Научные и технические библиотеки №6 2005 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Мотивация научных публикаций Часть 2

Потехина Ю.В. Интернет-представительство библиотеки вуза: желаемое и действительное

Привалова Н.С. Информационная компетентность преподавателя вуза в условиях обновления образования

Кудряшова И.А. Архив JSTOR для студентов и преподавателей Дальневосточного государственного университета

Краснов И.В. Оцифровка фонда аналоговых аудиовизуальных материалов (на примере виниловых пластинок)

Ростовцев В.М. Комментарии и дополнения к статье И.В. Краснова «Оцифровка фонда аналоговых аудиовизуальных материалов…»


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Журнальный кризис – Шпрингер предпочитает эволюцию, а не революцию

Британская мозаика


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Земсков А.И. Составление личных хроник – blogging – модный инструмент для самовыражения

Гугл – новые достижения


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Плешкевич Е.А. Традиционное и нетрадиционное документоведение: о чистоте идей, а может быть,  и рядов

Столяров Ю.Н. Параллельные миры документоведения


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Езова С.А. Библиотекари Якутска о своей корпоративной этике


ЮБИЛЕИ

М.М. Клепикова – талантливый педагог и руководитель


Мнение читателей

Трушникова Г.А., Мозес Т.А. О роли библиотеки на информационном рынке

Ответы на письма в редакцию


НАШИ АВТОРЫ


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ

Трушникова Г.А., Мозес Т.А.

О роли библиотеки на информационном рынке
(Отклик на статью Г.А. Евстигнеевой
«Научная библиотека в информационном обществе»)

Вопрос о роли библиотеки на современном информационном рынке волнует всех библиотекарей. Он постоянно обсуждается в нашем профессиональном сообществе на конференциях, семинарах, ему посвящено много публикаций.

Мы хотим высказать ряд замечаний относительно статьи Г.А. Евстигнеевой «Научная библиотека в информационном обществе», опубликованной в сборнике «Научные и технические библиотеки», 2004, № 8.

Автор описывает возможность отказа от участия издательств в создании и распространении научной информации. Предполагается, что ученые могут передавать отредактированные материалы непосредственно в библиотеку своего университета. В связи с этим возникает вопрос: Кто будет редактировать эти материалы? Редакторы университетского издательства? Или придется библиотеке иметь штат редакторов и корректоров? Формулировка «в редакции авторов» внушает сомнение – всем известно обилие грамматических и синтаксических ошибок в современной печатной продукции.

Затем предполагается, что «материалы обрабатываются в вычислительном центре университета и библиотеке, снабжаются метаданными, размещаются на сервере и предоставляются для доступа ученым». В таком случае возникает вопрос: а зачем здесь участвует библиотека? Все эти функции может выполнить вычислительный центр. Не случайно появление на базе вычислительных центров таких структур, как «Электронное издательство», и здесь нет места для библиотеки.

В современной ситуации, мы думаем, наиболее плодотворной будет политика не соперничества, а сотрудничества.

Как правило, университетские издательства имеют базу данных электронных оригинал-макетов своих изданий, на которые, наряду с авторами, имеют право. Свою часть работы по созданию научной информации, в том числе и в электронном виде, университетские издательства отрабатывают. Может, не стоит вытеснять их с информационного рынка? Со своей стороны, все вузовские библиотеки ведут библиографические базы данных трудов ученых своего вуза, и многие приступили к созданию полнотекстовых БД. На равных правах это может быть совместное предприятие библиотеки вуза и его издательства, где каждая сторона выполняет свою часть работы: издательство создает качественную продукцию, а библиотека обрабатывает, хранит и обеспечивает доступ к ней.

Как ни тяжела борьба за существование, но интересы потребителей информации должны быть приоритетными, а создать качественную научно-информационную продукцию без участия профессионалов редакционно-издательского дела невозможно.

Действительно, функции библиотеки постоянно расширяются, но в качестве информационного центра для библиотеки открываются неограниченные возможности по обеспечению читателю удобного, быстрого доступа к информационным ресурсам, в том числе и к тем, которые создаются в вузе. Кто, как не библиотека, должен постоянно выявлять, описывать и классифицировать имеющиеся ресурсы, доносить до читателя эту информацию в виде путеводителей, системы ссылок и др.?

В последнее время появилось много новых библиотечных профессий, библиотека стала заниматься такими видами деятельности, которыми никогда прежде не занималась. Не возникнет ли соблазн в стенах библиотеки объять необъятное и забыть о первоначальных функциях библиотеки, ее миссии?

Миссия научной библиотеки вуза – обеспечение успешной образовательной, воспитательной и научной деятельности университета. И если в соответствии со спецификой своей работы, контингентом читателей публичные библиотеки, особенно районные, сельские часто выполняют функции социальных учреждений, то, очевидно, расширение их социальных функций обосновано. Расширение же функций научных библиотек вузов за счет издательской деятельности нам кажется необоснованным.

  
На главную