Научные и технические библиотеки №5 2005 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Мотивация научных публикаций. Часть I

Хургин В.М. Официальное опубликование правовых актов в электронном  виде

Гончаров М.В., Земсков А.И. Автоматизированная система проверки усвоения материала по учебному курсу «Электронные библиотеки»

Авгуль Л.А., Березкина Н.Ю., Купрещенкова Е.Е., Невский Б.Б. Информационные потребности ученых и ведущих специалистов Республики Беларусь в области природоохранной деятельности и экологии

Турдукеева Р.А., Юсупова Г.Н. Научная библиотека Бишкекского гуманитарного университета Кыргызской Республики и электронные ресурсы. Опыт работы

Губаев А.И., Идиятуллин Б.З., Лучкина С.А., Сафиуллина Р.Р. Опыт создания электронного каталога арабографических источников

Езова С.А. Уточнение понятия библиотечное общение


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Моргенштерн И.Г. Положение обязывает. (О профессиональной этике библиотечно-библиографических коллективов)

Вихрева Г.М. Принцип свободного доступа к информации: взгляд комплектатора


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Шрифты STIX и система обозначений Latex – инструменты для использования в сетевых публикациях


ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Диссертация Н.Н. Каспаровой – «Библиографическая запись как лингвистическая модель документа в международной электронной коммуникации»

Столяров Ю.Н. О базовой программе-минимум кандидатского экзамена по библиотековедению, библиографоведению и книговедению

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» по историческим, педагогическим и филологическим наукам 76

Дополнительная программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

НАШИ АВТОРЫ


УДК 371.6

Гончаров М.В., Земсков А. И.

Автоматизированная система проверки
усвоения материала
по учебному курсу «Электронные библиотеки»

Тестирование приобретенных в ходе обучения знаний и навыков методом постановки заранее подготовленных вопросов существует в течение многих десятков лет. Таким образом проверяется уровень усвоения знаний, профессиональная пригодность к определенным видам работы, психологическая устойчивость, смекалка и находчивость, доброта и даже готовность к супружеской верности.

С течением времени выделились два основных способа тестирования:

  • набор заранее предусмотренного количества баллов при ответах на перечень вопросов, причем зачастую вопросы ранжируются по значимости;

  • выбор из предложенных вариантов ответов одного верного.

Первый способ используется, например, при самотестировании (подобные тесты нередко публикуются на последних страницах различных газет и журналов – «Определите свой характер» и т.п.).

Второй способ применяется при контроле знаний на экзаменах в госавтоинспекции, при завершении курсов переподготовки персонала, в ходе сдачи экзаменов на знание иностранного языка (например, в известном комплексе TOEFL – Test of English as Foreign Language), в ходе многочисленных телевикторин («Хочу стать миллионером») и т.п.

Мы в качестве начального шага выбрали второй способ тестирования.

Для наших целей более существенным фактором является возможность использования тестовых методов при сдаче Единого государственного экзамена и подготовке пакетов учебно-методических материалов для дистанционного образования.

Преимущества (в первую очередь нейтральность, объективность и возможность сравнения результатов проверки нескольких человек) и недостатки тестовых методов (формализм, негибкость) широко обсуждались в профессиональной литературе, и мы не будем в этой короткой статье возобновлять теоретические дискуссии. Для нас решающим обстоятельством в пользу разработки тестовой системы является интерес к подготовке пакетов материалов для дистанционного образования – как в синхронном режиме, так и в асинхронном.

Такие вопросы, как регистрация посещения, результаты тестирования, динамика усвоения знаний, могут полнее проявиться в тестовой системе. Для нас тестирование представляется не однократным процессом (наподобие автоматизированного экзамена), а постоянно действующим механизмом как самопроверки студента, так и контроля его активности и творческого роста со стороны преподавателя.

Мы не хотели бы ограничиваться приемом сигналов о неудачной сдаче теста, нас интересует усвоение учебного материала, а не ловля ошибок. Автоматизированная система должна сама помочь студенту восполнить пробелы в знаниях, подсказывая в режиме подготовки правильный ответ, указывая на характер студенческих ошибок и выдавая списки рекомендуемой учебно-методической литературы для ликвидации пробелов. При этом ни один из существующих методов проверки не будет заброшен, так что речь идет о дополнении методов, а не об их замене.

 

В рамках методических разработок курса «Электронные библиотеки» преподаватели используют несколько различных способов проверки усвоения материала и оценки знаний учащихся. Среди практически опробованных методик назовем:

  1. Неформальные вопросы преподавателя в ходе ведения текущего занятия по курсу и ответы студентов; ответы на возникшие в течение лекции у студентов вопросы (зачастую вопросы возникают и по  инициативе преподавателя);

  2. Неформальные (не заготовленные заранее) собеседования со студентами в ходе лекционных занятий по тематике данной лекции;

  3. Формализованные (заготовленные заранее и опубликованные) контрольные вопросы по тематике, охватывающей группу лекций данного раздела курса, и используемые при подготовке к семинарским занятиям (эти вопросы опубликованы в учебном пособии по курсу);

  4. Комбинированные (частично формализованные) вопросы автоматизированной системы проверки усвоения материала;

  5. Экзаменационные билеты, содержащие вопросы по различным разделам курса.

Часть из названных способов (2–5) допускают дистанционную оценку работы студентов и контакт с ними через электронную почту, дискуссионные группы  и чаты. В этом смысле данный метод прекрасно сочетается с методикой и составом выпущенного в 2002 г. издательством «Кнорус» комплексного диска «Электронные библиотеки» и в дальнейшем может быть в него включен.

Предлагаемая методика не отменяет живых контактов преподавателя со студентами. Вообще все вышеназванные способы не конфликтуют, а взаимно дополняют друг друга.


Описание системы

Цель создания Автоматизированной системы проверки усвоения материала (АСПУМ) – развитие у студентов способности к творческому и логическому мышлению, внедрение элементов объективного контроля подготовки студента и на этой основе выработка способов оценки эффективности преподавания курса.

Для формулировки самих вопросов немаловажную роль играет тот факт, что преподаватели одновременно являются авторами учебного курса (лекций, семинарских и практических занятий, методических разработок). Практическое опробование уровня усвоения даст необходимую информацию для корректировки и совершенствования курса. Таким образом, не только студенты, но и авторы курса получат возможность рациональным образом использовать результаты проверки.

Дополнительный стимул к разработке АСПУМ – стремление подготовить методические материалы, пригодные и удобные для применения в системах дистанционного обучения.

Известно, что присущие автоматизированным тестовым системам элементы формализма неизбежны. Они связаны, во-первых, с самим характером вопросов, требующих простого неразвернутого ответа: данет; во-вторых, с возможностью случайно угадать или «вычислить» ответ, не прибегая к рассмотрению сути вопроса; и наконец, в-третьих – всегда остается вероятность простой зубрежки.

Тем не менее сама  возможность унифицированного, единого подхода к формулированию вопросов и ясного, твердо обоснованного варианта оценки выглядит очень привлекательно.

Для частичного ослабления эффектов формализма мы вводим возможность свободного ответа и, конечно, считаем АСПУМ всего лишь небольшой частью общей системы работы со студентами.

 

В соответствии с утвержденным учебным планом преподавания курса по специальности «Электронные библиотеки» представленная АСПУМ включает контрольные вопросы по семи разделам курса. Для каждого раздела предусмотрено по 10 вопросов, на каждый из которых заранее заготовлены 4 варианта ответа и только один из ответов – правильный. Таким образом, АСПУМ содержит 70 вопросов и 280 вариантов ответов на них. Вопросы представлены несколькими крупными группами: теоретические, понятийные («Что такое...?»), технологические, фактографические («Сколько персональных компьютеров в России?»), юридические.

Студенту предоставляется возможность выбрать из четырех предлагаемых вариантов один правильный ответ. Кроме того, для развития творческой активности и устранения формализма при подготовке вопросов введен дополнительный, пятый вариант ответа. Этот вариант не предусматривает заранее продуманного преподавателем ответа. Авторы рассчитывают на то, что введение неформального ответа поможет развитию смекалки и творческого подхода к усвоенному материалу. Системой предусмотрена возможность студенту дать свой вариант ответа на поставленный вопрос (так называемый свободный ответ, wild cart).

Если при формулировании своего варианта ответа студент проявит достаточное знание материала, умение аргументировать и доказывать свою позицию, то преподаватель имеет право и обязан поставить положительную оценку.

Студент может обосновать свой вариант, свою версию ответа, а право преподавателя – засчитать нестандартный ответ как правильный по сути (хотя и не совпадающий с заготовленными версиями) или как неверный.

Таким образом, представленная АСПУМ комбинирует формальные способы, допускающие сравнение достигнутых результатов, и неформальный подход, предполагающий творческое самовыражение.


Предложения по правилам оценки

В предлагаемой системе возможно получение до двух положительных оценок за каждый из рассмотренных вопросов: верный формальный ответ на формально заготовленный вопрос и правильно аргументированный, интересный или нестандартный ответ на тот же вопрос. При этом в обоих случаях ответы равнозначны; дополнительных повышающих или понижающих коэффициентов не вводится.

Наличие в сумме не менее 9 правильных ответов оценивается «отлично»; 8–7 правильных ответов – «хорошо»; от 6 до 4 правильных ответов – «удовлетворительно».

АСПУМ допускает проведение проверки знаний либо в присутствии преподавателя, либо в режиме работы с веб-сайтом, либо в асинхронном режиме электронной почты. Как отмечено выше, должна учитываться активность студента, число обращений к системе и время работы с ней. АСПУМ настраивается на подготовку студента путем самопроверки и выдачи студенту рекомендаций по исправлению ошибок и списков рекомендуемой литературы.

  
На главную