Научные и технические библиотеки №8 2005 год
Содержание:

Шрайберг Я.Л., Линдеман Е.В. Сравнительный анализ деятельности и перспектив развития отечественных и зарубежных библиотечных консорциумов. Часть 2

Шилов В.В. О типологии библиотечных фондов. Терминологический анализ

Столяров Ю.Н. Зарождение и развитие вузовского курса "Библиотечный фонд"

Редькина Н.С. Основные направления работы технологических служб библиотек

Сукиасян Э.Р. Послесловие к статье Н.С. Редькиной "Основные направления работы технологических служб библиотек"

Осадчук Л.Г., Машукова Н.Ф. Экологический информационный центр в библиотеке


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Сукиасян Э.Р. Термин стандартизован - будьте внимательны!


НАША ПРОФЕССИЯ

Авраева Ю.Б. Слагаемые управленческого успеха

Маркова В.Н., Чернышева Е.А. Диагностика управленческих навыков библиотечных менеджеров


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пашин А.И. Новый взгляд на инновационную деятельность библиотек


ЮБИЛЕИ

Арзуханов А.С. Человек слова и дела. (К юбилею Армена Ованесовича Адамьянца)


НАШИ АВТОРЫ


УДК 02

Послесловие к статье Н.С. Редькиной
"Основные направления работы
технологических служб библиотек"

Сегодня многие библиотеки только подходят к пониманию технологической культуры своего производства, поэтому статья Н.С. Редькиной поможет разобраться в содержании и функциях технологической службы. Библиотеки получат возможность грамотно проработать свои документы, в том числе - должностные инструкции. В связи с этим становится принципиальным вопрос о дифференциации должностных инструкций. Н.С. Редькина рассматривает должностную инструкцию технолога, заведующего технологическим отделом. Однако в штатном расписании такой должности нет. Обратите внимание: нет такой должности, но это не мешает автору так называть иллюстрируемые должностные инструкции.

Я не вижу большой проблемы в том, что в штатном расписании нет технологов. Это - функция, а не должность. Не должно быть в библиотеке по должности технологов или методистов, как не должно быть психологов или социологов. В библиотеке должны работать библиотекари с соответствующей подготовкой и определенными функциями. Этот вопрос - методологический: библиотека - системный организм и работа каждого сотрудника должна в конечном итоге связываться с решением задач библиотеки по обслуживанию читателей. Ради этого библиотека существует как социальный институт в обществе. Равно так же, как в школе: с детьми работают не физики, химики, математики, а учителя. Это - должность, а вот всё остальное - функция, конкретные обязанности, определяемые местом того или иного лица в системе.

Если бы мы пошли иным путем, то в штатном расписании отдела, которым я руководил 20 лет в РГБ, оказались бы врачи, агрономы и зоотехники, инженеры (12 специальностей), химики и физики, литературоведы и историки, короче говоря, носители 65 специальностей по диплому.  Я не смог бы руководить таким коллективом. У меня были библиотекари с отраслевым образованием (90 человек, 65 разных дипломов), все окончили, кроме того, Высшие библиотечные курсы, при приеме знали один иностранный язык, года через четыре изучали второй, затем - третий. Моя задача состояла в том, чтобы все они оптимально использовали свои знания, функционально выполняя обязанности систематизатора высокой квалификации. Должностные инструкции соответствовали не отрасли знания, а должности. Отрасль знания называлась обязательно, так как должностная инструкция - персонифицированный документ. Главные библиотекари, помимо основных функций, выполняли методическую работу, имели право и были обязаны заниматься обучением сотрудников. Старшие библиотекари работали. Библиотекари учились и были подконтрольны - такова работа систематизатора.

Боюсь, что психолог по диплому, если мы его возьмем на должность психолога в библиотеку, сам придумает себе "задачи" и "функции" и не позволит директору себя контролировать. Так, к сожалению, кое-где происходит.

Еще раз хочется, в этой связи, сказать: начинать разработку документации надо с "Характеристики рабочего места", уже на её основе составлять должностную инструкцию. Это - нормальный путь, снимающий многие вопросы. Напомню: мы уже говорили об этом в нашей дискуссии с Л.П. Павловой (Науч. и техн. б-ки. - 2003. - № 5).

Сукиасян Э.Р., член редколлегии сборника

  
На главную