Научные и технические библиотеки №7 2005 год
Содержание:

Шрайберг Я.Л., Линдеман Е.В. Сравнительный анализ деятельности и перспектив развития отечественных и зарубежных библиотечных консорциумов. Часть 1

Ткаченко И.В., Фролова Т.А. Опыт внедрения информационных технологий в работу научно-библиографического отдела библиотеки вуза

Коломейчук Е.М. Анализ эффективности деятельности в центральных универсальных библиотеках субъектов Российской Федерации

Еременко Т.В. Резервные коллекции в вузовских библиотеках США


СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Проблема спама - мнения зарубежных специалистов

Мгновенные  сообщения


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Плешкевич Е.А. Методологические проблемы формирования понятия документ в различных сферах деятельности

Столяров Ю.Н. Методологический подход к определению документа


INFO-2004 

Земсков А.И. Международный конгресс INFO-2004

Ефимова Э.Н. Страны Латинской Америки наINFO-2004


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Актуальное прошлое. К выходу избранных трудов лидера библиотековедения Анатолия Николаевича Ванеева

Айзенберг А.Я. Мемуары Натальи Добрыниной


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Джиадзе З.А., Баззаева А.И. Научный семинар "Справочно-библиографическое и информационное обслуживание библиотек вузов и ссузов в современных условиях"


НАШИ АВТОРЫ


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

УДК 651.5

Плешкевич Е.А.

Методологические проблемы формирования понятия документ в различных сферах деятельности

Одной из самых обсуждаемых проблем в науках, рассматривающих вопросы документированной информации, является терминология, в первую очередь определение базового термина документ. Анализ обсуждения этой проблематики в научных изданиях и на конференциях свидетельствует, на мой взгляд, о том, что терминологическая дискуссия зашла в тупик. Причины этого - в методологической ловушке, попав в которую, дискуссия принимает схоластический характер.

Останавливаясь лишь вкратце на природе терминологии, отмечу, что под термином в науке понимается слово или словосочетание, выражающее строго определенное научное понятие, которое создается соответствующими специалистами, когда становится очевидной его необходимость [1. С. 83]. Иными словами, термин есть форма существования понятия.

Особенности формирования термина документ: во-первых, данное понятие является междисциплинарным, во-вторых, достаточно длительный период используется в практической деятельности для обозначения конкретных объектов, в-третьих, выступает объектом правового регулирования. Исходя из этого, терминологическое развитие можно условно разделить на три самостоятельные сферы или области: документ как объект практической деятельности, документ как объект правового регулирования, документ как научное понятие.

Толкование термина документ получило наибольшее развитие в области практического использования, в первую очередь в сфере делопроизводства и архивного дела. Содержательная сторона термина документ, зафиксированная в стандартах по делопроизводству [2 - 4], призвана обеспечить его идентификацию в конкретной области практической деятельности с целью последующего регулирования технологий его создания и использования в практической деятельности. В силу своей функциональной заданности терминологический стандарт не отражает многозначности терминов и не содержит синонимов, искусственно ограничивая содержание термина локальной областью практической деятельности. Таким образом, внутреннее развитие содержания стандартизованного термина подчинено и задано нуждами областей практической деятельности: в делопроизводственных стандартах [3, 4] - сферой делопроизводства и архивного дела; в информационно-библиотечных - сферой информационной деятельности, библиотечного дела и библиографии [5].

В правовой области и в первую очередь в законодательных актах [6-9] содержательное наполнение термина документ призвано обеспечить определение и фиксирование характеристик объекта правовой практики с целью его идентификации и последующего правового регулирования. В правовой области содержательная сторона термина определяется областью функционирования правового акта и призвана дать характерные черты той или иной конкретной категории (вида) документов, которые подлежат правовому регулированию данным законодательным актом. Так, содержание определения документа в Федеральном законе "Об обязательном экземпляре документов" [6] предназначено для идентификации на практике тех категорий или видов документов, обязательные экземпляры которых подлежат передаче государству. Использование в этом законопроекте научного определения документа приведет на практике к размытию процедуры идентификации конкретных видов документов и недееспособности данного законодательного акта. Здесь содержание определения можно сравнить с фотографией, вклеенной в паспорт и позволяющей идентифицировать человека не вообще, а конкретную личность. Таким образом, термин документ в практической и правовой области использования носит эмпирический характер. Эмпирические понятия выступают как знания единичных явлений с точки зрения их существования [10].

Терминологическое конструирование документа как научного понятия происходит в рамках его научного рассмотрения и определяется в первую очередь теми теоретическими построениями, которые базируются на использовании этого термина. Основным требованием выступает его соответствие, с одной стороны, логике теоретического построения, а с другой - емкостью, способной к самому широкому теоретическому обобщению и инвариантностью относительно его самого широкого рассмотрения. Последнее означает, что эмпирические определения ограничены совокупностью всех текущих видов документов, а теоретические определения охватывают не только все созданные когда-либо виды документированной информации, но и теоретически возможные их формы и виды.

Все три области существуют, безусловно, не изолированно. Содержание термина, данное ему в ходе теоретических исследований объекта, оказывает методологическое влияние на содержание термина в других сферах, но не наоборот. Прямой перенос требований к содержанию понятий, сформировавшихся в одной области или сфере, в другую, их смешение ведет к терминологическому тупику, не имеющему научного разрешения.

Особенностью терминологической системы является ее подвижность: ни один из содержательных компонентов термина не является чем-то верным на все времена и во всех областях. По мере нарастания несоответствия содержания термина и стоящих перед ним задач происходит пересмотр его содержательного наполнения. Однако во всех трех сферах эти процессы обусловлены функциями термина и носят внутренний характер. В практической сфере деятельности противоречия могут обостряться при появлении новых видов или новых технологий работы с документами, согласовании их с другими стандартами и т.д. В правовой сфере несоответствия нарастают при изменениях правовых норм и институтов, появлении новых объектов, подлежащих правовому регулированию. В научной сфере - это разработка новых теоретических знаний о документированной информации или пересмотр прежних концепций в рамках новых теоретических конструкций. Изменения содержания научного термина могут быть обусловлены появлением новых знаний об объекте, применением иной методологии исследования, а также наличием логических противоречий в теоретических построениях автора.

Из этого можно сделать вывод о том, что критика содержания термина также должна носить внутренний характер и подчиняться внутренней логике построения термина. К сожалению, сегодня дифференцированный подход в терминологических исследованиях отсутствует.

В качестве иллюстрации остановлюсь на анализе типичных методологических ошибок, возникших в результате отсутствия учета функциональной заданности термина документ в различных областях применения.

Сегодня основной стороной, ведущей критическую терминологическую дискуссию о понятии документ, выступают представители "новой" версии в документоведении. Представители нового направления, которое сформировалось в книговедении, библиотековедении и других научных направлениях, изучающих документ-книгу, настойчиво добиваются пересмотра термина документ, ссылаясь на узость определения, зафиксированного в [4]: "Документ - это информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими её идентифицировать".

Наиболее последовательна критика определения, данная Ю.Н. Столяровым [11, 12 и др.], включающая несколько отправных пунктов. Во-первых, определение очень узкое и охватывает лишь административный, управленческий документ; во-вторых, определение не лишено ряда внутренних противоречий, в-третьих, раскрыть суть понятия документ возможно лишь в рамках нового научного направления - документологии [12].

Анализ этих пунктов критики позволяет сделать вывод, что она разворачивается не в направлении соответствия или несоответствия содержания термина его функциональной заданности - определения объекта регулирования в практической деятельности. Критика вращается вокруг узости стандартизованного термина и его несоответствия широкому научному понятию документ, вмещающему в себя всё многообразие форм документированной информации. Обвинять в этом разработчиков терминологического стандарта все равно, что обвинять собаку в том, что она лает. В названии стандарта четко определена его практическая область - делопроизводство и архивное дело, а в комментариях задана область его использования - документация всех видов, учебная и справочная литература. В научной и научно-популярной литературе не обязательно придерживаться терминов и их понимания, установленных стандартами [13. С. 8]. Один из ведущих документоведов В.М. Ларин отмечает, что в ГОСТ Р 51141-98 закреплено официальное толкование термина документ [14. С. 80].

Внутренние противоречия содержания стандартизованного термина Ю.Н. Столяров находит в противопоставлении тексту документа, определенного как реквизит документа, остальных реквизитов документа. Если реквизит, определенный в стандарте как обязательный информационный элемент, несет в себе информацию, "значит, тогда каждый реквизит суть по определению документ". "Получается, - продолжает Столяров, - что документ, по главному определению, это зафиксированная на материальном носителе информация с ... документами, позволяющими ее идентифицировать" [11. С. 27].

Вместе с тем присвоение тексту документа статуса реквизита связано с вполне утилитарной целью - построением формуляра-образца - матричной модели документов в рамках унифицированных систем документации. Определение текста как элемента документа, равного остальным, позволило закрепить за ним и его элементами (заголовок и отметка о наличии приложения) в формуляре-образце строго определенное место. В научной сфере реквизит определяется как элемент информационно-документационной системы, в рамках которой документ выполняет свои функции, при этом, конечно, текст не обладает статусом реквизита [15].

И наконец, третий пункт о неспособности документоведения к теоретическому осмыслению документа. Удивительно, но анализ, обосновывающий  этот тезис, охватывает только терминологический и делопроизводственный стандарты и данные там определения. С научной точки зрения это равносильно рассмотрению емкого физического понятия движение с использованием только "Правил дорожного движения".

Полагаю, что определение, данное в стандарте, не идеальное. Однако его критика должна строиться с точки зрения его функциональной предназначенности, т.е. практической, а не теоретической области применения. То же касается и содержания определений документа в правовой сфере - можно ли по данному определению идентифицировать на практике объект правового регулирования? В связи с этим в качестве примера остановлюсь на документоведческом анализе понятия электронный документ в зарубежном и российском законодательстве, проведенном Ю.М. Кукариной [16]. Автор отмечает, что неоднозначность толкования понятия электронный документ является причиной ограниченности сферы применения законов [16. С. 25]. Полагаю, что наоборот - различие в сфере применения электронного документа присуще разным странам и приводит к различному его определению в законодательных актах этих стран. Так, в одних странах правовое регулирование сферы использования электронного документа ограничено электронной коммерцией, в других - сфера четко не определена, в третьих - сфера ограничена государственными учреждениями.

Развитие понятия документ в научной сфере начато К.Г. Митяевым [17]. При определении понятия документ основатель документоведения опирался на источниковедческую парадигму документа. В 1970-х гг. на смену источниковедческой парадигме пришла информационная концепция природы документа, что привело к изменению содержания термина. В настоящее время содержательное наполнение термина документ в научной области определяется в рамках различных научных подходов, каждый из которых анализирует документ под углом своих специфических исследовательских задач [18, 19 и др.]. Их анализ и критика научно корректны лишь в рамках анализа теоретических конструкций, лежащих в основании содержательного наполнения термина документ, т.е. в рамках их функциональной предназначенности.

В заключение хочу подчеркнуть, во-первых, никто не накладывает табу на использование определения документ, разработанного в государственных стандартах и правовых актах в научной сфере. Если их содержание отвечает требованиям данного исследования, то данное определение может быть там использовано. Однако критика должна учитывать функциональную ограниченность стандартных и правовых определений, заложенную спецификой их области использования. Во-вторых, критика определения документ должна учитывать функциональную предназначенность термина и отражать противоречия, связанные с выполнением им своей основной функции. В-третьих, я солидарен с Ю.Н. Столяровым в том, что "определение понятия документ еще очень и очень далеко от совершенства" [12. С. 184], однако всеобщей универсальности достичь невозможно, поэтому давайте достигать локальной!

Список литературы

1. Калишевич З.Е., Кривошеин Л.Н., Фильчагова Г.К. К вопросу об архивной терминологии // Вопр. архивоведения. - 1964. - № 1. - С. 83-90.

2. ГОСТ 16487-70. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М., 1971.

3. ГОСТ 16487-83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М., 1984.

4. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М., 1998.

5. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения. - Минск, 1999.

6. Об обязательном экземпляре документов: Федер. закон от 23.11. 1994 // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 1.- Ст. 1.

7. О библиотечном деле: Федер. закон от 29 дек. 1994 г. // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 1. - Ст. 1.

8. Об информации, информатизации и защите информации: Федер. закон от 20 февр. 1995 г. Ст.2 // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 8. - Ст. 1187.

9. Об электронной цифровой подписи: Федер. закон от 10 янв. 2002 г. // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 2.

10. Черняк В.С. О природе научной теории // Вопр. философии. 1977. - № 6. - С. 71-81.

11. Столяров Ю.Н. Закон документного оснащения социальных коммуникаций // Библиотековедение. - 2002. - № 6. - С. 22-30.

12. Столяров Ю.Н. Стандартное определение документа нуждается в пересмотре // Документация в информационном обществе: унификация и стандартизация межведомственного и корпоративного документооборота: Докл. и сообщ. на Девятой междунар. науч.-практ. конф. 5-6 дек. 2002 г. / Росархив. ВНИИДАД, - М., 2003. - С. 179-184.

13. Елпатьевский А.В., Ханпира Э.И. О новом терминологическом стандарте по архивному делу // Сов. архивы. - 1984. - № 5. - С. 4-8.

14. Ларин В.М. Управление документацией в организации. - М.: Науч. книга, 2002. - 288 с.

15. Плешкевич Е.А. Понятие "реквизит документа": к постановке вопроса // НТИ. Сер. 1. - 2004. - № 10. - С. 1-7.

16. Кукарина Ю.М. Формирование и развитие понятия "электронный документ" в зарубежном и российском законодательстве: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. 05.25.02./РГГУ ИАИ. - М., 2004.

17. Митяев К.Г. Документоведение, его задачи и перспективы развития // Вопр. архивоведения. - 1964. - № 2. - С. 27-37.

18. Плешкевич Е.А. Знание о документе: к истории вопроса // Отечеств. архивы. - 2003. - № 4. - С. 25-32.

19. Плешкевич Е.А. О понятии "документ" в документоведении и других науках // НТИ. Сер.1. - 2004. - № 4. - С. 10-15.

  
На главную