Научные и технические библиотеки №5 2005 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Мотивация научных публикаций. Часть I

Хургин В.М. Официальное опубликование правовых актов в электронном  виде

Гончаров М.В., Земсков А.И. Автоматизированная система проверки усвоения материала по учебному курсу «Электронные библиотеки»

Авгуль Л.А., Березкина Н.Ю., Купрещенкова Е.Е., Невский Б.Б. Информационные потребности ученых и ведущих специалистов Республики Беларусь в области природоохранной деятельности и экологии

Турдукеева Р.А., Юсупова Г.Н. Научная библиотека Бишкекского гуманитарного университета Кыргызской Республики и электронные ресурсы. Опыт работы

Губаев А.И., Идиятуллин Б.З., Лучкина С.А., Сафиуллина Р.Р. Опыт создания электронного каталога арабографических источников

Езова С.А. Уточнение понятия библиотечное общение


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Моргенштерн И.Г. Положение обязывает. (О профессиональной этике библиотечно-библиографических коллективов)

Вихрева Г.М. Принцип свободного доступа к информации: взгляд комплектатора


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Шрифты STIX и система обозначений Latex – инструменты для использования в сетевых публикациях


ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Диссертация Н.Н. Каспаровой – «Библиографическая запись как лингвистическая модель документа в международной электронной коммуникации»

Столяров Ю.Н. О базовой программе-минимум кандидатского экзамена по библиотековедению, библиографоведению и книговедению

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» по историческим, педагогическим и филологическим наукам 76

Дополнительная программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

НАШИ АВТОРЫ


УДК 028

Езова С.А.

Уточнение понятия библиотечное общение

Предложена дефиниция понятия библиотечное общение, определенная в результате анализа взглядов известных психологов и библиотековедов, высказанных ими в 1980–1990-е гг.

Значимость библиотечного общения (БО) в оптимизации библиотечной деятельности, в том числе библиотечного обслуживания, доказывать в настоящее время никому не приходится. В 1980-е и особенно в 1990-е гг. этому социально-психологическому явлению с библиотечной спецификой стали уделять все большее внимание, что объясняется сменой идеологической парадигмы в российском обществе, актуализацией гуманистического подхода к личности. Профессиональная рефлексия БО оказалась на редкость разноликой и выразилась в многообразии взглядов на его сущностные характеристики при единодушной оценке его большой роли в профессиональной деятельности библиотекаря, библиографа.

Вслед за Т.И. Малыхиной [1], обобщившей разработанность проблемы профессионального БО, обращусь к понятиям, которые в 1980-е гг. даны библиотековедами В.А. Бородиной, Л.Н. Голенок, И.А. Калинка, А.А. Кидрон, Н.В. Клименковой, С.Х. Сардынко, Э.Л. Шапиро и др.

Условно выделю признаки, на которых выстраивается БО: форму, процесс взаимодействия, вид человеческой деятельности, включеность в деятельность, атрибут деятельности и т.п. Причем взаимодействие рассмотрю на ролевом или межличностном уровнях.

Т.И. Малыхина отмечала, что, несмотря на вековую практику изучения БО, «не оформлено понимание общения как основы библиотечной деятельности». Уточню: общение может быть включено в библиотечную деятельность, что и происходит с БО; но нельзя игнорировать и такой ракурс БО, как общение ради общения. Некоторые читатели посещают библиотеку, чтобы только удовлетворить свою потребность в общении с библиотекарем (пожилые люди, инвалиды, испытывающие дефицит контактов с другими людьми).

В начале 1980-х гг. к трактовке БО одной из первых обратилась Н.В. Клименкова; она именовала БО общением в библиотеке и понимала его как специфическую форму взаимодействия, обусловленного чтением, разысканием нужной литературы, обсуждением прочитанного [2, с. 36].

В конце 1980-х гг. в российском обществе начали утверждаться принципы демократии, а в библиотековедении происходило осознание значимости диалогического подхода к обслуживанию читателей. Если ранее при реализации парадигмы руководство чтением к читателю относились как к объекту, оказывая на него идеологическое и другие виды преднамеренного воздействия, то в эти годы библиотековеды стали признавать за читателем ипостась субъекта; при этом общение не только актуализировалось как субъект-субъектное взаимодействие, но и обосновывалась целесообразность взаимодействия в качестве равноправных партнеров [3, с. 99].

Следует заметить, что уже тогда в социальной психологии наблюдалось толкование термина общение как взаимодействие людей, предполагающее, что они выступают по отношению друг к другу субъектами. Сам термин взаимодействие людей подразумевает активность позиций тех, кто вступает в контакт, правда, степень ее проявления у партнеров может быть весьма различной. Поэтому, когда речь идет о субъект-субъектном взаимодействии, неважно, кем являются эти субъекты, мы делаем масло ещё более масляным, намазывая второй слой на первый.

В то же время выход библиотековедов на осознание, признание, утверждение за читателем ипостаси субъекта явилось ломкой их профессионального мировоззрения, послужило выработке научного подхода к библиотечным явлениям.

Возможно, в силу того, что диалогический тип взаимодействия между библиотекарями и читателями в большей степени декларируется библиотековедами-теоретиками, чем реализуется в практической деятельности. Подтверждением этому служат результаты многих исследований 1990-х гг., в которых изучаются взаимоотношения библиотекарей и читателей. В библиотечной печати ещё сегодня продолжается обращение к субъект-субъектной схеме взаимодействия библиотекаря и читателя. Так, в одной из последних работ А.С. Чачко активно постулируется идея субъект-субъектного взаимодействия библиотекаря и читателя с конкретизацией равенства партнерских позиций между ними [4].

Использование различных психологических теорий общения в конце 1980-х и в 1990-х гг. способствовало существенному уточнению понимания БО. Так, И.А. Мейжис, И.А. Богданова, Н.В. Соколов, В.А. Бородина и другие подходят к библиотечному общению с позиции трехкомпонентной структуры общения.

Интерес представляет преобразование А.В. Соколовым математической формулы О (общение) = А (перцепция) + Б (коммуникация) + В (интеракция) в сложную логическую формулу [5. С. 47–50].

И.А. Мейжис наиболее глубоко раскрывает БО в ракурсе трехкомпонентной структуры общения, понимая под библиотечным общением «взаимодействие библиотекарей и пользователей, обусловленное информационными потребностями последних» [3. 94]. Это определение раскрывает лишь один ракурс библиотечного общения: взаимодействие библиотекаря и пользователя, исключая взаимодействие между библиотекарями, межчитательское общение, взаимодействие библиотекарей с социальными партнерами и т.п.

При характеристике БО автор этой статьи взяла за основу структуру общения В.Н. Мясищева, включающую «три теснейшим образом взаимосвязанных компонента – психологическое отражение участниками друг друга, отношение их друг к другу и обращение друг с другом» [6]. (Термин отражение В.Н. Мясищев употребляет в смысле познания. Когда он говорит об отношении, имеет в виду характер эмоционального отклика, который один человек вызывает в другом человеке. Термин обращение он употребляет, чтобы выделить особенности поведения, которые человек демонстрирует по отношению к другим людям.)

Е.Н. Смолина опиралась в исследовании БО на концпепцию В.В. Рыжова о деятельностном подходе, т. е. субъект-объектную схему анализа с сохранением субъект-субъектных отношений. Соединив общение и деятельность в единый процесс, она создала модель руководства чтением; выделила в БО два взаимосвязанных уровня: социально-ролевой («инструментальный») и межличностный («предметный») [7]. В качестве содержания общения Е.Н. Смолина рассмотрела коммуникацию, а в качестве формы общения – взаимодействие [8].

В интерпретации понятия общение в психологической литературе 1990-х гг. и начала нынешнего века нет единообразия. Так, получила большое распространение концепция общения Г.М. Андреевой с трехкомпонентной структурой, включающей перцептивную сторону (восприятие, понимание партнера  по взаимодействию), интерактивную сторону (построение общей стратегии взаимодействия) и коммуникативную сторону (обмен информацией между людьми) [9]. В некоторых словарях в основу общения положен один компонент этой структуры [10. С. 339].

На компоненте обмен информацией базируется библиографическое общение в интерпретации М.Г. Вохрышевой, под ним она понимает «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен библиографической информацией» [11. С. 339].

В.В. Дрыбин считает, что содержанием библиотечного общения является обмен библиотечной информацией [12. С. 99]. Пытаясь определить суть библиотечной информации, он отмечает, что библиотечную информацию можно рассматривать в отрыве от библиографической только метафизически, поскольку последняя «присутствует во всех видах библиотечной информации как ее составная часть, выраженная в собственных формах».

Л.Ф. Красинская вводит в библиотечную терминосистему понятие
профессиональное общение библиотекаря, однако не уточняет его сущность. Ею сделана попытка обосновать деятельностно-личностный подход к общению [13].

Проанализировав толкование термина профессиональное библиотечное общение (ПБО) преимущественно в 1990-е гг., А.Л. Гончаров пришел к следующему рабочему определению ПБО: «это процесс возникновения, развития и прекращения контактов между субъектами библиотечной деятельности, которые порождаются потребностями этой деятельности…» [14. С. 7]. Далее он рассмотрел ПБО как коммуникационный процесс, который отражает субъект-объектный процесс и осуществляется посредством техно-электронных средств (говоря современной терминологией, речь идет и о виртуальном общении) и как коммуникационный процесс, который в большей степени, по мнению автора, отражает субъект-субъектный процесс (речь идет о традиционном общении). Автор считает, что правильнее говорить об интеграции этих процессов и предлагает рассматривать ПБО как коммуникационно-коммуникативный процесс. Однако, на мой взгляд, целесообразно рассматривать самостоятельно традиционное и виртуальное общение, что и происходит в специальной печати последних лет.

В отличие от Л.Ф. Красинской А.Л. Гончаров выбрал за основу личностно-деятельностный подход к ПБО и в результате исследования выявил низкий уровень осознания ПБО как значимого фактора совершенствования деятельности библиотеки.

Наряду с традиционным общением в последние годы получает разработку виртуальное общение или компьютерно-опосредованное общение. Е.Д. Жабко определяет его в рабочем варианте «как многоуровневый процесс взаимодействия удаленный пользователь – библиограф, вызванный потребностями совместной деятельности и характеризующийся опосредованностью партнеров по общению». [15. С. 49]. Таким образом, традиционное и виртуальное общение объединяют такие критерии, как процесс взаимодействия и причины, его побудившие – потребности в совместной (библиотечной) деятельности.

В конце 1990-х гг. появилось определение БО в терминологическом словаре по библиотечному делу [16. С. 22]. Под ним понимается «коммуникация людей в процессе библиотечного обслуживания, в том числе библиотекаря с пользователем, межличностное общение пользователей и профессиональное общение библиотекарей».

Следует заметить, что взаимодействие библиотекаря с пользователями также является профессиональным, как и общение библиотекарей. Кроме того, межличностное общение читателей не обязательно выстраивается в ракурсе библиотечного обслуживания, о чем идет речь в определении. Библиотечное общение может происходить и с социальными партнерами библиотеки, с родителями учеников – пользователей библиотеки, с другими субъектами, что, естественно, нецелесообразно предусматривать и отражать в определении.

Опираясь на терминологические уточнения понятий общение в социальной психологии и библиотечное общение в библиотековедении, предлагаю свой вариант определения этого термина: библиотечное общение – взаимодействие людей, обусловленное их потребностями как в библиотечной (библиотечно-информационной) деятельности, так и в межличностных контактах.

Продолжу логический анализ понятия БО, попытаюсь операционализировать его, предварительно сделав краткий экскурс в разработанность феномена общения в социальной психологии.

Для этого необходимо представить некоторые методологические подходы к общению и его структурированию.

Развивая идеи Б.Д. Парыгина о составляющих внутренней структуры общения, Г.М. Андреева предложила выделить трехкомпонентную структуру [9], характеристика которой дана выше.

Пересмотрев свои взгляды на структуру общения, Б.Д. Парыгин счел целесообразным выделить в ней и другие компоненты, такие, как понимание и взаимопонимание партнеров, эмоциональное отношение друг к другу, сопереживание. Причем он убежден, что перцептивная сторона не может считаться однопорядковой стороной, как две другие, а является одной из составляющих общения и весьма существенной [17].

Б.Д. Парыгин подошел к общению как единству отношения и обращения, считая, что «содержание человеческих отношений немыслимо вне способов их выражения, а восприятие и понимание этого содержания людьми во многом зависят от того, каковы способы и средства выражения данного содержания» [17].

Рассматривая психологические отношения как одну из форм отражения человеком окружающей его действительности, В.Н. Мясищев понимал сущность человека как «ансамбль общественных отношений». Он считал, что в общении выражаются отношения человека, что «общение обусловлено жизненной необходимостью, но характер, его активность, размеры определяются отношением». С его точки зрения, «если разработка проблем общения без учета отношений не может быть достаточной, то изучение общения и отношений без учета обращения невозможно». По мнению В.Н. Мясищева, обращение формирует отношение [18].

Подходя к общению как процессу взаимодействия, В.Н. Мясищев выделил в нем «три теснейшим образом взаимосвязанных компонента – психическое отражение участниками общения друг друга, отношение их друг к другу и обращение их друг с другом». (Текст В.Н. Мясищева приводится по книге А.А. Бодалева [19].)

Основываясь на взглядах известных психологов на структуру общения, представляю свой вариант операционализации понятия общение.


Структура библиотечного общения

Общение рассматривается с точки зрения содержания и формы. Отношения индивидов, с восприятия которых и начинается общение, предопределяют как поведение, так и форму обращения их друг к другу.

Восприятие, познание, понимание отношений осуществляется посредством речи (воспринимается, передается контролируемая сознанием информация об отношении партнеров друг к другу, а посему не всегда достоверная) и невербальных средств (передается и воспринимается отношение к партнеру, генерируемое на подсознательном, т.е. неконтролируемом уровне, следовательно, его содержание более достоверно).

Наряду с содержанием межличностных отношений индивиды воспринимают тесно взаимосвязанные с ними типы взаимодействия, поведение относительно друг друга, а также форму отношений, т.е. обращение их друг с другом.

В зависимости от диагностических способностей, опыта, знаний, уровней владения вербальными и невербальными средствами общения индивиды смогут распознать состояния Эго друг друга, виды пристроек, трансакций, типы, уровни, стили общения, владение психолого-педагогическим тактом и т.д. и т.п.

В зависимости от восприятия основных элементов общения индивид тем или иным образом выстраивает отношения с партнером, прибегая к различным стратегиям, тактике поведения и выбирая соответствующий способ обращения с ним.

Данная структура является универсальной. Библиотечная специфика проявляется в каждом структурном компоненте взаимодействия библиотекарей и читателей: в восприятии ими друг друга, в отношениях между ними, в тактике, стратегии поведения, в выборе формы общения.

Таким образом, в 1980–1990-е гг. шел активный творческий процесс уточнения дефиниции библиотечное общение – одного из базовых понятий в терминосистеме библиотековедения. Поиск истины продолжается.


Список литературы

  1. Малыхина Т.И. Профессиональное библиотечное общение: теоретическая изученность проблемы // Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН – Новосибирск, 1997. – С. 66–83.

  2. Клименкова Н.В. Проблема общения в руководстве чтением: На примере Минской ЦБС // Сов. библиотековедение. – 1983. – № 2. – С. 3–42.

  3. Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания: Учеб. пособие. – Николаев, 1994. – 192 с.

  4. Чачко А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: Науч.-метод. пособие. – М.: Либерея, 2004. – 88 с.

  5. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. – СПб.: РНБ. 2001. – С. 47–50.

  6. Езова С.А. Библиотечное общение / Вост.-Сиб. гос. ин-т культуры. –Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1990. – 68 с.

  7. Смолина Е.В. Общение как фактор эффективности индивидуальной работы с читателями. Автореф. дис... канд. пед. наук. – Л. – 1998. – 16 с.

  8. Смолина Е.В. Теоретико-методологические основы изучения общения в библиотеке: Аналит. обзор. – Л., 1989. – 58 с. (Препр. / Б-ка АН СССР, № 9).

  9. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для вузов. – М.: Аспект пресс, 1998. – 376 с.

  10. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко, – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003, – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

  11. Вохрышева М.Г. Теория библиографии: Учеб. пособие / М.Г. Вохрышева. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с.

  12. Дрыбин В.В. Библиотечное общение // Библиография. – 2002. – № 2. – С. 97–99.

  13. Красинская Л.Ф. Профессиональное общение библиотекаря: психолого-педагогиче­ский аспект. Автореф. дис... канд. пед. наук. – М., 1993. – 16 с.

  14. Гончаров А.Л. Теоретико-методологические основы изучения профессионального библиотечного общения. Автореф. дис... канд. пед. наук. СПб, 1998. – 16 с.

  15. Жабко Е.Д. Интернет как среда виртуального общения // Библиотековедение. – 2003. – № 4. – С. 45–50.

  16. Библиотечное дело. Терминологический словарь. – М., 1997. – С. 22.

  17. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 301 с.

  18. Мясищев В.Н. Психология отношений. Под ред. А.А. Бодалева / Вступ. ст. А.А. Бодалева – М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.

  19. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. –М.: Изд-во МГУ, 1982. – 199 с.

  
На главную