Научные и технические библиотеки №8 2005 год
Содержание:

Шрайберг Я.Л., Линдеман Е.В. Сравнительный анализ деятельности и перспектив развития отечественных и зарубежных библиотечных консорциумов. Часть 2

Шилов В.В. О типологии библиотечных фондов. Терминологический анализ

Столяров Ю.Н. Зарождение и развитие вузовского курса "Библиотечный фонд"

Редькина Н.С. Основные направления работы технологических служб библиотек

Сукиасян Э.Р. Послесловие к статье Н.С. Редькиной "Основные направления работы технологических служб библиотек"

Осадчук Л.Г., Машукова Н.Ф. Экологический информационный центр в библиотеке


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Сукиасян Э.Р. Термин стандартизован - будьте внимательны!


НАША ПРОФЕССИЯ

Авраева Ю.Б. Слагаемые управленческого успеха

Маркова В.Н., Чернышева Е.А. Диагностика управленческих навыков библиотечных менеджеров


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пашин А.И. Новый взгляд на инновационную деятельность библиотек


ЮБИЛЕИ

Арзуханов А.С. Человек слова и дела. (К юбилею Армена Ованесовича Адамьянца)


НАШИ АВТОРЫ


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 02

Пашин А.И.

Новый взгляд
на инновационную деятельность библиотек

Экономические, политические и социальные изменения в нашей стране, переход к рыночным отношениям, демократизация, децентрализация управления привели к коренным преобразованиям всех сфер общественной жизни, в том числе и библиотечного дела.

Движущей силой развития библиотек становится инновационная деятельность. В связи с этим большой интерес учёных, библиотекарей, общественности вызвала книга Н.Т. Чуприной "Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике" (М.: Либерея, 2004 г. - 120 с.).

На основе изучения теоретических работ и собственных исследований автора в книге изложена система взглядов на профессиональную инновационную деятельность отечественных и зарубежных учёных, дан глубокий анализ проблем библиотечной инноватики, управления инновационными процессами. Рассмотрены вопросы методологии, организационно-управленческие аспекты инновационной деятельности, её финансирования. Заслуживает внимания утверждение автора о том, что инновационная деятельность является предпосылкой качественных преобразований в библиотечном деле, позволяющих адаптироваться к новой экономической ситуации.

В книге убедительно показано, что децентрализация управления, сокращение финансирования библиотек активировали их деятельность на поиск инновационных форм и методов работы, дополнительных источников внебюджетных средств, способствовали выработке стратегии модернизации и развития.

Заслугой автора являются раскрытие объективных предпосылок развития инновационной деятельности в библиотечной сфере; выработка концептуальных определений ряда терминологических понятий, таких, как библиотечное новшество, библиотечная новация, библиотечная инновация, библиотечная инноватика; обоснование необходимости формирования инновационной библиотечной политики, инновационной культуры, инновационного менеджмента.

Н.Т. Чуприна предложила свой вариант классификации библиотечных инноваций, определила особенности и характеристики инновационного процесса; внесла существенный вклад в исследование вопроса эффективности инноваций, рассматривая её не только с экономической стороны, но и в социальном аспекте; подчеркнула необходимость сопряжённости библиотечных новшеств с интересами пользователей, удовлетворением запросов и интересов посетителей библиотечных учреждений.

В книге раскрыто положение о том, что библиотеки на основе внедрения инноваций направляют свою деятельность на удовлетворение не только информационных потребностей пользователей, но и всей системы их культурных ожиданий путём повышения уровня комфортности, открытия Интернет-классов, литературно-музыкальных гостиных, видеозалов и других форм работы для всех групп пользователей, всего населения. В книге подчёркнуто, что все библиотечные инновации тесно связаны с общероссийскими, региональными традициями и традициями конкретных библиотек.

Автор обращает внимание на имеющиеся в практике библиотек реальные и мнимые новшества. В качестве примера приведена имеющая место подмена содержательного развития библиотеки организационно-управленческими перестройками: объединение и разъединение структурных подразделений, их переименование, что деформирует сложившуюся структуру, и библиотека утрачивает способность реализовывать свои традиционные функции.

Другой вариант псевдоновшеств - некритические заимствования передового опыта.

Рассматривая трансляцию новшеств, Н.Т. Чуприна считает, что наиболее целесообразный способ - не экстраполяция, т.е. перенесение готового опыта в ту или иную область деятельности библиотеки, а интерполяция, которая придаёт особую осмыслённость заимствованию, наполняет его новым содержанием, формирует новую систему ценностей.

Большое внимание автор уделяет роли областных, краевых, республиканских библиотек и их научно-методических отделов в формировании региональной инновационной политики. Это ярко показано на примере деятельности Белгородской областной универсальной научной библиотеки. Разработка прогнозов и концепций развития библиотек области, их сотрудничества с другими учреждениями культуры, образовательными и социальными организациями, нормативно-правовых актов способствовали выработке стратегических управленческих решений. По ряду направлений деятельности библиотек были разработаны целевые комплексные программы, в них реально закреплялись долгосрочные взаимные обязательства библиотек и местных органов власти, гарантирующие реализацию инновационной политики, её финансирование.

В книге раскрыты основные направления деятельности библиотек по реализации инновационной политики: формирование адекватной реакции библиотечных коллективов и органов местной власти на изменения, происходящие во внешней среде, побуждение библиотекарей к инновационному творчеству путём трансляции имеющихся новшеств в других библиотеках, стимулирование разработки собственных идей, изменение профессиональной психологии персонала библиотек. В соответствии с этим изменён порядок обучения библиотекарей, создана система их непрерывного профессионального образования. Для развития инновационного творчества библиотекарей рекомендуется также проводить профессиональные конкурсы и смотры по актуальным направлениям библиотечной работы.

Заслуживает одобрения освещение в книге вопросов формирования инновационной культуры в коллективе библиотеки путём профессионального развития персонала, стимулирования творческого потенциала сотрудников, поиска путей его реализации.

Ценно, что в рассматриваемом издании раскрыт маркетинговый подход к управлению инновационными процессами, подчёркнуто, что включение библиотек в рыночные отношения изменило взаимоотношения с учредителями и пользователями: первоочередное внимание уделяется маркетинговым исследованиям, анализу собственных ресурсов, потребностей реальных и потенциальных пользователей, разработке приоритетных направлений деятельности и финансирования библиотек. Автору удалось показать, что маркетинговые исследования в области комплектования фондов, изучение состояния и качества услуг библиотек и других учреждений культуры позволили принять решение о создании системы распределённого книжного фонда, корпоративной каталогизации, а также определить нишу библиотек в области культурно-досуговых и просветительных услуг.

На конкретных примерах в книге показано, что маркетинговые исследования способствовали реализации программ муниципальных библиотек по краеведению, экологии, правовому просвещению, работе с социально слабо защищёнными категориями населения, сохранению и развитию культурных традиций, которые финансируются из местных бюджетов. Убедительно рассказано о том, как использование маркетинга в управлении обеспечивает изучение изменений внешней среды, разработку региональных программ, способствует успешному взаимодействию с другими учреждениями культуры и информации, формированию эффективных коммуникаций, взаимопониманию с органами местной власти.

Специальный раздел книги посвящён кадрам библиотек как важному фактору инновационной деятельности; обосновано, что одной из главных задач руководителя является адекватная оценка реакции персонала на происходящие изменения, формирование команды единомышленников, адаптация к происходящим переменам большей части сотрудников.

На опыте работы Белгородской ОУНБ раскрыты пути преодоления сопротивления нововведениям со стороны коллектива: предоставление полной информации о происходящих переменах, учёба кадров, вовлечение персонала в процесс преобразований, оказание помощи и поддержки, а также создание системы горизонтальных связей внутри библиотеки, основанных на общих интересах и неформальных отношениях. Заслуживает одобрения постановка вопроса о формировании команды единомышленников, которая кардинально отличается от умелой расстановки кадров. Н.Т. Чуприна убедительно показывает, что при формировании команды возникает вопрос о поиске людей, обладающих не только высокими профессиональными знаниями, организационными способностями, но и творческим потенциалом, способных работать сообща, принимать и реализовывать коллективные решения.

В книге приведены схемы распределения ролей в команде, ролевых позиций участников инновационного процесса; дано сравнение традиционного и инновационного управления персоналом; показано, что инновационная деятельность изменила шкалу ценностей в сторону приоритета личности, индивидуального творчества сотрудников; раскрыт процесс преобразования работника библиотеки в персону, а коллектива - из объекта управления в субъект управления; определены составляющие системы инновационного управления. Автор обращает внимание на необходимость постоянной заботы об адаптации библиотекарей к новым условиям, об освоении ими новых знаний и навыков, пробуждении у сотрудников желания способствовать прогрессу своего учреждения.

Н.Т. Чуприна подробно раскрывает опыт работы библиотеки по созданию системы непрерывного профессионального образования специалистов, подчёркивает, что цель этой работы - развитие библиотеки через развитие персонала. Автор называет основные составляющие профессионализма: собственная библиотечная квалификация, умение общаться с пользователями, налаживать отношения с партнёрами, органами власти. Ценна приведенная в книге программа непрерывного профессионального образования библиотечных специалистов Белгородской области "Библиотечные кадры", включающая все уровни подготовки кадров в стенах библиотеки, в высших  и средних учебных заведениях, участие специалистов в региональных, всероссийских и международных научных конференциях и семинарах, стажировку персонала в федеральных и зарубежных библиотеках.

Большое внимание уделено профессиональному развитию персонала в ходе повседневной практической деятельности, в процессе сотрудничества в командах, специализированных группах. Обращено внимание на то, что эффективное развитие персонала происходит в условиях открытого доброжелательного общения, организационной культуры, способствующей созданию оптимального социально-психологического климата.

В заключительной части книги подведены итоги инновационной деятельности Белгородской ОУНБ, в частности: обретение библиотекой статуса социокультурного института и центра профессиональных коммуникаций, установление принципиально новых отношений с региональными и местными органами власти, мобильное взаимодействие с партнерами, адекватная и оперативная реакция на изменения внешней среды, формирование новой концепции обслуживания населения, характеризующейся открытостью, комфортностью, общедоступностью, разнообразием форм и методов, а также включённость библиотеки в систему межрегиональных и международных профессиональных коммуникаций, использование дополнительных источников финансирования за счёт благотворительных фондов и коммерческих структур.

Н.Т. Чуприной удалось показать, что развитие внешних коммуникаций способствовало объединению вокруг библиотеки не только пользователей, читателей, но и других учреждений культуры и информации, образовательной и социальной сфер, всего населения. Среди объектов, объединяющих людей, названы книга, информация, досуговые формы работы, а также возможность обсуждать острые социальные проблемы защиты прав населения, экологии, борьбы с преступностью, наркоманией и др.

Большую ценность представляют приложения к книге, раскрывающие развитие организационной структуры библиотеки, её взаимодействие с партнёрами и внешней средой, тематический план всероссийской школы библиотечной инноватики, план профессиональной учёбы персонала областной библиотеки, социологические анкеты. Весьма полезен для читателей список рекомендуемой литературы, включающий свыше 200 наименований.

К сожалению, несмотря на то, что в работе говорится об отсутствии правовых актов, непосредственно регламентирующих инновационную деятельность, никаких предложений по их разработке не высказано.

В целом книга Н.Т. Чуприной вносит существенный вклад в теоретическую разработку проблем инновационной деятельности, раскрывает практический опыт, является ценным и полезным изданием и представляет интерес для учёных, преподавателей вузов и колледжей, работников библиотек.

  
На главную