Научные и технические библиотеки №5 2005 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Мотивация научных публикаций. Часть I

Хургин В.М. Официальное опубликование правовых актов в электронном  виде

Гончаров М.В., Земсков А.И. Автоматизированная система проверки усвоения материала по учебному курсу «Электронные библиотеки»

Авгуль Л.А., Березкина Н.Ю., Купрещенкова Е.Е., Невский Б.Б. Информационные потребности ученых и ведущих специалистов Республики Беларусь в области природоохранной деятельности и экологии

Турдукеева Р.А., Юсупова Г.Н. Научная библиотека Бишкекского гуманитарного университета Кыргызской Республики и электронные ресурсы. Опыт работы

Губаев А.И., Идиятуллин Б.З., Лучкина С.А., Сафиуллина Р.Р. Опыт создания электронного каталога арабографических источников

Езова С.А. Уточнение понятия библиотечное общение


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Моргенштерн И.Г. Положение обязывает. (О профессиональной этике библиотечно-библиографических коллективов)

Вихрева Г.М. Принцип свободного доступа к информации: взгляд комплектатора


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Шрифты STIX и система обозначений Latex – инструменты для использования в сетевых публикациях


ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Диссертация Н.Н. Каспаровой – «Библиографическая запись как лингвистическая модель документа в международной электронной коммуникации»

Столяров Ю.Н. О базовой программе-минимум кандидатского экзамена по библиотековедению, библиографоведению и книговедению

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» по историческим, педагогическим и филологическим наукам 76

Дополнительная программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

НАШИ АВТОРЫ


Профессиональное кредо

УДК 023+17

Моргенштерн И.Г.

Положение обязывает
(О профессиональной этике
библиотечно-библиографических коллективов)

Проблемы библиотечно-библиографической этики обсуждаются исключительно по отношению к индивидууму – субъекту профессиональной деятельности. На это ориентируют также «Кодекс профессиональной этики библиотекаря» [1], проект «Профессионального кодекса библиографа» [2]. Аналогично трактуются проблемы профессиональной этики в других областях деятельности. Существуют кодексы профессиональной этики врача, журналиста, социолога и др. За свое поведение каждый специалист отвечает лично.

Что касается коллектива, то его деятельность регулируют законы, правила, распоряжения и другие официальные документы, определяющие функции, цели и задачи, нормы жизни социума. За их нарушения предусмотрены экономические, административные и прочие санкции. Казалось бы, рассуждать о морали коллектива – все равно что уподобляться персонажам Аркадия Райкина: «Кто рукав пришпандорил вместо штанины? – Мы».

Однако нормативные акты не могут предусмотреть все ситуации, когда коллектив этически обязан совершить действия, соответствующие его положению. Эти ситуации возникают и обостряются в условиях рыночной экономики. Как отмечают авторы учебника по этике деловых отношений, преследуя экономические цели, организация «обязана ставить и социальные цели» [3. С. 42]. Тем более к достижению социально-культурных целей должны стремиться некоммерческие организации, каковыми являются библиотеки.

Проиллюстрирую это утверждение на характеристике функций и реального поведения библиотек, являющихся согласно Федеральному закону о библиотечном деле [4] центральными для республики, автономного округа, области, края, города (статья 20). Они обязаны «организовать взаимоиспользование библиотечных ресурсов» – независимо от ведомственной принадлежности расположенных на территории библиотек. Реально, однако, абсолютное большинство указанных центральных библиотек распространяют свое влияние в основном или полностью на библиотеки, подведомственные органам управления культуры. Создание сводных каталогов, организация совместных мероприятий и тем более оказание методической помощи библиотекам других систем – скорее исключение, чем правило. Тем самым принцип профессиональной солидарности библиотечных работников ограничивается рамками подразделения, библиотеки, системы.

Утрачены даже традиции прежних лет, например, активного взаимодействия библиотек, координации библиографической деятельности, особенно справочно-библиографического обслуживания.

Однобоко развивается Российская библиотечная ассоциация. Ее состав расширяется за счёт не территориальных объединений, а лишь отдельных библиотек и вузов. Сформированные в прежние годы территориальные ассоциации и общества продолжают действовать, о новых объединениях нет известий. В условиях свободы деятельности и рыночных отношений, когда отсутствует внешний стимул, а организация межведомственного сотрудничества требует настойчивости и значительных усилий, преодоления «наследуемых» обид прежних лет, проще решать задачи организации библиотечно-библиографической деятельности внутри одной системы. Тем более, что для полного решения и этих задач не достает ресурсов.

Коллективная этика в действии конкретно выражается в том, что библиотеки менталитетно стремятся к полноте комплектования и докомплектования соответственно своему профилю или месту в отрасли экономики либо культуры, территории. Они формируют соответствующие первичные и вторичные библиографические ресурсы, повседневно восполняют лакуны, взаимодействуют в удовлетворении сложных запросов пользователей, передаче профессиональных знаний и опыта молодым специалистам, формируют содержательные сайты и т.д. К сожалению, большинство библиотечных сайтов малоинформативны. Как пишет Е.И. Кузьмин, проведенный Российским комитетом Программы «Информация для всех» анализ сайтов показал, «что огромная часть имеющейся здесь информации малоинтересна внешним пользователям и представляет интерес только для самих организаций» [5. С. 23]. Думаю, что и самим организациям их сайт не интересен. Ведь им известно его содержание.

Составив и издав ретроспективный научно-вспомогательный указатель на актуальную тему, библиографический коллектив неформально обязуется его продолжать. Тем более, если этот указатель представлен на сайте библиотеки (затрат на типографские расходы не требуется). К сожалению, на сайтах часто представлены указатели за ограниченный хронологический период. Библиографический интервал, естественно, растет. Конечно, пользователи благодарны и за ту информацию, что открыта, но все же проблема остается.

Коллективная этика требует проявления инициативы, умения выходить за рамки привычных действий, своевременного осознания новых информационных потребностей и ситуаций. Скажем, высокий авторитет ГПНТБ России в немалой степени обусловлен тем обстоятельством, что она в международном и межведомственном масштабе проводит ежегодные конференции в Крыму, на ее портале открыт справочник «Кто есть кто в библиотечно-информационной сфере России». Правда, содержание его не всегда своевременно обновляется и потому недостаточно надежно, но повинны в этом не администраторы данного ресурса, а библиотечное сообщество в целом. Этический долг руководителей библиотек, учебных заведений и других организаций – озаботиться полнотой и точностью сведений в этом справочнике о своих ведущих специалистах; выделить сотрудника, который раз в году сверяет данные и сообщает об изменениях администратору ресурса.

Другой пример. Обилие и разнообразие информации в Интернете чрезвычайно затрудняют ее поиск. Универсальные поисковые машины (Яндекс, Рамблер и др.) помогают выборочно и ограниченно. Гораздо полезнее обращаться к специализированным порталам и сайтам. Виртуальные списки библиотечных сайтов содержат порталы РБА, ГПНТБ России и др. Однако сравнение их показывает: нет ни одного полного списка.

Логика развития ресурсов Интернета подсказывает, что задача составления и непрерывного поддержания полноты такого списка – задача трудновыполнимая. Лучше ограничивать задачи. С этой точки зрения этической обязанностью центральных библиотек регионов и субъектов Российской Федерации является ведение виртуального списка библиотечных сайтов своего региона, республики, края, области.

Эту задачу решают ГПНТБ СО РАН, Новосибирская и Свердловская ОУНБ. Например, соответствующий список на портале СОУНБ позволяет открывать сайты библиотек России, в том числе муниципальных библиотек Среднего Урала. Сайты других региональных библиотек Урала даже такой сервис не обеспечивают. Резонно представлять на указанном портале возможность открытия сайтов всех библиотек области, края, независимо от их ведомственной подчиненности.

Областные и городские библиотеки в прошлом активно составляли и выпускали справочники «Библиотеки города». Сейчас такие справочники целесообразнее размещать в виде постоянно обновляемого ресурса на сайтах библиотек. Если я не ошибаюсь, такого рода электронные справочники сейчас отсутствуют.

В условиях дефицита экономических и трудовых ресурсов многие библиотеки находят решение задач экономичного создания полных доступных в Интернете библиографических ресурсов и полноценного обслуживания пользователей, участвуя в корпоративных проектах. Примерами их являются системы виртуальной справки [6] и «Межрегиональная аналитическая роспись статей» [7]. Число участников этих проектов растет быстрыми темпами.

Можно умножить количество примеров проявления и непроявления коллективной этики в сфере библиотечно-библиографической деятельности. Суть наших этических проблем – в наличии либо отсутствии стремления и воли их решать.


Список литературы

  1. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря // Справочник библиотекаря. – СПб., 2000. – С. 35.
  2. Профессиональный кодекс библиографа (Проект) // Библиография. – 1992. – № 5–6. – С. 8–10.
  3. Кабанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник / А.Я. Кабанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 367 с.
  4. Федеральный закон Российской Федерации о библиотечном деле от 29 дек. 1994 г. № 78–ФЗ // Справочник библиотекаря. – СПб., 2000. – С. 15–30.
  5. Кузьмин Е.И. Формирование информационной политики в условиях построения общества знаний / Е.И. Кузьмин // Библиотековедение. – 2004. – № 3. – С. 22–24.
  6. Пурник А.А. Справка XXI века. Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек / А.А. Пурник // Библ. дело. – 2004. – № 5. – С. 10–11.
  7. Зеленина Г.Н. Межрегиональная аналитическая роспись статей / Г.Н. Зеленина, И.В. Крутихин, Л.П. Бесклинская // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 9. – С. 51–60.
  
На главную