Научные и технические библиотеки №6 2005 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Мотивация научных публикаций Часть 2

Потехина Ю.В. Интернет-представительство библиотеки вуза: желаемое и действительное

Привалова Н.С. Информационная компетентность преподавателя вуза в условиях обновления образования

Кудряшова И.А. Архив JSTOR для студентов и преподавателей Дальневосточного государственного университета

Краснов И.В. Оцифровка фонда аналоговых аудиовизуальных материалов (на примере виниловых пластинок)

Ростовцев В.М. Комментарии и дополнения к статье И.В. Краснова «Оцифровка фонда аналоговых аудиовизуальных материалов…»


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Журнальный кризис – Шпрингер предпочитает эволюцию, а не революцию

Британская мозаика


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Земсков А.И. Составление личных хроник – blogging – модный инструмент для самовыражения

Гугл – новые достижения


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Плешкевич Е.А. Традиционное и нетрадиционное документоведение: о чистоте идей, а может быть,  и рядов

Столяров Ю.Н. Параллельные миры документоведения


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Езова С.А. Библиотекари Якутска о своей корпоративной этике


ЮБИЛЕИ

М.М. Клепикова – талантливый педагог и руководитель


Мнение читателей

Трушникова Г.А., Мозес Т.А. О роли библиотеки на информационном рынке

Ответы на письма в редакцию


НАШИ АВТОРЫ


УДК 930.25:681.3

Кудряшова И.А.

Архив JSTOR для студентов
и преподавателей ДВГУ

Что такое архив JSTOR? История появления этого архива проста: в 1994 г. Фонд Меллона (США) оказал финансовую  поддержку для оцифровки научных журналов, иначе говоря, выделил грант на создание электронного архива научных журналов. Работы были начаты в Мичиганском университете. В то время отсканировано 10 журналов по экономике и истории из университетской библиотеки. Сейчас география JSTOR (Journal Storage) – электронного архива научной периодики – очень широка: он используется в 79 странах мира, 1 941 библиотеке. Два года назад в проекте участвовали представители 60 стран.

Основная цель проекта – помочь научному сообществу использовать возможности новейших технологий и разработать надежный архив основных научных журналов с акцентом на полный перевод предыдущих выпусков журналов в электронную форму.

JSTOR осуществляет централизованное хранение материалов и доставку их пользователям.

В России JSTOR появился в 2001 г. благодаря Фонду МакАртуров. 17 академических учреждений России, в том числе и Зональная научная библиотека Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), получили бесплатный доступ на три года (до ноября 2004 г.). В 2002 г. проведен семинар-тренинг.

В 2004 г. Фонд МакАртуров положительно рассмотрел заявку ДВГУ на грант, который покроет расходы на оплату доступа в течение следующих трех лет и проведение очередного семинара-тренинга.

В настоящее время в России уже 30 университетов имеют доступ к архиву JSTOR (для сравнения, в Японии – 45). Стоимость коллекции для зарубежных библиотек – 10 тыс. долларов, для России – 2 тыс. долларов. Причем надо отметить такой немаловажный факт: стоимость подписки не менялась ни разу.

База данных состоит не из текущих выпусков научных журналов, а из всего комплекта номеров, начиная с момента опубликования каждого журнала. Существует временной интервал между выходом последнего номера журнала и предыдущим номером, доступным через JSTOR, не выходящий за рамки одного года. Это сделано для защиты интересов издателей: если свежие номера будут сразу же появляться в базе данных, издатель потеряет часть прибыли. Только по особому разрешению издателей БД пополняется новым комплектом.

Процесс отбора журналов в БД сложен: определяются приоритеты, учитывается продолжительность издания журнала, количество учреждений, подписанных на него, и частота цитирования. Самый важный фактор – оценка научной значимости журнала участниками проекта. По их просьбе отбирают названия журналов, проверяют полноту комплектов журнала за каждый год. Затем – поиск грантов для оцифровки журналов, чтобы цена на подписку была не очень высокой.

Arts & Sciences Collection I включает полное собрание 182 известных журналов по 15 дисциплинам: экологии, экономике, образованию, финансам, истории, литературе, математике, философии, политологии и др. Многие из журналов этой коллекции основаны в начале XX в. или раньше и издаются до сих пор. Объем БД более 5 млн страниц, по которым может проводиться поиск.

В JSTOR несколько коллекций, и каждая из них создается на междисциплинарном уровне. (Такой подход обусловлен практикой. Те, кто работает с электронными ресурсами, на своем опыте уже убедились, что базы данных позволяют проводить политематический поиск – это очень удобно для пользователей.) Таких коллекций пять, плюс тематические коллекции по экологии и ботанике, языкознанию и литературоведению, бизнесу, математике, статистике и музыкальная коллекция.

Возможности архива – не только в поиске полнотекстовых статей, но и в использовании в учебном процессе путем составления онлайновой библиографии. Формируется связь: преподаватель – студенту, студент – преподавателю. По нашему мнению, это очень важный момент. В JSTOR имеются списки для импортирования ссылок в местные базы данных, например в электронный каталог библиотеки, и у пользователя появляется возможность искать одновременно библиографическую и полнотекстовую информацию.

В JSTOR не только англоязычные статьи, но и статьи на других языках: немецком, испанском и французском. Вводить запрос необходимо на языке оригинала.

Мы работаем с JSTOR с марта 2002 г. У нас налажены очень добрые отношения с сотрудниками Мичиганского и Нью-Йоркского отделений JSTOR. На сайте JSTOR специально для российских пользователей на русском языке приведена деловая информация о поисковых возможностях архива, о том, какими способами можно привлечь студентов и преподавателей к использованию JSTOR.

Нам было предложено провести анализ использования БД в университете, изучив опыт частных колледжей Миннесоты. Если сравнить предложения по привлечению к архиву, надо отметить, что методы такие же, как и у нас, только описаны немного по-другому. Например, у них проводят информационные семинары, у нас – практические занятия, так как наши возможности более чем скромные.

В библиотеке ДВГУ электронные ресурсы рекламируются на всех уровнях: для первокурсников, студентов старших курсов, дипломников, аспирантов и преподавателей. Пять специалистов библиотеки читают курс «Основы информационной культуры». Занятия, проводимые в ДВГУ, направлены на комплексное изучение баз данных, в том числе JSTOR, поэтому на лекциях для студентов первых курсов обязательно дается информация обо всех ресурсах библиотеки. Практика показала, что особенно первокурсникам нелегко дается понимание сущности баз данных, для чего они нужны и как проводить поиск. Обычно интерес к БД возникает на старших курсах, начиная с третьего.

Для преподавателей ДВГУ подготовлена наиболее развернутая программа получения практических навыков работы с электронными журналами JSTOR. Во время представления БД на кафедрах мы всегда подчеркиваем, что все журналы, находящиеся в архиве, – высокого качества, что это ведущие журналы, прошедшие отбор в JSTOR. Такая работа у нас идет весь учебный год: в первом семестре – со студентами первых курсов, во втором – с преподавателями.

По тому, как проведены занятия с преподавателями, можно судить о качестве проделанной работы. Во время занятий убеждаем преподавателей в необходимости привлечения студентов: профессионально поработать, затем провести анализ использования архива, сделать выводы. Например, по специальному заданию своего преподавателя студенты третьего курса приходят попробовать свои силы в проведении предметного поиска и составлении онлайновой библиографии. Этот момент очень радует нас. Уровень наших пользователей повышается, а значит, повышается уровень информационной культуры, и как результат – повышение интереса к исследовательской работе.

Постоянные практические занятия повышают эффективность работы. Это можно сказать о любой БД. Поэтому на занятиях мы стараемся разъяснять и показывать особенности каждой БД. Это необходимо, так как только на практике можно сравнить разные БД и их возможности.

В заключение хочется сказать, что электронные ресурсы должны быть разные. Это значительно расширяет поисковые возможности пользователей. Давно существует междисциплинарная связь наук, и приобретение новых баз данных для библиотек – это только плюс. По моему мнению, нельзя брать на себя ответственность и говорить, что одна база данных лучше другой. Каждая БД интересна по-своему.

  
На главную