Научные и технические библиотеки №6 2005 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Мотивация научных публикаций Часть 2

Потехина Ю.В. Интернет-представительство библиотеки вуза: желаемое и действительное

Привалова Н.С. Информационная компетентность преподавателя вуза в условиях обновления образования

Кудряшова И.А. Архив JSTOR для студентов и преподавателей Дальневосточного государственного университета

Краснов И.В. Оцифровка фонда аналоговых аудиовизуальных материалов (на примере виниловых пластинок)

Ростовцев В.М. Комментарии и дополнения к статье И.В. Краснова «Оцифровка фонда аналоговых аудиовизуальных материалов…»


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Журнальный кризис – Шпрингер предпочитает эволюцию, а не революцию

Британская мозаика


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Земсков А.И. Составление личных хроник – blogging – модный инструмент для самовыражения

Гугл – новые достижения


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Плешкевич Е.А. Традиционное и нетрадиционное документоведение: о чистоте идей, а может быть,  и рядов

Столяров Ю.Н. Параллельные миры документоведения


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Езова С.А. Библиотекари Якутска о своей корпоративной этике


ЮБИЛЕИ

М.М. Клепикова – талантливый педагог и руководитель


Мнение читателей

Трушникова Г.А., Мозес Т.А. О роли библиотеки на информационном рынке

Ответы на письма в редакцию


НАШИ АВТОРЫ


От редакции. При обсуждении портфеля редакции на очередном заседании редколлегии мнение о целесообразности публикации статьи И.В. Краснова было неоднозначным из-за неполноты и некоторых погрешностей (которые мы постарались устранить в процессе редактирования) в представлении процесса оцифровки и соответствующих технических средств. Поэтому было принято решение: в целях популяризации новых методов сохранения документов опубликовать представленную статью, дополнив ее комментариями члена редколлегии В.М. Ростовцева, канд. техн. наук, административного директора Международного центра научно-технической информации.

 

                УДК 025:65.011.56

Краснов И.В.

Оцифровка фонда аналоговых аудиовизуальных материалов
(на примере виниловых пластинок)

Перед библиотеками стоит задача сохранять информационное богатство мира, предоставлять максимальный доступ к этому богатству всем своим пользователям, предлагая им традиционные и нетрадиционные услуги. В эту задачу в современных условиях вписывается проблема оцифровки фондов аналоговых носителей: виниловых пластинок, аудио- и видеокассет.

Положение с аудио- и видеокассетами пока не вызывает опасений, потому что их производство (как и производство устройств для их воспроизведения) активно продолжается.

Ситуация же с виниловыми пластинками в последнее время серьёзно ухудшилась. В наши дни редко можно встретить библиотеку, в которой активно используется или просто имеется проигрыватель виниловых пластинок. Против пластинок также действует тот факт, что их достаточно неудобно использовать, они занимают много места, быстро загрязняются.

В результате в библиотеках, как и во всём обществе, достаточно быстро и практически незаметно произошёл переход на компакт-диски. Следствием этого является то, что библиотечные фонды виниловых пластинок остаются невостребованными. Например, фонд виниловых пластинок Научной библиотеки Марийского государственного университета (НБ МарГУ) – около тысячи наименований, но выдача пластинок в последние годы нулевая; даже учёт выдачи этого фонда перестали вести. Однако большинство пластинок содержит высокохудожественные материалы. В последнее время всё это богатство не находит практически никакого применения, хотя нет сомнения, что информация, имеющаяся в этом фонде, может заинтересовать многих пользователей.

Современные технологии, создавшие своим развитием эту проблему, могут помочь её решить. Богатый опыт по оцифровке фонда виниловых пластинок приобретён в НБ МарГУ. Оцифровка пластинок является не только способом сохранения и распространения ценной информации, но и новой популярной платной услугой, предлагаемой пользователям.

Для оцифровки пластинок необходимо соответствующее оборудование: проигрыватель пластинок высокого класса, компьютер со всеми комплектующими, компакт-диски.

Для оцифровки, редактирования, конвертации и сохранения информации требуется программное обеспечение. В НБ МарГУ используются: программа Cool Edit Pro 1.0 – продукт американской фирмы Syntrillium Software Corporation (www.syntrillium.com) для оцифровки и редактирования оцифрованного звука, программа для перевода оцифрованного звука в экономичный формат MP3 (MP3Producer 2.29), программа для записи компакт-дисков WinOnCD Power Еdition. Сегодня существуют новые версии этих замечательных программ.

Оцифровка виниловых пластинок проходит в несколько этапов:

1. Подготовка пластинки к воспроизведению. Статическое напряжение, присутствующее на поверхности пластинки, вызывает прилипание пыли. Это мешает качественному воспроизведению звука. Следовательно, перед воспроизведением пластинку необходимо протереть ватным тампоном, смоченным в смеси чистой воды и спирта (40:60). Эта процедура удаляет грязь с поверхности, но, к сожалению, не решает проблему с царапинами на ней.

2. Непосредственно запись пластинки на жёсткий диск компьютера. Для этого необходимо присоединить проигрыватель к панели системного блока. Громкость в окне «Общая громкость стандартной программы развлечения» должна быть включена (5,5 деления, средний баланс), её параметр «Линейный вход» должен быть также включён (3,5 деления, средний баланс). Программа Cool Edit Pro даёт необходимые указания по записи звука.

Для качественного копирования устанавливаем следующие параметры программы: 44100 Hz, стерео с 32-битным разрешением. Программа называет этот параметр «качеством компакт-диска» (CD Sample Rate).

3. Редактирование записи. Программа позволяет удалять щелчки, шум, шипение в автоматическом и ручном режимах. Оптимальное качество достигается в ручном режиме, однако это может быть очень трудоёмким процессом. (Имеются также возможности модификации звука, но мы не ставим перед собой такой задачи.) Сохранение происходит в формате WAV, тип файла ACM Waveform. Этот тип файла не создаёт дополнительных файлов с «не-аудио» информацией.

4. Конвертирование записи. Формат WAV достаточно объёмен. «Качество компакт-диска» требует 10 Mb на диске для записи 1 минуты звука. Таким образом, становится ясно, что «качество компакт-диска» близко по качеству к аудиозаписи, требующей 700 Mb для записи 80 минут звука. Однако этот формат позволяет записывать не больше 2–3 пластинок на один компакт-диск. У заказчика может возникнуть требование более экономного расходования средств.

Формат MP3 позволяет записать до 13 больших виниловых пластинок на один компакт-диск практически без изменения качества записи. На наш взгляд, этот формат имеет большой потенциал, потому что он экономичный и «раскрученный».

Существуют много конверторов аудио- и WAV-файлов в формат MP3. Мы пользуемся чрезвычайно удобной программой MP3Producer 2.29, имеющей русскоязычный интерфейс и бесплатно доступной в Интернете на сайте www.soft.mail.ru.

Для обеспечения высокого качества конвертации мы используем качество VBR битрейт и настройку «CD» (в списке «По умолчанию»). Программа также может создавать плейлисты различных типов, присваивать дополнительные, но ограниченные по размеру метаданные (ID3 тэги) созданным файлам. Эти метаданные могут содержать информацию об исполнителях, названии альбома, годе и жанре исполнения, комментарии.

5. Сохранение созданных файлов на компакт-дисках. Этот процесс достаточно хорошо известен, и мы не будем на нем специально останавливаться. Хотелось бы только напомнить, что программы для записи компакт-дисков позволяют создавать и аудиодиски, которые можно воспроизвести с помощью любого музыкального проигрывателя, оснащённого соответствующим устройством.

 

Недостатком оцифровки пластинок является тот факт, что в созданные файлы нельзя включить данные с обложки пластинки (изображения исполнителей, информацию о них и исполняемом произведении). Эти данные обычно объёмны и превышают возможности метаданных, о которых шла речь выше. Библиотеке необходимо продумать комплекс мероприятий, позволяющих сохранить эти ценные сведения. Возможный вариант – оцифровка изображений, распознавание текста и создание дополнительных файлов, сопровождающих каждую оцифрованную пластинку.

 

В заключение хотелось бы остановиться на достоинствах оцифровки фонда виниловых пластинок.

  1. Оцифровка сохраняет уникальные и уязвимые фонды библиотек. (Конечно, компакт-диск – тоже уязвимый носитель информации, однако в современных технических условиях его легко копировать и создавать таким образом страховой фонд.)

  2. Оцифрованные материалы пополняют фонды библиотечных медиатек правомерными и недорогими материалами. Создание страхового фонда редких и уязвимых материалов предусмотрено Законом РФ «Об авторских и смежных правах». Стоимость записывающих компакт-дисков невелика. Трудовые затраты на оцифровку в среднем следующие: работая с пластинками в хорошем состоянии, мы оцифровывали до 10 больших пластинок за 8-часовой рабочий день.

  3. Оцифрованные материалы могут быть широко использованы в различных сферах библиотечной деятельности, например, в пропаганде гуманитарных знаний, комплектовании специальных медиатек и т.п.

  4. Библиотеки могут предложить пользователям услугу – оцифровку их пластинки. (Как часто приходится слышать от знакомых вздох сожаления: «У меня сохранились замечательные пластинки, только слушать их не на чем!».)

При необходимости возможна оцифровка и аудиокассет. В этом случае вместо проигрывателя виниловых пластинок нужен кассетный магнитофон, программное обеспечение остаётся тем же. Оцифровка видеокассет требует другого программного обеспечения и оборудования, но вполне реальна технически.

  
На главную