ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
УДК 02
Пашин А.И.
Новый взгляд
на инновационную деятельность библиотек
Экономические, политические и социальные изменения в нашей
стране, переход к рыночным отношениям, демократизация, децентрализация
управления привели к коренным преобразованиям всех сфер общественной жизни, в
том числе и библиотечного дела.
Движущей силой развития библиотек становится инновационная
деятельность. В связи с этим большой интерес учёных, библиотекарей,
общественности вызвала книга Н.Т. Чуприной "Универсальная библиотека:
инновационная деятельность в профессиональной практике"
(М.: Либерея, 2004 г. - 120 с.).
На основе изучения теоретических работ и собственных
исследований автора в книге изложена система взглядов на профессиональную
инновационную деятельность отечественных и зарубежных учёных, дан глубокий
анализ проблем библиотечной инноватики, управления инновационными процессами.
Рассмотрены вопросы методологии, организационно-управленческие аспекты
инновационной деятельности, её финансирования. Заслуживает внимания утверждение
автора о том, что инновационная деятельность является предпосылкой качественных
преобразований в библиотечном деле, позволяющих адаптироваться к новой
экономической ситуации.
В книге убедительно показано, что децентрализация
управления, сокращение финансирования библиотек активировали их деятельность на
поиск инновационных форм и методов работы, дополнительных источников
внебюджетных средств, способствовали выработке стратегии модернизации и
развития.
Заслугой автора являются раскрытие объективных предпосылок
развития инновационной деятельности в библиотечной сфере; выработка
концептуальных определений ряда терминологических понятий, таких, как
библиотечное новшество, библиотечная новация, библиотечная инновация,
библиотечная инноватика; обоснование необходимости формирования
инновационной библиотечной политики, инновационной культуры, инновационного
менеджмента.
Н.Т. Чуприна предложила свой вариант классификации
библиотечных инноваций, определила особенности и характеристики инновационного
процесса; внесла существенный вклад в исследование вопроса эффективности
инноваций, рассматривая её не только с экономической стороны, но и в социальном
аспекте; подчеркнула необходимость сопряжённости библиотечных новшеств с
интересами пользователей, удовлетворением запросов и интересов посетителей
библиотечных учреждений.
В книге раскрыто положение о том, что библиотеки на основе
внедрения инноваций направляют свою деятельность на удовлетворение не только
информационных потребностей пользователей, но и всей системы их культурных
ожиданий путём повышения уровня комфортности, открытия Интернет-классов,
литературно-музыкальных гостиных, видеозалов и других форм работы для всех групп
пользователей, всего населения. В книге подчёркнуто, что все библиотечные
инновации тесно связаны с общероссийскими, региональными традициями и традициями
конкретных библиотек.
Автор обращает внимание на имеющиеся в практике библиотек
реальные и мнимые новшества. В качестве примера приведена имеющая место подмена
содержательного развития библиотеки организационно-управленческими
перестройками: объединение и разъединение структурных подразделений, их
переименование, что деформирует сложившуюся структуру, и библиотека утрачивает
способность реализовывать свои традиционные функции.
Другой вариант псевдоновшеств - некритические заимствования
передового опыта.
Рассматривая трансляцию новшеств, Н.Т. Чуприна считает, что
наиболее целесообразный способ - не экстраполяция, т.е. перенесение готового
опыта в ту или иную область деятельности библиотеки, а интерполяция, которая
придаёт особую осмыслённость заимствованию, наполняет его новым содержанием,
формирует новую систему ценностей.
Большое внимание автор уделяет роли областных, краевых,
республиканских библиотек и их научно-методических отделов в формировании
региональной инновационной политики. Это ярко показано на примере деятельности
Белгородской областной универсальной научной библиотеки. Разработка прогнозов и
концепций развития библиотек области, их сотрудничества с другими учреждениями
культуры, образовательными и социальными организациями, нормативно-правовых
актов способствовали выработке стратегических управленческих решений. По ряду
направлений деятельности библиотек были разработаны целевые комплексные
программы, в них реально закреплялись долгосрочные взаимные обязательства
библиотек и местных органов власти, гарантирующие реализацию инновационной
политики, её финансирование.
В книге раскрыты основные направления деятельности
библиотек по реализации инновационной политики: формирование адекватной реакции
библиотечных коллективов и органов местной власти на изменения, происходящие во
внешней среде, побуждение библиотекарей к инновационному творчеству путём
трансляции имеющихся новшеств в других библиотеках, стимулирование разработки
собственных идей, изменение профессиональной психологии персонала библиотек. В
соответствии с этим изменён порядок обучения библиотекарей, создана система их
непрерывного профессионального образования. Для развития инновационного
творчества библиотекарей рекомендуется также проводить профессиональные конкурсы
и смотры по актуальным направлениям библиотечной работы.
Заслуживает одобрения освещение в книге вопросов
формирования инновационной культуры в коллективе библиотеки путём
профессионального развития персонала, стимулирования творческого потенциала
сотрудников, поиска путей его реализации.
Ценно, что в рассматриваемом издании раскрыт маркетинговый
подход к управлению инновационными процессами, подчёркнуто, что включение
библиотек в рыночные отношения изменило взаимоотношения с учредителями и
пользователями: первоочередное внимание уделяется маркетинговым исследованиям,
анализу собственных ресурсов, потребностей реальных и потенциальных
пользователей, разработке приоритетных направлений деятельности и финансирования
библиотек. Автору удалось показать, что маркетинговые исследования в области
комплектования фондов, изучение состояния и качества услуг библиотек и других
учреждений культуры позволили принять решение о создании системы распределённого
книжного фонда, корпоративной каталогизации, а также определить нишу библиотек в
области культурно-досуговых и просветительных услуг.
На конкретных примерах в книге показано, что маркетинговые
исследования способствовали реализации программ муниципальных библиотек по
краеведению, экологии, правовому просвещению, работе с социально слабо
защищёнными категориями населения, сохранению и развитию культурных традиций,
которые финансируются из местных бюджетов. Убедительно рассказано о том, как
использование маркетинга в управлении обеспечивает изучение изменений внешней
среды, разработку региональных программ, способствует успешному взаимодействию с
другими учреждениями культуры и информации, формированию эффективных
коммуникаций, взаимопониманию с органами местной власти.
Специальный раздел книги посвящён кадрам библиотек как
важному фактору инновационной деятельности; обосновано, что одной из главных
задач руководителя является адекватная оценка реакции персонала на происходящие
изменения, формирование команды единомышленников, адаптация к происходящим
переменам большей части сотрудников.
На опыте работы Белгородской ОУНБ раскрыты пути преодоления
сопротивления нововведениям со стороны коллектива: предоставление полной
информации о происходящих переменах, учёба кадров, вовлечение персонала в
процесс преобразований, оказание помощи и поддержки, а также создание системы
горизонтальных связей внутри библиотеки, основанных на общих интересах и
неформальных отношениях. Заслуживает одобрения постановка вопроса о формировании
команды единомышленников, которая кардинально отличается от умелой расстановки
кадров. Н.Т. Чуприна убедительно показывает, что при формировании команды
возникает вопрос о поиске людей, обладающих не только высокими профессиональными
знаниями, организационными способностями, но и творческим потенциалом, способных
работать сообща, принимать и реализовывать коллективные решения.
В книге приведены схемы распределения ролей в команде,
ролевых позиций участников инновационного процесса; дано сравнение традиционного
и инновационного управления персоналом; показано, что инновационная деятельность
изменила шкалу ценностей в сторону приоритета личности, индивидуального
творчества сотрудников; раскрыт процесс преобразования работника библиотеки в
персону, а коллектива - из объекта управления в субъект управления; определены
составляющие системы инновационного управления. Автор обращает внимание на
необходимость постоянной заботы об адаптации библиотекарей к новым условиям, об
освоении ими новых знаний и навыков, пробуждении у сотрудников желания
способствовать прогрессу своего учреждения.
Н.Т. Чуприна подробно раскрывает опыт работы библиотеки по
созданию системы непрерывного профессионального образования специалистов,
подчёркивает, что цель этой работы - развитие библиотеки через развитие
персонала. Автор называет основные составляющие профессионализма: собственная
библиотечная квалификация, умение общаться с пользователями, налаживать
отношения с партнёрами, органами власти. Ценна приведенная в книге программа
непрерывного профессионального образования библиотечных специалистов
Белгородской области "Библиотечные кадры", включающая все уровни подготовки
кадров в стенах библиотеки, в высших и средних учебных заведениях, участие
специалистов в региональных, всероссийских и международных научных конференциях
и семинарах, стажировку персонала в федеральных и зарубежных библиотеках.
Большое внимание уделено профессиональному развитию
персонала в ходе повседневной практической деятельности, в процессе
сотрудничества в командах, специализированных группах. Обращено внимание на то,
что эффективное развитие персонала происходит в условиях открытого
доброжелательного общения, организационной культуры, способствующей созданию
оптимального социально-психологического климата.
В заключительной части книги подведены итоги инновационной
деятельности Белгородской ОУНБ, в частности: обретение библиотекой статуса
социокультурного института и центра профессиональных коммуникаций, установление
принципиально новых отношений с региональными и местными органами власти,
мобильное взаимодействие с партнерами, адекватная и оперативная реакция на
изменения внешней среды, формирование новой концепции обслуживания населения,
характеризующейся открытостью, комфортностью, общедоступностью, разнообразием
форм и методов, а также включённость библиотеки в систему межрегиональных и
международных профессиональных коммуникаций, использование дополнительных
источников финансирования за счёт благотворительных фондов и коммерческих
структур.
Н.Т. Чуприной удалось показать, что развитие внешних
коммуникаций способствовало объединению вокруг библиотеки не только
пользователей, читателей, но и других учреждений культуры и информации,
образовательной и социальной сфер, всего населения. Среди объектов, объединяющих
людей, названы книга, информация, досуговые формы работы, а также возможность
обсуждать острые социальные проблемы защиты прав населения, экологии, борьбы с
преступностью, наркоманией и др.
Большую ценность представляют приложения к книге,
раскрывающие развитие организационной структуры библиотеки, её взаимодействие с
партнёрами и внешней средой, тематический план всероссийской школы библиотечной
инноватики, план профессиональной учёбы персонала областной библиотеки,
социологические анкеты. Весьма полезен для читателей список рекомендуемой
литературы, включающий свыше 200 наименований.
К сожалению, несмотря на то, что в работе говорится об
отсутствии правовых актов, непосредственно регламентирующих инновационную
деятельность, никаких предложений по их разработке не высказано.
В целом книга Н.Т. Чуприной вносит существенный вклад в
теоретическую разработку проблем инновационной деятельности, раскрывает
практический опыт, является ценным и полезным изданием и представляет интерес
для учёных, преподавателей вузов и колледжей, работников библиотек.
|