Научные и технические библиотеки №7 2005 год
Содержание:

Шрайберг Я.Л., Линдеман Е.В. Сравнительный анализ деятельности и перспектив развития отечественных и зарубежных библиотечных консорциумов. Часть 1

Ткаченко И.В., Фролова Т.А. Опыт внедрения информационных технологий в работу научно-библиографического отдела библиотеки вуза

Коломейчук Е.М. Анализ эффективности деятельности в центральных универсальных библиотеках субъектов Российской Федерации

Еременко Т.В. Резервные коллекции в вузовских библиотеках США


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Проблема спама - мнения зарубежных специалистов

Мгновенные  сообщения


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Плешкевич Е.А. Методологические проблемы формирования понятия документ в различных сферах деятельности

Столяров Ю.Н. Методологический подход к определению документа


INFO-2004 

Земсков А.И. Международный конгресс INFO-2004

Ефимова Э.Н. Страны Латинской Америки наINFO-2004


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Актуальное прошлое. К выходу избранных трудов лидера библиотековедения Анатолия Николаевича Ванеева

Айзенберг А.Я. Мемуары Натальи Добрыниной


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Джиадзе З.А., Баззаева А.И. Научный семинар "Справочно-библиографическое и информационное обслуживание библиотек вузов и ссузов в современных условиях"


НАШИ АВТОРЫ


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

От редакции. Обзор по материалам, опубликованным  в разное время в журнале "IT Week", подготовил А.И. Земсков.

УДК 025:65.011.56

Проблема спама - мнения зарубежных специалистов

Корпорация Майкрсофт готова возглавить борьбу со спамом, стимулируя создание систем идентификации авторов электронной почты: "В отдаленной перспективе проверка аутентичности и идентификация станут ключевыми проблемами, и мы ищем способы реализации этих задач. Мы хотим сформировать инфраструктуру, в которой важное место займут заслуживающие доверия источники".

Одна из идей - формирование "белых списков" сайтов, которые заслуживают доверия и сообщения с которых можно безбоязненно открывать. Однако работоспособность этого предложения сомнительна, поскольку спамеры научились взламывать чужие серверы и рассылать спам с чужих веб-адресов. Уже сейчас спам серьезно угрожает самому существованию электронной почты и электронной коммерции. Доверие покупателей оказывается подорванным; цену этой угрозы сразу и не определишь, а в будущем все может вылиться в очень серьезный ущерб.

Майкрософт усиленно лоббирует принятие более жесткого законодательства по отношению к производителям спама. Средства вкладываются и в обучение пользователей, и в создание общественных организаций антиспамерской направленности. Существуют опасения, что недавно принятый в США закон не сможет за короткое время исправить ситуацию; возможно, потребуется его ужесточение вплоть до предварительного получения у адресатов разрешения на посылку им сообщений, однако понятно, как это в целом неудобно и непрактично. В борьбе со спамом требуется комплексный подход.

В своей профессиональной области Майкрософт также действует энергично. Создана Программа научного фильтрования сообщений (Intelligent Message Filtering), которая входит в комплекс Exchange server. Важно не забывать, что эффективность таких программ должна контролироваться регулярно, а сами программы следует обновлять, поскольку спамеры активно создают всевозможные обходные способы.

Из автоматических систем фильтрации спама и антивирусного сканирования можно упомянуть также систему MailSite компании Rockliffe.

Негативное воздействие спама на работу с электронной почтой (данные компании < >Pew Internet)

Сегодня спам составляет более половины всех сообщений, идущих по электронной почте. На уровне больших промышленных компаний работники информационных отделов тратят колоссальные ресурсы и миллионы долларов на фильтрацию пришедших сообщений. А если говорить о социальных последствиях, то речь идет о возможной утрате доверия к преимуществам Интернета. В Великобритании только 4% жителей не имеют доступа в Интернет из-за удаленности своих жилищ, но уже значительно большая часть англичан отказалась от пользования сетью из-за угрозы бесцеремонного вторжения спама.

Глубокие соображения по проблеме спама высказывает Эрик Алман (Eric Alman), главный технолог компании SendMail. Он полагает, что основная проблема, связанная со спамом, - экономическая: отправление посланий практически ничего не стоит, а получение стоит денег, занята полоса пропускания, занято дисковое пространство, тратится ресурс на процессы обработки почты и время на администрирование. Кроме того, зачастую спам может нести вирусы и даже содержать шпионские или воровские программы.

Программы фильтрования спама и труд специалистов по инсталляции таких программ также оплачиваются получателем. Как показывает опыт, наличие фильтров спама зачастую провоцирует отправителей на еще большую активность. Обычно спамеры пытаются продать какие-то товары или услуги, и им платят за отправление. Поэтому принципиальное решение проблемы спама может лежать именно в экономической плоскости - нужно заставить самого спамера платить за отправку сообщения. Хороший закон поможет решать проблемы, но сам по себе закон недостаточен. Ужесточение не всегда полезно, считает Э. Алман, поскольку, чтобы наказать, нужно поймать виновного, а Интернет не подчиняется национальным границам.

Если говорить о технологических аспектах, то фильтрование базируется на анализе текста с использованием эвристических алгоритмов, или Байезианских классификаторов либо каких-то других, и все это отнюдь не снизит стоимость борьбы со спамом. Напомним, что английский философ Томас Байес (Thomas Bayes) разработал статистическую теорию, согласно которой вероятность того, что какое-то послание будет представлять собой спам, базируется на оценке содержания данного послания и учете предыдущего опыта (т.е., если раньше подобное послание считалось спамом, то и похожее на него нынешнее послание также является спамом). Указанные алгоритмы работают с телом сообщения (т.е. с содержанием), поэтому расходы на обеспечение пропускной способности и на обработку остаются прежними.

Подготовка "белых списков" с адресами тех фирм, от которых можно принимать электронную почту, конечно, имеет недостаток - можно что-то упустить, но при этом количество спама уменьшается существенно.

"Красные списки" - это адреса компаний, не участвующих в формировании "белых списков", т.е. не сотрудничающих с составителем списка.

"Черные списки" адресов, с которых приходит спам, не приносят пользу даже при их постоянном обновлении. Кроме того, высока вероятность проведения атаки на сервер с такими адресами.

Мониторинг сетевого траффика проводится для выявления тех адресов, с которых отправляется слишком много сообщений.

Введение оплаты отправляемых сообщений по электронной почте неблагоприятно отзовется на системе электронной торговли. Некоторые надежды может дать использование системы "вызов - ответ": отправитель должен подтвердить, что послание идет от него, а не от автоматического рассыльного устройства. Однако практическое применение таких систем неизбежно столкнется с человеческим фактором, в данном случае - чрезмерной осторожностью и неторопливостью. К сожалению, и эта технология может быть обманута ловкими спамерами.

Э. Алман считает, что нужно развивать применение "белых списков" и вынуждать отправителя почты оплачивать все издержки. Нужно решение, одинаково справедливое для всех получателей и легальных отправителей почты. Разработка такого решения стоит усилий, в него вложенных, ибо речь идет о самом существовании электронной почты.

  
На главную