Научные и технические библиотеки №5 2005 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Мотивация научных публикаций. Часть I

Хургин В.М. Официальное опубликование правовых актов в электронном  виде

Гончаров М.В., Земсков А.И. Автоматизированная система проверки усвоения материала по учебному курсу «Электронные библиотеки»

Авгуль Л.А., Березкина Н.Ю., Купрещенкова Е.Е., Невский Б.Б. Информационные потребности ученых и ведущих специалистов Республики Беларусь в области природоохранной деятельности и экологии

Турдукеева Р.А., Юсупова Г.Н. Научная библиотека Бишкекского гуманитарного университета Кыргызской Республики и электронные ресурсы. Опыт работы

Губаев А.И., Идиятуллин Б.З., Лучкина С.А., Сафиуллина Р.Р. Опыт создания электронного каталога арабографических источников

Езова С.А. Уточнение понятия библиотечное общение


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Моргенштерн И.Г. Положение обязывает. (О профессиональной этике библиотечно-библиографических коллективов)

Вихрева Г.М. Принцип свободного доступа к информации: взгляд комплектатора


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Шрифты STIX и система обозначений Latex – инструменты для использования в сетевых публикациях


ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Диссертация Н.Н. Каспаровой – «Библиографическая запись как лингвистическая модель документа в международной электронной коммуникации»

Столяров Ю.Н. О базовой программе-минимум кандидатского экзамена по библиотековедению, библиографоведению и книговедению

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» по историческим, педагогическим и филологическим наукам 76

Дополнительная программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

НАШИ АВТОРЫ


УДК 025:65.011.56

Турдукеева Р.А., Юсупова Г.Н.

Научная библиотека
Бишкекского гуманитарного университета
Кыргызской Республики и электронные ресурсы.
Опыт работы

На современном этапе развития информационных технологий электронная информация стала одним из приоритетных направлений деятельности вузовских библиотек в сфере справочно-библиографического информационного обслуживания. В последнее время от читателей поступают все более сложные запросы, которые нельзя удовлетворить традиционнными методами.

Под влиянием современных информационных технологий Научная библиотека Бишкекского гуманитарного университета (НБ БГУ) Кыргызской Республики становится посредником между пользователями и информационными ресурсами нового типа – электронной информацией, содержащейся на оптических компакт-дисках и в Интернете. В этих условиях наиболее кардинально меняется функция справочно-библиографического отдела. На него возлагаются следующие основные задачи:

  • постоянный мониторинг ресурсов Интернета с целью их использования для удовлетворения информационных потребностей университета;

  • организация доступа пользователей библиотеки к базам данных на оптических компакт-дисках;

  • работа над созданием собственных баз данных, отражающих информационные ресурсы университета, в частности БД «Труды преподавателей университета»;

  • консультационная помощь в поиске информации в Интернете;

  • активная работа по развитию информационной культуры пользователей библиотеки;

  • создание баз данных электронных ресурсов учебной литературы гуманитарного содержания.

Электронные ресурсы Интернета открыли для преподавателей и студентов новые возможности использования информационных ресурсов удаленного доступа. Среди ключевых аспектов, определяющих значение этих ресурсов для качества образования, можно назвать устранение зависимости обучения от локальных информационных ресурсов, сосредоточенных в местных библиотеках; значительное расширение ресурсной базы обучения за счет введения в образовательное поле новых видов информационных источников, среди которых редкие или ценные документы, ранее недоступные; возможность для студентов и профессорско-преподавательского состава вузов использовать уникальный информационно-поисковый инструментарий для эффективного решения образовательных и исследовательских задач.

Вместо ограниченного набора фондохранилищ образование начинает опираться на всемирную виртуальную библиотеку, имеющую доступ к неизмеримому количеству разнообразных источников информации. Привлечение электронных информационных ресурсов создает благоприятные предпосылки для реального осуществления права любого гражданина на получение образования высокого качества.

Интернет дает студентам возможность обращаться к таким ранее не использовавшимся (или использовавшимся в малой степени) в обучении ресурсам, как свежайшая деловая информация, политические и другие новости, результаты онлайновых опросов, разнообразная неопубликованная в печатных изданиях статистика и финансовые отчеты компаний и организаций, онлайновые карты, оцифрованные изображения, видео- и звуковые файлы, обучающие программы и т.п. Более того, для обучающихся по специальностям в сфере компьютерных наук, права, бизнеса, экономики, спорта, политологии, туризма, журналистики, политики, культуры, социологии, рекламы и т.д. Интернет – незаменимый канал для получения действительно современного образования. Следует сказать, что доступом к таким ресурсам сегодня не удивишь и современные кыргызские вузы.

В последние годы цифровые библиотеки получают все более широкое распространение во всем мире. В основе их создания – технология высококачественного сканирования документов, в результате которого последние доступны любому удаленному пользователю. Электронные библиотеки – это, конечно, не просто сумма отсканированных источников, выложенных на веб-сайте, это огромная работа по созданию метаданных о каждом источнике и широкие возможности поиска информации.

В самом названии ресурсы удаленного доступа подчеркнуто особое их свойство. К примеру, к ресурсам библиотеки можно обращаться постоянно через удаленный доступ, не покидая офиса, дома или студенческого общежития. Через библиотечный сайт можно осуществлять поиск по онлайновому каталогу, цифровым коллекциям, базам данных, электронным журналам, а также пользоваться уже прошедшим селекцию списком лучших ресурсов Интернета. Если база данных не является полнотекстовой и требуется обращение к источнику, можно воспользоваться службой электронной доставки документов или заполнить онлайновую форму межбиблиотечного абонемента, обратиться (в случае необходимости) в библиотеку через электронный справочный стол, доступный также с библиотечного веб-сайта, и по электронной почте получить исчерпывающий ответ. Естественно, при таком уровне сервиса физическое посещение библиотеки действительно превращается в редкое удовольствие.

Традиционные библиотечные услуги предоставления информации в виде печатных носителей на сегодняшнем этапе развития современных библиотек стали постепенно оттесняться оперативной информацией в электронном виде, что дает ряд преимуществ: возможность получения информации на 2–3 месяца раньше, чем в печатном виде, возможность библиотекам обслуживать большее число пользователей, более удобный поиск информации, экономия средств.

Другой причиной потребности библиотек Кыргызстана в электронных ресурсах является то, что многие из них продолжают испытывать острую нехватку средств на подписку не только на зарубежные журналы, но и на республиканскую и российскую научную периодику.

В то время, когда гуманитарная и социальная науки, техника, технологии переживают настоящий бум, научное сообщество, образовательные учреждения испытывают крайнюю нехватку в информации. Получение своевременной и постоянно обновляющейся информации жизненно необходимо для ученых, политиков, общественных деятелей, научных организаций и учебных заведений, но как всегда финансовые проблемы, связанные с развитием экономики страны, не дают возможности как вузовским, так и публичным библиотекам осуществлять полное комплектование и подписку на все многообразие печатных изданий. В данном случае электронные информационные БД научной информационной продукции становятся основным источником для потребителей информации, которые в свою очередь предъявляют определенные требования не только к тематике и полноте информации, но и к срокам ее предоставления.

Для достижения этих целей трудно переоценить необходимость и значимость использования информационных ресурсов Интернета. Однако по статистике в Интернете до 75% ресурсов можно отнести к информационному мусору. Поэтому спрос на посредников между поставщиками информации и ее пользователями повышается. Такими посредниками должны стать библиотеки, если хотят занять достойное место в информационном обществе.

Эту цель преследует НБ БГУ в рамках программы «Новые информационные технологии в помощь учебному процессу». На протяжении последних двух лет Научная библиотека расширяет число разнообразных информационных ресурсов, продолжая работу в режиме использования традиционных и нетрадиционных методов. Автоматизация основных библиотечно-библиографических процессов стала реальностью, а проблема создания цифровых библиотек из разряда экзотических уже перешла в разряд актуальных.

Преодолеть трудности помогают международные организации и фонды. Огромную помощь нашей республике оказывает Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). В его структуре действует специальная библиотечная программа, которая  занимается вопросами, связанными с модернизацией информационного обеспечения общества и содействия открытому доступу к информации в странах, переживающих переходный период.

С 2000 г. Институт «Открытое общество» начал реализацию нового международного проекта «Электронная информация для библиотек», направленного на создание действительно открытого информационного общества без барьеров и границ. В нем участвуют 40 стран, в том числе и Кыргызская Республика. Проект предоставляет доступ к более чем 3 тыс. журналов, газет и сводок новостей в печатной и электронной формах.

НБ БГУ получила по гранту систему автоматизации библиотек ИРБИС, отвечающую всем международным требованиям. В ней реализованы все типовые библиотечные технологии, включая технологии комплектования, систематизации, справочно-библиографического поиска, книговыдачи и администрирования, на основе взаимосвязанного функционирования пяти типов автоматизированных рабочих мест: «Комплектатор», «Каталогизатор», «Читатель», «Книговыдача», «Администратор». Можно создать локальную информационную сеть  университета и в ближайшей перспективе войти в мировую информационную сеть.

НБ БГУ является участницей проекта «Создание единого электронного каталога». Сотрудники библиотеки прошли курсы по работе с программой и начали ее реализацию благодаря приобретенным компьютерам и подсоединению к Интернету. Однако многие рабочие места еще не оснащены современными компьютерами.

Как член Ассоциации Библиотечно-информационного консорциума Кыргызской Республики НБ БГУ с большим энтузиазмом начала работу по отражению информационного ресурса библиотеки в Сводном каталоге Кыргызской Республики, который создан в рамках проекта «Объединение информационных ресурсов библиотек Кыргызстана». Цель проекта заключается в совершенствовании качества библиотечно-информационного обслуживания за счет широкого внедрения АБИС в деятельность библиотек, развитии корпоративных электронных сервисов ведения сводного каталога, развитии системы электронного заказа и доставки документов между участниками консорциума.

В НБ БГУ создан каталог БД информационных ресурсов, который имеет метаданные информационно-поисковых шлюзов и порталов на русском, английском, немецком языках, при использовании которых библиотека может оперативно выполнять справочно-библиографическую и информационную работу для пользователей.

Одним из популярных среди пользователей является соответствующий профилю работы НБ БГУ специализированный информационно-образова­тельный портал «Гуманитарные науки», созданный в рамках целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» как часть единой сети порталов российского образования, активно используемой в Кыргызстане. Основой для создания этого портала стал информационно-образовательный портал Auditorium.ru, работы с которым ведутся с конца 2001 г. по инициативе и при финансовой поддержке Института «Открытое общество».

Используя портал Auditorium.ru для выполнения справочно-библиогра­фической и информационной работы, НБ БГУ преследует цель способствовать развитию образования и научных разработок в сфере общественных и гуманитарных наук в Кыргызстане путем совершенствования информационного обеспечения учебного, учебно-методического и научного процессов на основе новых информационных технологий.

С июня 2002 г. НБ БГУ использует в работе базы данных EBSCO для пользователей, владеющих английским языком.

С начала 2003 г. библиотека получила доступ к информационно-поисковому шлюзу INTAS на немецком языке.

В помощь учебному процессу НБ БГУ использует такие электронные носители информации, как «Экология: Учебник. Общий курс»; «Атлас древнего мира»; энциклопедия «Мир вокруг нас»; «История России. ХХ век»; «Большая Российская юридическая энциклопедия»; энциклопедия «Русские художники ХVII–ХХ веков» и др.

Для популяризации и активизации использования электронных ресурсов НБ БГУ планомерно проводит информационные обзоры для преподавателей и студентов, что, на наш взгляд, должно способствовать развитию информационной культуры пользователей библиотеки.

  
На главную