УДК 02
Послесловие к статье Н.С. Редькиной
"Основные направления работы
технологических служб библиотек"
Сегодня многие библиотеки только подходят к пониманию
технологической культуры своего производства, поэтому статья Н.С. Редькиной
поможет разобраться в содержании и функциях технологической службы. Библиотеки
получат возможность грамотно проработать свои документы, в том числе -
должностные инструкции. В связи с этим становится принципиальным вопрос о
дифференциации должностных инструкций. Н.С. Редькина рассматривает должностную
инструкцию технолога, заведующего технологическим отделом. Однако в штатном
расписании такой должности нет. Обратите внимание: нет такой должности, но это
не мешает автору так называть иллюстрируемые должностные инструкции.
Я не вижу большой проблемы в том, что в штатном расписании
нет технологов. Это - функция, а не должность. Не должно быть в библиотеке по
должности технологов или методистов, как не должно быть психологов или
социологов. В библиотеке должны работать библиотекари с соответствующей
подготовкой и определенными функциями. Этот вопрос - методологический:
библиотека - системный организм и работа каждого сотрудника должна в конечном
итоге связываться с решением задач библиотеки по обслуживанию читателей. Ради
этого библиотека существует как социальный институт в обществе. Равно так же,
как в школе: с детьми работают не физики, химики, математики, а учителя. Это -
должность, а вот всё остальное - функция, конкретные обязанности, определяемые
местом того или иного лица в системе.
Если бы мы пошли иным путем, то в штатном расписании
отдела, которым я руководил 20 лет в РГБ, оказались бы врачи, агрономы и
зоотехники, инженеры (12 специальностей), химики и физики, литературоведы и
историки, короче говоря, носители 65 специальностей по диплому. Я не смог бы
руководить таким коллективом. У меня были библиотекари с отраслевым
образованием (90 человек, 65 разных дипломов), все окончили, кроме того, Высшие
библиотечные курсы, при приеме знали один иностранный язык, года через четыре
изучали второй, затем - третий. Моя задача состояла в том, чтобы все они
оптимально использовали свои знания, функционально выполняя обязанности
систематизатора высокой квалификации. Должностные инструкции соответствовали не
отрасли знания, а должности. Отрасль знания называлась обязательно, так как
должностная инструкция - персонифицированный документ. Главные библиотекари,
помимо основных функций, выполняли методическую работу, имели право и были
обязаны заниматься обучением сотрудников. Старшие библиотекари работали.
Библиотекари учились и были подконтрольны - такова работа систематизатора.
Боюсь, что психолог по диплому, если мы его возьмем на
должность психолога в библиотеку, сам придумает себе "задачи" и "функции" и не
позволит директору себя контролировать. Так, к сожалению, кое-где происходит.
Еще раз хочется, в этой связи, сказать: начинать разработку
документации надо с "Характеристики рабочего места", уже на её основе составлять
должностную инструкцию. Это - нормальный путь, снимающий многие вопросы.
Напомню: мы уже говорили об этом в нашей дискуссии с Л.П. Павловой (Науч. и техн.
б-ки. - 2003. - № 5).
Сукиасян Э.Р., член редколлегии сборника
|