Научные и технические библиотеки №7 2005 год
Содержание:

Шрайберг Я.Л., Линдеман Е.В. Сравнительный анализ деятельности и перспектив развития отечественных и зарубежных библиотечных консорциумов. Часть 1

Ткаченко И.В., Фролова Т.А. Опыт внедрения информационных технологий в работу научно-библиографического отдела библиотеки вуза

Коломейчук Е.М. Анализ эффективности деятельности в центральных универсальных библиотеках субъектов Российской Федерации

Еременко Т.В. Резервные коллекции в вузовских библиотеках США


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Проблема спама - мнения зарубежных специалистов

Мгновенные  сообщения


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Плешкевич Е.А. Методологические проблемы формирования понятия документ в различных сферах деятельности

Столяров Ю.Н. Методологический подход к определению документа


INFO-2004 

Земсков А.И. Международный конгресс INFO-2004

Ефимова Э.Н. Страны Латинской Америки наINFO-2004


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Актуальное прошлое. К выходу избранных трудов лидера библиотековедения Анатолия Николаевича Ванеева

Айзенберг А.Я. Мемуары Натальи Добрыниной


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Джиадзе З.А., Баззаева А.И. Научный семинар "Справочно-библиографическое и информационное обслуживание библиотек вузов и ссузов в современных условиях"


НАШИ АВТОРЫ


УДК 004.738.5

Мгновенные сообщения

Сегодня в использовании Интернета "писком моды" стала технология мгновенных сообщений (Instant Messaging), обеспечивающая интерактивный стиль сетевых коммуникаций. Общение в режиме реального времени могут вести одновременно десятки людей. Ощущение того, что в этот момент вы становитесь членом какого-то сообщества, и возможность передачи каких-то нюансов, недоступных при общении по электронной почте, обеспечили этой технологии устойчивый позитивный образ и быстрый рост использования как в обыденном общении, так и в системе образования или в бизнесе. Довольно удивительно предпочтение, высказываемое молодежной аудиторией  в пользу мгновенных сообщений даже по сравнению с телефоном.

Один из недостатков электронной почты - неточность, или неопределенность в том, когда вам ответят. Совсем по-другому обстоят дела в технологии мгновенных сообщений. Вы получаете сигнал о доступности вашего собеседника и немедленно включаетесь в беседу. В некоторых продвинутых системах можно сопровождать беседу передачей видеоматериалов. Кроме того, мгновенные сообщения доступны не только по традиционным каналам Интернета, но и по системам относительно новых мобильных коммуникаций - так называемых наладонников (портативных компьютеров величиной с ладонь), мобильных телефонов, в том числе по Интернет-совместимым устройствам, а также и  по системе SMS.

Очень продуктивным оказывается проведение собеседований между удаленными сотрудниками, в первую очередь научными работниками. Особенность мгновенных сообщений, сближающая их с устной речью - это то, что они не оставляют  после себя записей. С одной стороны, это, быть может, стимулирует откровенность и открытость разговора, а с другой - может оказаться недостатком, если речь идет о бизнесе, совершении сделки или о другой договоренности.

В библиотеках система мгновенных сообщений может быть полезной в организации виртуальной справочной службы. Программное обеспечение такой службы позволяет  не только переговариваться (точнее, перебрасываться записками) с пользователем, но и переадресовать его на нужный сетевой адрес или провести к нужному сетевому ресурсу. Пока что наблюдается некий парадокс: те самые библиотекари, которые вне работы охотно общаются и широко используют систему мгновенных сообщений, не спешат внедрять ее в библиотечную практику.

Растущая популярность и распространение мгновенных сообщений понемногу уменьшают значимость электронной почты, вытесняют ее.

Сегодня электронная почта отравлена и замусорена спамом, бессмысленными рекламными призывами, назойливыми предложениями быстро разбогатеть, посетить порно-сайт и тому подобным, что неизбежно и неуклонно подрывает доверие к ней. Зачастую в почтовом ящике специалиста по информации объем спама в 20 раз превышает число полезных сообщений! Но дело не только в обилии спама: для людей, привыкших получать немедленный ответ на поставленный вопрос или отданный приказ, даже небольшая задержка, связанная с технологией работы электронной почты, может оказаться нетерпимой.

Электронная почта также создает определенные проблемы при организации ее сортировки и хранения; современной системы поиска в почте или ее структурирования не создано. Можно полагать, что электронная почта будет постепенно утрачивать свои нынешнии позиции, заменяясь более привлекательными технологиями, в том числе и мгновенными сообщениями.

Ввиду новизны технологии пока что существуют несколько конкурирующих стандартов систем мгновенных сообщений: Session Initiation Protocol (SIP), который поддерживается компанией Майкрософт, и Extensible Messaging and Presence Protocol (XMPP), поддерживаемый компаниями Интел, Хьюлетт Паккард, Сони. Выбор наиболее приемлемого стандарта - вопрос ближайшего будущего.

Следует отметить, что безусловным и органичным недостатком системы мгновенных сообщений является ее вмешательство в ваш рабочий процесс, поскольку требуется ваше немедленное участие. Как считает Якоб Нильсен (Jacob Nielsen), один из ведущих специалистов компании Nielsen Norman Group, даже краткое - на 1 минуту - прерывание вашей работы вызовет затем 10-15-минутную паузу, необходимую, чтобы вновь сосредоточиться на рабочем процессе. Именно по этой причине программистам для достижения высокой производительности труда стараются дать отдельные рабочие помещения, а не размещать их в общем зале.

Якоб Нильсен полагает, что электронная почта действительно находится на краю пропасти, куда ее загнали спамеры и другие горе-специалисты по информационным технологиям. "Но вы же не станете расстреливать вашего старого, верой и правдой помогавшего вам друга за то, что он переработал и надорвался? Вы постараетесь найти лекарство и помочь ему; так что не спешите расставаться с электронной почтой".

Наша культура, наша цивилизация страдают от информационного загрязнения, и Интернет, с этой точки зрения, - одна из наиболее загрязненных экосистем. И, по мнению Я. Нильсена, мгновенные сообщения - это "еще одно ядовитое пятно, отвлекающее ваше внимание на минутные пустяки". Сеть - это свалка мусора. Электронная почта душит пользователя, а мгновенные сообщения ломают производительность труда. Что можно сделать? Поставить центральную Интернет-панель для каждого пользователя, на которой ранжировать всю пришедшую информацию.

Еще одна особенность этики мгновенных сообщений - привыкание к сокращенной, слэнговой речи. Причина - и в преимущественно молодежном (тинэйджерском) возрасте аудитории, и в естественном стремлении сократить время написания сообщения. В результате связная речь превращается в подобие ребуса, разгадать который могут только посвященные. В России мгновенные сообщения едва начали осваивать, поэтому у нас имеется только англоязычный пример. Попытайтесь прочитать сообщение от  подруги  13-летней девочки - оно опубликовано в газете "Дэйли Телеграф", как иллюстрация к жалобе учителя английской литературы, присланной в газету, так что тайну переписки мы не нарушаем. "My smmr hols wr CWOT, b4 we used 2go2 NY 2C my bro, his GF & thr 3 :- kids FTF. ILNY, it's gr8 plc". Если перевести этот текст на письменный английский, то выглядеть он будет так: "My summer holidays were a complete waste of time. Before, we used to go to New York to see my brother, his girlfriend, and their three screaming kids face to face. I love New York, it's a great place". ("Летние каникулы для меня оказались пустой тратой времени. Раньше мы обычно ездили в Нью-Йорк навестить моего брата, его подружку и лицом к лицу трех их вопящих детишек. Я люблю Нью-Йорк - это замечательное место".)

Нужно сказать, что легкость составления текстов может серьезно испортить литературную речь и у взрослых людей, не только в Британии, но и в России - по мере развития новой технологии. Будьте осторожны!

  
На главную