Научные и технические библиотеки №6 2005 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Мотивация научных публикаций Часть 2

Потехина Ю.В. Интернет-представительство библиотеки вуза: желаемое и действительное

Привалова Н.С. Информационная компетентность преподавателя вуза в условиях обновления образования

Кудряшова И.А. Архив JSTOR для студентов и преподавателей Дальневосточного государственного университета

Краснов И.В. Оцифровка фонда аналоговых аудиовизуальных материалов (на примере виниловых пластинок)

Ростовцев В.М. Комментарии и дополнения к статье И.В. Краснова «Оцифровка фонда аналоговых аудиовизуальных материалов…»


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Журнальный кризис – Шпрингер предпочитает эволюцию, а не революцию

Британская мозаика


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Земсков А.И. Составление личных хроник – blogging – модный инструмент для самовыражения

Гугл – новые достижения


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Плешкевич Е.А. Традиционное и нетрадиционное документоведение: о чистоте идей, а может быть,  и рядов

Столяров Ю.Н. Параллельные миры документоведения


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Езова С.А. Библиотекари Якутска о своей корпоративной этике


ЮБИЛЕИ

М.М. Клепикова – талантливый педагог и руководитель


Мнение читателей

Трушникова Г.А., Мозес Т.А. О роли библиотеки на информационном рынке

Ответы на письма в редакцию


НАШИ АВТОРЫ


УДК 025:65.011.56

Потехина Ю.В.

Интернет-представительство библиотеки вуза:
желаемое и действительное

Сегодня представление библиотеки в Интернете – не дань модному веянию, а осознанная форма работы, продиктованная временем. Опыт показывает, что активно работающий веб-сайт позволяет библиотеке реализовать ряд задач по ее продвижению в международном информационном сообществе и повышению комфортности обслуживания пользователей.

Какими же качествами должен обладать веб-сайт библиотеки, чтобы выполнять все необходимые функции, давать нужную информацию и быть привлекательным для читателя? На эту тему существует множество публикаций, тема сайтостроения широко изучается и обсуждается, в том числе на профессиональных библиотечных конференциях, в отраслевой печати. Техническим, технологическим, социальным и организационным аспектам этой темы посвящены заседания специальных секций, семинары и «круглые столы» на ежегодных Международных конференциях «Крым». Широко известны труды М.В. Гончарова, А.И. Каптерева, Я.Л. Шрайберга.

В открытом доступе в глобальной сети представлен замечательный электронный учебник «Интернет в профессиональной информационной деятельности» [1], где, в частности, приведены требования, которым должен соответствовать качественный веб-сайт: отвечать задачам организации, быть информативным, функциональным, привлекательным и легкодоступным. Поэтому сайт должен быть концептуально, технически и технологически сформирован грамотно, с учетом всех необходимых требований, которые базируются на общих критериях качества для веб-сайтов.

К этим критериям относятся: глубина содержания, легкость навигации, стабильность информационных ресурсов, оперативность обновления информации, доступность для пользователей, единство дизайна всех разделов. Кроме того, хорошим тоном считается наличие англоязычной версии сайта, поскольку серверы открыты для посещения из любой точки планеты. Электронный каталог в этом случае обязательно должен иметь версию интерфейса на английском языке.

Авторы учебника [1] выделяют также несколько категорий библиотечных веб-сайтов по уровню их информационности и дизайна, основываясь на традиционной градации по категориям сложности. Эта градация веб-сайтов включает четыре уровня: Интернет-визитка, облегченный, полнофункциональный и корпоративный сайты – от самых примитивных до многофункциональных.

Публикации, например [2], свидетельствуют, что среди отечественных библиотечных веб-сайтов не так уж много основательно разработанных и активно действующих сайтов, зачастую они представляют собой страничку со справочными сведениями о библиотеке. Основу содержания сайтов библиотек составляет российский типовой «библиотечный набор» рубрик, включающий общие сведения о библиотеке, ее фондах и услугах, информационно-библиографические ресурсы и различные полезные ссылки.

Замечен также ряд слабых мест, характерных для большинства отечественных библиотечных сайтов: малоинформативность, отсутствие англоязычной версии, нерегулярное обновление и пополнение информации, наличие неработающих или устаревших ссылок, отсутствие информации по использованию электронных каталогов (характеристики представленных ресурсов и подсказок для поиска), плохие стиль и разметка текстовых блоков, обилие громоздких и трудночитаемых текстов, зачастую отсутствие статистики посещений сайта и отдельных его разделов, слабо развитая обратная связь с пользователями (ответы на часто задаваемые вопросы, обслуживание по электронной почте) и др.

В условиях информатизации высшей школы и курса на открытое образование для библиотек высших учебных заведений – ресурсных центров образовательной и научной деятельности вуза – представительство во всемирной сети является не только важным, но и принципиальным. Библиотеки ведущих вузов страны (МГУ, РГГУ, С.-Петербургского, Томского, Южно-Уральского государственных университетов и др.) имеют мощные, профессионально разработанные сайты с обширными электронными коллекциями и развитым сервисом.

Важно отметить, что у сайтов библиотек вузов есть своя специфика. Сайт вузовской библиотеки является частью общего сайта вуза, его нельзя рассматривать автономно, как и саму библиотеку. Веб-сайт библиотеки, как правило, важнейшее звено общей идеи и композиции вузовского сайта. Рубрики «Библиотека» и «Библиотечные ресурсы» можно увидеть на главных страницах сайтов ведущих вузов нашей страны и всех зарубежных университетов. Электронные коллекции вузовских библиотек насыщены информацией для всех категорий читателей: студентов, преподавателей, аспирантов, докторантов и др. Тематические базы данных и ссылки на ресурсы Интернета ориентированы на выполнение основной функции библиотеки – информационное обеспечение учебного процесса и научной деятельности вуза.

При этом нельзя забывать, что основной пользователь библиотеки вуза – современный студент, вооруженный не только обширными знаниями об использовании информационных технологий, но и обладающий навыками работы с компьютером, электронными ресурсами и коммуникационными возможностями глобальной сети. Он более других категорий пользователей подготовлен и взыскателен к новым предложениям библиотеки. Поэтому веб-сайт библиотеки вуза должен отвечать не только интересам и потребностям студенческой аудитории, но и соответствовать высшим требованиям современных технологий.

Примером интенсивного поиска новых идей, творческого отношения к наполнению сайта и его дизайну могут служить библиотеки американских вузов, опыт которых прекрасно изложен в [3]. В последние годы многие университетские библиотеки США стремятся в дизайне своих сайтов следовать концепции «портал», организуя главную страницу сайта как стартовую для поиска по информационным ресурсам и доступа ко всем услугам всех или многих библиотек, где наглядно демонстрируются варианты библиотечных порталов веб-сайтов библиотек крупнейших университетов.

Какие услуги предлагают сайты библиотек университетов США своим пользователям? Справочное обслуживание по электронной почте и электронные резервные коллекции; онлайновые формы МБА, которые дают возможность удаленному пользователю заказать нужные материалы; просмотр с веб-сайта библиотеки файла с зарегистрированными на имя пользователя книгами; электронное продление сроков их пользования и электронный заказ на книги, находящиеся на руках у других читателей, и др. Многие сайты предлагают пользователям внести свои предложения по приобретению в фонды библиотек книг и других документов, подписке на новые периодические издания. Интересно, что сайты университетских библиотек США все больше используются и как образовательные средства. В их меню можно встретить разнообразные онлайновые обучающие программы, тесты на определение уровня информационной грамотности, онлайновые экскурсии и т.д.

В Научной библиотеке Хабаровской государственной академии экономики и права, приступая к разработке стратегии для реорганизации своего, когда-то наспех оформленного веб-сайта, вначале изучили теорию сайтостроительства, а потом решили рассмотреть опыт формирования сайтов библиотек вузов Дальнего Востока (ДВ). С этой целью проведено исследование реального состояния функциональности библиотечных веб-сайтов вузов ДВ, их ресурсного наполнения и соответствия известным критериям качества. В результате исследования мы хотели также выявить наиболее популярные рубрики содержания (контента) веб-сайтов местного профессионального сообщества и определить особенности библиотечных веб-сайтов этих вузов.

По полученным на сайте «Информика» данным из 37 государственных дальневосточных вузов в Интернете представлены 29. На момент проведения исследования 9 сайтов не удалось открыть даже с нескольких попыток (что уже ставит под сомнение качество сайта); 3 вуза оказались представленными единственной адресной страничкой с элементарными справочными данными о вузе без ссылок и иллюстраций. По этим причинам исследование проводилось на базе 17 сайтов вузов Хабаровска (41,2%), Владивостока (29,4%), Благовещенска (17,7%), Комсомольска-на-Амуре (5,9%), Уссурийска (5,9%) и Южно-Сахалинска (5,9%).

Для оценки качества содержания сайтов разработаны таблицы, в которые вошли все найденные в публикациях информационные рубрики, характерные для качественного сайта библиотеки (прил.). Таблицы наглядно демонстрируют частоту использования этих рубрик в библиотечных сайтах различных вузов ДВ и одновременно дают представление об информационной насыщенности каждого отдельного сайта.

При знакомстве с веб-сайтами дальневосточных вузов оказалось, что библиотеку найти не так просто. На главной странице библиотека «прописана» чаще всего в рубриках «Структура», «Подразделения», «Информация и сервис» (41,2%) или совсем не отражена (29,4%). Только в пяти вузах рубрика «Библиотека» вынесена на главную страницу.

Собственные сайты имеют 35,3% библиотек (напомню, что веб-сайт предполагает наличие множества логически взаимосвязанных страниц, объединенных общим дизайном и гипертекстовыми ссылками). Остальные библиотеки представлены только страничкой с общими справочными сведениями (23,5%), упоминанием в очерке о вузе (5,9%), информационно-поисковой системой (5,9%).

С сожалением можно констатировать, что изложенные выше недостатки и погрешности в оформлении и ведении материалов сайта присутствуют в сайтах дальневосточных вузовских библиотек. Из шести самостоятельных библиотечных сайтов только четыре имеют более или менее развернутую структуру и поддерживаются в актуальном состоянии. О жизнедеятельности сайта легко судить по обновляющейся ленте новостей, анонсам предстоящих событий, присутствию новой, актуальной информации. Досадно, когда при ближайшем знакомстве с материалами зачастую встречаются ненужные сведения: недействующие ссылки, фотографии или имена давно неработающих сотрудников, не говоря об устаревших документах и статистических данных. В принципе имеют право на хранение и такие материалы, но в соответствующем разделе, например в «Архиве».

Анализ содержания сайтов подтвердил наличие типовых библиотечных рубрик, повествующих об истории, объеме фондов и деятельности библиотеки. В целом их можно разделить на три смысловых блока: общие сведения о библиотеке, ресурсы, услуги. Популярность использования отдельных рубрик прослеживается в табл. 1 и 2 (прил.). Замечено, что прежде всего библиотеки стремятся открыть доступ к своим библиографическим и полнотекстовым коллекциям и генерировать профильные ресурсы глобальной сети (заимствовать с других серверов). Некоторые используют тестовый доступ к полнотекстовым базам данных иностранных журналов. Основой для формирования электронных библиотек служат собственные электронные каталоги – они представлены на всех шести действующих веб-сайтах. Но следует отметить отсутствие пояснений к электронным каталогам и рекомендаций для поиска, необходимость которых не раз подчеркивали в своих статьях такие уважаемые профессионалы, как Э. Р. Сукиасян, В.К. Степанов и др.

Большое внимание уделяется представлению учебно-методических разработок (УМР) вуза как в библиографическом, так и в полнотекстовом вариантах. Однако по-разному решен актуальный сегодня вопрос доступа к полным текстам УМР, продиктованный проблемой сохранения авторских прав. Чаще всего к ним нет свободного доступа для всех пользователей, доступ открыт только зарегистрированным пользователям (контингенту вуза).

Сервисный блок – услуги – представлен пока далеко не в полной мере и ограничивается доступом к базам данных, хотя на отдельных сайтах (17,6%) уже заявлена электронная доставка документов. Отсутствуют также приметы обратной связи с пользователем: «вопрос–ответ», «переписка с читателем» или другие варианты интерактивного взаимодействия, не ведется статистика посещений сайта. Типичные недочеты внешнего и внутреннего дизайна (перечисленные выше) тоже характерны для большинства сайтов. Одно из самых серьезных – отсутствие информации о дате последнего обновления сайта, свидетельствующей о степени достоверности представленных сведений и актуальности ссылок.

Справедливости ради следует заметить, что все работающие сайты дальневосточных вузовских библиотек имеют свое лицо, у каждого есть своя изюминка, каждый отличается полнотой отражения одного из видов ресурсов. Статистические данные позволили выделить группу лидеров, чьи сайты приближаются к высшей категории. Самыми интересными, информативными и активными можно назвать сайты библиотек:

АмГУ (http://portal.amursu.ru/lib/),
ВГУЭС (http://lib.vvsu.ru/russian/),
ДВГТУ (http://www.festu.ru/ru/structure/library/index.htm),
ДВГУ (http://lib.dvgu.ru/),
ХГТУ (http://library.khstu.ru).

Можно констатировать также накопление достаточного количества собственных и привлеченных информационных ресурсов, представленных на библиотечных сайтах, и стремление к их корпоративному использованию. Об этом свидетельствуют материалы о межбиблиотечном партнерстве, участие в корпоративных проектах (АРБИКОН), создание региональных объединений (ТРИКОН).

С учетом проведенного анализа и личных наблюдений, полученных при работе с материалами сайтов, можно сделать некоторые выводы, относящиеся к сайтам как библиотек, так и вузов:

  1. Высшие учебные заведения Дальнего Востока слабо представлены в глобальной сети. Часть вузов не имеет собственных веб-сайтов, а работающие сайты не всегда соответствуют существующим требованиям. Часто отсутствует англоязычная версия сайта, что особенно удивляет при наличии раздела «Международное сотрудничество». Думается, это не может не отразиться на продуктивности общения с партнерами и эффективности интеграции вуза в мировое профессиональное сообщество.

  2. Работающие сайты вузов уделяют явно недостаточно внимания информационным ресурсам, необходимым для реализации образовательной и научной деятельности вуза. Часто отсутствуют ссылки на ведущие отечественные образовательные порталы и даже на официальные сайты Министерства образования.

  3. Наблюдается некоторая зависимость качества сайта библиотеки от сайта вуза. Как правило, чем активнее и информативнее сайт вуза, тем лучше представлена библиотека.

  4. Типичные недостатки библиотечных сайтов – недостаточная информативность, слабая актуализация содержания и непрофессиональный дизайн. Однако можно предположить, что замеченные недостатки больше связаны с отсутствием в штатах библиотек профессиональных веб-дизайнеров и соответствующих специалистов по созданию и поддержанию сайта, чем с непониманием важности вопроса и нежеланием развивать данное направление.

Проведенный анализ позволяет сформулировать ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при разработке или реорганизации веб-сайта:

  • проект создания и поддержания библиотечного веб-сайта должен быть частью общей образовательной программы учебного заведения;

  • поручать реализацию проекта следует команде квалифицированных специалистов: библиотекарей и веб-дизайнеров, а не студентов или любителей, как это часто бывает;

  • необходимо тщательно продумывать стратегию и планирование всех этапов разработки сайта;

  • сайт должен быть ориентирован на пользователя, поэтому при планировании необходимо изучить пожелания пользователей о его содержательной части и оформлении;

  • при формировании сайта нужно учитывать критерии качества веб-сайтов и помнить, что его создание – не одноразовая акция, а процесс, который длится столько времени, сколько веб-сайт находится в Интернете и доступен для широкого пользования; его страницы должны регулярно поддерживаться и обновляться не только усилиями самих библиотекарей, но и с помощью преподавателей и студентов;

  • ссылки на Интернет-ресурсы нуждаются в регулярной проверке для уверенности в том, что они активны, а значит, и информация является актуальной, не устаревшей;

  • при планировании сайта важно продумать не только его содержание, но и профессионально разместить информацию; при оформлении необходимо придерживаться существующих рекомендаций по размещению и оформлению текстовых блоков, использованию цвета, фотографий и других элементов дизайна, т.е. сделать сайт живым, привлекательным и доступным;

  • библиотекарям в этом случае были бы полезны специальные семинары и курсы по основам веб-дизайна, расширяющие представления о сетевых презентационных возможностях.

 

Список литературы

  1. Степанов В., Елфимова Г. Интернет в профессиональной информационной деятельности //
    http://textbook.openweb.ru/index.html

  2. Степанов В.К. Российские библиотечные сайты в Интернет // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 3. – С.17–20.

  3. Еременко Т.В. Современные информационные технологии в университетских библиотеках США: Монография / Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т, 2001. – 119 с.

 

Приложение

Таблица 1

Информационные блоки библиотечных сайтов вузов ДВ

 Рубрики Количество упоминаний на сайтах библиотек вузов ДВ Отношение
к общему числу сайтов вузов ДВ, %
Новости
анонсы предстоящих в библиотеке мероприятий 1 5,9
информация о состоявшихся мероприятиях 3 17,6
бюллетени новых поступлений 3 17,6
анонсы наиболее примечательных книжных новинок библиотеки 2 11,8
Общие сведения о библиотеке
почтовый и электронный адреса библиотеки 8 47,1
перечень отделов (структура библиотеки) 10 58,8
список лиц для контактов 6 35,3
распорядок работы 6 35,3
правила записи 2 11,8
история библиотеки 8 47,1
Информационные ресурсы (собственные и заимствованные) 
перечень имеющихся каталогов, картотек, баз данных на CD–ROM 9 52,9
подробная характеристика  имеющихся каталогов, картотек, баз данных 1 5,9
фонд выполненных справок 0 0
каталоги книжных выставок 2 11,8
электронный каталог 6 35,3
паспорт электронного каталога 0 0
рекомендации по поиску в электронном каталоге 0 0
персоналии ученых вуза 1 5,9
сведения о фондах 9 52,9
полнотекстовые сборники докладов конференций и выпускаемых библиографических
указателей
1 5,9
полнотекстовые собрания учебно-методических разработок вуза 7 41,2
Услуги
перечень предоставляемых услуг 5 29,4
электронная доставка документов 3 17,6
другие виды электронных услуг 0 0
Обратная связь с читателем
наличие ссылок на адреса для контактов с сотрудниками (mail) 3 17,6
специальный читательский форум (мнения о прочитанной литературе) или гостевая книга 1 5,9
рубрика «вопрос–ответ» или ответы на часто задаваемые вопросы 0 0
статистика посещений сайта 1 5,9
Ссылки на информационные ресурсы
ссылка на электронный почтовый адрес библиотеки 7 41,2
ссылки (универсальные или тематические) на информационные источники с других серверов 5 29,4
ссылки на электронные версии известных периодических изданий 4 23,5
ссылки на справочно-библиографические ресурсы Интернета и средства поиска информации 5 29,4
ссылки на региональные информационные ресурсы 5 29,4
ссылки на книжные магазины и издательства 1 5,9
Навигационные возможности сайта
навигационные инструменты: «Карта сайта» и «Поиск по сайту» 1 5,9
Иноязычные версии сайта
наличие англоязычной (или др. яз.) версии сайта 2 11,8
Обновляемость сведений (актуализация сайта)
дата обновления сайта 1 5,9

 

Таблица 2

Ранжирование использования информационных рубрик
на сайтах библиотек ДВ

Рубрики

Количество упоминаний на сайтах библиотек вузов ДВ

Отношение к общему числу сайтов вузов ДВ, %

1. Перечень отделов (структура библиотеки)

10

58,8

2. Перечень имеющихся каталогов, картотек, баз данных на CD-ROM

9

52,9

3. Сведения о фондах

9

52,9

4. Почтовый и электронный адрес библиотеки

8

47,1

5. История библиотеки

8

47,1

6. Полнотекстовые собрания учебно-методических разработок вуза

7

41,2

7. Ссылка на электронный почтовый адрес библиотеки

7

41,2

8. Список лиц для контактов

6

35,3

9. Распорядок работы

6

35,3

10. Электронный каталог

6

35,3

11. Перечень предоставляемых услуг

5

29,4

12. Ссылки (универсальные или тематические) на информационные источники с других серверов

5

29,4

13. Ссылки на справочно-библиографические ресурсы Интернета и средства поиска информации

5

29,4

14. Ссылки на региональные информационные ресурсы

5

29,4

15. Ссылки на электронные версии известных периодических изданий

4

23,5

16. Информация о состоявшихся мероприятиях

3

17,6

17. Бюллетени новых поступлений

3

17,6

18. Электронная доставка документов

3

17,6

19. Наличие ссылок на адреса для контактов с сотрудниками (e-mail)

3

17,6

20. Анонсы наиболее примечательных книжных новинок библиотеки

2

11,8

21. Правила записи

2

11,8

22. Каталоги книжных выставок

2

11,8

23. Наличие англоязычной (или на других языках) версии сайта

2

11,8

24. Анонсы предстоящих в библиотеке мероприятий

1

5,9

25. Подробная характеристика имею-щихся каталогов, картотек, баз данных

1

5,9

26. Персоналии ученых вуза

1

5,9

27. Полнотекстовые сборники докладов конференций и выпускаемых библиографических указателей

1

5,9

28. Специальный читательский форум (мнения о прочитанной литературе) или гостевая книга

1

5,9

29. Статистика посещений сайта

1

5,9

30. Ссылки на книжные магазины и издательства

1

5,9

31. Навигационные инструменты: «Карта сайта» и «Поиск по сайту»

1

5,9

32. Дата обновления сайта

1

5,9

33. Фонд выполненных справок

0

0

34. Паспорт электронного каталога

0

0

35. Рекомендации по поиску в электронном каталоге

0

0

36. Другие виды электронных услуг

0

0

37. Рубрика «вопрос–ответ» или ответы на часто задаваемые вопросы

0

0

  
На главную