не ограничилась предоставлением в цифровом виде фотоматериалов, документов личного и служебного характера, страниц рукописных воспоминаний, а после их оцифровки структурировала и обработала материал в виде иллюстрированного электронного эссе, включив туда и сведения, полученные из бесед с учениками, коллегами, научным руководителем, семьей, чтобы во всем многообразии отразить жизнь и деятельность одного из активных организаторов образования в регионе. По такому же принципу на основе неопубликованных документов музея НовГУ создано иллюстрированное электронное эссе, посвященное 65-летию освобождения Новгорода: эссе рассказывает о преподавателях и сотрудниках университета, воевавших на Новгородской земле.

Размещение такого рода краеведческой информации на веб-сайте библиотеки делает эти материалы доступными не только жителям региона, но и широкой мировой аудитории. Об этом свидетельствуют отзывы на первую виртуальную выставку – еще одну форму распространения краеведческой информации через Интернет, созданную НБ НовГУ в 1999 г. Создатели виртуальной выставки «Последний век тысячелетнего Новгорода» поставили перед собой цель продемонстрировать, как изменился архитектурный ландшафт и лицо города в течение XX в. Редкие визуальные материалы из печатных документов и частных коллекций новгородцев запрошены в Финляндию, где краеведческая информация понадобилась учителям русского языка.

Во всех электронных проектах НБ НовГУ объединились два направления, важных для развития краеведческой информации – сохранение и широкий доступ к редким, уникальным региональным материалам.

В современном обществе диктат одномерного прочтения нашей истории и дальнейшего развития общества несколько ослаб. Поступление в мировой информационный оборот своевременной, разнообразной, оперативной краеведческой информации, отображающей результаты исторического развития и новые социокультурные процессы в регионах, играет огромную роль в эволюции общественных взглядов на будущее России.

  
На главную