УДК 34:681.3
Хургин В.М.
Официальное опубликование
правовых актов
в электронном виде
Обязательность опубликования
законов – одно из важнейших
конституционных требований. Часть 3 статьи
15 Конституции Российской Федерации гласит:
«Законы подлежат официальному
опубликованию. Неопубликованные законы не
применяются. Любые нормативные правовые
акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не могут
применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения». Таким
образом, с опубликованием в официальном
издании нормативного акта связано не
только донесение его содержания до граждан,
но и вступление в силу. Кроме того, согласно
части 2 статьи 24 Конституции «органы
государственной власти и органы местного
самоуправления, их должностные лица
обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими его права и
свободы, если иное не предусмотрено законом».
Официальное опубликование
правового акта означает помещение его
текста в установленном официальном
печатном издании, которое воспроизводит
полный аутентичный текст закона. Цель этой
стадии правотворческого процесса –
официальное доведение до исполнителей
содержания принятого акта, широкое
ознакомление с ним общественности, граждан
и государственных органов, издание разного
рода официальных дубликатов [1].
Различается неофициальное и
официальное опубликование.
При неофициальном
опубликовании сообщение об издании
правового акта или изложение его
содержания осуществляется издательствами,
ведомственными органами, научными
учреждениями, организациями. Неофициальное
опубликование имеет только информационное
значение и не порождает правовых
последствий. В его процессе могут быть
представлены не только
вновь принятые акты, но и их проекты, а также
акты, утратившие силу.
Официальное опубликование
необходимо для создания дубликатов
официального текста принятого правового
акта и определения вступления его в силу.
Оно имеет формально-юридическое значение и
заключается в нормативно урегулированном
объявлении от имени уполномоченного
субъекта правотворческого процесса для
всеобщего сведения полного и точного
текста принятого акта путем его помещения в
предусмотренном законодательством
официальном издании, на которое можно
ссылаться в сводах и собраниях
законодательства, актах применения права,
печатных работах, судебных заседаниях и т.д.
[2].
Опубликование является
составляющей более широкого понятия – обнародование.
На практике иногда происходит смешение
этих двух терминов. Так, согласно
Федеральному закону «О порядке
опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания» [3] под обнародованием понимается
только доведение федерального закона до
общего сведения по телевидению и радио, а
под опубликованием – воспроизведение его
текста в печати.
Конституция Российской
Федерации содержит три термина: официальное
опубликование, опубликование
и обнародование. В
частности, на Президента Российской
Федерации возложена обязанность
обнародования закона. Если понятие официальное
опубликование не рассматривать как одну
из составляющих понятия обнародование, то действия
Президента должны сводиться только к
доведению закона до всеобщего сведения с
помощью радио и телевидения. Это, однако, –
неадекватное толкование конституционного
термина обнародование [4].
Значимость и самостоятельность
официального опубликования обусловлены
тем, что право на информацию о новых
правовых актах – одно из общепризнанных
международным сообществом прав человека.
Именно официальное опубликование служит
гарантией того, что публикуемый текст
полностью соответствует подлиннику, т.е.
тому тексту, который принят
соответствующим органом и подписан
компетентным должностным лицом. В отличие
от иных способов обнародования, целью
которых также является доведение до
сведения правовых актов (информативная
функция), официальное опубликование носит
удостоверяющий характер (документальная
функция).
Таким
образом, официальное опубликование –
завершающая стадия правотворческого
процесса, для которой характерны следующие
признаки [5]:
-
Носит юридический,
официальный характер, происходит в
нормативно определенных рамках.
-
Осуществляется от имени или по
прямому нормативно закрепленному
поручению органа власти.
-
Выполняет информационную
функцию, которая заключается в доведении до
всеобщего сведения текста правового акта
путем его первичного обнародования,
процедурную функцию (вступление в силу) и
функцию удостоверения, поскольку результат
– это официальное издание, т.е. документ, удостоверяющий действие акта, его
точный текст, на который можно ссылаться в
процессе применения норм права, в печатных
изданиях и т.д.
Проблема доступа граждан к
правовой информации имеет два аспекта.
Первый определяется физической
возможностью найти и получить текст
искомого документа. Второй связан с
неизбежной множественностью решений по
конкретным вопросам при существующей
интенсивности нормотворчества.
Потребитель информации вынужден искать все
акты, регулирующие конкретный предмет,
притом, что содержание их бывает
противоречиво. В таких условиях критически
важным является наличие отлаженного
механизма доведения
нормативной информации до ее потребителя.
Приходится констатировать, что такой
механизм в настоящее время в полной мере не
сформирован.
Из всего объема нормативно-правовой
информации стабильно доступны лишь акты
Президента, Правительства и Федерального
Собрания. При этом ввиду обширности
территории России передача правовой
информации на бумажном носителе «в
глубинку» может занять и занимает
достаточно длительное время, из-за чего
даже доступные акты приходят к
потребителям с запозданием [6,
7]. Как отмечал Н.Н.
Моисеев, мы далеко не самая большая страна,
если говорить об эффективной территории, а
страна громадных расстояний, что совсем не
одно и то же, ибо эти расстояния заставляют
нас тратить огромные средства на транспорт,
связь, организацию жизни [8].
Очевидными недостатками
существующей системы распространения
официальной информации являются
ориентация исключительно на
государственные органы и учреждения
большие финансовые затраты на печать и
доставку печатных материалов,
недостаточная оперативность и массовость
распространения. Последнее особенно остро
проявляется в том, что любой сбой в работе
почты резко снижает оперативность
поступления газет и журналов в регионы. Не
случайно все больше печатных изданий
стремятся передавать свои макеты в регионы
по телекоммуникациям и печатать основную
часть тиража на местах [9].
Важным выводом из проведенного
в [10] анализа соотношения стоимости 400
печатных и электронных источников,
адекватных по содержанию, является
утверждение, что печатные источники
информации в среднем дороже идентичных
электронных более чем в 10 раз, а в случайной
выборке – от 10 до 100 раз. В Бельгии, не
сравнимой по масштабам с Россией, решающим
фактором перехода с бумажной формы
официального опубликования на электронную
стала предполагаемая экономия в 2,5 млн евро
в год [11].
Потребность общества в доступе
к полной, актуальной, достоверной и
своевременной информации чрезвычайно
высока. Традиционные «бумажные» технологии
в условиях повышающихся информационных
нагрузок не могут справиться с возникшими
проблемами. Практика показывает, что на
ведущие позиции вышло распространение
правовой информации в электронной форме
силами как государственных, так и
коммерческих структур [12].
Основополагающими принципами
государственной политики в области
распространения официальных текстов
правовых актов должны стать:
-
создание единой системы
распространения официальных текстов в
машиночитаемом виде наряду с традиционным
печатным;
-
согласование периода
распространения правовых актов в
машиночитаемом виде с датой их
официального опубликования в печатном виде;
-
ответственность государства в
лице органа, издавшего (принявшего)
правовой акт, за достоверность и
своевременность представления текста для
распространения.
Официальное электронное
опубликование пока еще только пробивает
себе дорогу. В первую очередь здесь следует
отметить Указ Президента Российской
Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 [13], согласно которому официальным
является «Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти»
издательства «Юридическая литература»
Администрации Президента Российской
Федерации, распространяемый в
машиночитаемом виде НТЦ «Система». Важно,
что официальность опубликования в
электронном журнале не только формально
установлена указом Президента, но и
подтверждена практикой.
Так, при рассмотрении Верховным
Судом Российской Федерации жалобы ОАО «Красноярский
алюминиевый завод» о признании незаконным
и недействующим абзаца 20 пункта 14
Инструкции Государственной налоговой
службы Российской Федерации от 11 окт. 1995 г.
№ 39 [14] размещение на
сервере НТЦ «Система» машиночитаемого «Бюллетеня
нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти», в котором
содержался текст Изменений и дополнений № 4
Инструкции № 39 [15], не опубликованных (в традиционном
бумажном варианте) в установленные сроки,
было признано сторонами официальным
опубликованием. С учетом этих
обстоятельств заявитель отказался от
своего иска и суд принял отказ.
Показательны также
постановление главы администрации (губернатора)
Омской области «О совершенствовании
процедуры опубликования правовых актов
администрации области» [16]
(опубликование правовых актов, издаваемых
главой администрации области,
руководителями структурных подразделений
администрации области в компьютерной
справочной правовой системе «Консультант
плюс. Омский выпуск»); постановление главы
городского самоуправления Омска «О порядке
опубликования нормативных правовых актов
администрации города Омска» [17]
(опубликование нормативных правовых актов
главы городского самоуправления Омска в
машиночитаемом виде в компьютерных
справочных правовых системах «Консультант
плюс», «Гарант», «Кодекс – омский выпуск»);
постановление мэра Архангельска от 22 авг.
1997 г. № 140 [18] («официально
опубликованными являются также
постановления и распоряжения мэра города,
распространяемые редакцией в
машиночитаемом виде средства массовой
информации «Справочная правовая система
Консультант Норд») и некоторые другие.
Весьма обнадеживающе выглядит
пункт 3 статьи 14 Федерального закона «О
техническом регулировании» [19],
устанавливающий, что «под опубликованием
национального стандарта национальным
органом по стандартизации понимается
опубликование национального стандарта на
русском языке в печатном
издании и в информационной системе общего
пользования в электронно-цифровой форме». Более того,
всюду, где в этом законе идет речь об
опубликовании, бумажная и электронная
формы равноправны и стоят рядом.
Утвержденное в соответствии со
статьей 43 закона Положение об
опубликовании национальных стандартов и
общероссийских классификаторов технико-экономической
и социальной информации [20] в пункте 4
определяет условия признания официальной
публикации в электронной форме: «Копии
официально опубликованных национальных
стандартов и общероссийских
классификаторов, полученные из
информационной системы общего пользования
в электронно-цифровой форме, могут быть при
необходимости признаны официальными
публикациями при наличии электронной
цифровой подписи должностного лица,
уполномоченного на то в установленном
порядке Государственным комитетом
Российской Федерации по стандартизации и
метрологии».
Характерно, что закон «О
техническом регулировании» принят позднее
Федерального закона «Об электронной
цифровой подписи» [21],
позволяющего перевести в практическую
плоскость вопросы «промышленного»
внедрения официального электронного
опубликования. Представляется
целесообразным осуществлять официальное
опубликование всех правовых актов
федерального уровня в едином издании,
имеющем две формы – традиционную бумажную
и машиночитаемую. Такой подход не только
устранит проблему множественности
источников опубликования, но и позволит без
кардинальных изменений нормативной базы
признать с точки зрения статуса
машиночитаемую версию текста правового
акта равноценной его «бумажной» версии. Тем
самым во многом решается и проблема статуса
официального опубликования в электронном
виде.
Если конкретизировать этот
аспект, то речь должна идти не о двух формах
одного официального издания, а о двух
формах доступа к информации, содержащейся в
одном издании. При этом для упрощения
восприятия нетрадиционной для большинства
пользователей формы официальной
информации предлагается строго обеспечить
совпадение формата текста «бумажного»
издания и его графического представления
на экране и при распечатке [6].
Очень важно также то, что документ (электронный)
с цифровой подписью может быть
воспроизведен бесконечное количество раз.
Логика цифровой подписи такова, что не
существует только одного оригинала, потому
что каждое его воспроизведение тоже
оригинал, а значит, риск потери оригинала в
случае стихийных бедствий или чрезвычайных
ситуаций сводится к нулю.
При построении системы
электронного опубликования следует
учитывать также уже имеющийся зарубежный
опыт, в частности Эстонии [22]
и, в особенности, Бельгии [11].
Бельгия – страна с
федеративным устройством, в которой семь
парламентов и шесть правительств.
Бельгийский официальный журнал печатался и
распространялся по подписке, он был
представлен и в Интернете, но в начале
октября 2002 г. бельгийское правительство
приняло решение прекратить выпуск этого
официального журнала на бумажном носителе
и выпускать его с 1 янв. 2003 г. только в Интернете.
Электронный официальный
бельгийский журнал существует с 1997 г. До 1
янв. 2003 г. документы публиковались
одновременно на бумаге и в Интернете в
формате pdf. Теперь законодательные акты
публикуются на бумажном носителе в трех
экземплярах. Одна копия сдается на хранение
в Королевскую библиотеку Бельгии, вторая –
в Министерство юстиции (как хранителю),
третья – в официальный журнал для
обсуждения общественностью. Первые две
копии не предоставляются на рассмотрение
публики. Публикации, выставляемые в
Интернете, – точные копии трех аутентичных
копий документа на бумажном носителе.
В Бельгии законы должны
публиковаться в централизованном порядке.
Законы и иные нормативные акты как
федеральных, так и местных и региональных
органов власти публикуются в одном
официальном журнале. Таким образом
предотвращается децентрализация процесса
публикации нормативных актов. (Хорошо
бельгийцам – у них все законодательство
легко помещается в одном журнале, да еще там
размещаются официальные объявления,
различные тендеры для бельгийского рынка и
реклама. В России подобное издание в
бумажном варианте невозможно, а вот в
электронном требует преодоления
относительно небольших технических
трудностей. Таким образом, и мы, перейдя на
электронное опубликование, победили бы
децентрализацию этого процесса, а нужно ли
нам это – другой вопрос.)
Каковы преимущества
электронной публикации? Несомненно,
публикация электронными средствами дает
бюджетные преимущества - не надо тратить
деньги на бумагу, не надо распространять
издание. Однако этих аргументов
недостаточно для того, чтобы подчеркнуть
важность и возможность перехода на
Интернет. Граждане должны иметь
возможность отыскать и познакомиться с
законами, которые касаются их лично: это
информационная и документальная функции
публикации. Поэтому правительство должно
выбрать оптимальный канал, по которому
можно публиковать законодательные акты. А
для удобства поиска документов нужно иметь
еще и хорошую поисковую систему. В Бельгии,
например, публикации осуществляются в
формате pdf и в текстовом формате, что
облегчает идентификационную функцию.
Электронная публикация текущих
законодательных актов означает и то, что
любой пользователь в любом месте может
познакомиться с этими актами и получить в
любое время доступ к документу. Те, у кого
нет возможности посмотреть документы в
Интернете, могут обратиться в
соответствующие библиотеки. (Поскольку
система публичных центров правовой
информации на базе публичных библиотек
успешно развивается в России с 1998 г., можно с
законной гордостью считать г-на Верезена [11]
нашим учеником.) Для некоторых групп
населения электронная публикация может
явиться существенным шагом вперед.
Количество веб-сайтов растет, и это
увеличивает возможность доступа к
информации. Еще одно преимущество –
скорость, оперативность публикования.
Конечно, не обошлось без критики.
Прежде всего говорили, что правительство
проводит дискриминационную политику,
аргументируя это тем, что не у всех
бельгийцев есть персональный компьютер и
подключение к Интернету. И что большинство
из них хотело бы подписываться на бумажный
вариант официального журнала. Но если
говорить о 10 тыс. экземпляров журнала,
которые распространялись ранее среди
частных лиц, то это составляет всего 0,1%
населения Бельгии.
Был еще один аргумент против
публикации через Интернет – подключение к
Интернету обходится дороже, чем обычная
подписка. (Этот
аргумент более чем сомнителен, во всяком
случае в российских условиях. Годовая стоимость
подписки на Собрание законодательства
Российской Федерации – 2340 р., на
Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти – 1248 р.; и то,
и другое – без учета затрат предприятий
связи на местах. Добавим к этому стоимость
подписки на региональные и ведомственные
издания, которые, к тому же, далеко не все
доступны по подписке, и получится, что
совокупная стоимость многократно
перекроет затраты на Интернет.) Но не надо
забывать о том, что распространение
бумажной версии субсидировалось
правительством в весьма значительной мере.
Поэтому если бы гражданам страны пришлось
платить настоящую цену, без субсидий,
картина была бы более сбалансированной.
Стоит также задуматься и над
следующими цифрами. В декабре 2002 г. в
Бельгии произведено 1,7 млн подключений к
Интернету, и если эту цифру сравнить с
количеством бумажных копий (всего 10 тыс.), то
становится очевидным, что раньше доступ к
законодательной системе в Бельгии был
более ограничен, чем сейчас [11].
Успешная реализация
электронного опубликования по-бельгийски,
к глубокому удовлетворению автора,
подтверждает справедливость
провозглашенного в России задолго до 2002 г.
принципа создания единой системы
распространения официальных текстов в
машиночитаемом виде наряду с традиционным
печатным. Помимо прочего такой подход
позволяет одновременно и без существенных
дополнительных затрат решить и проблему
общедоступного депозитария текстов
правовых актов. Очевидно, что институт,
осуществляющий официальное опубликование
всего массива подлежащих опубликованию
правовых актов, становится естественным
накопителем их текстов (в двух формах), а
функция по созданию и распространению
машиночитаемой формы издания позволяет
обеспечить доступ ко всему массиву
имеющейся правовой информации.
Список литературы
-
Законодательный
процесс. Понятие. Институты. Стадии / Отв.
ред. д-р юрид. наук., проф. Р.Ф. Васильев. – М.:
Юриспруденция, 2000. – 320 с.
-
Юридический
энциклопедический словарь. – М.: Сов.
энциклопедия, 1987. – 528 с.
-
Федеральный закон от 14 июня 1994 г. №
5-ФЗ «О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, актов палат Федерального Собрания»
// СЗ РФ 1994. – № 8, ст. 801; Российская газета. –
1994. – 15 июня.
-
Комментарий к
Конституции Российской Федерации / Под общ.
ред. Ю.В. Кудрявцева. – М., 1996.
-
Пиголкин А.С.
Официальное оглашение нормативных актов –
самостоятельная стадия правотворческого
процесса // «Правоведение». – 1976. – № 6.
-
Хургин В.М.
Официальное опубликование правовых актов //
Межотраслевая информационная служба. – 2003.
– № 2. – С. 72-86.
-
Хургин В.М. Порядок
опубликования нормативных правовых актов //
Информационные ресурсы России. – № 6. – 1995.
– С. 20-21.
-
Моисеев
Н.Н. Геополитическое положение России и
перспективы развития страны на пути к
информационному обществу // «Проблемы
информатизации». – 1997. – Вып. 4. – С. 3–8.
-
Введение в правовую
информатику. Справочные правовые системы
КонсультантПлюс / Под ред. Д.Б. Новикова и В.K.
Камынина. – М.: ЗАО «Консультант Плюс», 1999. –
313 с.
-
Горчаков В.В., Голодова О.В. Мировые
информационные ресурсы: новые возможности
минимизации рисков. – Владивосток: ВФ РТА,
1998. – 212 с.
-
Верезен В.
Публикация законов в электронном виде: Докл.
на междунар. семинаре «Применение новых
информационных технологий в
законодательной процедуре», Великий
Новгород, 22-23 сент. 2003.
-
Хургин В.М. Проблемы
электронного опубликования правовых актов
// НТИ. – Сер. 1. – 1996. – № 7. – С. 28-30.
-
Указ
Президента Российской Федерации от 23 мая 1996
г. № 763 «О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных
правовых актов федеральных органов
исполнительной власти» // СЗ РФ 1996. – № 22, ст.
2663.
-
Инструкция Государственной
налоговой службы Российской Федерации от 11
окт. 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты
налога на добавленную стоимость» /
Зарегистрирована Министерством юстиции
Российской Федерации 3 нояб. 1995 г.
Регистрационный № 972 // Бюл. нормативных
актов министерств и ведомств Российской
Федерации. – 1996. – № 2.
-
Изменения
и дополнения № 4 инструкции № 39
Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 11 окт. 1995 г. «О
порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость» / Зарегистрированы
Министерством юстиции Российской
Федерации 2 апр. 1997 г. Регистрационный № 1282 //
Бюл. нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. – 1997. – № 9.
-
Постановление Главы
Администрации (Губернатора) Омской области
от 20 янв. 1998 г. № 16-п «О совершенствовании
процедуры опубликования правовых актов
Администрации области».
-
Постановление Главы
городского самоуправления г. Омска от 18
марта 1998 г. № 81-п «О порядке
опубликования нормативных правовых актов
администрации города Омска».
-
Постановление мэра города
Архангельска от 22 авг. 1997 г. № 140 «О
Регламенте мэрии города Архангельска и
аппарата мэра города».
-
Федеральный закон
от 27 декабря 2002 г. № 184–ФЗ «О техническом
регулировании» // СЗ РФ. – 2002. – № 52, ст. 5140;
Российская газета. – 2002. – 31 дек.
Парламентская газета. –2003.
– 5 янв.
-
Постановление
Правительства Российской Федерации от 25
сент. 2003 г. № 594 «Об опубликовании
национальных стандартов и общероссийских
классификаторов технико-экономической и
социальной информации» // СЗ РФ. – 2003. – № 39,
ст. 3773; Российская газета. – 2003. – 2 окт.
-
Федеральный
закон от 10 янв. 2002 г. № 1-ФЗ «Об
электронной цифровой подписи» // СЗ РФ.
– 2002. – № 2, ст. 127; Российская газета. – 2002. –
12 янв. Парламентская газета. – 12 янв.
-
Талло
И. Э. Эстония: уроки для России //
Информационное общество. – 2002. – № 5-6. –
С. 43-46.
|